Внеклассное мероприятие по творчесву В,И. Белова Вологодского писателя
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие по творчесву В,И. Белова Вологодского писателя

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
12.11.2022
Внеклассное мероприятие по творчесву В,И. Белова Вологодского писателя
Мероприятие для 7-9 классов по творчеству В. И. Белова Привитие уважения, любви к Малой родине
В.БеловПлан - конспект внеклассного мероприятия _ЛАДные игры.docx

Внеклассное мероприятие для старшеклассников(7-9 классы)

«ЛАДные игры»

(по творчеству Василия Ивановича Белова).

 

07.10.2022г.

 

Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством В.И. Белова

 

Задачи:

- пробудить любовь к своей малой родине;

- показать, что главное для человека – полнота бытия.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты рассказов В.Белова, оформление кабинета русского языка. Презентация к игре

 

Содержание мероприятия:

 

Ход мероприятия

Слово преподавателя:

 

Василий Иванович Белов для многих жителей Вологодской области – это часть нашей родины, всего того, что нас окружает. Его слово о Вологодской земле продолжает звучать далеко за пределами нашего региона. Родился он в октябре 1932 года в д. Тимониха, Вологодской обл., в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. С1959 по 1964 год учился в Москве в Литературном институте. В те же годы стал членом Союза писателей СССР.

С 1964 года жил в г. Вологде, деля свое время между нею, Москвой и деревней Тимонихой. Издано много книг: прозы, публицистики, драматургии.

Широкую известность Белову принесла повесть «Привычное дело» (1966), Сборник очерков о народной эстетике «Лад» (1982), сборник рассказов «Душа бессмертна», «Бухтины вологодские завиральные» - собрание историй о деревенской жизни. Многие знают Белова по фильмам:

·                   Африканыч —1970 год

·                   Плотницкие рассказы — 1973 год

·                   Целуются зори — 1978 год

Умер писатель в 2012 году в Вологде.

В этом году Беловская неделя проходит с 14 по 24  октября. 

В рамках Всероссийских Беловских чтений на Вологодчине доброй традицией стало проведение мероприятий, посвящённых Василию Ивановичу Белову, в образовательных учреждениях и учреждениях культуры.

Мы присоединяемся к этому замечательному культурному событию. Наше мероприятие называется «ЛАДные игры». Название соотносится с его книгой очерков о народной эстетике «Лад».

Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, «опыт людей, которые жили до нас», помогают нам создавать будущее. «Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности, — говорил Василий Иванович. Книга вышла в 1982 году.

Составлена из последовательных разделов:

- «Круглый год» (сезонные чередования крестьянской работы и жизни).

– «Подмастерья и мастера».

– Работы и рукоделья женские.

– «Родное гнездо»

– «Жизненный круг»

- «Еда и одежда».

– Искусство народного слова

В этом году мы решили устроить соревнование. Конкурсы будет оценивать жюри.

Представление жюри.

 

Уже в первых произведениях Белова наметилась основная линия его творчества - интерес к теме русской северной деревни, теме крестьянства. Тогда же отчётливо обозначалась центральная авторская идея - сохранение традиционной деревенской культуры как духовной основы и необходимого условия развития современного российского общества. «Бухтины Вологодские. Завиральные». Правильнее сказать - это юмористическая повесть, в которой раскрываются характеры простых людей северной деревни, их чувство юмора, доброта, тепло и любовь к жизни.  Героем этой повести является  Кузьма Иванович Барохвостов, человек, обладающий великолепным чувством юмора, любящий приврать, ввести в заблуждение своих друзей и знакомых.

Домашнее задание

 

Инсценировка бухтин

 

В произведениях Василия Ивановича Белова Встречается немало диалектов нашего  Вологодского края. Мы с вами живем, можно сказать, в сельской местности и диалекты нам тоже известны. Вот такие слова встречаются в его рассказах. Вам необходимо их объяснить. За каждый правильный ответ команде 1 балл.

Конкурс «Диалекты»

насмока – насморк  

не чует – не слышит

судачить – поговорить

сулить – обещать

портки – брюки

шастать – ходить, где не положено

осьмушка – горсть 1/8 кг

корежить – таскать из стороны в сторону

лежни – лодыри

обуяла – одолела, захватила

напостыло – надоело, печалиться

явгать – капризничать

волочить – тянуть

тятя – папа

обуться – одеться

котомка – сумка

хряснуться – упасть

выкамариваться – выделываться, бахвалиться.

наровить – угождать

шибко – сильно

ужо – подождать

чонки - санки.

