ОГБОУ «Шацкая школа-интернат»
Открытое внеклассное мероприятие
в 1 классе
«Как хорошо уметь читать!»
Подготовила и провела:
Шаркова В.Н.
Шацк 2020-2021 учебный год
Цель: провести развлекательно-познавательное мероприятие.
Задачи:
- обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки;
- развитие умения грамотно, выразительно читать стихи, петь песни;
- воспитывать интерес к книге, к чтению;
- воспитывать в детях лучшие человеческие качества: доброту, уважение, умение дружить.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийный проектор, компьютер;
- Презентация «Спасибо тебе, Азбука!»;
- Конверты со слогами, из которых надо составить слова: роща, свеча, рота,
туча, пища, щука, пружина, частота и другие;
- Картинки для игры «Какая картинка лишняя?»;
- Музыкальное сопровождение для проведения игр.
Учитель: Дорогие первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать. Но страницы «Азбуки» учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными, воспитанными учениками. И вот наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.
Стихи учащихся:
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным
помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом
сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Мы прочитаем
хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Из – за леса,
из – за гор,
Мимо нас во весь опор,
С громким цоканьем копыт
Скачет русский Алфавит,
Буквы все –от А до Я-
Тридцать три богатыря.
Давайте вместе повторим Алфавит под песню.
(видеоклип Азбука. Р. Паулс, И. Резник)
Учитель: Вот мы и вспомнили все буквы, которые изучили, благодаря нашей первой книге – Азбуке. Сейчас продолжим наш разговор о звуках и буквах. Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами и почему буква Я стоит в конце алфавита?
Сценка “Азбука”
Автор:
Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!
Автор: Тут вся Азбука
пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: “Срам!”
Автор: Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы: Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: “Попробуй, потолкуй с такой особой!”
Автор: Я затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:
Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор: Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О: О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор:
Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!
Буква Я:
Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А: Если хочет,
пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: Чтобы все от
А до Я –
Жили как одна семья!
- Ребята, к нам на праздник спешат любимые сказочные герои. Встречайте.
Звучит музыка из мультфильма «Золушка». На сцену выходит Золушка. Золушка:
Вот и в наши края весна пришла: солнышко ярко светит, птицы щебечут, природа
оживает. Ах, какой чудесный день! Так и хочется петь и танцевать!
Звучит музыка из мультфильма «Золушка». Золушка вальсирует. Через
некоторое время слышится голос мачехи из-за кулис.
Мачеха: Золушка! Золушка! Ну, где ты бездельница? (Появляется на сцене.) Ах,
вот ты где?! Сколько можно тебя звать?
Золушка: Доброе утро, матушка!
Мачеха: Какое же оно доброе?! На часах уже 10, а ты все еще ничего не сделала.
Живо принимайся за работу!
Золушка: Матушка, сегодня в школе праздник у первоклассников.
Можно я быстро сбегаю, ребят поздравлю, а потом все сделаю?
Мачеха: Что за праздник?
Золушка: Ребята познакомились с волшебной книгой «Азбукой», подружились с ней,
многому у нее научились. Она открыла им много нового и интересного. Целый год
ребята читали азбуку, и дошли до последней странички. А сегодня у всех праздник
прощания с азбукой.
Мачеха: Что только люди не придумают, чтобы не работать! Хорошо, я разрешу тебе
сходить на праздник. Но сначала польешь 40 розовых кустов, переберешь мешок
пшена, вымоешь все окна, постираешь и поутюжишь все занавески, приготовишь ужин
на 15 человек, а потом на свой праздник отправляйся.
Золушка: Но, матушка, праздник уже закончится, когда я со всем управлюсь. Можно
я сначала к ребятам схожу?
Мачеха: Опять мне перечить вздумала! Сначала работа, а потом всякие глупости
твои. Да смотри, а то я и передумать могу.
Мачеха уходит.
Золушка: Пусть мне влетит потом, но я должна поздравить ребят.
Золушка уходит.
Звучит музыка из мультфильма «Домовенок Кузя». В зале появляется Нехочуха.
Нехочуха: Привет, ребята! Я – Нехочуха. Мне повезло, Что не все дети и люди
любят учиться, трудиться. Эти люди мои самые лучшие друзья, я так радуюсь когда
отличники становятся двоечниками. Они превращаются в великих Нехочух.
Ну-ка…Наталья Юрьевна, скажите, сколько у вас в классе Нехочух?
Н.Ю. Нет… У нас в классе нет Нехочух!! Все у нас в классе умные и
трудолюбивые!!!
Нехочуха: А у вас ребята умеют танцевать?
Н.Ю. Конечно умеют, и тебя научат, если справишься!!! Давайте ребята научим Нехочуху нашей разминочке.
Музыкальная игра «Соку Бачи».
Звучит музыка. В зале появляется Золушка.
Золушка: Здравствуйте, ребята! И вам, здравствуйте, дяденька!
Нехочуха: Какой же я дяденька?! Я Нехочуха. А ты кто такая?
Золушка: Я - Золушка. Пришла ребят поздравить с успешным завершением изучения
азбуки.
Нехочуха: Так поздравляй раз пришла!
Золушка: Ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой. Вы научились
читать.
Нехочуха: Ребята, я хочу проверить, как вы умеете читать. Я нёс для вас слова. Но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.
Н.Ю.: Не волнуйтесь, ребята соберут все слова.
Нехочуха: Тогда я раздам конверты со слогами, из которых должны получиться
слова.
Нехочуха раздает конверты со слогами, из которых надо составить слова: роща,
свеча, рота, туча, пища, щука.
