ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«Мода в зеркале истории»
Подготовили и провели: учитель технологии Агапенкова И.П.
воспитатели Атаманова Т.Г., Малькова Н.В.
г.Зерноград 2017г
Цель: показать и рассказать обучающимся историю костюма, этикета в высшем сословии серебряного века
Задачи:
Слайд 1
Мода в зеркале истории
Ученик: Наше мероприятие «Мода в зеркале истории» посвящается представительницам прекрасного пола.
Слайд 2 - 3
Ведущая 1:
Ежедневно меняется мода.
И покуда стоит белый свет,
Мода будет слугою народа,
Отраженьем всех прожитых лет.
Слайд 4
Ведущая 2:
Время Петра I стало для России эпохой не только реформ в социально-экономической сфере, но и новых мод.
Окно в Европу прорубил
И модой новой заразил.
Ветер перемен ворвался вместе с указом 1700г. великого царя Петра I, предписывавшим носить новое платье.
Широким, длиннополым, с рукавами до пят одеждам одинакового покроя, отличавшимся только материей, пришло на смену европейское платье. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье за это были предусмотрены штрафы, и даже лишение имущества.
Слайд 5
Только духовенство и крестьяне по-прежнему носили традиционную одежду, сохранившуюся со времен допетровской Руси.
Учёные считают, что русский костюм стал складываться в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века. Одежда русских за много веков не претерпела больших изменений, разнообразие достигалось за счет использования вышивки, лент и прочих декоративных элементов. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл. По-прежнему основным элементом оставалась льняная рубаха, поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс означало опозориться. Отсюда и выражение: « Без креста, без пояса» т. е. быть бессовестным.
Слайд 6
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились и передавались по наследству из поколения в поколение.
(показ сарафанов)
Слайд 7
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелье, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли.
А молодки под убрусы
Прячут волосы свои:
В старину была коса -
Только девичья краса.
Слайд 8
Ведущая 3:
Вышивка на парче, шёлк, кружева, жемчуг, драгоценные камни - всё это резко отличало представительниц знати от простолюдинки. По эстетическим представлениям Древней Руси женщина должна была иметь высокую, статную фигуру, белое лицо с ярким румянцем и соболиными бровями. Все женские одежды подчинялись этому идеалу и зрительно создавали величественный образ. Одежды были не приталенными, длиннополыми. Обтягивать фигуру считалось неприлично. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плавность походки.
(показ боярского наряда)
Слайд 9
А вот костюм донской казачки был мало похож на традиционный русский костюм. Своеобразный облик донского женского костюма складывался веками. В нём отразились особенности жизни казаков и органично слились традиции других народов. На Дону любили одежду ярких, живописных расцветок. Русские, турецкие, черкасские и татарские одежды составляли их пёстрый наряд.
(показ казачьего костюма)
Слайд 10
Ведущая 1:
В XVIII веке законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, на которых равнялось все дворянство. До 60-х гг. XVIII века, дворяне жили в столицах – Москве и Петербурге, а где можно было показать свой наряд, светскость манер и благородство. Ну, конечно же, на балу.
Слайд 11
В нём сливались воедино музыка и танец, аромат духов и блеск глаз, дымка тюля и замысловатый рисунок кружева.
Слайд 12
Начало русским балам было положено при Петре I Указом об ассамблеях от 26 ноября 1718 года. Ассамблеи были общественными и частными, где «посетителей было меньше, но веселости больше». Веселость заключалась в танцах.
Слайд 13
Танцы проходили в определённой последовательности. Начинались степенным полонезом. Это польский танец, который носит характер торжественного блестящего шествия.
Полонез показывал умение поклониться партнеру, умение держать себя, расстаться и встретиться с дамой.
Полонез можно определить как мерную, изящную, требующую строгого ритма прогулку под музыку, но вместе с тем ни один танец не требовал такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез.
Это был танец — выставка блеска, пышности и знатности
(исполняется танец Полонез)
«Дайте руку, пани, как опасно,
Словно страсть, отлитая в железе,
Вы идете нежно, тонко, властно
В королевском танце – полонезе».