исподка -  мужская рубаха с глухим воротом.

туес -  короб из бересты.

вёдро - хорошая погода.

лохань – посудина для стирки белья

дроля – любимый человек

В следующем задании необходимо  заменить диалектные фразы словами,  которые мы сейчас употребляем

Конкурс «Догадка» (реконструировать текст,)

1. «Деревни-то все нарушаются, молодые по городам укатились, дома нарушают, тепереча в новые домики рвутся» («Деревни-то все разрушаются, молодежь по городам разъехалась, дома разрушают, теперь в новые квартиры рвутся»)

2. «Дай-ко нарядину сюда, надо ребёнка одить. Одинешь нарядинку-то получше и пойдёшь в церькву 

 («Дай-ка одежду сюда, надо ребенка одеть. Оденешь одежду-то получше и пойдешь в церковь»)

 3. «Над лоханью рукомойник с покрышкой медной на железной чепочке»  («Над тазом умывальник с медной крышкой на железной цепочке»)

4. «Ориша, пойдём, оболоки меня. Надо обудки-то да оболочки колько! Худая ноне погода, всю недилю оболочка»  («Ариша, пойдем, одень меня. Надо обуви да одежды сколько! Плохая сегодня погода, всю неделю пасмурно»)

В разделе книги «Лад» «Древотесное-камнетесное» Белов пишет: «Жажда созидания, в чьих объятиях издревле находится человек, загадочна и обычными средствами необъяснима. Что движет человеком, когда он строит? Где и как зарождается дух творчества, преодолевающий статичную косность, подвигающий на созидание красивого, необычного, а иногда и физически непосильного? Неизвестно...»

В этом разделе описано как строилась русская изба и дом из чего состоял крестьянский дров, из каких построек.

Вам необходимо отгадать по картинкам место или предмет в русской избе.

Конкурс «Русская изба»

 

В разделе «Подмастерья и мастера Белов пишет: «Существовало взаимное влияние различных видов мастерства, профессиональное умение не было замкнутым. Глядя на хороший глиняный сосуд, столяр заражался азартом доброго дела и старался блеснуть перед гончаром своей табуреткой. Такое соревнование незаметно продвигало мастера к подлинному искусству.

Человек еще не успел научиться ходить, но уже тянется к отцовскому молотку. Да еще и гвоздь норовит забить.»

В мешке находится предмет, посвященный промыслам нашего края

Вам нужно угадать, что в мешке;

Конкурс  «Кот в мешке»

1. Его называют «географическим универсамом». О нём говорят: «Он - золото, с ним и старые дышат молодо!», из него изготавливают парусину, прочные приятные телу ткани, нити для кружева. Иначе его называют северным шёлком. (Лен)

2. Это называли «мировой обуткой». (Лапти)

3. Приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. (Веретено)

4. Расширяющийся книзу удлинённый глиняный (есть и стеклянные) горшок для молока. Кринка похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки.

 

 

Конкурс «Старинные русские игры»

Во второй части книги «Лад» есть раздел «Игры», где автор описывает старинные русские игры и их правила.

Игра. Это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. Игры бывают самые разные: детские и взрослые, мужские и женские, одиночные и общие, весенние и зимние, дома и на улице, шумные и тихие, полезные и вредные, спортивные, интеллектуальные и т.д. и т.п. Какие-то из этих свойств нередко соединяются в одной игре.

Умеет молодежь нынче веселиться, петь и плясать

Поди не только петь умеют, а играть любят. А мы-то в молодости как умели играть. В теплое время соберемся перед домом, мужчины и женщины, парни и девушки. Мужики приветствуют друг друга снятием шапки с головы, а мы, женский пол, встречаем их с улыбкой. Девчонки -то помоложе начинают перешептываться, похихихивают.

 

Мигалки

Участников приглашаем  на игру «Мигалки». Ребята из 1 команды стают сзади за стульями, а участники из 2 команды садятся на стул в круге, один стул лишний. Ведущая подмигивает участнику, сидящему на стуле, участники, которые стоят должны догадаться, кому она подмигнула, и  удержать своего игрока. Если же игроку удалось убежать, он садиться на свободное место, а если нет, остается на своем месте.

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами».

Лодыжки

Старинная русская настольная игра «Лодыжки»

Лодыжки – костяные шишки в конце голени, под ступнёю, с наружной и внутренней стороны, щиколотки, образуемые концами большой и малой берцовых костей // козна, бабка или костыга (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, И–О. М.: Русский язык, 1981, с.262).

Лодыжник – охотник до игры в кости (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, И–О. М.: Русский язык, 1981, с.263). 

