Викторина для учащихся 6-8 классов по биологии
Тема: «Угадай Меня!»
Неделя биологии, химии и географии в нашей школе проводилась в первой декаде апреля. Викторина получилась веселая, интересная, познавательная. Участвовали две команды по 7 человек. Команды были сборные, по несколько учеников с каждого класса. Готовили представление команды, название и девиз.
Внеклассная работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.
Методы и приемы: словесно – наглядный, самостоятельная работа и работа в группах, игровые моменты.
Оформление и оборудование: Мультимедийная доска, презентация.
Задачи мероприятия:
Образовательная: повышение мотивации к учению, расширить знания учащихся по биологии.
Воспитательные: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, вырабатывать умение правильной самооценки, формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, учить общаться в коллективе.
Развивающие: развивать память на основе различных приемов запоминания на примере биологического материала, внимание, умение сопоставлять.
Ход викторины:
Учитель биологии:
«Апрель пришел, апрель явился,
Дождем ворвался на бегу
И в настроении веселом
Плясал на тающем снегу…
В тумане в изморози зябкой
Звенела радостно капель,
И дождь выстукивал морзянкой:
«Апрель пришел!
Привет, апрель»…
Здравствуйте! Вот и наступила долгожданная весна. Природа присыпается от зимней спячки, все вокруг начинает расцветать буйством красок. И в такие прекрасные денечки хочется только радоваться и получать от жизни удовольствие.
Сегодня мы встретились, чтобы получить удовольствие от игры двух замечательных команд.
Наша викторина называется «Угадай Меня!». Вам нужно будет узнать о каком организме идет речь. От каждой команды по очереди выходит по одному человеку и выбирает тему и номер вопроса, команда либо отвечает сразу, либо обсуждает вопрос и затем отвечает.
Активное участие в викторине принимайте, свои знания выявляйте!
Всего 40 вопросов, разделены на 4 темы: животные, грибы, растения, птицы. (Слайд 2)
Животные: (Слайд 3)
1. Какое животное имеет сходство с цветком? (Гидра, актиния) (Слайд 4-5)
2. Как называют личинку бабочки? (Гусеница) (Слайд 6-7)
3. Какие организмы растут на протяжении всей жизни? (Растения, кораллы) (Слайд 8-9)
4. У каких простейших отсутствует форма тела? (Амеба) (Слайд 10-11)
5. Какой зверь самый крупный? (Кит синий полосатик) (Слайд 12-13)
6. Как назеваются организмы, которые живут за счет других питаясь соками его тела? (Паразиты) (Слайд 14-15)
7. Кого из простейших зоологи относят к животным, а ботаники к растениям? (Эвглена зеленая) (Слайд 16-17)
8. Какие животные могут обходиться без воды дольше всех? (Верблюды) (Слайд 18-19)
9. Какие одноклеточные являются самыми хищными? (Инфузории) (Слайд 20-21)
10. Каких моллюсков можно есть живыми? (Устрицы) (Слайд 22-23)
Птицы: (Слайд24)
1. Какой птицей называют обратную сторону монеты? (Орлом) (Слайд 25-26)
2. Какая птица подсчитывает годы нашей жизни? (Кукушка) (Слайд 27-28)
3. Какая птица спасла Рим? (Гусь) (Слайд 29-30)
4. Как зовут сказочную птицу, которая при приближении смерти сгорает, потом опять возрождается из пепла? (Феникс) (Слайд 31-32)
5. Какая птица с древних времен символизирует мудрость? (Сова) (Слайд 33-34)
6. Какой птичке установлен памятник в Петербурге? (Чижику) (Слайд 35-36)
7. Какие птицы не летают? (Страусы) (Слайд 37-38)
8. В названии какой птицы содержится профессия? (Птица секретарь) (Слайд 39-40)
9. Какая птица занималась доставкой почты? (Голубь) (Слайд 41-42)
10. Самые болтливые долгожители среди птиц? (Попугаи) (Слайд 43-44)
Растения: (Слайд 45)
1. Комнатное растение – съедобное – его листики можно добавить в салат или съесть прямо так. Оно лечит горло, снижает кровяное давление. (Каланхоэ) (Слайд 46-47)
2. У какого растения все части имеют стойкий горьковато – пряный запах? (Полынь) (Слайд 48-49)
3. Назовите антисептик, который накапливается в морской капусте. (Йод) (Слайд 50-51)
4. Листьями какого растения можно остановить кровотечение. (Пастушья сумка) (Слайд 52-53)
5. Чай из листьев этого растения используют при лечении кашля? (Мать-и-мачеха) (Слайд 54-55)
6. Лист какого растения можно приложить к месту укуса пчелы? (Подорожника) (Слайд 56-57)
7. Назовите растение с грозным, убийственным названием. (Зверобой) (Слайд 58-59)
8. Какое растение самое быстрорастущее? (Бамбук) (Слайд 60-61)
9. Это дерево с массой 2500 тонн, растущее в калифорнии, является одним из самых тяжелых живых существ на земле. (Секвойя) (Слайд 62-63)
10. Назовите самое мелкое из цветковых растений, плавающих на поверхности водоемов. (Ряска) (Слайд 64-65)
Грибы: (Слайд 66)
1. С какими грибами французы поступают так же, как наши грибники с мухоморами? (Белый гриб) (Слайд 67-68)
2. Без какого гриба нельзя испечь хлеб? (Дрожжи) (Слайд 69-70 )
3. Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора? (Бледная поганка) (Слайд 71-72)
4. Какой гриб ищут с помощью специально обученных собак и свиней? (Трюфель) (Слайд 73-74)
5. Название какого гриба в переводе с французского языка обозначает просто гриб? (Шампиньон) (Слайд 75-76)
6. Каким грибом лечиться лось? (Мухомор) (Слайд 77-78)
7. Какие грибы чаще всего родятся в березняке? (Подберезовики) (Слайд 79-80)
8. Растут на опушке рыжие подружки. А зовут их… (Волнушки) (Слайд 81-82)
9. Нет грибов дружней, чем эти,- знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята) (Слайд 83-84)
10. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые …. (Лисички) (Слайд 85-86)
Заключение.
Подведение итогов. Награждение команд.
Ребята читают стих
«Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но, чтоб её лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стержнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таёжных дебрях тигра,
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!!!»
(Н. Старшинов)
Литература:
1. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова, 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010. -208 с.
2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М. Просвещение, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.