Внеклассное мероприятие по экологии
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Цели:
-углубление экологических знаний обучающихся;
-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
-воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе,
желание заботиться о ней;
Задачи:
· Учить детей быть ответственными за свои поступки.
· Формировать культуру поведения в природе.
· Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Оборудование:
· мультимедийный проектор;
· картинки с изображением животных, растений, грибов;
· карточки с заданиями.
( В игре принимает участие параллель вторых классов. От каждого класса-команда по восемь человек в каждой ).
Ход мероприятия
Организационный момент.
Есть
на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
-Вы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в ваших руках и от вашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.
-И сейчас, я предлагаю вам проверить себя, готовы ли вы сохранить и сберечь всё то, что с такой щедростью дарит вам Матушка-Природа.
У нас 3 команды:
«Синие» (символ. Воды, чистого неба)
«Красные» (символ огня, яркой зорьки, заката и спелых ягод)»
«Зелёные» (символ растений на нашей планете)
-Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.
I. Первая станция. «Царство растений».
- Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
-Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».
– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова «ПРИРОДА».
У каждой команды лист и карандаш.
(Ответы: род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).
3-й конкурс. «Мир растений»
В результате перестановки букв получаются названия представителей растительного мира.
Куб. Лье. Пила. Пони. Ритм. Атлас. Насос. Мошкара.
(Ответы: бук,ель,липа,пион,мирт,салат,сосна,ромашка)
4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
5-й конкурс. «Какие листья, плоды и на каком дереве они растут?»
Лист берёзы –
берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …
6-й конкурс. «Цветочная азбука»
Написать цветы на каждую букву.
А___________________
Б___________________
В___________________
Г___________________
Д___________________
II. Вторая станция. «Царство Животных».
-Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера
Про всех на свете.
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
2-й конкурс. «Мир животных»
-В результате перестановки букв получаются названия животных.
Акр. Год. Лов. Тик. Ток. Брак. Корт. Полк. Сила. Соль. Банка. Колос. Корма. Норов. Шкала. Шнурок. Плесень.
(Ответы: рак,дог,вол,кит,кот,краб,крот,клоп,лиса.лось,кабан,сокол,комар,ворон,шакал,коршун,слепень).
-А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
Есть на речках
лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
Над рекою он
в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
На спине я дом
ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
Волны к берегу
несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
3-й конкурс «Знатоки животных»
-Каких вы знаете животных, в названии которых всего лишь три буквы?
(Ответы: сом,язь,сиг,сыч,чиж,ара,рак,оса,лев,жук,бык,кот,вол)
4-й конкурс «Детёныши Животных»
- Назовите детёнышей животных.
белка
бельчонок
бобр
бобрёнок
верблюд
верблюжонок
гусь
гусёнок
заяц
зайчонок
индейка
индюшонок
коза
козленок
кошка
котёнок
крокодил
крокодилёнок
курица
цыплёнок
лев
львёнок
лошадь
жеребёнок
овца
ягнёнок
перепел
перепелёнок
свинья
поросёнок
собака
щенок
утка
утёнок
5-й конкурс. «Забавные зверюшки».
-Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
III. Третья станция. «Царство Грибов».
-Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
-Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
-А сейчас мы отправляемся за грибами.
-Вы любите собирать грибы?
1-й конкурс. «На лесной полянке».
-Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
2-й конкурс. «Мир грибов»
-Вам нужно пройти через «болото», написать название гриба, вернуться назад.
-А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
3-й конкурс. Игра «Собери грибочки».
(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
4-й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословиц. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицы.
(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»,
«Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут»).
Текст пословиц представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
IV. Четвёртая станция. «Экологическая».
– Ребята, что такое «экология»?
-Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Конкурс «Экологический знак».
-Нарисовать экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей природе.
( Не разжигай костров в лесу. Не рви траву и цветы. Не ломай ветки деревьев. Не дави насекомых. Не разоряй гнезда птиц. Не бросай мусор в лесу и в речку.)
-Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.
Слово для подведения итогов я предоставляю
жюри. (Награждение команд).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.