Внеклассное мероприятие по математике,,Турнир эрудитов" 10 класс
Оценка 5

Внеклассное мероприятие по математике,,Турнир эрудитов" 10 класс

Оценка 5
pdf
23.03.2024
Внеклассное мероприятие по математике,,Турнир эрудитов" 10 класс
турнир эрудитов 1.pdf

мкоу «ДУККИПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА имГНи П. САЛИМХАНОВА»

Открытое внеклассное мероприятие

«Турнир эрудитов»

Провела в 10 массе учитель математики Ахмедова Алипат Магомедовна

                         23.11.2021 г.

Турнир эрудитов по физике для обучающихся 10 класса

Турнир эрудитов по физике (10 кл.)

Цель: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора, повторение пройденного материала.

Ход игры

Представление команд капитанами, девиз — З бал.

Разминка.

Участвуют все члены команды. В течение 1 мин. командам задают вопросы, игроки должны ответить на них. Если затрудняются, то говорят: «Дальше». Задача команд заключается в том, чтобы дать как можно больше правильных ответов. В случае неверного ответа либо его отсутствия ведущий сам даёт правильный ответ. За каждый правильный ответ по 1 бал. В ходе разминки подсчитывается общее число баллов, набранных каждой командой и сообщается счёт игры.

1 команда

1.  Воздушная оболочка земли (атмосфера)

2.  Как называется маленькое количество воды (капля)

З. В каких единицах измеряется масса атома в СИ (кг)

4.   Где край света? (там, где начинается тень)

5.   Числовые значения первой космической скорости для земли. (N7,9 км/с)

6.   Вещество, сжигаемое для получения теплоты (топливо)

2 команда

1.  Кто говорит на всех языках? (эхо)

2.  Учёный, в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль)

З. Прибор для измерения массы тела (весы)

4.            Что видно, если ничего не видно? (туман)

5.            То, что есть у магнита (полюс)

6.            Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения (капилляр)

З. Физики — искатели (загадки с подсказками)

Вначале читают вопрос, если ответа на него не наступает, даю подсказку. В случае затруднения даю ещё одну.

Подсказки есть не ко всем вопросам, иногда их две, иногда -

одна. Если дали ответ сразу - получаете 5 бал., если после первой подсказки - на 1 балл меньше, после второй - на 2 6 меньше.

1 команда

1.    Она имеется у всех. Уменьшается при работе. если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измеришь.

подсказка 1: От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково, и у высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.

Подсказка 2: А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше. (энергия).

2.    он бывает в космосе, дома. на улице, в классе тоже. Есть у автомашин, чаще снаружи. Без него дома скучно. Он бывает естественным и искусственным. Без него было бы мрачно.

Подсказка 1: Без него никто бы не работал.

И мы бы не учились.

С ним и ночью в лесу не страшно.

Его не любит сова и летучая мышь. Когда он есть, дети плохо спят.

Подсказка 2: Кошкам он не очень нужен. Летом его очень много. Зимой мало. Без него растения растут белыми. он может быть красным, белым и зелёным (свет).

2 команда

1.         Из-за этого типа сплошь и рядом нарушается закон сохранения механической энергии.

Подсказка 1: Его часто ругают.

Подсказка 2: Но часто и благодарят,

Подсказка З: Без него мы даже с места сдвинуться не можем (трение).

2.         Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп. Чтобы его получить, раньше наши бабушки и дедушки в корытах месили коровьи лепёшки, делали из них кирпичи, сушили их, а потом сжигали. А сейчас для этого нужны фабрики с трубами.

Подсказка 1: когда его очень много, хочется в душ. Когда его

очень мало, мы не можем жить. У него странное

поведение: наверху его всегда больше, чем внизу

Подсказка 2: Когда оно есть, все люди весёлые и хотят на

работу и в школу, а когда его нет, дети прячутся по домам. Животные и растения получают его от солнца (тепло).

4.  Историко-физическая викторина

( вопросы физиков к историческим фактам и событиям).- 4 б.

1 команда

1.     В 907 г. киевский князь Олег и его дружина пошли походом на Византию. Узнав об этом, византийцы закрыли гавань Константинополя цепью, преградив путь судам пришельцев. Тогда князь повелел своим судам причалить, где возможно, к берегу и «поставить» корабли на колёса. Приказ был выполнен. И суда «помчались» к городу на суше.

? Вопрос: Что могло привести в движение корабли ?

(корабль мог гнать вперёд попутный ветер).

