Внеклассное мероприятие
по русскому языку
для учащихся 7-8 классов
«Занимательная грамматика».
Цели: приобщить учащихся к
изучению русского языка, развивать сообразительность, логическое мышление,
стремление быть активными, творческими и всесторонне развитыми личностями,
воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки
с заданиями, ручки, листы бумаги, музыкальное сопровождение мероприятия,
мультимедийный проектор для показа презентации
Ход мероприятия.
Дорогие друзья! Сегодня в нашей школе проходит
турнир знатоков русского языка! Встречаются команды 7-8 классов. Посмотрим,
какая команда разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше
знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте,
думайте, размышляйте!
Ведущий 1:
Родной язык! В нём нежность, вечность, сила.
Я с ним росла: и не по букварю Сладчайшие слова
произносила - Сначала - мама, а потом - люблю.
Ведущий 2:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, - Выучи русский
язык!
Ведущий 1:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Ведущий 2:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник –
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Домашнее задание. Приветствие команд.
I тур. Разминка
1. Маленький Алёша говорит: "Папа, как я
буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет гнедого карандаша?"
Какого карандаша не было у Алёши?
(коричневого)
2. Какие знаки препинания ставятся в начале
предложения?
(многоточие, тире, кавычки)
3. Укажите существительное или несколько
существительных женского рода.
Профессор, вермишель, шампунь, тюль, шимпанзе,
тополь.
(вермишель)
4. У каких существительных нет формы
единственного числа?
Они, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки,
каникулы, сутки.
(бигуди, жалюзи, санки, каникулы, сутки)
5. Какой знак препинания был введён Н.
Карамзиным?
(тире)
6. В древнерусском языке было слово, которое
обозначало 10.000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим
сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое?
Найдите его в реплике Чацкого:
Когда
в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа. .
(Тьма)
7. Какая буква русского алфавита всегда стоит
под ударением? (ё)
8. Что правильно? Декоративный
А)Служащий
для украшения;
Б)С крапинками, пятнистый;
В)Исполненный ручным трудом.
9. Какой падеж существительного никогда не
употребляется с предлогами? (именительный)
10. Что означают выражения:
Шиворот-навыворот;
Спустя рукава;
Точить лясы.
2.Отгадай загадки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
3. Задание: Назвать фразеологизмы. (1 балл).
1 команда: быстро бежать (во весь дух, сломя голову), тесно (яблоку негде упасть),смеяться (умирать со смеху); медленно (черепашьим шагом),
2 команда: хорошо знать (как свои пять пальцев), падать духом (вешать нос),
уединяться (запираться в четырёх стенах); легко (раз плюнуть, пара пустяков),
испугаться (поджать хвост).
4.Задание: Инсценировать фразеологизмы (пантомима). Команды должны отгадать фразеологизм.
1 команда: руки чешутся, топтаться на одном месте;
2 команда: развешивать уши, положа руку на сердце;
3 команда: кусать себе локти, два сапога пара.
5. «Гонка за лидером или дальше, дальше, дальше»
1 команда:
1. Сколько звуков в слове лью? (три)
2. Антоним к слову высокий (низкий)
3. У меня зазвонил телефон. Кто говорит? (слон)
4. Прилагательное с корнем мороз (морозный)
5. Объясните значение выражения «работать спустя рукава» (плохо)
6. Как проверить написание словарного слова? ( по словарю)
7. Часть слова без окончания. ( основа).
8. Проверочное слово к слову кормушка (корм)
9. Слово не воробей … (вылетит – не поймёшь).
10. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении (окончание)
2 команда:
1. Сколько звуков в слове ель? (три)
2. Синоним к слову отважный (храбрый)
3. Кто спас Муху – Цокотуху? (комар)
4. Прилагательное со словом дом (домашний)
5. Объясните значение выражения «ворон считать» (отвлекаться)
6. Часть слова, стоящая перед корнем (приставка)
7. Проверочное слово к слову трава (травы)
8. Не спеши языком,… (спеши делом)
9. Слово с приставкой под-…
10. Сколько гласных букв в русском алфавите? (33 буквы)
6. Объясните значение выражения «работать засучив рукава» (старательно)
7.Задание: Загадка – анаграмма (для капитанов). Нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось новое существительное. Определить род и число.
Сосна – насос, куст – стук,
кайма – майка, карп – парк,
деталь – дельта, корма – комар.
8. Задание: Сочинить четверостишье на тему «Весенняя музыка».
9. Игра с болельщиками. «Замени одним словом.»
Рукой подать – близко
В час по чайной ложке – медленно
Во весь дух – быстро
Морочить голову – обманывать
Засучив рукава – старательно
Зарубить на носу – запомнить
Обвести вокруг пальца – обмануть
Яблоку негде упасть – тесно
Прокатить с ветерком – очень быстро.
Разгадай ребусы.
1. 2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9.
10. Прочитайте название русской народной сказки.
11.Разгадай шарады.
1. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье — слог второй,
А в целом - школьный столик твой.
2. Мой первый слог - предлог,
Во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
3. Начало - голос птицы.
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
4. Первый слог найдешь средь нот,
А второе - бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.
5. Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали,
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким.
6. Из писка птиц
Мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
7. Вы рыбного супа названье возьмите,
Букву «М» к началу присоедините,
Тут же всем и каждому знакомое
Явится в ответе насекомое.
8. Мой первый слог - это предлог,
Согласья знак - второй мой слог,
Мой третий слог — судьбина злая,
Всё вместе - в праздник получаем.
9. Первый слог для измеренья круга нужен,
Два вторых совместно значат «век».
В целом - огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек.
10. Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта,
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета.
Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно,
но нам пора расставаться. Мне остается поблагодарить вас за активное и дружное
участие. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Заключительное слово
предоставляется жюри.
Награждение
Листок ответов.
Отгадай загадки
Ответы:1 Запятая 2 Букварь 3 Письмо 4 Школьная доска 5 Мел
6 Тетрадь 7 Дневник 8 Звонок 9 Цветные карандаши 10 Ручка
Разгадай ребусы.
Ответы: 1- подушка, 2-фонарь, 3- незабудка, 4-рукав. 5-подарок, 6-сапоги, 7-дельфинарий, 8- семья, 9- ворона, 10 – «Колобок».
Кроссворд.
Ответы:1буквы, 2 союз, 3 число, 4 разбор, 5 род, 6 слова, 7точка.
Листок ответов.
Отгадай загадки
Ответы:1 Запятая 2 Букварь 3 Письмо 4 Школьная доска 5 Мел
6 Тетрадь 7 Дневник 8 Звонок 9 Цветные карандаши 10 Ручка
Разгадай ребусы.
Ответы: 1- подушка, 2-фонарь, 3- незабудка, 4-рукав. 5-подарок, 6-сапоги, 7-дельфинарий, 8- семья, 9- ворона, 10 – «Колобок».
Кроссворд.
Ответы:1буквы, 2 союз, 3 число, 4 разбор, 5 род, 6 слова, 7точка.
Отгадай загадки.
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
Разгадай ребусы.
1. 2. 3. 4. 5.
6. 7. 8. 9.
10. Прочитайте название русской народной сказки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.