Классный час «Край любимый! Моя Родина! Мой мир!»
Цель: познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии; обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Ход занятия:
1 Ребята, отгадайте загадку:
В нем живет моя семья:
Папа, мама, брат и я.
В нем четыре стенки, крыша
И труба еще повыше.
-Правильно, это дом. У каждого человека есть свой дом. А у всех людей вместе тоже имеется общий дом. Выберите нужное название этого дома из записанных на доске ( Марс, Луна, Земля, Юпитер, Венера)
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ведущий 2:
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
И мы докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Учитель: Планета Земля является домом не только человека, но и растений и животных. Мы дышим воздухом, окружающим Землю. Пьем воду, которую дает нам матушка-Земля. Все живущие на Земле связаны видимыми и невидимыми нитями. Стоит разорваться одной ниточки и начинает погибать все остальное. И чаще такое разрушение происходит по вине человека.
В последние годы люди все больше вмешиваются в природу и разрушают ее. Экологи всего мира бьют тревогу. Они призывают беречь нашу Землю. Кому и чему нужно помогать человеку на Земле, мы сегодня и узнаем на уроке.
Вот такой волшебный цветок расцвел у нас на доске.
( Пронумерованные лепестки от 1до 6 с рисунком шара Земли посередине. На обратной стороне надписи: воздух, вода, почва, растения, животные, человек.)
_ Вы догадались, что за необычная сердцевинка у нашего цветка?
Таким шаром голубовато-зеленого цвета Земля выглядит из космоса. Пока мы не знаем, есть ли еще где-то такая уникальная планета.
-Соберите буквы и прочитайте, благодаря чему возможна жизнь на земле
ОДВУЗХ (Перевернуть лепесток №1)
-как думаете из –за чего может загрязняться воздух?
(Автомобили, завод)
Взрослые стараются изобрести безвредные виды топлива и ставят на трубы заводов системы очистки воздуха.
-Сорвем второй лепесток, угадаем, что это?
Бывает твердой и жидкой. Может бежать, может стоять. Весной шумит, зимой молчит.
(Лепесток №2 Вода)
Инсценировка «На берегу реки»
Действующие лица:
Девочка и мальчик с корзинками, Лесная речка.
1мальчик: Сестрица, мы так долго по лесу ходим, я устал и пить хочу.
Девочка: Сейчас отдохнем, вон, впереди лесная речка, умоемся, выпьем чистой водицы.
Мальчик: сестрица, как мы ее пить будем, вода вся грязная, черная!
( Появляется Лесная речка)
-ОЙ, плохо мне, ой, тяжко мне!
Девочка:
-Кто ты и почему так стонешь?
Речка :Речка я лесная, а плачу, что залиты мои воды нефтью, берега забросаны мусором.
Мальчик: давай поможем речке, уберем с берегов мусор.
(Собирают мусор в пакеты)
Речка: Спасибо вам за помощь, мне стало немного легче.
ДЕВОЧКА: Здравствуйте, а кто вы такой?
ВОДЯНОЙ: Я - Водяной. (Вздыхает.)
ДЕВОЧКА: А почему вы такой печальный?
(Звучит фонограмма «Песенки Водяного». Водяной напевает, а Девочка ему
подыгрывает.)
ВОДЯНОЙ:
Я одинокий Водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои — лягушки
Болеют, как старушки.
На дне моей квартиры —
Бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро — помойка.
(Девочка отходит от него.)
Не уходи, постой-ка! Кругом лежат жестянки,
Запчасти, склянки, банки,
А мне так жить,
А мне так жить,
А мне так жить охота?
Девочка, помоги! Девочка, ведь люди всё знают и могут, помоги!
ДЕВОЧКА: Да, Водяной, нелёгкая у тебя жизнь! Как же помочь тебе? (В зал.)
Ребята, как помочь Водяному?
(Ребята отвечают.)
Правильно, ребята, нужно очистить пруд от мусора, тогда в него возвратится
жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки!
Давайте пообещаем друг другу — беречь водоёмы!
Учитель: загрязняется не только вода, но и (Лепесток №3) ПОЧВА
Очень часто мы выбрасываем очень опасные отходы в мусор. Например, использованные батарейки и не задумываясь о том, что все это вывозится на общественные свалки. В городе и подъезде каждого дома установлен специальный ящик для утилизации любых использованных батареек. Это сделано для того, чтобы они не попадали в общественный мусор, ведь даже одна маленькая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около двух квадратных кубометров земли.
Так же стеклянные градусники, в них содержится очень опасный металл- ртуть. Их обязаны принимать к утилизации организации и аптеки, там их собирают в специальные контейнеры.
Учитель: Что это, угадайте.
Много ног и много рук
Оглянись стоят вокруг.