Слайд 14
Менуэт - старинный французский танец. Он вобрал в себя все манеры галантного века: пышность и церемониальность, легкий флирт и жеманность, холодность и кокетство. Менуэт называли «королем танцев и танцем королей».
(показ фильма)
Слайд 15
Аллеманда - старинный немецкий танец. Начинался выстраиванием дам по одну сторону, кавалеров по другую. Они делали реверансы друг другу и своим соседям. Под музыку марша кавалер с дамой брали друг друга за руки, кавалер обнимал даму за талию и через поднятые руки перекручивал ее. Главное в аллеманде свобода рук, каждая пара по очереди делала круг влево, и когда туры заканчивались, выдумывали новые фигуры.
(исполняется танец Аллеманда)
Слайд 16
Ведущая 2:
Чтобы блистать на балах, богатые дворяне выписывали модные платья из Парижа и Лондона, покупали у торговцев или заказывали туалеты у иностранных портных. В домах небогатых дворян крепостные день и ночь шили одежду и домашние платья для своих господ.
Слайд 17
Ведущая 3:
Юбки первой половины XVIII в. носили очень широкими, расклешенными от талии в форме колокола. Такая юбка держалась на панье’ - каркасе из нескольких рядов плетеного тростника или китового уса. С 60-ых годов под них надевали расширяющие линию бедер фижмы, закреплённые вокруг талии. Они отличались от панье тем, что основу их составляла проволока или конский волос. Женщина могла сжать юбку и пройти в дверь, что с жестким каркасом из китового уса сделать никак не могла.
Слайд 18
Следом появились еще более удобные мягкие каркасы округлой формы – кринолины. Все платье было в десятках оборочек, лентах и бантах, на что шло огромное количество материи.
Слайд 19
Корсаж и «шнурование» были главным средством изменить фигуру с помощью корсета. Фигура дамы по моде того времени должна была быть горделивой, стройной и тонкой. Некоторые дамы от удушья падали в обморок. Все платья были до пола - открыть посторонним взором щиколотку ноги считалось недопустимым, аморальным.
(показ костюма)
Слайд 20
Особым нарядом в XVIII в. было парадное придворное платье со свободно ниспадающим шлейфом, концы которого во время танцев закладывали в карманы. В первой половине XVIII в. шлейф напоминал накидку, крепившуюся сзади к плечам. В дальнейшем шлейф обычно прикрепляли к талии.
Слайд 21
Придворные дамы шили себе платья из самых дорогих тканей, с богатой отделкой золотыми и серебряными вышивками, драгоценными камнями, изысканными кружевами, воланами, бантами.
(показ костюма)
Слайд 22
Ведущая 2:
Роскошь придворных платьев достигла такой степени, что Екатерина II своим указом запретила отделывать платья золотым и серебряным шитьем или кружевом шире 9 сантиметров. Императрица повелела дамам носить платья тех цветов, какие были присвоены губернии и городу, где они проживали. Для Петербурга это был светло-синий цвет, для Москвы – красный и серый и т.д.
(показ костюма)
Слайд 23
Ведущая 3:
Женщина концаXVIII в. начала XIXв. - романтичная, мечтательная, с бледным лицом. Уже ничего общего не имела с дородными красавицами прежних времен. Дамы отказываются от широких юбок и фижмы, начинают носить открытые, легкие, стянутые под грудью, полупрозрачные платья. Такой костюм был изящным, но не соответствовал климату России. Модные красавицы, выходя из дома с открытой шеей и грудью, часто простужались. По утверждению врачей того времени, новая мода увеличила смертность.
Слайд 24
Уже в XVIII в. появилось еще одно изобретение – турнюр. Это валик из ваты, который прикреплялся под юбку сзади, образуя возвышение. На юбки и платья уходило огромное количество материи (от 5 до 40 метров).
Турнюры входили в моду несколько раз. Особенно популярны они были в 70-80-е гг.XIX в.
