Внеклассное мероприятие «Я – патриот своей Родины?»
Цели:
- способствовать формированию взглядов и убеждений, присущих истинному патриоту;
- сформировать личностное отношение к понятиям “Родина”, “патриот”;
- воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, уважения к знаменитым людям нашего края, ответственности за свои поступки.
Задачи:
- выявить отношение обучающихся к проблемам патриотизма;
- способствовать осознанию учащимися понятий Родина, патриот, долг перед отчизной;
- воспитывать гражданскую ответственность, уважение к Родине, выдающимся личностям;
- развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.
Оформление доски: (плакаты):
«Служить Родине, отдавать ей всё лучшее,
на что человек способен, – высшее его назначение».
А.С. Пушкин.
«Родная природа – это родной край, родная земля,
это то «с чего начинается Родина».
К. Паустовский
Оборудование: записи песен, карта ДНР, макет дома, сердечки, карточки для работы в группах.
Сценарий мероприятия.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Мы собрались сегодня вместе, чтобы выразить бескрайнюю любовь к нашей Родине и проявить глубокое почтение к обычаям и традициям родного края, раскрыть понятие «патриот» и его роль в современной жизни общества.
Эпиграф:
«Родная природа – это родной край, родная земля,
это то «с чего начинается Родина».
К. Паустовский
Упражнение «Открытый микрофон».
- Что такое Родина? Как вы понимаете слово «патриот»?
- Прочтите тему нашего мероприятия «Я – патриот своей Родины?» Как вы думаете: почему тема стоит со знаком вопроса?
(Высказывания учащихся).
- Ребята, я предлагаю начать наш классный час со стихотворения Сергея Аякса «Донецкий край». Прошу вас, подумайте, что хотел сказать нам поэт, какой глубинный смысл стремился донести до нас, читателей?
Стихотворение о Донбассе - Сергей Аякс «Донецкий край»
Донецкий край, шахтёрский край,
Любимый мой родной,
Прекрасной розой расцветай,
Эдемской, неземной!
Такого края не найти -
Взлети хоть в облака!
Неувядающе цвети,
Предолгие века!!!
Услышьте, милые края,
Слова моей любви:
Донбасс, о, Родина моя,
Блаженствуя живи!
Дари обильный урожай,
Соль, уголь и металл!!
Донецкий край - ВЕЛИКИЙ, КРАЙ!
И кто о том не знал?
(Высказывания учащихся, комментарии).
- Мне бы хотелось, чтобы в конце мероприятия вы ответили на такие вопросы:
- А что для вас значит слово «Родина»?
- Кого можно считать патриотом?
- Как можно проявить свою любовь к Родине?
2. Основная часть урока.
- Сегодня вы будете работать в группах и для начала вам нужно представиться.
Представление команд.
1 команда: «Пламя»
Девиз:
Разгорайся ярче пламя,
Светом доброго огня!
Это пламя, словно знамя,
Для тебя и для меня!
2 команда: «Антитеррор»
Девиз:
Ни к чему раздоры, спор,
Мы отряд — антитеррор!
Всех достойно защитим,
И врага мы победим!
3 команда: «Родина»
Девиз:
Кто Родине верен
И в бою примерен,
Тот, пусть всякий знает,
Всегда побеждает!
4 команда: «Патриот»
Девиз:
Всегда идем только вперед,
Ведь мы команда — Патриот!
Ловкие и смелые,
Все для победы сделаем!
Прослушивание песни и обсуждение.
- Ребята, прежде чем вы ответите на эти вопросы, послушайте песню «С чего начинается Родина?»
(Прослушивание песни).
- Так, с чего же начинается Родина?
Построение общего дома.
- РОДИНА – это наш общий ДОМ!
- Дом, который мы построим, состоит из кирпичиков. Напишите на кирпичиках, что, по вашему мнению, входит в понятие «Родина».
(По ходу обсуждения в группах на доске собираем ДОМ).
- Семья
- город
- школа
- родной дом
- одноклассники
- ДНР
Пословицы о Родине.
- О том, что такое Родина для человека, сказано в старинной мудрой русской пословице: «Человек без Родины – соловей без песни».
