Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»
Методическая разработка
«Экологический калейдоскоп»
Автор: Смыслова Алла Николаевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Борисовка
«Экологический калейдоскоп»
Цели:
- углубление экологических знаний обучающихся;
- развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
- воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
- учить детей быть ответственными за свои поступки;
- формировать культуру поведения в природе;
- обогащать представления об окружающем мире;
- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
Оборудование:
- выставка детских рисунков;
- карточки с заданиями,
Ход мероприятия:
Учитель:
- Добрый день, уважаемые участники и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии.
Мы заведём разговор о том,
Что вся Земля - наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том пойдёт тут речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется
Земля.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Учитель:
- Как вы считаете, ребята, о чём пойдёт сегодня речь? Ведь не зря мы услышали эти слова?
(Ребята высказывают свои предположения).
Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её.
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.
Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас кормит, поит, одевает, даёт всё для жизни и взамен требует совсем немного – бережного, уважительного отношения к себе.
Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды растений и животных.
Хотите ли вы спасти свою планету от загрязнения? А знаете ли вы главные проблемы Земли? (Ответы детей)
Природа в беде! С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что он только не выдумал, чтобы улучшить себе жизнь.
• Человек сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и птиц.
• Человек создал автомобиль, который отравляет воздух вредными газами.
• Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает землю огромным слоем мусора.
Опомнитесь! Нашей планете грозит беда! Ребята, а вы готовы охранять природу?
Жили люди на планете
Мамы, папы и их дети
Бросят люди по бумажке (все бросают бумажки)
Планета станет замарашкой.
Жили люди на планете
Мамы, папы и их дети
По бутылке бросят люди (все бросают бутылки)
Свалка на планете будет.
Жили люди на планете
Мамы, папы и их дети
Бросят люди по пакету (бросаем пакеты)
Не узнаешь ты планету.
Ой, какая свалка, ребята, получилась!!!
Грязь, бумажки и пакеты…
Засорили мы планету!!!
Давайте же ребята природу охранять
О ней ни на минуту не будем забывать
(Собираем мусор)
Учитель: Ребята, вместе мы – дети Земли. Земля – наш общий дом. Если мы хотим помочь нашей планете, нашей больной природе, должны знать правду о ее болезнях, какой бы страшной она ни была. Мы должны помнить, что человек может многое: он не только губитель, он и садовник, и врач. Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. И сейчас мы проведём экологическую игру, которая и покажет нам, насколько хорошо вы знакомы с природой. У нас две команды. Вам предлагается пройти по трём станциям «Знай», «Умей», и «Действуй», где вы покажете свои знания и умения, а после прохождения всех этапов мы подведём итог.
Готовы? Тогда – вперёд! Удачи вам.
Давайте поприветствуем команды, которые сегодня будут участвовать в нашей игре.
Итак, знакомство состоялось, но прежде, чем мы начнем, представим, конечно, многоуважаемое и компетентное жюри, на плечи которых ложится весьма важная миссия - оценивание ваших, уважаемые команды, ответов. В состав жюри входят учителя биологии школ нашего района.
Проводится игра по станциям «Знай, умей, действуй!» - на каждой станции ребята выполняют определённое задание:
«Знай» - станция посвящена растениям и животным, здесь дети показывают свои знания на знание растений и животных.
Конкурс «Кроссворд».
Командам предлагается кроссворд.
Отгадай правильно загадки и узнаешь, где можно встретиться с этими героями!
1.Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей.
(азереб)
2. На большой цветной ковёр села эскадрилья,
То откроет, то закроет расписные крылья (икчобаб)
3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли,- вот моя забота (ялпац)
4. Есть в реке работники: не столяры, не плотники, А выстроят плотину – хоть пиши картину. (ырбоб)
5. Леса пустеют и поля, вокруг осенняя земля,
Поднялись клином от земли сегодня утром.
(илваруж)
6. На шесте сколочен дом, на ветру качается,
В нём ни ночью и ни днём дверь не закрывается.
кто жилец? (церовкс)
7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,
Нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (кинжородоп)
8. Очень мягкий, как былинка, сам зелёный, как травинка, На лесах, в лугах, у речки, в травках прячется… (кичензук)
9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.
(кичнавудо)
10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый. (клов)
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Умей» - станция посвящена экологическим ситуациям, где дети должны прокомментировать ситуацию и предложить выход из этой ситуации, показывают свои умения.
Командам дадим небольшой отдых и проведём РАЗМИНКУ.
Ребята, а вы знаете, как вести себя в лесу?
Я сейчас проверю….
ИГРА «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ»
Если верно скажу – кричите «да-да-да»
Если не верно – кричите «нет-нет-нет»
• Ветки не ломайте, листья зря не рвите «да-да-да»
• Цветки срывайте, в венки плетите «нет-нет-нет»
• Шумите, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте «нет-нет-нет»
• Лягушек, гусениц, ужей, из леса надо гнать взашей «нет-нет-нет»
• Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь «да-да-да»
• Все животные и растения нужны лесу «да-да-да»
• В лес возьми с собой топор, сможешь там разжечь костер «нет-нет-нет»
• Мусор в лесу не бросай, все за собой убирай «да-да-да»
- Какие вы молодцы! Все правила знаете!!! Лес вам скажет большое спасибо!!! Отвечали хорошо. Будем надеяться, что на природе вы всегда будете помнить о правилах поведения.
«Действуй» - станция посвящена знакам в природе, здесь дети изготавливают экологические предостерегающие и запрещающие знаки – что можно делать, а чего нельзя делать в природе.
Давайте вспомним, какие законы охраны природы мы знаем.
Заповеди юных любителей природы вывешиваются на доске.
- Не рвать дикорастущие растения.
- Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.
- Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.
- Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.
- Не разжигать в лесу костры.
- Не оставлять в лесу бытовой мусор.
- Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.
- Не уносить из леса диких животных.
Учитель: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля – величайшее чудо, у нас она одна. Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.
Ребята, какой же вы сделали для себя вывод принимая активное участие в нашем экологическом турнире?
(Ответы детей)
Учитель: Человеку давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатства.
1.Дерево,
трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
2. Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом.
3. Прекрасна, прекрасна родная Земля,
Прекраснее не найти никогда.
Зеленые дали, леса и поля,
И синяя в речке вода.
4.Любите родную природу:
Озёра, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
5. Развеем над нею
И тучи, и дым,
В обиду её
Никому не дадим!
Подведение итогов мероприятия. Награждение участников команд.
Список используемой литературы
1. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников: кружковая работа // Начальная школа. – 2003. - N 5. - С. 64-75.
2. Васина А. К. Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительное образование. – 2005. - N 12. - С. 13-15.
3. Игры,
занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г. В. Буковская. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- 191 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2256121-КХ.
4. Симонова Л. П. Задания по экологии для младших школьников // Начальная школа. – 1998. - N 2. - С. 42-49.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.