Внеклассное мероприятие по литературному
чтению, посвящённое творчеству К.И.Чуковского
в 4 классе.
( учитель начальных классов Черная Г.
В.)
Цель: повторение и закрепление знаний о творчестве К.И.Чуковского
Задачи:
- развивать мышление, воображение, речь, интеллектуальные, познавательные
способности обучающихся
- формировать навыки осознанного выразительного чтения
- воспитывать интерес к произведениям Чуковского
- воспитывать чувства сопереживания за свою команду;
В конкурсной программе принимают участие 2 команды
Ведущий- Наш праздник я
хочу начать с загадки: «Без языка, а обо всем рассказывает, без головы, а все
знает, без ног, а везде бывает». Это …. (Книга).
Книга – великое чудо. Недаром народ сложил о ней много загадок и
пословиц. Некоторые пословицы вы можете сейчас прочитать (чтение пословиц).
- Чтение – вот лучшее учение.
- Кто много читает, тот много знает.
(5 учеников читают стихотворения о книге).
1. Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
2. Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?
3. Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
4. Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет, и не было границ.
5. Ей открыты все дороги,
И на всех материках,
Говорит она на многих
Самых разных языках.
Учитель: Ребята, сегодняшняя наша конкурсная программа посвящена творчеству замечательного детского писателя – сказочника. А вот как его зовут, вы узнаете, разгадав кроссворд.
1-й конкурс «Назови автора»
Рассмотрите
внимательно картинки. Героев сказок или их имена впишите в клетки кроссворда.
Из букв, которые будут записаны в выделенных клетках, составьте слово – и вы
узнаете фамилию писателя.
Команда, участники которой быстрее и правильно впишут слова в клетки
кроссворда и назовут фамилию писателя, получит 5 баллов.
Слова-отгадки: тараканище, муха, Айболит, крокодил, носорог, воробей,
светлячок, кенгуру, Мойдодыр.
Фамилия писателя – Чуковский
– Молодцы! Конечно, все эти сказки написал чудесный детский писатель К.И. Чуковский. И все вы его очень хорошо знаете. (Открывается портрет)
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Родился К.И.
Чуковский 1 апреля 1882 года в Петербурге. Отец из их семьи ушёл, и мать вместе
с сыном переехала в Одессу. Там маленький К.И. Чуковский начал учиться. А
Корней – это не совсем его имя. По- настоящему его звали Николай Корнейчуков.
Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось Корней Чуковский. Свое
литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по
наследству его детям, внукам и правнукам.
Когда ему было 13 лет, он был уже журналистом. Став журналистом, он стал
интересоваться детской литературой и особенностями детской речи. К.И. Чуковский
был очень весёлый и интересный человек. Он очень любил детей и старался писать
для них интересные сказки. И дети очень любили его произведения. А вы любите?
(Да.)
В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, открылся музей К.И.
Чуковского. Здесь можно встретиться с Мойдодыром , Бармалеем, Крокодилом,
увидеть те комнаты, где жил проказник Бибигон.
В этом поселке есть библиотека. Местные жители называют ее «дом дедушки
Корнея». Потому что ее на свои деньги построил и укомплектовал, был в ней
главным работником все тот же писатель Чуковский.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик
капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал
рассказывать ему сказку:
Жил
да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик
неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец
снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово
в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминал сам Корней Иванович: “Однажды,
работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь.
Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из
кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо,
надо умываться,
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет « Мойдодыр».
– А теперь проверим, как вы готовились к сегодняшней нашей встрече.
2-й конкурс «Узнай героя»
1. Назовите героев, пришедших в гости к Мухе-Цокотухе. (Тараканы, блошки, бабочка, бабушка пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик).
2. Кто звонил по телефону в одноименном произведении? (Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки, цапли, олень, носорог.)
Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте некоторые строки и скажите, о ком в них говорится.
3.
А она за мной, за мной,
По Садовой, по Сенной. (Мочалка)
4.
Побежало по кустам,
По березовым листам... (солнце)
5.
Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый... (таракан)
6.
Кому принадлежат следующие слова:
Если захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)
7.
О, если я утону, если я пойду ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными? (Айболит)
8.
И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких да, очень маленьких детей. (Бармалей)
9. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку. («Федорино горе)
10. Назовите сказку, в которой происходит преступление – покушение на убийство. («Муха-Цокотуха»)
11. Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался. (Бармалей)
12.
Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
У меня живот болит! («Барабек»)
13. Какого рогатого зверя испугались портные из стихотворения «Храбрецы». (Улитка)
14. Кто спас зверюшек от тараканища?
15. Зачем Айболит ехал в Африку?
16. Почему у Федоры поселились тараканы?
17. Что просил крокодил для Тотоши и Кокоши?
18. Кто затушил море, которое подожгла лисичка?
19. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
20. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
21. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
22. Назовите маленького проказника. (Бибигон)
3-й конкурс «Прочти отрывок»
Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок.
Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.