- Предлагаю вам собрать пословицы и объяснить их.
• На родной сторонке и камешек знаком.
• На чужой стороне Родина милей вдвойне.
• Своя земля и в горсти мила.
• Родина – мать, умей за неё постоять.
• Береги землю родимую как мать любимую.
• В бою побывать – цену жизни узнать.
• Дома и стены помогают.
• Родной край – сердцу рай.
• Если народ един, он непобедим.
• Дружно за мир стоять – войне не бывать.
- А какие еще пословицы о Родине, о любви к ней вы знаете? Молодцы! Как важно хранить народную мудрость, накопленную веками!
Выдающиеся личности Донецкой Народной Республики.
- На доске портреты выдающихся личностей ДНР.
- Посмотрите на доску. Вы узнали этих людей? Что вам о них известно?
Джон Юз (1814 - 1889)
Джон Юз - самый знаменитый человек города Донецка, его основатель. Промышленник, инженер, металлург. Но в Донбассе эта личность известна каждому еще со школы. Ведь главное развитие, наш регион получил благодаря ему, когда в 1869 году, возглавив акционерное «Новороссийское общество», он со своими сыновьями приехал в Донецкие степи и принялся за устройство завода в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии. В январе 1872 г. начала уже действовать первая доменная печь, а через год начата была уже и выделка железных рельсов.
Джон Юз основал на берегу реки Кальмиус металлургический завод и рабочий поселок, впоследствии названный Юзовкой. Спустя годы поселок превратился в прекрасный город Донецк, ставший одним из крупнейших индустриальных центров России и Украины. В Донецке сохранились развалины дома Юза и в 2001 году установлен памятник знаменитому отцу-основателю.
Наш земляк Александр Ханжонков был не просто удачным кинофабрикантом - он был первопроходцем, одним из основателей русского кино. Ханжонков удачно аккумулировал лучшие новаторские идеи в кинематографе, приглашал сниматься ньюсмейкеров, первым создал постоянную труппу актёров и режиссёров, построил кинофабрику, кинотеатр, выпускал киноиздания и открытки, создал прокатную сеть по всей стране. Ханжонков первым среди русских предпринимателей занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов. После революции работал консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино».
8 августа 2008 года на малой родине в Макеевке был открыт памятник Ханжонкову. А в 2015 году имя Александра Ханжонкова присвоено Шахтёрскому кинотехникуму.
Архип Куинджи (1842 - 1910)
Георгий Яковлевич Седов родился в семье азовского рыбака с Кривой Косы (ныне посёлок Седово в Новоазовском районе). В семье было девять детей. Отец ушел на заработки и пропал на годы. С семи лет пришлось Егорке рыбачить, ходить на работу в поле. До четырнадцати лет он был неграмотен, а потом, когда вернулся отец, кончил за два года трехклассную церковноприходскую школу и... убежал из дома. В двадцать один год Седов получил диплом штурмана дальнего плавания, в двадцать четыре экстерном сдал экзамен и был произведен в поручики по Адмиралтейству, направлен в гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. С этого момента началась его деятельность, как российского гидрографа и полярного исследователя. Георгий Седов участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы. В 1912 году организовал экспедицию к Северному полюсу на судне "Святой Фока". Зимовал на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Пытался достигнуть полюса на собачьих упряжках. Тяжелейшие условия, отсутствие питания и топлива, мороз привели к тому, что в конце февраля 1914 года Георгий Седов умер в своей палатке. Матросы похоронили его на острове Рудольфа.
Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде и ледокольный пароход «Георгий Седов». В 1940 году хутор Кривая Коса стал поселком Седово. Здесь в 1990 году был открыт музей отважного полярного исследователя, принадлежащего истории Украины и России.
Сергей Прокофьев (1891 - 1953)
Сергей Прокофьев – всемирно известный музыкант, который прославился как композитор и исполнитель собственных произведений. Сергей Прокофьев родом из села Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, которое теперь именуется как село Красное Красноармейского района Донецкой области. Свою первую оперу Сергей Прокофьев написал в 9-летнем возрасте, с первым концертом выступил в 17 лет, а в 27 уже гастролировал по Европе, Америке и Японии.