2.     Один из защитников осаждённого фашистами в Великую Отечественную войну Севастополя — разведчик Морской пехоты И.П. Дмитришин рассказал такой эпизод: по склону горы («высоты»), где находились наши солдаты, «ухнул» тяжёлый немецкий снаряд. Недолет. Но... от места взрыва покатились камни. Один из них внизу подорвал немецкую мину, находящуюся на большом минном поле, окружавшем «высоту».

? Вопросы: На какую идею мог натолкнуть взрыв этой мины наших солдат, сдерживающих продвижение противника? как объяснить смысл этой идеи с

точки зрения физики? (Наши солдаты могли попытаться прочистить путь через минное поле, используя камни - валуны. эти камни, стронутые с места и движущиеся по склону с «высоты» вниз, могли приобрести большую

скорость за счёт превращения своей потенциальной энергии в кинетическую. Их удары по мине способны подрывать последние. При этом каждый валун мог увлекать за собой другие, создавая каменную лавину - «подрывников»).

2 команда

1.     Эпизод Куликовской битвы (1380 г.). Передовой полк русских должен был принять на себя главный удар врага. Предводитель войска русского - князь Дмитрий донской хорошо продумал вооружение и тактику ведения боя

войнами этого полка. Несколько рядов воинов использовали щиты и копья разной длины, создавая из них «защитную стенку». У передних копья были короче, у задних — длиннее. Наступающий татаро-монгольский конник встречал не одно копьё, а натыкался сразу на несколько; смертельные раны были неизбежны.

? Вопрос: Какие физические явления «участвовали» в этом

замысле князя Дмитрия? (Давление острых копий,

«сопротивление» твёрдых щитов).

2.     В документальном рассказе гвардии лейтенанта И.М. Журбы говорится о таком факте времён минувшей Отечественной войны. При отражении одной из атак фашистов наши подбили вражеский бронетранспортёр, в котором бойцы нашли около 60 резиновых жгутов. При взгляде на эти вроде бы бесполезные жгуты у И.М. Журбы появилась идея: создать с помощью жгутов и сучьев деревьев «малокалиберную артиллерию»; используя в качестве снарядов гранаты — лимонки.

? Вопросы: Как можно было реализовать эту идею, как объяснить её? (из массивных сучьев сделать большие прочные рогатки, к ним привязать концы резиновых ЖГУТОВ. Рогатки вбить в землю. В каждый жгут вложить по гранате — лимонке. Один солдат должен натянуть жгут, другой разжать кольцо гранаты, выдернуть чеку, и пустить «снаряд». Выброс гранаты обеспечивала сила упругости, возникающая в жгуте при его деформации в процессе растяжения).

5. Из истории Шерлока Холмса (З бал.)

1 команда

1.      Посмотрите, Ватсон, на дне флакона лежат монеты. Их туда поместил мошенник, дело которого я вёл. Он был хитёр, и, чтобы не тратить свои деньги, он показывал в трактире флакон с монетами. Переворачивал его, но

монеты не выпадали. Тогда он говорил, что расплатится потом, и уходил.

Шерлок Холмс перевернул флакон и попытался достать хотя бы одну монету, но из этого ничего не вышло.

? Как же прежний владелец флакона, умудрился засунуть в него монеты? (он мог сделать это, нагрев горлышко флакона и одновременно сильно охладить монеты).

2.      Шерлок Холмс продолжал извлекать вещи из своего ящика. На столе кроме них стояли начищенные до блеска серебряный кофейник и чашечка с кофе. Он отпил глоток кофе и продолжал:

-                           Посмотрите-ка, друг Ватсон, на трость, которую вы

держите в руках. Это была толстая трость чёрного цвета с тяжёлым

набалдашником — одна из тех, что Шерлок Холмс именует «веским доказательством».

Толстый железный наконечник совсем стёрся с одной стороны, а по середине краску как будто специально соскоблили. Холмс сидел ко мне спиной, и я думал, что мои манипуляции остаются незамеченными.

-                           Ну - с, Ватсон, какого вы мнения о ней?

-                           Откуда вы знаете, чем я занят? Можно подумать, что у вас глаза на затылке? — сказал - :

я.

-                           чего нет, того нет, - ответил он.

? как мог Шерлок Холмс видеть то, что делает доктор Ватсон? (Холмс наблюдал за изображением Ватсона в серебряном кофейнике).

Я нелпенно

ногу сказать, где

(Постукнаа« тростью,

-                           Ну что. дорогой ной,    нравно. сокровища воев»    - спроевп Шерлок

-                           Вот е.цё             стакан с закручна•ощнйсв В этот сыкан ч н•лввап бросал в нее олово н его.

