Внеклассное мероприятие на тему: «Познай самого себя»
Цели и задачи: осознание учащимися уникальности сущности природы человека; развитие навыков самопознания; воспитание уважения к себе, другим людям; формирование активной гражданской позиции.
Класс: 11
Оборудование: флип-чарт, листы А1, А4, маркеры, фломастеры, цветные клейкие листы (стикеры).
Введение
Человек… Кто он такой? На первый взгляд, этот вопрос совсем прост. Кто не знает, кто такой человек? Ведь на уровне здравого смысла каждый из нас уверенно выделяет человека из окружающей среды, его отличие от других существ кажется вполне очевидным. Но в том-то и дело, что то, что кажется нам наиболее знакомым, на самом деле является наиболее сложным, как только мы делаем попытку заглянуть в глубину его сущности.
Человек – уникальное творение Вселенной. Она труднодоступна для изучения, непостижимая, загадочная. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут полностью раскрыть сущность человека. Называя те или иные качества человека, философы ищут среди них определяющие, принципиально важные, в частности: человек есть политическое существо (Аристотель); это мыслящее существо (Р. Декарт); человек – это существо, производящее орудие труда (Б. Франклин); человек разумный (Homo sapiens) (К. Линней); это единственное существо, знающее, что оно есть (К. Ясперс); человек актер, то есть играющий (Хейзинг).
Эти определения, как и другие, здесь не названы, составлялись постепенно, в зависимости от того, как раскрывались творческие возможности человека в процессе его эволюции. И пока существует человечество, будут продолжаться поиски человеком ответа на вопрос – кто же он есть. И любое его решение будет оставаться таким же незавершенным, как и история человечества, проблемой, потому что каждый человек дает эти определения самому себе. Следовательно, философскую программу постижения человека можно афористически определить словами Сократа: «познай самого себя».
Этим и другим вопросам будет посвящен наш тренинг.
Актуализация опорных знаний учащихся
Упражнение-знакомство "Мой герб".
Цель: познакомить участников, развивать у участников навыки самопредставления, формировать положительную смооценку.
Ход упражнения
Педагог-ведущий выясняет с участниками, что такое герб, что на нем может быть изображено, какой он может быть формы, цвета и т.д.
Герб (пол., от нем. Erbe, наследие) – символ государства, города или рода.
Далее педагог-ведущий раздает каждому участнику лист бумаги формата А4, разноцветные фломастеры. Участникам предлагается придумать и нарисовать свой собственный герб, в котором нужно представить свое имя (его значение или происхождение, почему так назвали), свой образ, жизненное кредо, свою семью, ее традиции и т.д.
Для выполнения задания дается 10 минут. Дальше педагог-ведущий предлагает каждому презентовать свой герб. После этого участники прикрепляют свои работы к плакату «Наша группа».
Педагог-ведущий также участвует в упражнении и создает свой герб.
Принятие правил работы группы. Упражнение "Давайте дружить".
Цель: научить участников разрабатывать и принимать правила работы группы, формировать ответственное отношение к собственному поведению.
Ход упражнения
В начале упражнения педагог-ведущий предлагает обсудить:
– Почему правила важны в жизни человека и общества?
Правила и законы помогают регулировать отношения людей в любой сфере человеческой деятельности. Чтобы группа работала продуктивно, чтобы каждый из вас чувствовал себя комфортно и мог действовать эффективно, нам нужно принять правила группы – законы, согласно которым будет жить и работать группа в течение тренинга.
Первый этап. педагог-ведущий раздает каждому участнику несколько маленьких клейких листов (стикеров) и просит написать одно или несколько условий сотрудничества (каждое на отдельном стикере), необходимых именно ему для эффективной работы, дружеской атмосферы в группе.
Второй этап. Далее педагог-ведущий объединяет участников в три подгруппы и предлагает составить небольшой список пожеланий (не более пяти) в группу, отвечающую на вопросы:
– Какими должны быть участники группы, как вести себя, что делать, а чего – не для того, чтобы можно было создать атмосферу дружбы?