Самые яркие его музыкальные произведения знакомы многим – это опера «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка».
За 50 лет творческой деятельности он написал 130 музыкальных произведений. Талант композитора воплотился в широкую жанровую палитру: балеты, оперы, симфонии, музыка к кинофильмам и, конечно же, музыка для детей.
Именем Прокофьева названы Концертный зал Донецкой областной филармонии, академический оркестр и музыкальная академия. Учреждена премия Сергея Прокофьева, которую вручают музыкантам за творческие достижения. 2016 год был объявлен годом Сергея Прокофьева.
Родился 15 апреля 1921 г. в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины). Украинец. Вскоре после его рождения семья переехала в город Енакиево в Донбассе.
Во время обучения в средней школе в Енакиево (1928—1936) был инструктором, затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе. Занимался в Енакиевском аэроклубе. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.
Георгий Тимофеевич Береговой лётчик-космонавт, дважды герой Советского Союза. Свою первую Звезду он получил в огненном 1944 году, а вторую - за подвиг в освоении космического пространства.
Георгий Береговой никогда не забывал и о земле, давшей ему путевку в небо. Он всегда с большой радостью возвращался на любимую Донетчину, поддерживал своих земляков.
Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.
В 2012 году имя Г.Т. Берегового присвоено Донецкому лицею с усиленной военно-физической подготовкой.
Все мы помним Петю Мокина из "Укротительницы тигров", безответно влюбленного в подругу детства Леночку Воронцову и Максима Перепелицу - непутевого, но доброго и веселого парня, ну и, конечно, моряка-подводника Алешу Акишина из картины "Добровольцы". В каждой картине Леонид Быков создавал неповторимый образ, но Маэстро из фильма «В бой идут одни старики» останется в нашей памяти навсегда.
Режиссер, сценарист и актер – все это Леонид Быков, любимец миллионов зрителей. Мало кто знает, что Леонид Федорович Быков – уроженец села Знаменское Славянского района Донецкой области. Леонид Федорович – не только заслуженный артист РСФСР, но и народный артист Украинской ССР. Его роли и неординарные режиссерские работы оставили яркий след в истории отечественного кинематографа.
Оперный певец, народный артист CССР, лауреат Ленинской премии, герой Украины, а самое главное удивительно талантливый и красивый человек, прославившийся своим лирико-драматическим тенором.
Родился 25 сентября 1932 года в Донецке, в потомственной шахтёрской семье. В 1954 году Анатолий Соловьяненко окончил Донецкий политехнический институт, а в 1978 году, уже будучи народным артистом СССР, - Киевскую консерваторию. В репертуаре певца было много концертных программ, составленных из произведений русских, украинских и зарубежных авторов. Но любовью всей его жизни была - украинская песня. Когда Соловьяненко пел "Нiч яка мiсячна", слушатели забывали все на свете, в зале не было равнодушных...
В Донецке его именем назван театр оперы и балета и установлен памятник возле театра.
Иосиф Кобзон (родился в 1937 г.)
Завараживающий голос этого уроженца Донецкой области многим знаком с детства. Иосиф Давыдович Кобзон – не просто личность, а целая веха в истории советской и российской эстрады. Известный исполнитель, шоумен, депутат российской Госдумы, член правления Федерации еврейских общин России, член президиума общественной организации «Лига здоровья нации» считает своей родиной Донецкую землю. Иосиф Кобзон – рекордсмен эстрады. Он провел рекордное количество концертов в день – 12, выступил на самом длинном по времени концерте – 12 часов и 40 минут, записал около 3000 песен, посетил с гастролями более 100 стран мира, первым пошел на переговоры с террористами в «Норд-Ост», стал почетным гражданином 29 городов СНГ, а также вошел в «Книгу рекордов России» как самый титулованный артист. В Донецке Иосифу Давыдовичу установлен прижизненный памятник на площади у Дворца молодежи «Юность».
Сергей Бубка (родился в 1963 г.)
