Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Оценка 4.7
Презентации учебные
ppt
история
10 кл
10.01.2017
Внеклассное мероприятие направлено на формирование у учащихся представлений о языках, верованиях, обычаях, традициях марийской культуры как величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей духовно-нравственные идеалы.
Задачи:
- показать традиционную марийскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт марийского народа, его миропонимание.
- формировать умения и навыки декоративно-прикладного искусства;
- проявить интерес к народному творчеству тоншаевских мари;
- воспитывать любовь к своему родному краю, народам, которые проживают на территории Тоншаевского района.
Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари.ppt
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
««ТОНШАЕВСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА»
ТОНШАЕВСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА»
муниципальный конкурс педагогического мастерства
«Калейдоскоп методических идей»
Выполнил: Жукова М.В,
педагогорганизатор
р.п. Тоншаево 2016 г..
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
«Язык,
верования,
традиции и
культура
тоншаевских
мари»
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
«Раздольна Россия, родная страна,
«Раздольна Россия, родная страна,
Всего мне дороже на свете она.
Всего мне дороже на свете она.
Богата природой, культурой, людьми,
Богата природой, культурой, людьми,
Не зря с нею прожиты жизни всей дни…»
Не зря с нею прожиты жизни всей дни…»
Н. Брагина
Н. Брагина
История
Тоншаевского
района тесно
связана с
древними
поселениями
мари, с
культурой и
традициями…
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
«Тоншаевский мой милый край родной!
«Тоншаевский мой милый край родной!
Ты дорог благодатною землёю.
Ты дорог благодатною землёю.
Тебе обязан я своей судьбой,
Тебе обязан я своей судьбой,
Тебя люблю я нежною любовью…»
Тебя люблю я нежною любовью…»
Г. Дёмин
Г. Дёмин
Тоншаевский район занимает
необычное положение в
Нижегородской области. Это
самый северный, самый
удалённый от центра район.
Расположено Тоншаево так, что
проездом в нём не окажешься
ведь автомобильных дорог,
даже областного значения у нас
нет. Есть тайга, болота,
небыстрые холодные реки
Пижма и Ошма.
Здесь встретились две
культуры – марийская и русская.
Переплелись судьбы двух
народов России.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
По языковым
В древних летописях
марийцы под названием
«черемисы» известны с
VI в. Сами себя марийцы
называют «мари»,
«мэрий» (человек).
различиям и месту
расселения различают
горных мари — живут на
правом берегу Волги,
луговых мари—живут на
низменном левом берегу
Волги, многочисленную
группу восточных
марийцев, северо-
западную группу.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Большинство марийского
населения Нижегородской области
принадлежит к северо-западной
группе, причём в ней выделяются
марийцы шарангские и
тоншаевские имеющие в речи ряд
диалектных различий.
Большое сходство с яранскими
марийцами не только в языке, но и
в фольклоре и антропологии
Антрополоо́гия
(от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος —
наука
) — совокупность научных дисциплин, занимающ
ихся
изучением
человека, его происхождения, развития, существ
ования в природной (естественной) и культурной
(искусственной) средах.
Северо-западная группа марийцев
Северо-западная группа марийцев
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Главный бог – КугуЮмо
Юмын удыр небесная дева
в марийской мифологии.
Верования
Верования
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Большинство
марийцев
православные
христиане.
Традиционными
занятиями марийцев
являются
земледелие,
животноводство,
пчеловодство, а
также охота.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Мари - один из тех
народов, чья
история уходит в
глубокую древность,
прошел суровый и
сложный жизненный
путь. Но, несмотря
ни на какие
трудности, он сумел
сохранить и довести
до наших дней свою
самобытную
национальную
культуру.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
У сегодняшней
молодежи
просыпается интерес
к своей истории и
наша молодежь с
удовольствием
участвует в
различных
мероприятиях,
интересуется
культурой и
традициями
поживающих рядом
народов.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Интересной
особенностью
марийцев являются
прочные,
передающиеся из
поколения в
поколение традиции,
благодаря которым
на протяжении веков
сохраняются ценные
для человеческого
хозяйства свойства,
возобновляются
леса, не исчезают и
остаются чистыми
реки, озёра.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Марийцы
сумели
сохранить
национальную
религию -
представления
о богах и духах
природы,
священные
рощи, которые
являются, по
сути, храмами
народа.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Особый интерес
представляют
марийские
священные рощи.
Можно сделать
вывод об их
значительной
комплексной
ценности.