После этого в общем круге каждая подгруппа выносит на обсуждение одно из своих предложений. И только после того, как вся группа примет правило, педагог-ведущий записывает его на плакат "Правила нашей группы". Далее по кругу оговариваются все остальные предложения подгрупп.
При обсуждении предложений участники других подгрупп могут дополнять их и уточнять. Желательно, чтобы группа приняла 6-8 правил.
Ориентировочными правилами могут быть следующие:
· Выражаться лаконично.
· Быть активными.
· Уважать мнение другого.
· Быть веселыми, улыбаться.
· Быть честными, объективными, открытыми.
· Быть дружескими и терпимыми.
Вниманию педагога-тренера!
При записи правил на плакат «Наши правила» педагогу-тренеру можно разделить его на три части – права, обязанности, запреты (возможно это будет условный раздел).
Важно обратить внимание участников (и по возможности делать это при записи на плакат) на то, что некоторые запреты можно переформулировать в желаемые нормы поведения. Например, не называть друг друга по фамилиям и прозвищам, а обращаться друг к другу по имени.
Ожидание участников.
Цель: научить участников определять свои ожидания и определять цель занятия.
Ход упражнения
педагог-ведущий обращается к участникам:
– Сегодня на занятии речь пойдет о человеке, что он собой представляет, в чем заключается феномен его природы. Попробуем разобраться, почему существуют понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «личность», «гражданин». А также попытаемся познать самого себя; выяснить как личностные черты влияют на нашу жизнь, поведение, отношение к себе, своей семье и своей Родине.
Далее педагог-ведущий предлагает определить, что каждый из участников ожидает получить от занятия и записать это на маленьких цветных клейких листах (стикерах). После этого участники по кругу зачитывают свои записи и прикрепляют их к плакату «Наши ожидания» с изображением солнца, а именно в его центр.
Мозговой штурм «Что такое Человек?»
мишень: найти понятия «человек», «индивидум», «организм», «индивидуальность», «Я».
Ход упражнения
педагог-ведущий спрашивает участников:
– Как вы думаете, что такое человек?
– Какие понятия включает это слово?
Все высказанные предложения записываются на флип-чарте и педагог-ведущий подводит итоги учащихся:
Человек – это «индивидум», «организм», «индивидуальность», «Я». Все эти понятия касаются каждого человека. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивидум», «организм», «индивидуальность» и «Я».
На следующем этапе педагог-ведущий объединяет участников в четыре подгруппы, каждая из которых получает ватман, где записано одно из понятий: «индивид», «организм», «индивидуальность», «Я», а также конверт с надписями. (голова, голос, вес, завоевание симпатий, внешность, рост, ноги, почерк, принадлежность к роду человеческому, руки, реальное представление о себе, самоуважение, сердце, система кровообращения, система пищеварения, походка, которой хочет быть, какой хочет казаться окружающим , homo sapiens).
Далее педагог-тренр предлагает каждой группе выбрать и приклеить на ватмане карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывают его суть. После окончания работы представитель из каждой группы (спикер) делает презентацию плаката, объясняя, почему выбрали именно эти карты.
1 группа. Индивид
Homo sapiens, принадлежность к человеческому роду.
2 группа. Организм
Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.
3 группа. Индивидуальность
Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность, темперамент, характер.
4 группа. "Я"
Реальное представление о себе, самоуважение, завоевание симпатий, какой хочет быть, какой хочет казаться окружающим, саморазвитие, самосовершенствование.
Вопросы для обсуждения:
– Легко ли было выполнять вам эту задачу? Почему?
При обсуждении вопроса педагог-ведущий переходит в информационное сообщение.
Информационные сообщения.
В нашей жизни часто используют термины «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», «гражданин». Казалось бы, это схожие понятия, но только на первый взгляд.
Человек является биосоциальным существом. Как биологическое существо оно является продуктом биологической эволюции живых организмов. Биологические (естественные) свойства человека, характеризующие внутренний – нервно-психический механизм его организации, универсальны. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Биологическое в человеке проявляется в его полу, возрасте, составе психики, психических свойствах, организации высшей нервной деятельности (ум, память, мышление, эмоции, чувства, характер, темперамент, мотивация, воля).
