Внеклассное мероприятие по математике в 5—6-х классах "Зажги салют!"
Цель: создание условий для развития логического мышления, а также создание условий для развития интереса учащихся к математике.
Задачи:
Оборудование: компьютер, видеопроектор, конверты с высказываниями известных математиков, карточки-задания для команд.
Предварительная работа:
Игру сопровождает компьютерная презентация.
Ход занятия
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас!
Мой
юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может и ученым
И будешь математику любить.
Сегодня мы с вами будем играть. А как называется игра, вы узнаете, если ответите на мои вопросы.
Она совсем как цифра 3. (З)
Первая буква алфавита. (А)
Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
Следующую букву мы узнаем без труда - очень горбится всегда. (Г)
А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала. Что осталось на трубе? (И)
Грянул
гром, веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный :(салют).
Игра называется - Зажги салют! И на этой игре вам понадобится внимательность и наблюдательность, смекалка и сообразительность.
В игре участвуют две команды (представление команд). Каждая команда пройдет ряд станций. За каждый правильный ответ на вопрос и правильное решение задач будет выдаваться звезда. Звезды выдавать вам будет наблюдательная станция (представление жюри).
В конце игры в честь команды, набравшей наибольшее количество звезд, будет зажжен салют. Собирать звезды мы с вами будем, путешествуя по следующему маршруту:
Станция 1: "Угадай-ка"
Станция 2: "Соображай-ка"
Станция 3: "Внимательная"
Станция 4: "Сказочная"
Станция 5: "Игровая"
Итак,
считайте, отгадывайте,
Угадывайте, решайте.
Задачи будут трудные,
Но вы не отступайте.
Станция "Угадай-ка"
"Величие человека - в его способности мыслить". Эти слова великого французского ученого Паскаля. Способность быстро соображать проверит станция "Угадай-ка".
Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:
а) **** и ***;
б) 32** и 31**.
Угадайте корни уравнения
а) 5 . х = 4 . х
б) у . у - 1 =15
За каждое правильное решение команда получает звезду.
Станция "Соображай-ка"
Народная мудрость гласит "Ум без догадки гроша не стоит". Итак, дерзайте.
1.Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа.
2,3,4,5,6,7: 3,7,11,15,19,23,:
10,9,8,7,6,5, .. 9,1,7,1,5,1,:
5,10,15,20,25,30,... 4,5,8,9,12,13,:
9,12,15,18,21, ... 25,25,21,21,17,17,:
8,8,6,6,4,4,... 1,2,4,8,16,32,:
2. Буквы спрятались. Найдите спрятанные буквы и запишите слова.
1. МТМТК 2.МТР 3.ТНН 4.МНТ 5. ЗДЧ
Ответ: математика, метр, тонна, минута, задача.
3. Решите ребусы.
Команды имеют возможность получить 5 звезд за первое задание, 2 звезды за второе задание и 3 звезды за третье задание. Дополнительную звезду получает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Станция "Внимательная"
Сначала послушайте индусскую притчу.
Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко". Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. - Ты видел, как тебя пугали?" "Нет, повелитель я смотрел на молоко".
Не слышать и не видеть ничего постороннего, - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим, насколько внимательны представители наших команд. Сейчас для вас я прочитаю задачи, но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце.
За каждую решенную задачу присуждается 2 звезды.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2.
У
четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3.
Летняя
задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
Станция "Сказочная"
На этой станции необходимо решить две задачи, одна из которых - ваше домашнее задание. Будьте внимательны. За каждую решенную задачу присуждается звезда.
1. У Карлсона есть ведро варенья, оно вмещает 7 л. У него есть два пустых ведерка - 4-литровое и 3-литровое. Помогите Карлсону отлить 1 л варенья к чаю в меньшее (3-литровое) ведерко, оставив 6 л в большом (7-литровом) ведре.
Решение задачи заполнить в таблице.
№ |
Действие |
А (7 л) |
Б (4 л) |
В (3 л) |
0 |
|
7 |
0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Можно ли в тетрадном листке вырезать такую дырку, через которую пролез бы человек? (домашнее задание).
Ответ:
Станция "Игровая"
На этой станции представлены игры: "Не собьюсь!", "Кто больше", "Бой петухов", "Найди цифру", "Гонка за лидером" и "Счастливый случай". Каждая команда по ромашке выбирает себе по две игры. За каждую выигранную игру присуждается звезда.
"Не собьюсь!"
Встав в круг, нужно сосчитать до 30 по порядку, только вместо чисел, которые делятся на 3 говорить "Не собьюсь!".
"Кто больше"
Из слова "арифметика" команды должны составить как можно больше слов из букв данного. Примеры: ар, икра, фирма, ферма, фата, река, риф, миф, мера, еретик, мак, фара, тик, рифма, ерик, тара, мат, кит, метка, тема, кара, марка, крем, тир, метр
"Бой петухов".
За спиной игрока закрепляется карточка с заданием. Каждый игрок должен разглядеть карточку соперника и решить пример.
(5 * 4 - 20) * 17 |
27 * (2 * 5 - 10) |
"Найди цифру".
На доске 2 плаката, на которых написаны числа от 1 до 21. Участники команды (по одному от каждой команды) зачеркивают их по порядку.
Победившей команде - 1 звезда.
1 |
19 |
5 |
|
14 |
7 |
1 |
9 |
11 |
17 |
|
4 |
20 |
10 |
13 |
21 |
3 |
|
11 |
15 |
13 |
4 |
8 |
12 |
|
2 |
8 |
6 |
10 |
14 |
6 |
|
16 |
12 |
17 |
18 |
2 |
16 |
|
5 |
18 |
3 |
15 |
20 |
7 |
|
19 |
9 |
21 |
"Гонка за лидером".
Командам задаются вопросы - четные вопросы первой команде, нечетные - второй (команде-лидеру - первой). Верный ответ - 1 звезда.
"Счастливый случай"
Команде выбравшей эту игру сразу присуждается звезда.
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. В честь команды-победительницы зажигается салют.
Ну а теперь мне бы хотелось, чтобы мы вместе подвели итоги нашей игры. В конвертах у каждой команды лежат высказывания. Какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшней игре. Я даю вам две минутки ознакомиться и выбрать подходящее высказывание.
"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!"
Д. Пойа
"Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым"
А.П. Конфорович
"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами"
Г. Лессинг
"Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим"
Блез Паскаль
"Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед".
А. Нивен
"Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому".
Д. Пойа
"Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".
И. Лафатер
Всем
спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья, обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь
Говорю я: до свиданья,
До счастливых новых встреч
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.