«Здоровье как основная ценность человека».
Цель занятия: сформировать у обучающихся цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, обратив их внимание на основные показатели, которые характеризуют уровень здоровья. Привести обучаемых к пониманию того, что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности. Дать представление, что такое здоровый образ жизни; показать зависимость здоровья от образа жизни.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Что на земле имеет ценность? Таня Черненко
Что на земле имеет
ценность?
Конечно, это жизнь, любовь,
Здоровье, мама, дети, верность,
Семья и защищённый кров,
Надежда в сердце, вера в Бога,
Души безгрешность, красота,
Любимый труд, домой дорога,
Мир на земле и доброта!
Родных и близких берегите,
Храня их счастье и покой,
Минуту каждую цените,
Что вам дарована судьбой.
- О чем эти строки? (ответы детей)
Работа с карточками.
Определите не достающее слово. Возьмите ручки и запишите слова, которые необходимо вставить.
Здоровье— это главное жизненное благо. Януш Корчак. Польский педагог.
Здоровьене ценят, пока не приходит болезнь. Эдвин Фуллер Тори. Доктор медицины, американский психиатр.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Арту́р Шопенга́уэр. Немецкий философ.
Без здоровья невозможно и счастье. Белинский Виссарион Григорьевич. Русский литературный критик.
- Какие слова у Вас получились?
- Какое слово объединяет все цитаты?
- Давайте определим тему нашего занятия. Правильно, но мы поговорим не просто о здоровье, а еще вспомним слова, с которых мы начали урок. Ценности.
Тема: «Здоровье основная ценность человека».
Какова цель нашего урока?
Сформировать представления о ЗОЖ и его основных составляющих.
II. Изложение нового материала.
Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому.
На доске анкета «Мои ценности жизни». Вы должны эти ценности расположить в убывающем порядке в соответствии с вашими жизненными ценностями на сегодняшний день.
Цель анкетирования: выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых
№ |
Жизненные ценности |
1 |
Деньги |
2 |
Образование |
3 |
Высокооплачиваемая работа |
4 |
Семья |
5 |
Карьера |
6 |
Здоровье |
7 |
Недвижимость |
8 |
Спорт |
Опрос обучающихся:
Беседа с обучающимися с использованием презентации.
В мире существует множество болезней и более 1000 из них неизлечимых. Например: СПИД, гепатит С, рак и др. (показ слайдов).
Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но болен, то без сожаления расстаётся со своим богатством, чтобы вернуть утраченное здоровье. Но его не купишь. Сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью?
Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист?
Многие бы на первое место поставили семью, но разве может у больных родителей родиться здоровый ребенок? И счастливы ли будут эти родители?
Занятия спортом подразумевают тяжелые физические нагрузки, которые для больного человека не только не рекомендованы, но и невыносимы. Может ли такой человек добиться высоких результатов в спорте?
Вопрос к обучающимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место? (здоровье).
Ребята, а вы как думаете? Что такое здоровье? От чего зависит ваше здоровье? (ответы ребят)
Существует несколько трактовок понимания здоровья: здоровье – это отсутствие заболеваний; здоровье – это личная гигиена; правильное питание; двигательная активность, отказ от вредных привычек, добрые слова и т.д.
Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала «Здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
А в словаре стр. 195 Сергея Ивановича Ожегова.: «Здоровье 1. Правильная, нормальная деятельность животного организма. 2. То или иное состояние организма».
- Ребята, как вы думаете, что является самой главной составляющей здоровья? (ответы детей).
В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, давайте перечислим, точнее какие факторы влияют на здоровье человека?
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – 20%
МЕДИЦИНА – 10%
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – 20%
ОБРАЗ ЖИЗНИ – 50%
Постараемся определить процентное соотношение составляющих здоровья.
Что из перечисленного составляет фундамент здоровья? (Ответы детей)
Это прежде всего наследственность. Наследственность и уровень медицинского обслуживания играют важнейшую роль. Полезно поинтересоваться здоровьем родственников старшего поколения, так как предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, сахарный диабет и даже рак.
Посмотри, какие показатели, характеризуют уровень здоровья.
-Выделяют три блока показателей уровня здоровья:
Объективные показатели
Субъективные показатели
Количество здоровья.
- Давайте попробуем измерить показатель здоровья: подсчет пульса. В норме, в вашем возрасте, 12-14 лет, частота пульса должно быть от 55 до 95, в среднем 75 ударов.
Раз – подняться, подтянуться
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
- Повторно измеряем пульс. У кого количественный показатель изменился? Что повлияло на изменения? Измерить состояние здоровья можно по определенным показателям, характеризующим состояние организма по эмоциональным признакам и по степени тренированности организма противостоять внешним нагрузкам в процессе жизнедеятельности. Мы должны научиться заботиться о своем здоровье, зная какие показатели влияют на него.
