|
|
Куек Мулиат Хамзетовна
учитель географии
МБОУ «СОШ №5»
а.Кунчукохабль
Теучежского района
2022г.
Цель: познакомить учащихся с первоцветами Республики Адыгея и аула Кунчукохабль, изучить проблемы, воспитать гуманное отношение к окружающей среде, прививать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, презентация, Красная книга, цветные карандаши, бумага.
Мероприятие проводят учащиеся 6 класса, которые в курсе географии 6 класса изучают несколько часов географии Республики Адыгея. Выступают перед начальными классами.
На фоне музыки “Вальс цветов” П.И.Чайковский. (Слайд 1)
Учитель: Природу нужно охранять не только потому, что она лучшая защита для человека, но и потому, что она прекрасна.
Ведущий 1: Как прекрасна и неповторима природа! И во многом – благодаря растениям. Невозможно представить нашу жизнь без растений и цветов.
Ведущий 2: Мы украшаем ими дом и сад.
Ведущий 3: Мы используем их как продукты питания.
Ведущий 4: Дарим на праздники!
Ведущий 1:
Всю жизнь цветы не оставляют нас,
Прелестные наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Ведущий 3:
Еще чуть слышится дыхание весны, звенят ручьи, галдят птицы, трещит на реке лед. Оживает природа, появляются нежные первоцветы – как символ жизни, света и тепла. Природа – потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо, наполнило его своей силой, вдохнуло в него радость и любовь к жизни. Наш рассказ мы посвящаем им, – цветам. Сегодня, мы познакомим вас, только с небольшой группой цветов, которые появляются первыми и называются первоцветы. О них сложены легенды и предания, мы можем встретить их самыми первыми на лесной полянке или садовом участке. (Изображение подснежника.)
Ведущий 4. (Слайд 2)
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек
Полузамерзший, чуть живой
Ведущий 1. Еще лежат сугробы, а на проталинках появляются голубые,
как небо, цветочки - подснежники, маленькие, нежно пахнущие. Существует одна
давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную
сказку. Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано,
оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат
промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству. И вот
однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы
вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в
лесу было еще немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес. Забрела она
довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась
заблудиться. Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший,
объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку, и смекнул, что ему бы
такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он ее и повез в свою берлогу. Но
девушка не растерялась - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся
от матери и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно
в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось
ясное солнышко над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали
жемчужинки, выросли первые весенние цветы - подснежники. По ним-то брат и нашел
дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал
и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.
Ведущий 2. Следующий подарок весны на нашем параде – это чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову. (Изображение ландыша) (слайд 2)
Ведущий 3
О ландыш! Отчего ты радуешь так взоры!
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но нет в них прелести таинственной твоей!
Ведущий 4 . Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоян на их аромате. Стебелек ландыша унизан белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз, и из каждого кувшинчика льется тончайший, ни с чем несравнимый аромат. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются красные ягоды.
Ведущий 1. Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он и помощник человека. Препараты из ландыша применяют для лечения сердечно-сосудистой системы.
Ведущий 3 Любовь к цветку пошла ему во вред. Ландыш усиленно собирали (и собирают), срывая побеги, вместе с листьями, которые затем выбрасывали. В результате во многих местах обычный ландыш стал теперь редким растением и занесен в Красную книгу. Демонстрация Красной книги.
Ведущий 2. Мать-и-мачеха, – какой горожанин не знает этого растения? (слайд 3)
Ведущий 3 (с изображением мать-и-мачехи). Невысокий цветонос этого растения покрыт бурыми чешуйками и золотисто-оранжевое соцветие похоже на одуванчик. Оно зацветает раньше всех . Первыми появляются нежные желтые цветочки. Но листьев еще и в помине нет, они развиваются только после цветения. Сверху листовая пластинка зеленая, голая и кажется холодной. Это - “мачеха”. А нижняя поверхность листа покрыта беловатым войлоком. Она мягкая, нежная – “мать”.
Ведущий 2. Весна.. Идешь на прогулке и, встретив на проталине первые цветы – срываешь. Продают букетики ландышей и первоцветов… Стоп! Не уничтожай первоцветы. Ведь они так необходимы первым проснувшимся насекомым. Они прекрасны в природе и быстро теряют сорванные свою прелесть. Большинство первоцветов размножается семенами, лишая растение цветка, мы подписываем ему смертный приговор. Выдирая растение с корнями, мы уничтожаем их.
Ведущий 4. Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки...
Это мы срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать
"Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!"
Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания… Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время. Демонстрация Красной книги. Зачитывание лимитирующих факторов для первоцветов.
Ведущий 1.Не надо рвать цветы!”
Ведущий 2.Не вырывай цветы с корнем!
Ведущий 3.В своем саду посади первоцветы!
Ведущий 4. Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов и как себя
вести на природе!
А теперь, ребята, предлагаем вам создать листовку в защиту первоцветов. Вы услышали много интересного и нового, познакомились с проблемой первоцветов. Используйте наши советы, соблюдайте нехитрые правила и природа ответит нам взаимностью.
Учащиеся создают в группе листовки. Время для работы 15 минут. Подведение итогов. Награждение лучших работ. Работы вывешиваются для ознакомления других учащихся школы.
Приложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.