Личная природа человека определилась так, что человек живет в обществе и, следовательно, является социальным существом, связанным с общественной жизнью, осознает свою роль в нем. Общество служит средой формирования сознания, мышления, интеллекта, чувств человека, его языка. Социальные свойства человека характеризуют приобретенный им социальный опыт, степень вовлеченности в различные виды общественных отношений. Требования общества определяют модели поведения, критерии оценки этого поведения и т.д.
Понятие «человек» в Большом толковом словаре современного языка определяется как «общественные существа, представляющие собой высшую степень развития живых организмов, имеющих сознание, владеющие членораздельным языком, производящие и использующие орудия труда». Следовательно, это понятие включает два аспекта: естественный и социальный. Действительно, человек воспринимается прежде всего как живое существо природы.
Человек – это биологическая категория, определяющая принадлежность живого существа к человеческому роду за определенными анатомическими особенностями и физиологическими функциями.
Основными чертами человека являются:
– развитость инстинктов, обеспечивающая возможность реализации разных интересов;
– наличие языка как средства общения и согласования деятельности человека;
– необходимость общения с себе подобными с целью достижения компромисса интересов;
– четкое разделение труда в человеческой среде, что позволяет достичь высокой степени организованности отношений.
Термин «индивид» (от лат. – «неделимый», греч. – «атом») – это безраздельная цельная часть человечества, отдельный представитель биологического рода homo sapiens. Этот термин подчеркивает, что человеческое существо, обладающее только ему присущими естественными психическими и физическими качествами, отличается от другого такого же существа. Индивид становится человеком только благодаря социальной преемственности в процессе деятельности – освоению опыта предыдущих поколений: системы общественных отношений, материальной и духовной культуры, знаний, традиций. Отсюда термины «человек» и «индивид» в некоторой степени взаимозаменяемы, когда словом «индивид» обозначается представитель человеческого мира. В человеке, человеческом индивиде естественное (биологическое) и социальное неотделимо, но все же социальное играет ключевую роль и именно оно отражается понятием «лицо».
Личность – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности (т.е. личность в широком смысле слова), развившаяся в обществе, прошедшая этапы социализации во всех аспектах (экономическом, политическом, идеологическом, правовом) и приобрела способность совершать сознательную, волевую деятельность. Термином «лицо» определяется социальное качество человеческого индивида, вовлеченного в общественные отношения, активность которого проявляется в его жизненной позиции, в осознании своего положения и места в развивающемся обществе).
Лицо – человек, имеющий исторически обусловленную степень развития, пользующийся правами, предоставляемыми обществом, и исполняющий обязанности, которые им возлагаются.
Именно на социальный характер категории «лицо» указывают следующие черты:
Разумность, то есть способность мыслить и принимать осмысленные, а не инстинктивные решения. Этот признак обуславливает возможность составления процесса общения субъектов.
Свобода, то есть возможность выбора из установленных обществом вариантов поведения именно того, который наиболее полно отвечает интересам личности и не нарушает прав других субъектов, что обеспечивает возможность осознанного отношения субъекта к собственному поведению.
Индивидуальность, проявляющаяся в наличии специфических черт, выделяющих личность из массы себе подобных. Именно это позволяет реально определить социальное положение, профессию, возраст, место личности в обществе.
Ответственность, характеризующаяся как возможность предусматривать результаты своих действий, управлять ими и самостоятельно нести ответственность в случае невыполнения обязанностей или нарушения прав других лиц. Эта черта обеспечивает определенное соотношение собственного поведения с интересами общества и его самооценку в соответствии с существующими стандартами.
Лицо формируется под влиянием двух факторов: 1) индивидуальных врожденных свойств; 2) социальной среды, влияющей на человека.
С возникновением государства и сферы отношений социальная категория «лицо» набирает политическое содержание и превращается в категорию «гражданин».
Гражданин – это человек, не имеющий права. Слово «гражданин» употребляется в разных значениях. Во-первых, это житель какой-нибудь страны. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, это слово имеет более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В старой Греции быть гражданином мог не каждый, это было почётно. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего соблюдать законы и защищать Отечество.