Долго,
долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“Путаница”)
Бедный
крокодил
Жабу проглотил. (“Тараканище”)
Вдруг
навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… (“Мойдодыр”)
…И
со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. (“Телефон”)
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил. (“Бармалей”)
А
в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное… (“Краденое солнце”)
Жил
да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?” (“Крокодил”)
4
конкурс «Поступок героя».
Учитель: я
называю героев сказок Чуковского, а вы должны сказать, какой поступок совершал
каждый из них (или поступки).
Айболит (вылечил животных)
Крокодил (заставил грязнулю умыться; солнце проглотил; Бармалея проглотил, а
потом отпустил его)
Бабочка (потушила пожар на море)
Воробей (съел таракана)
Комар (срубил голову пауку, освободил муху – Цокотуху)
Федора (убрала в доме, вымыла всю посуду)
За каждый правильный ответ – 1 балл.
5 конкурс «Федорино горе »
В названиях стихотворений К.И. Чуковского кто- то перепутал одну букву. Прочитайте названия этих стихотворений правильно.
Гадость.
Кармалей.
Крашеное солнце.
Кутаница.
Мокдодыр.
Муза – цокотуха.
Федорино море.
Худо – дерево.
Пил на свете человек.
Мелефон.
За каждое составленное слово - 1 балл.
6 конкурс «Собери стихотворение».
Каждая команда получает 8 бумажных полосок, на каждой полоске написана
строка стихотворения.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Нужно собрать правильно строки из произведения.
Команда, выполнившая задание быстрее и верно, получает 5 баллов.
7
конкурс «Кто больше?»
В
течение 3 минут нужно написать как можно больше животных из сказок Чуковского.
Какая команда напишет больше, та и получит 5 баллов.
8 конкурс «Каждому герою свой предмет».
Учитель показывает картинки с разными предметами (по очереди каждой
команде). Нужно определить, кому из героев сказок они принадлежат. Но вы должны
не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого
произведения, в котором о ней говорится:
телефон – У меня зазвонил
телефон… (“Телефон”)
воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде... А за ним
комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)
мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)
термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)
мочалка – И мочалку, словно галку, словно галку проглотил.
(Мойдодыр)
перчатки – А потом позвонили зайчатки:
нельзя ли прислать перчатки?
За
каждый правильный ответ – 1 балл.
9 конкурс «Чудо - дерево». На дереве висят макеты книг – сказок К.И.
Чуковского. На обложках этих книг названия частично стёрлись, остались только
первые буквы. Попробуйте отгадать все названия.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Ай….(болит).
Барм…(алей).
Кро…(кодил).
Мой…(додыр).
Пут… (аница).
Тара…(канище).
Теле…(фон).
Физминутка.
Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши.
(Машите рукой).
Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши.
(Дотрагиваетесь до уха).
А потом на барабане, медвежонок поиграй.
(Стучите по ногам).
Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай!
( Кладёте голову на руки и закрываете глаза).
10 конкурс «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
Веселится
народ- |
Нет
– нет! Соловей |
И
мне не надо |
Лечит
маленьких детей, |
Только
вдруг из – за кусточка |
А
посуда вперёд и вперёд |
А
за ним – то народ |
Солнце
по небу гуляло |
Свинки
замяукали – мяу – мяу, |
11 конкурс «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит
- (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)
12 конкурс.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
13 конкурс « Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ |
ЦКТХ |
МЙДДР |
ФДР |
ЙБЛТ |
ТРКНЩ |
КРКДЛ |
КРКЛ |
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
14 конкурс «Героический поступок»
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит |
Зажгли море. |
Воробей |
Проглотил солнце. |
Крокодил |
Помыла свою посуду. |
Комар |
Вернул солнце в небо. |
Федора |
Потушила море. |
Медведь |
Спас Муху – Цокотуху. |
Бабочка |
Съел таракана. |
Лисички |
Вылечил зверей. |
Конкурс "Загадки от автора"
1. Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо, цыпленок).
2. Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел! (Пароход).
3. Красные двери,
В пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы, зубы, рот).
4. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива).
5. Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала - побежала.
Глядите, побежала телега у меня. (Грузовик).
6. Два коня у меня. Два коня.
По воде они возят меня,
А вода тверда, словно каменная. (Коньки).
7. Растет она вниз головою,
Ни летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька).
8. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа).
9. На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода -
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке,
С бородою из мочалки. (Чучело).
10. Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка с ниткой).
11. Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Паровоз).
12. Много этого добра,
Возле нашего двора,
А рукою не возьмешь,
И домой не принесешь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок -
Там и нет ничего. (Туман).
13. Вот иголки и булавки,
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ежик).
14. Я лаю со всякой собакой
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою,
Когда же в дали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: "У-у". (Эхо).
Ведущий.
Наш праздник подходит к концу и хотелось бы подвести итог викторины и закончить таким стихотворением:
Пусть много детвора читала, Пускай тут каждый эрудит.
Чудесных книг ещё немало
Прочесть нам в жизни предстоит.
Закончен праздник. Он у нас рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.