(показ костюма)
Слайд 25
Ведущая 1:
XVIII век был веком париков и причудливых причесок. Парики были то огромными, то умеренных размеров. Их посыпали толченым мелом или мукой. К концу столетия парики были забыты. В моду вошли высокие женские прически. В волосы вставляли подушечки, валики, закрепляли проволокой и начесывали на них собственные пряди. Готовую прическу закрепляли с помощью жира, булавок и пудры. Прически украшали павлиньими и страусовыми перьями, шнурами, жемчугом и цветами.
Слайд 26
На высокую прическу могли взгромоздить модель парусного судна, цветочную корзину, рог изобилия с цветами и плодами.
(показ причёски)
Это интересно!
Ученик 2:
Такие фантастические прически старались сохранять как можно дольше нетронутыми, поэтому от них часто болела голова, а самое главное – заводились блохи!
Слайд 27
Приходилось пользоваться блошиными ловушками, или блохоловками. Это могли быть, пузырьки-приманки со свежей кровью, которые носили под платьем. Иногда модницы подвешивали на груди, на ленточке небольшие трубочки с множеством дырочек. Изнутри они промазывались медом, кровью или другой липкой жидкостью.
Слайд 28
Ученик 3:
Кроме блохоловки каждая модница второй половины XVIII в. обязательно имела тросточку, лорнет и табакерку. Нюхать табак считалось для женщины высшим признаком хороших манер. Как полагают некоторые ученые, помимо всего прочего, табак нюхали, чтобы заглушить отвратительные запахи. Ведь вентиляции в домах в то время не было.
Слайд 29
Ведущая 2:
Кокетку XVIII в. невозможно себе представить без веера. Нарядный веер брали на бал, на вечер, в театр. Веер служил занятием для рук, защищал от солнца, от недобрых глаз, помогал скрыть смех, тайно шепнуть словцо. Носили веер на ленточке или цепочке, обвитой вокруг запястья правой руки. Пользоваться веером, нужно было долго учиться. Каждая красавица знала правила обращения с веером: сколько раз и как махнуть им, когда его закрыть. Веера не потеряли своего значения и в XIXв.
Правила обращения с веером:
Ø веер развернут, дама отмахивается – «я замужем»;
Ø веер закрыт - «вы мне безразличны»;
Ø веер раскрыт - «ты мой кумир»;
Ø открыт один лепесток – «будьте довольны моей дружбой».
Если собеседник просит веер (хотя это очень непристойная просьба)
Ø подать верхним концом – «симпатия и любовь»;
Ø подать ручкой – « презрение»;
Ø подать открытым, перьями вперед – «напрашивается на любовь».
Ведущая 3:
Рубеж XVIII- XIX вв. был временем медальонов, легких шарфов и косынок. Умение изящно носить шаль, косынку достигалось только после долгих упражнений в этом искусстве перед зеркалом.
Слайд 30
В начале XIX в. голову украшали диадемами, золотыми обручами, венками из искусственных цветов, золотых колосьев, лавровых листьев, живых цветов.
Слайд 31
Тогда же в моду вошли парадные головные уборы: тюрбаны с перьями и бархатные береты, позже – наколка из кружева и лент.
Слайд 32
Вряд ли современный человек знает, что такое феронье’рка. А для дамы того времени - это была вещь необходимая: золотая цепочка, обруч или узкая лента с камнем в оправе, которые носили на лбу.
(показ модели)
Слайд 33
В течение всего XVIII в., за исключением последних его лет, дамы ходили на высоких каблуках. Туфли были кожаные, шелковые, парчовые с пряжками, бантами, розетками. Парадные туфли были непременно на красных каблуках. Эти туфли отделывали жемчугом и драгоценными камнями.
Это интересно!
Ученик 2:
Учиться плавной скользящей походке девочки начинали с детства. Для этого специально нанимали учителей танцев. Будущие дамы учились красиво ходить, выставляя носок вперед, делать поклоны. Верхом неприличия считалось ставить на пол пятку раньше носка. Нельзя было шататься из стороны в сторону, голову, тело и спину надо было обязательно держать прямо.
Слайд 34
Чтобы поклониться по правилам, т.е сделать реверанс, нужно было подать назад тело, не нагибая при этом голову, согнуть ноги в коленях и без торопливости подняться.