Гражданин имеет определенные особенности, позволяющие быть субъектом не только экономических и социальных, но и политических отношений.
Это лицо, принадлежащее к постоянному населению определенного государства.
Это лицо, пользующееся правами, предоставленными государством, и исполняющее обязанности, возложенные на него.
Это лицо, пользующееся защитой со стороны государства, как правовой, так и судебной.
Это лицо, несущее законодательно закрепленную ответственность при нарушении или неисполнении определенных решений, а также в случае нарушения субъективных прав других лиц или неисполнении собственных юридических обязанностей.
Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий законы и отвечающий за свои поступки. Каждый человек общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры.
Что такое личность? В этом понятии выражается самое главное, что присуще этому человеку – совокупность его внутренних качеств как общественного существа: что любит, ценит, как относится к другим, или умеет держать свое слово, самостоятельна или подвергается влиянию чужой воли. Человек и личность – это синонимы. Человек не обязательно является личностью (например, новорожденный), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Личность – это человек как носитель сознания. Личность – это конкретный индивидум с индивидуально выраженными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами.
Личностью не рождаются, а стают в определенных публичных условиях. Человек должен приложить определенные усилия, чтобы стать целостной, гармоничной личностью. Чем больше человек умеет управлять своими биологическими потребностями, подчинять их высоким стремлениям или направлять на достижение общественных целей, тем больше в человеке преобладает социальное и тем более развит он.
Если человеческая личность осознает свои качества, свою уникальность, свои недостатки и преимущества, она становится личностью – самодеятельной социальной и интеллектуальной единицей, приобретает признаки индивидуальности.
Упражнение "Кто я?".
Цель: развивать способность учащихся к самопознанию и самораскрытию своей личности.
Ход упражнения
В начале педагог-ведущий отмечает:
– У каждого человека есть собственное представление о том, что делает его уникальным, что отличает его от других людей. Наблюдая за собой, своими поступками, переживаниями человек часто сталкивается с их неоднозначностью, противоречивостью. Она стремится понять, что у них истинно, а что нет. Этот поиск происходит в процессе диалога. Внутренний диалог с самим собой или с другим человеком позволяет личности стать на позицию исследователя по отношению к самому себе. Это связано с тем, что в процессе диалога у человека развивается рефлексия. Рефлексия – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышлений о себе, осознание того, как воспринимают и оценивают его другие.
После этого он раздает каждому участнику лист А5 и предлагает нарисовать на нем лучистое солнце (10-15 лучей). Вдоль нарисованных лучей солнца каждому участнику следует написать ответы на вопрос «Кто я?».
– Используйте для описания себя характеристики, черты, чувства и интересы, начиная каждое предложение с местоимения «Я – …»
Далее педагог-ведущий предлагает каждому кратко представить себя.
Вопросы для обсуждения:
– Легко ли вам было отвечать на этот вопрос? Почему?
– Что нового о себе вы узнали?
Информационные сообщения.
Познание человеком самого себя, тайн своей жизни – один из аспектов его духовного поиска, уходящего в глубь веков. По преданию Платона, семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нем: "Познай самого себя!"
Каждое новое поколение людей стремится не только постичь общечеловеческое содержание проблем существа человека, но и творчески решить их согласно духу своего времени.
Юность – это возраст, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает сам себя. В этих поисках глубокое содержание: каждый может раскрыть свои реальные, до сих пор неизвестные возможности. Чтобы выявить и использовать их, нужно найти себя – то есть изучить и оценить. Сразу замечу, что никому не дано точно узнать свои возможности и определить свое будущее, но все же каждому по силам начертить свой путь создания себя. Каждому следует знать, что он способен усилить в себе, а что отбросить или хотя бы смягчить.
Упражнение «Мои ценности».
Цель: подвести участников к осознанию личных жизненных ценностей, формировать национальное самосознание, ответственное отношение к собственной жизни.
Ход упражнения
Педагог тренер спрашивает у участников:
– Как вы понимаете понятие «жизненные ценности»?
– Какие «жизненные ценности» вы знаете?