Ребята, что может продлевать и укорачивать жизнь? (мини-справка обучающегося)
К сожалению, в наши дни долгожителями являются считанные единицы. Учеными доказано, что продолжительность жизни во многом зависит от нас самих, от образа жизни.
Что вы представляете, когда я говорю образ жизни? (ответы детей)
А сейчас поговорим, как правильно внедрять в жизнь эти факторы.
1.Отгадайте что это? Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. Ответ - Закаливание
Выработка правил закаливания – “Три П”. (Постепенно, последовательно, постоянно)
2. Отгадайте, что это такое? Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц. Ответ – Спорт. Правило трех «П» действует и здесь.
3. Отгадайте, что это такое? Порядок приёма пищи, её характер и количество. Ответ - Правильное питание
Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу). Как вы ее понимаете?
4. Отгадайте, что это такое? Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья. Ответ - Личная гигиена Что нам для нее необходимо?
Когда мы соблюдаем личную гигиену тела и одежды, мы себя чувствуем уверенней, веселей. А положительные эмоции хорошо влияют на наше здоровье.
5. Положительные эмоции
А вы умеете управлять своими эмоциями?
Чтобы получить немного положительных эмоций, давайте поиграем и покричим. Я начинаю народную мудрость (пословицу), а вы хором ее заканчиваете.
В здоровом теле, … (здоровый дух);
Голову держи в холоде, … ( а ноги в тепле);
Двигайся больше — (проживешь дольше);
Любящий чистоту - … (будет здоровым);
Сон лучше всякого (лекарства);
Если хочешь быть здоров – (закаляйся!)
Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает… (Мозг).
Наряду с факторами, укрепляющими здоровье, есть и те, которые наоборот оказывают пагубное влияние на наше здоровье.
ВРАГИ ЗДОРОВЬЯ
ВИДЕО.
Никотин
Влияет на ЦНС, желудок, мозг, сердце, органы дыхания. Сокращает жизнь на 5 лет.
Алкоголь
Разрушает кору головного мозга, печень, сердце, желудок, притупляет умственные способности человека.
ДОЛОЙ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ: Ни одна из вредных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака и употребление алкогольных напитков. Выкуренная сигарета ведет к бессоннице, убытку сил, отсутствию аппетита. Похитителем рассудка – так называли алкоголь с давних времен, считая его причиной многих преступлений. Под влиянием алкоголя резко ухудшаются речь, внимание, разрушаются печень, почки и другие системы человеческого организма. С вредными привычками нужно бороться.
Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?
Ответы ребят:
- что с помощью сигареты ребята хотят выглядеть взрослыми;
-курят потому, что это как бы модно и красиво;
-существует мнение, будто курение табака помогает людям похудеть;
-подростки тянутся к сигарете, считая, что курение успокаивает нервы.
Что же мы можем сказать тем, кто предлагает нам сигарету? Давайте подумаем вместе.
Ответы учеников:
-я занимаюсь спортом, а курение и спорт – вещи несовместимые;
-никотин – сильнейший яд, который способствует возникновению многих заболеваний, а у меня и так много проблем со здоровьем; желтые зубы, преждевременные морщины, неприятный запах изо рта меня не привлекают; у меня аллергия на табачный дым.
Спасибо за ваши ответы. Мне приятно сознавать, что сегодня вы научились говорить «нет» вредным привычкам.
Способствуют укреплению здоровья и добрые слова. Если вы встретились, улыбнулись друг другу, пожелали друг другу здоровья, то и день, какой бы он не был за окном, будет прекрасен. И еще. Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает.
Я вам хочу поведать легенду.
Когда-то в древнем Китае жил очень умный и гордый знатный вельможа. Однажды по всей стране прошел слух, что на границе живет монах, самый умный и мудрый на свете. Об этом узнал вельможа. Он очень рассердился: кто может назвать монаха самым умным? Вельможа приказал пригласить этого монаха к себе. Сам же придумал ему загадку: «Я возьму в руки бабочку, и спрячу за спиной, а затем спрошу, что у меня в руках живое или мертвое. Если он скажет, что живое – я раздавлю бабочку. Если скажет мертвое – я раскрою руку и бабочка взлетит». И вот настал день встречи. В зале собралось много людей послушать словесный поединок двух наимудрейших людей. Вельможа сидел на высоком троне и держал бабочку за спиной, с нетерпением ждал монаха. Двери открылись, и в зал вошел небольшого роста худенький человек. Монах поприветствовал вельможу и сказал, что он готов отвечать на его вопросы. И тогда, улыбаясь, вельможа спросил: «Скажи мне, что у меня в руке – живое или мертвое?» Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Вельможа растерялся и выпустил бабочку, которая почувствовав свободу, радостно махая своими прекрасными крыльями, улетела.
Уже сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами ответственны за него.
От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким будешь ты завтра и ты – в будущем.
Вы подумайте и составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным; вы уже знаете основные причины, отрицательно и положительно влияющие на состояние вашего здоровья.
III. Закрепление
Обсуждаем с обучающимися какие новые знания получены, что было полезно.
