Урок математики в 4 классе
УМК М.И.Моро и др. «Школа России».
Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Цели урока:
1. Обучающая
Создание условий для формирования нового понятия «скорость», «время», «расстояние», новой единицы измерения скорости, решения нового вида задач на движение.
2. Развивающая
Развитие умений моделировать с помощью таблиц, формул, выстраивать работу в паре, контролировать и оценивать работу и ее результат.
3. Воспитательная
Воспитание познавательного интереса средствами предмета математики.
Оборудование: учебник «Математика», в 2 ч.Ч.2/ М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др., карточки , схема – помощница, таблица.
Методы: практический, словесный, наглядный, работа с раздаточным материалом.
Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Проверка готовности к уроку.
- Вот и прозвенел звонок –
Начинается урок!
- Проверьте, все ли у вас на парте?
II. Актуализация знаний.
2. 1. Устный счет. Игра «Кто быстрее».
(Соревнование по рядам. К доске по очереди выходят по одному ученику от каждого ряда и вставляют пропущенные числа. Выигрывает ряд, быстрее других заполнивший все пропуски и допустивший наименьшее количество ошибок. По одному контролёру на каждый ряд, следят за правильным выполнением задания)
1 ряд 2 ряд 3 ряд
9т =….ц 72000кг =…ц 2т = …ц
2м 20см =…см 520м =…дм 600мм = …дм
6000г =…кг 80ц =….т 3кг = …г
2мин 20с =…с 6ч 10мин =…мин 360мин =…ч
5км 70м =…м 7км 600м =…м 9000м =…км
4 =…. =…. 1300 =….
800ц =…т 15000кг =…т 36000ц =…т
2.2. Рефлексивная оценка учащихся.
- Контролёры, проверьте и оцените работу своего ряда. Молодцы. Все ли у ребят получилось? А как вы думаете, почему?
(Потому, что мы знаем способ, как выполнять.)
III. Постановка учебной проблемы.
3.1. Самоопределение к деятельности.
( работа в парах по карточкам)
- Установите соответствия между величинами и единицами измерения и соедините карточки парами.
Длина |
кг |
|
Масса |
л |
|
Объём |
км |
Площадь |
|
мин |
Скорость |
|
|
Время |
3. 2. Рефлексивная оценка учащихся.
- Было трудно или легко?
- Ко всем ли величинам вы нашли мерку? (К скорости не нашли)
- Почему возникли затруднения? (Мы этого ещё не знаем.)
- А вы хотите знать? (Конечно хотим.)
- А нам это надо?
- А мы это сможем?
3.3. Формулирование темы и целей урока.
- Что нам нужно сегодня узнать на уроке?
(Познакомиться с новой величиной – скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)
IV. Открытие нового знания.
4.1. Фронтальная работа с учебником.
- Прочитайте текст на стр.5.
-Что значит «скорость движения легкового автомобиля 80 км/ч? (В течение каждого часа автомобиль проходит 80 км.)
- Объясните, что значит « скорость движения космического корабля 8000 м/с.( В течение каждой секунды космический корабль пролетает 8000 м, или 8 км.)
- Как записана скорость легкового автомобиля и космического корабля? 80 км/ч, 8000м/с.)
- О каких ещё величинах говорится? (Время, расстояние.)
- А что такое расстояние? (Пройденный путь, путь от одного объекта до другого.)
4.2. Закрепление с комментированием.
- На стр. 5. найдите задачу №8.
- Прочитайте задачу. ( Аист может лететь со скоростью 600 м/мин. Какое расстояние он пролетит с этой скоростью за 1 с? Запиши скорость полёта в разных единицах.)
- Что в задаче известно? ( Скорость полёта аиста 600 м/мин. Время – 1с.)
- Что заметили? ( Разные единицы измерения времени.)
- В какие единицы надо перевести минуты? ( В секунды.)
- Сколько секунд в 1 мин? (60с.)
- Какое действие нужно выполнить, чтобы узнать, какое расстояние пролетит аист за 1с?
- Запишите выражение в тетрадь. (Один ученик записывает у доски. 600:60 =10м/с)
4.3. Решение задач нового вида. Работа в группах.
- А теперь разделимся на группы.
- Распределите роли.
- Сейчас будете в группах решать задачи на стр.5, под № 9. ( Пассажирский поезд прошёл 120 км за 2 ч. С какой скоростью он двигался? Товарный поезд прошёл 120 км за 3 ч. С какой скоростью двигался поезд?)
- Рассмотрите таблицу на стр.5.
Скорость |
Время |
Расстояние |
60 км/ч |
2 ч |
120 км |
40 км/ч |
3 ч |
120 км |
- Как называется первый столбец, второй, третий? (Скорость, время, расстояние.)
- Какие величины в таблице даны? (Скорость, время, расстояние)
- Какие объекты движения даны? ( Пассажирский поезд, грузовой поезд)
- С какой скоростью движется каждый объект? (Пассажирский поезд – 60 км/ч, грузовой поезд – 40 км/ч.)
- Какое время в пути был каждый поезд? (2ч, 3ч.)
