Цель: расширить, углубить и проверить знания учащихся по сказкам Корнея Чуковского; учить правильному, беглому, осознанному чтению; развивать познавательную активность; прививать интерес к творчеству К.И.Чуковского; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: выставка книг К.И. Чуковского, выставка детских рисунков к его сказкам, портрет писателя.
Эта история произошла более 70-ти лет назад. Жил тогда в Петербурге один человек. Звали его Николай Васильевич Корнейчуков. По профессии он был литературным критиком (писал критические статьи о литературных произведениях). Сам он ничего не писал, но страстно любил свою профессию и искренне считал ее своим призванием. И если бы кто-нибудь сказал ему, что скоро он станет знаменитым писателем, да еще детским писателем и сказочником, он, наверное, очень удивился бы. Детским поэтом Чуковский стал совершенно случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Из Хельсинки, а это очень далеко, Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Что бы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Сказок особо он не знал, а если и знал когда-то, то многое забыл. Он ведь писал статьи для взрослых. Начав сказку, он не знал и сам чем она закончится. Да это и не важно было. Важно было не остановиться, не запнуться ни на секунду, а быстро говорить. Он и говорил:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил, Крокодилович!
Ну разве может крокодил курить? А говорить, да еще и на иностранном языке? Ему и самому все это казалось полной ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать. О том, что было дальше, Корней Иванович потом вспомнил так:
«Стихи лились сами собой. Об их форме я не заботился. Единственная была у меня забота – отвлечь внимание больного ребенка от приступа болезни. Поэтому я страшно торопился, тараторил:
И дать ему в награду
Сто фунтов шоколаду,
Сто фунтов винограду,
И тысячу порций мороженого!»
Мальчик слушал затаив дыхание, а потом спокойно уснул. Но на утро, едва проснувшись, он тотчас потребовал, что бы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил всю сказку, слово в слово. Вот так все и началось. Вскоре мальчик выздоровел, все забыли сказку и Чуковский снова стал заниматься своими статьями для взрослых.
Однажды он сидел в своем кабинете и работал над важной научной статьей. Из ванной доносился громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья. Как вы думаете, почему? Она не хотела умываться. Папа вышел из кабинета, взял малышку на руки и неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился замечательный, знаменитый «Мойдодыр». А потом еще и еще рождались новые сказки и стихи для детей. С тех пор прошло много лет. Чуковский прожил долгую жизнь (77 лет) и оставил после себя незабываемую память. Его книги любите вы, любят ваши папы и мамы, любили дедушки и бабушки. Давайте вместе вспомним названия сказок Чуковского.
«Мойдодыр», «Путаница», «Тараканище», «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Крокодил» и т.д.
Я, смотрю, вы любите сказки, поэтому приглашаю вас в путешествие по стране сказок.
Поедем мы по железной дороге, так что приготовьтесь, поехали:
Паровоз кричит: ту-ту!
Я бегу, бегу, бегу.
Колеса весело бегут,
Колеса весело поют:
Чах-чах, чух-чух, ту-ту!
Вот и первая остановка. Называется она «Отгадайкино». Жители этого села дают нам задания.
Кому из героев сказок К.И.Чуковского принадлежат эти слова?
Я злодея зарубил,
Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!
(Комару из сказки «Муха-Цокотуха».)
Ах ты гадкий, ах ты грязный
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
(Мойдодыру из сказки «Мойдодыр».)
О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними , с больными,
С моими зверями лесными?
( Айболиту из сказки «Айболит».)
Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколода,
А только маленьких
( Да, очень маленьких!)
Детей!
( Бармалею из сказки « Бармалей».)
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
(Федоре из сказки « Федорино горе».)
Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую.
( Таракану из сказки «Тараканище».)
Если только захочу,
И луну я проглочу!
(Крокодилу из сказки «Краденое солнце».)
Молодцы, ребята, сказки вы знаете, значит едем дальше в село «Растеряйкино». Жители этого села в суматохе растеряли вещи и никак не могут их найти. Поможем им.
градусник – Айболиту
монета – Мухе - Цокотухе
телефон – автору сказки «Телефон»
капли от живота – цаплям
блюдце – Федоре
мыло и мочалка – Мойдодыру
Молодцы, с этим заданием вы справились. Едем дальше. Следующая остановка «Театральная». ( Инсценировка сказки «Телефон )
Впереди у нас последняя станция. Село «Любимое». Здесь живут герои ваших любимых сказок и в подарок они вам подготовили книги. Вы можете взять эти книги домой, прочитать их своим младшим братьям, сестрам, рассказать им, в какое замечательное путешествие по сказкам Корнея Чуковского вы сегодня ездили.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.