Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну русского языка »

  • docx
  • 04.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект внеклассного мероприятия Путешествие в страну русского языка.docx

Внеклассное мероприятие

«Путешествие в страну  русского языка »

Цель:

1.Обобщение  и систематизация знаний учащихся по пройденным темам.

2. Расширение кругозора, словарного запаса.

3. Развивать память, логическое мышление, познавательный интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

ИД, компьютеры, карточки с заданиями, мяч.

 

Ход мероприятия.

1.    Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята!

Наше мероприятие посвящено русскому языку.

   С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.

   На земном шаре насчитывается более 2000 языков. Есть языки, на которых говорит всего несколько человек; а есть языки, на которых говорят миллионы человек. И в этой большой семье языков русский язык занимает особое место. Русский язык – один из сложнейших языков в мире, входит в тройку самых сложных языков. Мы с вами – россияне, поэтому мы должны знать, любить и беречь свой родной язык. Мы живём в России, и русский язык является государственным языком в нашей стране. Его знают все народы нашей страны. Поэтому необходимо изучать, любить и беречь родной язык.

   И сегодня вы сможете показать свою находчивость, смекалку и еще раз проверить свои знания по русскому языку.   Мы вспомним некоторые правила русского языка, научимся правильно произносить слова, вспомним пословицы, поиграем в игры со словами.

А помогут нам в этом герои книги писателя Эдуарда Успенского  «Трое из Простоквашино» Кто может назвать этих героев? Сл.

 

Начала проведём разминку.

1.Сколько букв в русском языке?

2.Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

3.Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?»

4.Назови вопрос  дательного падежа (Д.п.)

5. Сколько гласных звуков в русском языке? 

6. Не с глаголами пишется……

7. Часть слова, которая стоит перед корнем

 

2 задание ИД

 

Фраза составлена из букв разных алфавитов, перемешанных между собой. Нужно отобрать только русские буквы. Подчеркните. Какая фраза получилась?

QУNЧLИZТЬZHСVЯ – ВNIСDЕГVДZА SПGРYИWГОДNИТRWСQЯ.

 (Учиться – всегда пригодится).

 

3 задание

Крылатые выражения.

Ярким и точным называем мы наш язык. Разговаривая друг с другом, мы часто используем меткие слова, крылатые выражения. А знаете ли вы их значения?

·       Мчаться во весь дух – быстро

·       До него рукой подать – близко

·       А ну-ка прикуси язык – замолчи

·       Что ты меня водишь за нос – обманываешь

 

ü Что ты голову повесил? – загрустил

ü Он его обвёл вокруг пальца – обманул

ü Заруби себе на носу – запомни

ü Надуть губы – обидеться

 

 

*   Физминутка

Пора бы нам и отдохнуть. Давайте поиграем в игру    « Лови- назови». А называть вам надо будет слова с противоположным значением.

Шум, утро, холод, враг, радость, старость, доброта, ложь, горе, внизу,  маленький, юг, медленно,  темно,  ругать, сытый,

 

 

4 задание

Выбери нужное слово по смыслу:

·       Этот костюм новый, а тот-

( дорогой, светлый, старый)

·       Это пила острая, а та-

(новая, железная, тупая)

·       Этот камень мокрый, а тот-

(  сухой, серый, тяжёлый)

ü Это дом высокий, а тот-

( деревянный, красивый, низкий, новый)

ü Эта рубашка чистая, а та-

( полосатая, чужая, шелковая, грязная)

ü Это яблоко красное, а то -

(вкусное, спелое, сочное, зелёное)

 

·       Я буду задавать вопросы, а вам нужно ответить одним словом

 

-шестой день недели                                                   (суббота)

-водитель автомобиля                                                 (шофёр)

-жидкое  средство для мытья волос                           (шампунь)

-человек, который едет в поезде                                (пассажир)

-первый месяц года                                                     (январь)

-домашняя птица с красным гребнем на голове      (петух)

-кастрюля, сковорода, тарелки, кружки                    (посуда)

-человек, который учит кого-нибудь                         (учитель)

- сумка туриста                                                             (рюкзак)

 

Расставьте недостающие запятые. ИД

ü Очень-очень странный вид:

Речка под окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно    

Да как  крикнет,улетая:

- Вот что значит запятая!

 

Конкурс  №4   «Лишнее слово»   Какое слово лишнее? Объясните, почему?

 

1.Петя ушиб колено ноги.

 2.Путь кораблю преградил ледяной айсберг.  

3. Собрание будет в декабре месяце.

4.Он написал свою автобиографию.

Правильное произношение и употребление слов сохраняет наш литературный язык

 

Устаревшие слова. 2 слайда

Слова, как люди, бывают старые и молодые. Наш язык постоянно пополняется новыми словами. А есть слова, которые уходят из нашей речи,  которые мы сейчас уже не употребляем. Они называются устаревшие. Но их можно встретить в книгах, поэтому мы должны знать значение этих слов.

 

Брадобрей – парикмахер

Горница – парадная комната

Сенная девушка – служанка

Невод  - сеть

Око

Ланиты

Поднесите перст к устам.

Поднесите длань к очам.

Заключение.

Подведение итогов.

Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Берегите наш язык, наш прекрасный

русский язык…». Мне очень хочется, чтобы вы с радостью, с интересом изучали язык, на котором мы разговариваем.

 


 

Скачано с www.znanio.ru