Шумит, не умолкая, память- дождь...
Я зарастаю памятью
Как лесом зарастает пустошь
И птицы –память по утрам поют,
И ветер –память по ногам гудит,
Деревья- память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит..
Шумит, не умолкая, память-дождь
И память-снег летит, и пасть не может
Тема нашего мероприятия: «Шумит, не умолкая, память- дождь…»
Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны.
Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принес на нашу землю смерть и страдания, а чтобы помнить всегда тех, кто сделал все, чтобы мы живущие сейчас могли смеяться и плакать, учиться, работать - да просто жить.
Ключевые слова нашего мероприятия: война и память
Что вам говорят эти числа о войне?
9 1941 28
65
900 500 1945
22
А что же такое память? (их мнения)
Психологи слову память дают следующее определение. Это запечатление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта человека.
Быстро крутится колесо истории. Но почему – то хочется оглядываться назад, еще раз в прошлое. Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию в музей Великой Отечественной войны. Постарайтесь, посещая залы музея сквозь призму современности увидеть события прошлого.
Первый зал - портретная галерея. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутить ответственность перед памятью этих людей. И пусть вопрос достойны ли мы памяти павших… будет волновать вас. Назовите известных вам участников Великой Отечественной войны. (Пошла галерея)
В рядах сражающихся армий находились один миллион двести тысяч казахстанцев, 60 тысяч из которых были награждены орденами и медалями. Более 500 наших земляков стали Героями Советского Союза, 96 из них- казахи. На всю страну прославились имена дважды Героев Советского Союза Ивана Павлова, Леонида Беды и др.
Не было ни одного крупного сражения, в котором не принимали бы участие казахстанцы. В героическую летопись Великой Отечественной войны.
золотыми буквами вписаны имена Маншук Маметовой, Алии Молдагуловой, Малика Габдуллина, Бауржана Момышулы и многих, многих других.
Назовите качества характера человека военных лет?
Я с вами полностью согласен. Этот список можно продолжать. Какие из этих качеств можно соотнести с нашими современниками? Они актуальны сегодня? Почему?
Мы должны понимать, что «честь, совесть, долг, порядочность, надежность - самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить».
Думаю, что мы убедились в правильности этих слов сами, отвечая на вопрос.
Мы отправляемся в следующий зал - Памятники, посвященные Великой Отечественной войны. Зачем люди ставят памятники? (Ответы ребят)
(пошла галерея).
«Суд памяти»
Егор Исаев
Вы думаете павшие молчат?
Конечно да - вы скажете.
Наверно!
Они кричат, пока еще стучат
Сердца живых
И осязают нервы.
Они кричат не где- нибудь,
А в нас.
Они кричат
И будят нас, живых,
Невидимыми чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля с пятью материками.
Несмотря на то, что мы знаем, что память не имеет границ современность ставит нас перед противоречивыми фактами. Ознакомившись индивидуально с значением данных терминов, фактами, взятыми из жизни и постарайтесь ответить на вопрос. Почему они разрушают памятники? (выступление ребят). Мы проследили память в камне, а как еще можно сохранить события прошлого? (выступление ребят). Письменные источники самые надежные носители информации о прошлом. И живое слово тех времен не дает забыть о страшной войне.
Переходим в следующий зал «Военный архив», посещая экспозиции архива перед глазами проходят письма, дневники, обращения, записки. Одни из них написаны перед смертью людьми, попавшими в фашистские застенки, другие- солдатами в огне сражений, третьи- партизанами во вражеском тылу.. бесценные документы, собранные в архиве являют собой как бы завещание погибших героев, их не прочтешь равнодушно.
Фрагменты киноленты «Курская битва»
(чтение документа).
Письмо красноармейца П.Яблочкина
25 апреля 1945 год.
Дорогая мама! Я сейчас отдыхаю и поэтому решил вам написать письмо. Хорошо бы если ты это письмо никогда не получала, а дождался бы меня. Но я его напишу, и буду носить на груди. Мама, я хотел бы попросить тебя , чтобы ты поза
ботилась о сыне - об Алешке. Ведь если меня убьют, то он останется без отца.
Вот уже год как я бежал из плена, чего только мне не пришлось увидеть там…
Нас заставляли насильно смотреть все то, что они делали с пленными. Стариков аккуратно ложили друг против друга рядом в землю, заживо зарывали по пояс, расстилали паклю между ними и, облив керосином, поджигали. Мы слышали, как из пламени раздавались душераздирающие вопли, и ничего не могли сделать. А эти проклятые идолы всё хохотали. Маленьких детишек вырывали из рук матерей, взяв их за ноги, с размаху бросали в колодец.
Мама, ты знаешь, я в бога не верил, но в эти минуты просил всю вселенную, душою просил, чтоб не лопнули нервы. Многие из нас не могли устоять, бросались на помощь, но в нас стреляли и били плетьми, а мертвых они на куски разрубали.
Ты не плачь. Я не умер. Я продолжаю бороться с этими варварами.
Мама. Вот кончится война, и заживем мы вольготно на нашей земле. А мой Алик школу кончит.
А пока живите, а мы будем бить врага…
Прощайте, Алик и мама! Обоих крепко целую.
Ваш Павел.
Павел Яблочкин с первых дней войны был на фронте. Попал в плен, бежал. И снова с оружием в руках бил врага. Был награжден орденами. Погиб. Это письмо, пропитанное кровью сына, было доставлено матери. Копия письма хранится в архиве газеты «Правда».
Акт о безоговорочной капитуляции
«Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останемся только мы теперешние дети. И может случиться, что новые малыши забудут горе, эту радость, эти слезы. Не дадим им забыть» А.Лиханов.
Вспомним о них добрыми словами и зажжем в их память свечу. Она станет незримой ниточкой, связывающей день прошлый и день настоящий, от поколения к поколению.
(Зажигаем свечи).
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим.
Давай те люди, встанем на мгновенье
И в скорбе, постоим и помолчим.
(Минута молчания)
Ребята, почему наше мероприятие называется «Шумит, не умолкая, память- дождь…»?
(Ответы детей)
Уходит жизнь - приходит память
А память возрождает жизнь.
Спасибо за внимание, мне было приятно с вами работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.