- Какое расстояние прошёл каждый поезд? (120 км)
- А как вы узнали скорость движения поездов? ( 120: 2 =60 км/ч, 120 : 3 =40 км/ч)
- Запишите решение задач в тетрадь.
- Сделайте вывод: как найти скорость движения? (Скорость = Расстояние : Время)
- Мы вывели формулу нахождения скорости движения. Эту формулу нужно запомнить, она нам нужна для решения задач на движение.)
- На доске появляется «помощник»
Скорость = Расстояние : Время |
4. 4. Физкультминутка (для улучшения мозгового кровообращения).
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
4.5. Работа в парах. Коллективная проверка и обсуждение.
- Решаем задание №1 на стр.3, (С какой скоростью движется каждый объект? Покажи стрелкой.)
автомобиль |
5 м/мин |
250 км/ч |
велосипедист |
|||
вертолёт |
80 км/ч |
12 км/ч |
черепаха |
|||
турист |
2000 км/ч |
5 км/ч |
самолёт |
4.6. Проверка. Работа в парах.
- Как вы оцените свою работу? На полях поставьте карандашом оценку.
- Для проверки, обменяйтесь тетрадями. Проверьте и на полях поставьте карандашом оценку товарищу по парте.
- Как оценил вашу работу товарищ?
- Вы довольны результатом? Почему?
- Чья скорость оказалась самой маленькой? (черепаха)
- У какого объекта самая большая скорость? (самолёт)
- С какой скоростью двигался турист? (5 км/ч)
- На стр. 10 – 11вы найдёте данные о скоростях других объектов.
- Для чего нам могут понадобиться эти данные? (Для составления задач на движение.)
V. Первичное закрепление изученного материала.
5.1. Фронтальная работа. Работа по учебнику.
Задание № 12, стр.5.
- Прочитайте условие задачи. О чем говорится в задаче? (О движении папы на велосипеде, пешком, на машине.)
- Что говорится о движении папы пешком? (Пешком он шёл 6 км/ч.)
- Что говорится о движении папы на машине? (На машине он двигался в 10 раз быстрее, чем пешком.)
- А как папа двигался на велосипеде? (На велосипеде в 4 раза медленнее, чем на машине.)
- Что нужно узнать в задаче? ( С какой скоростью папа едет на велосипеде?)
- Сможем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет.)
- Почему?( Для этого нужно знать с какой скоростью он ехал на машине.)
- А это мы можем узнать? (Да.)
- Как? (6 . 10 =60 (км/ч)
- А теперь сможем ответить на главный вопрос задачи? (Да.)
- Почему? (Мы знаем способ нахождения скорости движения.)
- Какой? (Скорость = Расстояние : Время)
5.2. Фронтальная работа. Работа в тетради.
- Запишите решение задачи одним выражением.
(6 . 10) : 4 = 15 ( км/ч)
5.3. Рефлексивная оценка учащихся.
- Вы смогли решить задачу нового вида? ( Да.)
- Почему? (Мы узнали формулу нахождения скорости.)
5.4. Самостоятельная работа. Работа по учебнику.
- Задание № 13.( Самостоятельное выполнение в тетрадях. Три ученика работают у доски. Самопроверка.)
- Чтобы выполнить данное задание, что нужно вспомнить? ( Деление и умножение круглых чисел.)
- Как нужно делить и умножать такие числа? ( При делении и умножении на нули внимание не обращаем. Затем к полученному результату приписываем эти нули.)
1 ученик 2 ученик 3 ученик
7200 . 8 64000 . 8 96000 . 8
7200 : 8 64000 : 8 96000 : 8
5.5. Рефлексивная оценка учащихся.
- Проверьте работу одноклассников у доски.
- Оцените каждого.
5.6.Самостоятельная работа в парах.
- Выполнение задания « Проверь себя» (учебник, стр. 5)
5.7. Рефлексивная оценка учащихся.
- Проверьте работу друг друга, оцените.
VI. Итог урока.
6.1. Рефлексия.
- Какую цель перед собой ставили? (Познакомиться с новой величиной – скоростью, узнать, с какими величинами она связана, в каких единицах измеряется.)
Закончите предложения
- Теперь я знаю…… (новую величину скорость)
- Теперь я знаю, что…. (скорость измеряется в двух единицах)
- Теперь я знаю, что … (скорость связана с такими величинами, как
расстояние и время)
- Теперь я умею находить….(скорость, потому что узнал формулу)
- Это мне пригодится…….(для того, чтобы решать задачи)
6.2 Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке.
1. Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое – что чуть – чуть не ясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё - таки учиться. |
Учащиеся в анкете ставят «+» или «-»
Анкета ( самоанализ) |
||
На уроке я работал |
активно |
пассивно |
Своей работой на уроке |
я доволен |
не доволен |
Урок мне показался |
коротким |
длинным |
За урок |
я устал |
не устал |
Моё настроение стало |
лучше |
хуже |
VII. Домашнее задание.
Учебник: стр.10, № 2 (составить 2 задачи на нахождение скорости и решить), выучить формулу нахождения скорости.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.