Внеклассное занятие для учащихся 2 класса
по произведению Ю. Дмитриева «Что такое лес?»
Цель: Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес»
Задачи:
Образовательные: уточнить представление детей о том, что лес - это живой единый организм, который мы должны беречь; учить анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Развивающие : развивать умение видеть красоту окружающего мира.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к родной природе, чувства гармонии и красоты природы; уважительного отношения к обитателям леса.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда-отгадайте.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
-Да, мы отправляемся в лес ,а значит будем говорить о…..
Звучит мелодия Поля Мория «В мире животных». На фоне приглушенной музыки читает стихотворение.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…? (Природа)
-О чем же мы будем сегодня говорить?( о природе) Ребята, любите ли вы природу? Но мало только любить природу, надо уметь относиться к ней бережно. Люди, к сожаленью, не всегда задумываются над этим. Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес.
Давайте посмотрим, какие вы знатоки природы. Отгадайте загадки:
а) Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (лиственница)
б) Что делает еж зимой? (спит)
в) Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)
г) У каких деревьев осенью листья красные? (у клена и рябины)
д) Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
е) Какие цветы расцветают весной первыми? (мать – и – мачеха, подснежники)
ж) Какая птица выводит птенцов зимой?(клёст)
з.) Какие птицы весной прилетают первыми? (грачи)
и.) Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)
й.) Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
к.) Летучие семена - парашютики этого травянистого растения далеко разносятся летним вечерком? (Одуванчик)
л.) Какое животное спать ложится осенью, а встает весной? (медведь)
Молодцы!
-Ребята, как вы думаете, что такое лес?
(Деревья, растения, животные, насекомые).
- А как вы думаете, могут в лесу быть только одни деревья? Или если в лесу не будет, например, птиц и насекомых - это будет лес? Чтобы нам это узнать, я расскажу вам историю, которая случилась с одним художником. Садитесь поудобнее и слушайте.
Чтение сказки Ю. Дмитриева «Что такое лес?»
«Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.
«А что такое лес?» - подумал он. «Лес - это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок - и затрепещут листочки на деревьях.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой - старичка Лесовичка. Потому что в каждом лесу обязательно должен быть Лесовичок.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею, и уехал куда-то. А когда приехал, то увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни сухие стволы.
- Что случилось? - удивился художник. - Почему засох мой лес?
- Какой же это лес? - вдруг услышал художник. - Тут только одни деревья.
Посмотрел художник на картину и понял, что это старичок-Лесовичок с ним разговаривает.
- Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, цветы?
- Правильно, - согласился художник, - такого быть не может.
И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, а рядом кустики, а на земле, среди зеленой травы - множество ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь получился настоящий лес!
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- Это потому, что ты забыл нарисовать грибы - сказал Лесовичок.
- Да, позабыл - согласился художник.
- Грибы должны быть обязательно - сказал Лесовичок.
И художник нарисовал грибы.
Но лес продолжал чахнуть.
- А потому лес гибнет, - сказал Лесовичок, - что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти и на цветах, на листьях, на траве появились яркие бабочки, разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке», - решил художник и опять куда-то уехал. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместе пышного ковра травы и цветов на картине была лишь обнаженная земля и голые деревья.
Художник подошел к картине и… отшатнулся - все на ней было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
- Это ты виноват! - закричал художник Лесовичку, - ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес.
- Конечно, и даже меня чуть не съели - ответил Лесовичок.
- Что же делать! - воскликнул художник - Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
- Никогда, - сказал старичок - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взялся за краски и кисти. Он нарисовал новый красивый лес, а на ветвях деревьев появились веселые птицы.
Долго работал художник, но когда он, наконец, собирался положить кисти, решив, что картина закончена, Лесовичок сказал:
- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он опять погиб.
- Но почему он должен погибнуть, здесь все есть.
- Не все, - сказал Лесовичок. - Нарисуй животных.
И художник нарисовал.
Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то попискивания, шорохи.
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал Лесовичок, - теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это - лес».
Вопросы по содержанию сказки:
-Что нового вы узнали о лесе из рассказа?
-Что произошло с лесом на картине художника, когда он нарисовал только деревья в лесу?
(Лес погиб).
-Какой совет дал Лесовичок в первый раз?
(Нарисовать кусты, цветы и грибы).
-Теперь на картине были деревья, трава, кусты и грибы, а лес опять стал чахнуть. Отчего же лес завял во второй раз?
(Не было насекомых).
-Каких насекомых, которые живут в лесу, вы знаете?
-Художник послушал совет Лесовичка и нарисовал насекомых, а лес опять погиб. Почему лес погиб в третий раз?
(Развелось много насекомых, и они съели все деревья, кусты и траву).
-Как же помочь лесу? Чего в лесу не хватает теперь?
(Птиц, которые питаются насекомыми).
-А какие животные тоже питаются насекомыми? (Еж, лягушка).
Вот поэтому Лесовичок посоветовал нарисовать и птиц и животных
А как вы думаете, почему, когда в лесу нет травы, птиц или насекомых, то лес погибает?
- Дети, я думаю, Лесовичок был бы доволен вашими ответами.
Коллективная аппликация «Спасем дерево».
- Ребята, посмотрите, художник нарисовал еще одну картину. Что на ней изображено? (Дерево). Но художник опять сделал что-то не правильно и дерево погибает. Что нужно для того, чтобы ожило наше дерево? ( Его надо согреть,полить, порыхлить ).
-Давайте наклеим изображение солнца, тучки и капелек дождя, червячков. (выполняют работу)
-А теперь давайте скажем дереву ласковые слова и наклеивают листики.
- Вот и ожило, зазеленело наше деревце, а мы ему в этом помогли. Давайте пообещаем, что будем так же бережно и заботливо относиться ко всему, что нас окружает, будем любить и уважать матушку-природу, и тогда она тоже будет любить нас.
-Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Давайте вспомним правила, которые нужно знать, чтобы сохранить природу.
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не разорять муравейники.
- Не рвать цветы.
- Не шуметь.
- Не разжигать костер.
- Не оставлять мусор.
-Не режь кору деревьев.
-Разгадайте кроссворд "Дары леса".
По горизонтали:
2.
Невысок и коренаст.
Поглядеть решил на нас.
Приподняв с утра под елками.
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
4.
Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками. (Орехи)
5.
Не балует дуб детей.
Одевает без затей:
Все в его семейке
Носят тюбетейки. (Желуди)
6.
Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые. (Шишки)
По вертикали:
1.
Чем больше колец,
Тем старше жилец. (Дерево)
3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет - и душистая
Попадает в кружки (Земляника)
- Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью.
-Вот и подошла к концу наша
встреча.
«Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она - одна.
(В. Шефнер)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.