- «У кого есть здоровье,
у того есть надежда.
У кого есть надежда, у того есть всё». (восточная мудрость).
Будьте здоровы!
- «Сундучок пожеланий». Высказать пожелание всем или конкретному человеку.
- Выразите свои мысли и чувства по сегодняшнему занятию, употребив одно предложение или словосочетание
По данным всемирной организации здравоохранения:
Укорачивают жизнь следующие факторы: курение – 10 лет;
Лишний вес – 3 года, ожирение – 9 лет,
Отсутствие качественного медицинского обслуживания – 9 лет;
Частые продолжительные стрессы – 3-4 года;
Жизнь рядом с крупной автомагистралью – 2.5 года.
Жизнь продлевают следующие факторы:
Качественное медицинское обслуживание + 8 лет;
Позитивное восприятие жизни + 7.5 года,
счастливый брак + 5 лет;
Здоровый образ жизни (питание, физические нагрузки) + 5 лет;
Друзья, компании, домашние животные + 2 года;
Любимая работа, или интересное хобби + 5 лет;
Любимая семья и работа + качественная медицина + 15 лет!
Спасибо за ваши ответы. Мне приятно сознавать, что сегодня вы научились говорить «нет» вредным привычкам.
Способствуют укреплению здоровья и добрые слова. Если вы встретились, улыбнулись друг другу, пожелали друг другу здоровья, то и день, какой бы он не был за окном, будет прекрасен.
И еще. Надо гнать со своего лица сердитое выражение, чаще улыбаться. Психологи установили: улыбка не только признак хорошего настроения, но и способ его улучшить. Будьте же приветливы. Это поможет сохранить здоровье и вам, и тем, кто вас окружает.
И давайте поразмыслите, какие жизненные цели поставили бы вы в определенный период жизни.
17-18 лет жизненная цель?
23-24 года жизненная цель?
26-27 лет жизненная цель?
30-37 лет жизненная цель?
50-55 лет жизненная цель?
- Вопрос к обучающимся: что будет с человеком, если он на определенном жизненном отрезке (например, в 23-24 года), пристрастился к алкоголю или наркотикам. Каковы дальнейшие жизненные последствия?
- Вопрос к обучающимся: по каким критериям можно определить, что нация в данном государстве здорова.
_______________— это главное жизненное благо.
Януш Корчак. Польский педагог.
_______________не ценят, пока не приходит болезнь.
Эдвин Фуллер Тори. Доктор медицины, американский психиатр.
______________ до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Арту́рШопенга́уэр .Немецкий философ.
Без ________________невозможно и счастье.
Белинский Виссарион Григорьевич. Русский литературный критик.
_______________— это главное жизненное благо.
Януш Корчак. Польский педагог.
_______________не ценят, пока не приходит болезнь.
Эдвин Фуллер Тори. Доктор медицины, американский психиатр.
______________ до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Арту́рШопенга́уэр .Немецкий философ.
Без ________________невозможно и счастье.
Белинский Виссарион Григорьевич. Русский литературный критик.
_______________— это главное жизненное благо.
Януш Корчак. Польский педагог.
_______________не ценят, пока не приходит болезнь.
Эдвин Фуллер Тори. Доктор медицины, американский психиатр.
______________ до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Арту́рШопенга́уэр .Немецкий философ.
Без ________________невозможно и счастье.
Белинский Виссарион Григорьевич. Русский литературный критик.
_______________— это главное жизненное благо.
Януш Корчак. Польский педагог.
_______________не ценят, пока не приходит болезнь.
Эдвин Фуллер Тори. Доктор медицины, американский психиатр.
______________ до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Арту́рШопенга́уэр .Немецкий философ.
Без ________________невозможно и счастье.
Белинский Виссарион Григорьевич. Русский литературный критик.
|
Жизненные ценности |
|
Жизненные ценности |
|
Деньги |
|
Деньги |
|
Образование |
|
Образование |
|
Высокооплачиваемая работа |
|
Высокооплачиваемая работа |
|
Семья |
|
Семья |
|
Карьера |
|
Карьера |
|
Здоровье |
|
Здоровье |
|
Недвижимость |
|
Недвижимость |
|
Спорт |
|
Спорт |
|
Жизненные ценности |
|
Жизненные ценности |
|
Деньги |
|
Деньги |
|
Образование |
|
Образование |
|
Высокооплачиваемая работа |
|
Высокооплачиваемая работа |
|
Семья |
|
Семья |
|
Карьера |
|
Карьера |
|
Здоровье |
|
Здоровье |
|
Недвижимость |
|
Недвижимость |
|
Спорт |
|
Спорт |
Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (срок жизни не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков. Гены, отвечающие за наследственность человека, передают ребенку информацию обо всех признаках предшествующих поколений. Новорожденный получает целый комплект потенциальных личных качеств, каждый из которых было свойственно либо его родителям, либо бабушкам и дедушкам, либо отдаленным родственникам. Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, так как предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, даже рак.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.