У Белова в книге «Лад» про эту игру написано следующее. Классической русской летней мужской игрой была воспетая А. С. Пушкиным игра «в бабки». Ее любили одинаково дети, подростки и юноши, а в свободное время были не прочь поиграть и женатые. «Бабки» – суставные бараньи и телячьи кости, оставшиеся после варки студня, назывались еще козонками, кознями. Их копили, продавали и покупали, они же передавались как бы по наследству младшим мальчикам.

От команды по 1 участнику играют в эту игру.

Конкурс «Вопросы о детстве»

Вопрос 1: С какого возраста вы начали помнить себя? Например, Л. Толстой помнил себя сознательно с 4-летнего возраста. Ответы детей... «Способность игнорировать неприятное и ужасное вероятно, главный признак детской поры. И злое, и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминались одинаково ярко на всю жизнь» - говорит Белов.

Вопрос 2: Какое самое яркое впечатление, испытанное в детстве, вам помнится и сегодня? Ответы… «Прямолинейное и волевое насаждение хороших привычек вызывало в детском сердце горечь, отпор и сопротивление. В хорошей семье ничего не заставляют делать. Ребенку самому хочется делать. Личный пример жизненного поведения взрослого неотступно стоял перед детским внутренним оком. Семья ещё в детстве прививала невосприимчивость ко всякого рода нравственным вывертам», - таковы мысли писателя.

Вопрос 3: Какой труд помните вы из своего детства? Ваша любимая работа, занятие? Ответы... «Летом на детей обрушивалось так много всего, что иные терялись от восторга, не знали, куда ринуться, и не успевали испытать всё, что положено испытать летом. Шалаш на покосе, лесная избушка, ловля рыбы, костерок с печёной картошкой, езда на конях...», - пишет Василий Иванович.

Вопрос 4: Лето - это маленькая жизнь. Что запомнилось из летней поры больше всего и дорого вам до сих пор? Ответы... «Нежная заботливость родителей необязательно проявлялась открыто, но она проявлялась везде. Когда бьют печь, кто-нибудь слепит для ребёнка птичку из глины. Возвращаясь из леса, каждый старается принести ребятишкам гостинец от лисы, зайца. Если отец плотничает, т о обязательно наколет детских чурбачков», - читаем у Белова.

Вопрос 5: Какую заботу родителей вы чаще всего ощущали на себе? Чем и как вас баловали? Надо ли детей баловать? Ответы... «Большое место занимали в детской душе домашние животные: конь, корова, телёнок, собака, кошка, петух. Все имели различные клички, свой характер. Иногда взрослые закрепляли за ребёнком отдельных животных, поручали их, так сказать, персональной опеке», - говорит нам Василий Иванович.

Вопрос 6: Был ли у тебя друг «меньший», опекал ты его, если любил, то за что? Ответы... Последний вопрос: Похоже ли детство писателя Василия Белова на ваше? Хуже оно, лучше, или верно утверждение, что детство - это всегда счастье?  Ответы... Какие мы - в детстве? Мы крепко любим маму и папу, доверяем им свои тайны, мы верим, что добро всегда победит зло, мы наблюдаем за каждым муравьём, подкармливаем воробушков, мы бегаем под тёплым июньским дождём по лужам. И нам- хорошо. Это счастье. Счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному. Дерзайте, ищите, зарывайтесь в книги, воспитывайте свою душу, несите радость и свет тем, кто рядом. Пусть заряд счастья, полученный в детстве не иссякнет, так учит нас писатель. Будьте неповторимыми. Мир и лад вашему дому


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное мероприятие для старшеклассников(7-9 классы) «ЛАДные игры» (по творчеству

Внеклассное мероприятие для старшеклассников(7-9 классы) «ЛАДные игры» (по творчеству

Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе

Лад в народной жизни — стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе

В следующем задании необходимо заменить диалектные фразы словами, которые мы сейчас употребляем

В следующем задании необходимо заменить диалектные фразы словами, которые мы сейчас употребляем

В этом разделе описано как строилась русская изба и дом из чего состоял крестьянский дров, из каких построек

В этом разделе описано как строилась русская изба и дом из чего состоял крестьянский дров, из каких построек

Мигалки Участников приглашаем на игру «Мигалки»

Мигалки Участников приглашаем на игру «Мигалки»

Белов. Вопрос 2: Какое самое яркое впечатление, испытанное в детстве, вам помнится и сегодня?

Белов. Вопрос 2: Какое самое яркое впечатление, испытанное в детстве, вам помнится и сегодня?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2022