После всех ответов педагог-ведущий подытоживает:
– Вообще, ценность – это очень широкое понятие. Ценностью можно назвать и дорогостоящие предметы, и взаимоотношения. Ценности, важные для молодых людей, ваших ровесников – это индивидуальные жизненные ценности. Однако многие индивидуальные ценности являются и общественными ценностями, то есть ценятся и в обществе, поскольку мы в этом обществе живем и являемся его частью. Основной ценностью любого общества есть человек. В большинстве политических систем значительная роль отводится именно личности, ее участию в развитии и развитии как общественного общества, так и государства. Поэтому основные ценности, которые должны властвовать в нашем обществе, – это свобода, справедливость, солидарность, равенство, демократия.
После этого педагог-ведущий раздает каждому участнику лист А4 и задает вопросы:
– Как вы думаете, где или в чем хранят ценности? (например, сейф, сундук, шкатулка, сердце, душа и т.д.). педагог-ведущий предлагает каждому нарисовать это на листе. Далее следует записать или изобразить перечень собственных важных ценностей.
На следующем этапе участники представят свои наработки.
Вопросы для обсуждения:
– О чем вы думали, когда выполняли эту задачу?
– Посмотрите на изображение своих ценностей. Можете ли вы сказать, какие для вас важнее, а какие меньше? Что это за ценности?
Информационные сообщения.
Сегодня мы столкнулись со сложной темой, которая касается каждого из нас, потому что у нас есть ценности. Мы живем, и значит у нас уже есть то, что мы не хотим потерять. Это и есть ценность.
В мире множество ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (моря, цветы, ландшафты…), по сути человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок…).
Но ценность обязательно возникает из-за оценки человеком других людей, общества, идей, предметов культуры или природы. Сама оценка – это дело разума человека, его вкуса, предпочтений, симпатий, потребностей, целей, идеалов и т.д.
Необходимо отличать ценное, просто полезное, выгодное или нужное, являющееся средством к чему-то другому от ценности в своем высшем, специфически человеческом смысле слова. В чем это отличие? Ценность-польза всегда можно измерить и соответственно компенсировать другой ценностью, но любая высшая ценность по-своему абсолютна и потеря ее невосполнима; такая ценность – то, что часто называют «бесценным». Нельзя определить ее цену или денежную стоимость. Именно это имел в виду английский писатель и драматург Оскар Уайльд в своем известном афоризме: «Циник знает цену, но не знает ценностей».
Ценности играют определяющую роль в жизни людей. Они выполняют функции ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков.
Как мы сегодня поняли, ценности бывают разными: нравственные, научные, эстетические, юридические, философские, религиозные, социальные, политические, экономические, финансовые, экологические и другие. В целом их делят на материальные и духовные, личные и коллективные.
Ценности формируются на протяжении всей нашей жизни – своеобразный фундамент, на котором мы стоим и живем. Именно поэтому сегодня как никогда во главу угла становятся духовные ценности.
Наши предки составляли символическую систему духовных ценностей, которая передавалась от поколения к поколению. Со временем она менялась, дополнялась, но главными всегда остаются человеческая доброта, порядочность, чувство достоинства, любовь к родной земле и ее народу, трудолюбие, ласковое забота о малых и стариках, противостояние злу. Все это те качества, которые делают Человеком. Самая главная задача человека – иметь искреннюю и красивую душу, чтобы быть полезным людям, а для этого нужно быть требовательным к себе и своим собственным поступкам.
– Как вы думаете, присущи ли вам патриотические чувства? В чем они появляются?
ІІІ. Подведение итогов
Педагог-ведущий предлагает каждому участнику ответить на вопрос: что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? И записать это на маленьких листах. Далее все участники по кругу озвучивают свои записи и прикрепляют их к плакату «Наши ожидания» с изображением солнца, размещая их на «лучах».
В завершение педагог-ведущий предлагает участникам поделиться чем-нибудь ценным – подарить группе «частицу» одной из своих ценностей. Для этого все становятся в круг, берутся за руки и заканчивают фразу: «Я желаю всем добра и готова (готов) поделиться с вами».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.