Летом в платьицах зеленых,
Зимой в шубах мороженных. (Деревья)
2.летом зеленый ковер всю землю укрывает. (Трава)
3. что выше травы, но ниже деревьев? (Кустарники)
-Как одним словом назвать отгадки? (Лепесток №4 РАСТЕНИЯ)
А теперь, давайте повторим, как нужно вести себя в лесу. Вспомним правила поведения в лесу (Дети по очереди зачитывают правила)
ПРАВИЛО 1: Не ломай ветви деревьев и кустарников!
ПРАВИЛО 2: Не рви цветов в лесу и на лугу. Именно давняя привычка рвать цветы, привела к исчезновению многих растений.
ПРАВИЛО 3: Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
ПРАВИЛО 4:Не разводите костер в лесу. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет.
ПРАВИЛО 5: Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет! Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.
Учитель: Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой.
Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи.
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин!
А сейчас игра «ДА-НЕТ»
-На правильное утверждение хором «да», на неправильное – «Нет»
Чем больше растений на Земле, тем чище воздух (Да)
-Ядовитые растения надо уничтожать (Нет)
-Необходимо весной высаживать саженцы растений (Да)
- Когда берешь весной от березы сок, надо замазать ранку. (Да)
- С прогулки всегда надо приносить домой букет полевых цветов(Нет)
_ После пикника на полянке нужно собрать за собой весь мусор (Да)
Молодцы, я думаю вы хорошо соблюдаете все правила в лесу.
-Отгадайте, что написано:
4 |
6 |
2 |
7 |
1 |
5 |
3 |
8 |
о |
н |
и |
ы |
ж |
т |
в |
е |
Давайте сейчас посмотрим инсценировку
Действующие лица: автор, айболит, жучок,
бармалей, паучок, синички, лисички.
(звучит отрывок из песни « В гостях у сказки»)
Автор: Добрый доктор айболит
Он под деревом сидит
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор айболит
Прилетел к нему жучок
(звучит отрывок припева песни «Больно мне больно»)
Жучок:У меня болит бочок
Был вчера я на лужайке
Там летал среди кустов
Воздух был темнее ночи
Сделать вздох, но нету мочи
Автор: Взял микстуру и
таблетки
Стал лечить бочок жучка
Айболит: Не грусти, дружок мой
милый
И не будь таким унылым
Где ж лужок тот страшный, страшный?
Где дышать очень опасно?
Жучок:Через речку и лесок
Ты увидишь тот лужок
Берегись, ведь там опасность
Айболит: Для меня преграды нет
Всех спасу от разных бед!
(звучит подвижная музыка)
Автор: И встал айболит
Побежал айболит
По полям, по лесам он спешит
Вот встречает бармалея
Бармалей:
Ха – Ха – Ха
Айболит: Это твой стоит завод?
Из трубы идёт дымок?
Бармалей: Ну подумаешь немножко
Затуманилась дорожка
Айболит:Как ты смеешь,
бармалей!
Ты ведь губишь всех зверей
И жучков и паучков
И синичек и лисичек
( все проходят задыхаясь)
Очень много чудных птичек
Всё погибнет и ты вскоре!
Бармалей:
Страшно мне, я задыхаюсь
Всё, завод свой закрываю!
Нет, гибнуть доктор не хочу
Я природу сохраню!
Законы природы главнее всего
И сейчас всем скажу я:
Птицам – воздух!
Рыбам – воду!
Береги свою природу!
Конечно, это сказка. Но все мы должны твердо помнить о том, что все животные, птицы нуждаются в нашей защите. Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.
25 тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения.
За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу.
Представьте и подумайте, как мы должны относится к природе, ко всему живому на Планете? (ответы детей)
Учитель: И последний лепесток цветка (Лепесток №6 ЧЕЛОВЕК)
Жить не можем без воды, без растений и животных,
Без лесов, полей и рек. Жить не может человек.
Именно человек отвечает за сохранность всего того, что написано на лепестках. Никогда не нужно забывать, что если мы берем у природы что-то для своих нужд, то по возможности, это нужно восстановить. И мы, дети, тоже можем внести свой посильный вклад в дело охраны нашей Земли.
Стихотворение (читают дети по две строчки)
На планете нашей голубой
Есть то место, где живем с тобой,
Родина моя-Российские края
Будем мы всегда беречь тебя
Здесь растут и елка, и сосна,
И березка белая моя,
Дуб, осина, клен в се деревья в нем
Край Российский- я в тебя влюблен!
Лес, лес-зеленый наш дом
Где птицы летают, и звери кругом
Чтоб всем здесь дышалось легко
Мы будем беречь лес- богатство свое!
Будем мы природу охранять
И леса ее преумножать,
чтоб Земля жила, долгие века
И потомкам счастье принесла.
Рефлексия:
-Скажите, ребята, нужное ли для нас это мероприятие?
- Что важного вы взяли для себя?
_Понравилось ли вам оно?
-О чем вы расскажите сегодня своим родителям?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.