-                            * вас не поннн.аю. Мне не осуществнно,

-                           верые.    проверьте. друг Ватсон,

Можно ли в воде расплавить олово? (можнО, т.к. кипения воды зависит от давления: чем оно больше, чем выше, Имевшийся у Шерлока

Холмса стакан выдержал, по - вцданону. очень большое давленве - достаточное для эаквпанвч при темперазуре впа«пенвя

б. Поединок капитанов.

за каждый проввпьный ответ - бал.

а) «гвзвческ•ве тернвны»

1.  добавив (убрав) букву в слове. составьте новое. например:

чайки + н чайник блок + а • (колба) норка + е (камера) лапа н (лампа) кузов - о • (звук) алмаз п (плазма) алнса - а (сила) ряд + о • (ядро) динар + а • (р«двон)

2.  Заменив букву в слове и переставно буквы, получите физ.

т        ерник: удав (у о) в•да

у» кулон

Х Ньютон. Попов. Дара«н. Гап«лей

З. ла». секунда.

ало, «трек,  нано, нвкро.  нег•

6. нет». локоть, п.дь

слово вз столбца к елову аз левого с«олбца, чтобы получать устойчивое словосочетание.

Ударнав ... дыра

Критмческае              Точка

Ионная ... З. Проницаемость

Чёрная 4. дуга

Удельная 5. Температура Материальная б. Поверхность

Магнитная 7. Турбина

Электрическая 8. Теплоёмкость

Паровая 9. волна

10. свободная 10. Связь

1-9, 2-5, 3-10, 4-1. 5-8,          7-3. н, 9-7, 10-6.

В. Физико-биолоп•ческав викторина.

(ВОПРОСЫ, в которых описана биологическая свтуацц•, а объяснатъ её »ебуея•ч е точки зрения физике).

~乀丶、


乁¢

刃n Ⅷ ¢、

? Зачем? (жир - источник, биологического топлива, нужного птице для перепата: его сгорание дает энергию, приводящую в движения крылья. жировая прослоика замедляет теплообмен с окружающей средой и сохраняет тепло А“.ла для пзмцы).

З. Чтобы уберечь от разорения медведем гнездо поселившихся в дупле лесного дерева пчел, решили около дуба повесить тяжёлое бревно.

? Как следует подвесить и почему оно убережёт гнездо?

Как действует установка? (Бревно подвесить вертикально над дуплом так, чтобы оно прикрыло вход и образовался маятник. Подбираясь к гнезду пчел, медведь вынужден оттолкнуть его. бревно начнёт колебательные движения и периодически ударять медведя).

4.     машина застряла в лесной яме. А рейс срочный. Кроне верёвки и топора, у шофёра ничего нет, помощь не предвидится.

? Как вытащить машину из колдобины? (привязать машину верёвкой к дереву, которое потом подрубить так, чтобы падало в противоположную от машины сторону. Верёвка натянется, создаст силу тяги и вытащит машину).

5.     Отправляясь в зимний поход или на дальнюю прогулку, опытные люди между носками наматывают «портянки» из газет.

? С какой целью они это делают? (бумага и воздух между её слоями служат теплоизолирующим материалом, позволяющим уберечь тепло конечности).

игра для болельщиков.

Прибор для измерения атм. давления (барометр) длина траектории тела (путь)

Единица измерения давления (паскаль)

Слово, которое воскликнул Архимед, когда сделал важное открытие. (Эврика!)

Значение скорости света (300000 кн/с)

Название сосудов, соединенных между собой (сообщающиеся)

Мельчайшая частица вещества (молекула)

То, без чего не бывает измерительных приборов (шкала)

Подведение итогов игры. Награждение команд.

ДУККИПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДУККИПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Турнир эрудитов по физике для обучающихся 10 класса

Турнир эрудитов по физике для обучающихся 10 класса

З. Физики — искатели (загадки с подсказками)

З. Физики — искатели (загадки с подсказками)

Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп

Без него люди умирают, растения тоже, у детей возникает грипп

Эпизод Куликовской битвы (1380 г

Эпизод Куликовской битвы (1380 г

Шерлок Холмс именует «веским доказательством»

Шерлок Холмс именует «веским доказательством»

Холмса стакан выдержал, по - вцданону

Холмса стакан выдержал, по - вцданону

Магнитная 7. Турбина Электрическая 8

Магнитная 7. Турбина Электрическая 8

Зачем? (жир - источник, биологического топлива, нужного птице для перепата: его сгорание дает энергию, приводящую в движения крылья

Зачем? (жир - источник, биологического топлива, нужного птице для перепата: его сгорание дает энергию, приводящую в движения крылья

Значение скорости света (300000 кн/с)

Значение скорости света (300000 кн/с)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2024