Звучит музыка. Дети составляют слова.
Когда задание выполнено, герои проверяют составленные детьми слова.
Золушка: Ребята, прочитайте свои слова.
Зачитываются слова.
Нехочуха: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! А на какие правила я принес вам
слова? (Ответ детей.) Все верно: ЧА – ЩА пиши с бук¬вой А, а ЧУ – ЩУ пиши с
бук¬вой У. Знаете, я ведь тоже играть умею.Не верите? Вот назовите мне
какую-нибудь букву, а я в нее превращусь.
Золушка: Давайте попробуем. Буква К.
Нехочуха: тянет вперед правую ногу, ставит ее на носок, а правую руку сгибает в
локте и поднимает вверх.
Золушка: И правда, очень похоже на букву К. Ребята, а у вас так получится?
(Ответ детей.) Тогда покажите мне букву Г (Ж, О, Р, С, Ч, У, Л)
Золушка: Молодцы, ребята.
После игры в зале появляется мачеха.
Мачеха: Золушка! Что ты здесь делаешь?! В замке дел не в проворот, а она здесь
веселится!
Золушка: Простите меня, матушка. Не удержалась я, уж очень хотелось на праздник
к ребятам попасть!
Нехочуха: А вы чего так кричите?! Весь праздник нам портите.
Мачеха: Да какой же это праздник?! Подумаешь, книжонку они прочитали, а теперь
прощаются с ней. Знаете, сколько книг я прочитала? Так что теперь каждый раз
праздник устраивать!
Нехочуха: Да что Вы понимаете?! Азбука – это первая книга, с помощью которой
ребята учились читать.
Мачеха: Не смешите меня! Читать они умеют! Вы еще скажите, что они буквы от
звуков отличают.
Н.Ю.: Конечно! Наши ребята все знают.
Мачеха: Вот сейчас мы это и проверим.
Н.Ю.: Я буду
называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете
руки вверх и громко хлопаете. Если услышите в начале слова согласный звук,
тогда затопайте.
Игра на внимание «Гласный или согласный?» (утюг, стол, книга, апельсин,
окно, школа, лошадь, карандаш, мост, урок, ириски, жук, доска, эхо, ослик).
Золушка: Молодцы, ребята!
Мачеха: Ах, так! Тогда посмотрим, какие вы внимательные.
Н.Ю.: Сейчас я
покажу вам четыре картинки, а вы должны сказать какая из них лишняя и почему вы
так решили.
Игра «Какая картинка в ряду лишняя?».
а) аист, арбуз, медведь, автобус;
б) белка, заяц, бант, бочка и т.д.
Мачеха: А почему на вашем празднике музыки не слышно? Где веселье, хорошее
настроение?
Танец с ложками.
Мачеха: Значит, говорите, читать научились?
Золушка: Еще как!
Мачеха: И сказки уже читаете?
Золушка: Сами читают.
Н.Ю.: Ребята, Мачеха разрешит Золушке остаться на празднике,
если вы угадаете авторов телеграмм, которые я получила сегодня утром. Слушайте
внимательно.
1) Я в гостях у Кролика. Застрял. Ребята, никогда не задерживайтесь долго в
гостях. (Винни-Пух.)
2) Я от бабушки ушел. Я от дедушки ушел. Скоро буду на празднике. (Колобок.)
3) Поздравляю с праздником. Приехать не могу, за мной гонится Волк. (Заяц.)
4) Снесла деду и бабе простое яичко. Они не плачут. Ждите на праздник. (Курочка
Ряба.)
Мачеха: Молодцы! А теперь – телеграммы родителям. Узнают ли они авторов?
1) Скажите деткам, пусть не открывают дверь незнакомым. Семь моих деток тоже
заканчивают первый класс. (Коза.)
2) Научите деток мыть посуду. Моя посуда больше не убегает. (Федора.)
3) Не разрешайте детям есть много сладкого. На праздник не прилечу, барахлит
мотор. (Карлсон.)
Золушка: Матушка, ребята справились с Вашим заданием. Разрешите мне остаться
ненадолго.
Мачеха: А кто в замке порядок наведет?
Золушка: Мне ребята помогут. Поможете? (Ответ детей). Тогда повторяйте
за мной движения.
Музыкальная игра «Уборка»
Золушка: Спасибо, ребята, за помощь! Мы славно потрудились.
Мачеха: Ладно. Еще пять минут Золушка, а потом за работу.
Нехочуха: Наконец-то ушла. Я от ее командного голоса чуть считать не разучился.
Золушка: Ребята, а вы считать умеете? (Ответ детей.) Тогда
сосчитайте, сколько слогов в словах, которые я назову.
Игра «Сколько слогов?» (бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, книга,
азбука).
Нехочуха: Какая же ты умница, Золушка! Без тебя наш праздник не был бы таким радостным и веселым.
Золушка: Спасибо, за теплые слова и радушный прием. Только мне надо в замок
возвращаться, а то мачеха еще больше рассердится.
Нехочуха: Да и мне пора идти, а то старшеклассники чего-то расшумелись в
коридоре.
Учитель: - Ребята,
теперь у вас появятся новые интересные книжки. Но прежде чем вы их
получите, я хочу последний раз вас испытать. Я задаю вопрос, а вы отвечаете
«Нет « или «Да»
Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да)
Впереди ребят ждут книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет,
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (Нет)
Знайте каждая из книжек,
Словно яркая
звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да)
Беру я азбуку в последний раз,
Несу её в просторный класс,
И дорогой азбуке я говорю:
Хором: «Благодарю!
Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею,
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть».
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Хором: «До свиданья!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.