Один из самых известных в мире легкоатлетов Сергей Бубка родился в Ворошиловграде (теперь это Луганск), однако спортивную карьеру сделал в Донецке и тем самым украсил созвездие спортивной плеяды Донецка. Гармоничное развитие силы, скорости и техники превратили Сергея в чемпиона, который устанавливал рекорд за рекордом в течение всей спортивной карьеры. Сергей установил 35 мировых рекордов, причем его достижения по прыжкам в высоту (6 м 14 см на открытом стадионе и 6 м 15 см в зале).
Портрет патриота.
- Составляем портрет ПАТРИОТА.
- Так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовешь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовешь, а каждый тебе что-то подскажет, так как каждый понимает по-своему, но каждый обязательно произнесет: СЕМЬЯ, ДОМ, РОДНОЙ ГОРОД. А как мы называем человека, любящего свою Родину?
(Патриотом).
- Кого же мы называем ПАТРИОТОМ? Давайте попробуем составить его портрет. Перед вами рабочие листы, на них – незаконченное предложение: «Патриот – человек, который…»
- Ребята, у вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня – вы работаете в группах.
(Прослушивание песни «Край наш родной»).
Портрет патриота
Патриот – человек, который…
любит _________________________________________________________________________________
хранит _________________________________________________________________________________
уважает ________________________________________________________________________________
переживает ____________________________________________________________________________
гордится _______________________________________________________________________________
помогает _______________________________________________________________________________
потому что не может быть равнодушным, потому что только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
- Расскажите, что у вас получилось?
(Обсуждение).
- Все ли мы сказали?
Обсуждение с детьми.
- Можно ли выдающихся людей Донбасса назвать достойными гражданами, настоящими патриотами?
- Назовите важнейшие символы нашего Государства?
- Настоящий патриот тот, кто чтит память о героях Отечества, знает и уважает символы Государства.
- Означает ли, что патриот – только выдающаяся личность, например, полководец, знаменитый поэт, ученый, композитор?
- А ваши родители, бабушки, дедушки - можно ли их назвать патриотами? Вы дома думали над этим вопросом, советовались с родителями. Расскажите об этом.
- Во всех приведенных примерах патриот - это взрослый человек. А вы считаете себя патриотами?
(Ответы детей).
- Как же можно проявить свою любовь к Родине?
- Итак, сделаем вывод: кого мы можем назвать патриотом?
На доске запись:
Патриот – человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, благо своего народа, человек, который любит свою Родину.
3. Подведение итогов.
Рефлексия.
Круг «От сердца к сердцу».
(Учащиеся становятся в круг, отвечают на вопросы, передавая сердце).
- А что для вас значит слово «Родина»?
- Кого можно считать патриотом?
- Как можно проявить свою любовь к Родине?
- Что нужно делать, чтобы быть настоящим патриотом?
- Не будьте равнодушными и безразличными к тем событиям, которые происходят в нашей Республике. Это государство, в котором вам жить долгие годы. От того, как вы будете проявлять интерес к его судьбе, зависит его интерес к вашей судьбе. Испытывайте гордость за людей, прославляющих нашу молодую Республику.
Пожелания Республике.
- Подумайте и напишите на бумажных сердечках пожелания Донецкой Народной Республике.
(Сердечки прикрепляются на карту ДНР).
- Посмотрите, ребята, какие красивые сердца изображены на карте. Это наши сердца, готовые любить и охранять свою Родину. Сердца эти не простые, а волшебные. Если мы сейчас все на них посмотрим, улыбнёмся, загадаем желание для процветания нашей Родины, то оно обязательно исполнится.
Исполнение песни «Родина моя».
- Давайте споём песню «Родина моя».
- На этой лирической ноте, мы заканчиваем своё мероприятие. Конечно, невозможно всё рассказать о Родине, охватить её богатую историю, её традиции, красу. Важно понять только одно, что если мы будем любить и беречь свою Отчизну, то наша Родина будет богатеть и процветать. Вместе мы великая сила. Мы будем гордиться своей Родиной!
Родина!
Ты опорой судьбы и души на добро дана.
Родина!
Кто остался без Родины – жалок, убог...
Родина!
Я в тебе, ты во мне навсегда, моя Родина!
Родина!
Да хранит тебя, Родина, в радости Бог!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.