(демонстрация реверанса)
Слайд 35
Ведущая 2:
Все дополнения к костюму были очень красивыми: перчатки и чулки делали из бархата, шелка, прошивали золотом. Показаться в обществе без нитки жемчуга было просто неприличным. Выходить из дома без шляпы, перчаток, верхней одежды и шали считалось дурным тоном.
Слайд 36 - 37
Посмотрите, как сидит
Шляпка на девице
Она чувствует себя
Словно та царица.
Всех, окинув гордым взглядом,
Снизойдёт до разговора
И небрежно так роняет:
«Да Париж их поставляет».
(показ модели шляпки)
Слайд 38
Ведущая 1:
Грим являлся обязательной чертой костюма того времени. При пышных и ярких туалетах, высоких прическах и шляпах XVIII века не нарумяненное лицо казалось бледным. Косметикой пользовались очень усердно. И мужчины, и женщины густо покрывали кожу пудрой и белилами, отчего она приобретала фарфоровый оттенок. Примечательно, что пудрой маскировали не только лицо и шею, но также зону декольте и даже руки. Для того чтобы усилить бледность, на висках дамы рисовали голубые жилки, имитировавшие вены.
Пудра в XVIII веке была разных цветов. Основными оттенками косметического средства были белый, серый, голубой, розовый. Когда щеголиха была уже одета, она брала маску со стеклышками, прикрывавшими глаза, и ее начинали пудрить. Некоторые модницы имели даже особые шкафы, в которых пудрились. Они во всем наряде заходили внутрь шкафа, вверху которого было отверстие для головы, затворяли дверцы, и пыль нежно опускалась на голову.
Это интересно!
Ученик 3:
Лицо разрисовывалось до такой степени, что даму было не узнать. Сурьмили жирно брови, румянились, лепили мушки, величиной с гривенник.
Слайд 39
Мушки имели названия:
(показ моделей)
- на лбу - величественная;
- на носу – наглая;
- на виске – страстная;
- на верхней губе – кокетка;
- на подбородке – любовная;
- на щеке – согласие.
Ведущая 1:
Мушки давали моднице возможность говорить, не произнося ни слова. Без коробочки с мушками ни одна модница того времени не выезжала из дома. На крышке этой коробочки было маленькое зеркальце, при помощи которого она налепляла новые мушки сообразно изменившимся обстоятельствам.
Ведущая 2:
Мы закрываем сейчас ещё одну страницу великой книги истории, в которой мы встретили светскую красавицу в фероньерке, кокетку с веером и мушкой, даму с причудливой причёской, деревенскую девушку в сарафане. Эти страницы были посвящены женской моде XVIII-XIXв.в. Именно в это время женская мода находилась на пике роскоши и пышности.
Слайд 40
Ведущая 1:
Мода- это зеркало времени. Банально, но, правда. Каждая эпоха создаёт свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты.
Ведущая 3:
В моде есть вызов эпохам
Она призывает к борьбе
Она вдохновляет на чувства
И делает нас чуть добрей.
Ученик 1:
А от себя я хотел бы добавить: сколько существует женщина, столько существует мода. Всегда в любом сословии, в любом мире женщина хочет и старается быть красивой, радовать себя и окружающих своей внешностью. Как сказал великий русский поэт М.Ю.Лермонтов «Наряды необходимы счастью женщины, как цветы весной. Думаю, что никто не будет спорить по поводу сравнения женщины и весны.
Весна и Женщины едины!
Не зря весь мир поет им песни!
Они нежны и так красивы!
И мир становится чудесней!
Источники материалов
1.http://www.lookatme.ru/flow/posts/promo-radar/126497-antichnoe-plate
2. http://afield.org.ua/mod3/mod40_2.html
3. http://suit-history.org.ua/
4. http://vernisag.com.ua/
5. cross-roads.ru
6. ru.wikipedia.org
7. 100pudov.com.ua
8. FashionTime.ru
9. salon-romance.ru
10. images.yandex.ua
11. http://www.perchatki.com.ua/main.php?pg=mn
12. womenstalk.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.