Историческая
ценность в том, что
они являются
уникальными
памятниками, чудом
сохранившимися до
нашего времени, они
позволяют
современникам как
бы приподнять
завесу времени и
увидеть своими
глазами живое
далекое прошлое.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Уважение, любовь к
роще
воспитывается
наряду с
уважением и любви
к традициям,
культуре, памяти
предков. В роще не
позволяется
мусорить, ругаться,
ссориться, туда
приходят в дни
праздников в
чистой одежде,
помывшись в бане,
как вместо
общения с
высшими силами
природы.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Тоншаевские мари
хорошо знают рощи у
Кувербы, Ромачей и
Больших Ашкат. В
последней из них
проводил 31 октября
2011 года первое в
истории Нижегородского
Поволжья моление, на
которое были
приглашены марийцы
всех районов области,
верховный карт
марийского народа
А.И.Таныгин. Есть и
рощи, принадлежащие
семьям и их небольшим
группам.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Грозная роща,
находящаяся
неподалеку от деревни
Б. Ашкаты, посвящена
богу Кеце-Юмо. Её знают
марийцы, проживающие
и за пределами района.
Широко известна и
Ромачинская роща,
посвященная Ош
Пандашу (Суртану) –
канонизированному
марийскому князю.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
В священных рощах
проходили не только
моления, но и
бракосочетания.
Венчали жениха и
невесту под главной
берёзой, трижды обводя
их вокруг дерева.
Традицией было, перед
свадьбой жених должен
незаметно украсть
невесту. Это
необходимо сделать,
чтобы не рассердился
семейный дух (Порт-
Озу) дома невесты.
Он считает людей
своей собственностью,
поэтому жених должен
незаметно для всех
выкрасть девушку и
привести в свой дом.
Там она будет
находиться под защитой
Порт-Озу дома жениха,
тогда её семейный дух
успокоится, и не будет
сердиться.
Свадебный обряд
Свадебный обряд
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Наряду с рощами, мари
почитали отдельные
деревья, способные по их
поверьям излечить от
тяжёлой болезни и уберечь
от несчастья.
В числе почитаемых
деревьев у мари
выделяются береза, липа и
дуб. С ними связываются
представления о девушке,
женщине и мужчине -
соответственно. Три этих
дерева часто оказываются
главными среди священной
рощи мари.
Распространены поверья о
том, что липа и дуб
способны оздоровить
женщину и мужчину (липа -
мать, а дуб – отец.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Тоншаевским марийцам
известны Горинцевская,
Маяковская, Ромачинская и
другие священные липы, как
деревьяцелители.
В качестве подарка липе
приносили еду или деньги с
просьбой об исцелении
заболевшего. Пеньковской
священной берёзе приносили
подарки для защиты от
несчастья. Считается, что
священные деревья обладают
большой силой, если нанести
вред дереву или забрать
подарки и жертвы, то человек,
сделавший это умрёт или
сойдёт с ума.
Деревья- целители
Деревья- целители
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Посторонним людям,
впервые
оказывающимся в
марийской деревне,
бросается в глаза
внешний порядок,
чистота улицы,
светлая, красивая
одежда жителей.
Здесь нет
разъезженных колей
между домами,
мусора. И это не
обманчивое
впечатление, а
ощущение, которое
усиливается, чем
глубже человек
проникает в
марийский быт.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Целый комплекс поверий и
запретов связан с водой.
Существует категорический
запрет портить воду, сливая
в нее помои, стирая белье.
Зафиксированы легенды,
рассказывающие о наказании
хозяйкой вод Вюд-Авой за
такое святотатство. Вблизи
речек и озер не рубили
деревья, за что, как
представлялось, следовало
также наказание.
Оберегалась территория
вблизи родников. Считалось,
что источник - место, где
человек должен с
достоинством себя вести.
Родники в качестве
неотъемлемых элементов
входили в культовые
комплексы священных рощ
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Марийцы сохранили
благоговейное отношение
к своим родникам
колодцам, лесу. До сих
пор живет правило: около
колодца или родника
нельзя ругаться или
громко разговаривать,
иначе богиня-мать воды
обидится и навсегда
уйдет в другое место.
Вокруг родника не рубят
деревья и в воду ничего
не бросают — она
священна. А если
марийцу нужно срубить
дерево, то он обращается
к духу этого дерева,
объясняя с какой целью
это делается, и просит
простить этот грех.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Обожествление природы и
почитание множества духов
нашло проявление в
повседневных, бытовых моментах
жизни мари, в украшении и
вышивке.
Символ солнца – солярные знаки в
виде кругов, крестов, ромбов и др.
Знаком солнца и неба являлся конь.
Птица считалась воплощением
света жизни.
Изображение древа жизни, двух
птиц или животных, стоящих пред
деревом, служило знаком семьи,
рода. Воплощением образа
женщины, олицетворением семьи
и плодородия было изображение
утки
Традиционный костюм
Традиционный костюм
марийцев
марийцев
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
Существует несколько видов
украшений, характерных для
марийского костюма.
Шумящие, нагрудные
застёжки – сюльгамы,
эполетообразные пряжки –
ими отделывались головные
уборы, одежда, обувь.
Важное место занимают
монеты.
Самый старинный из
марийских головных уборов
«шурка» украшался
монетами и их имитацией,
вышивкой, бусами, бисером,
кистями.
Украшения, головной убор
Украшения, головной убор
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
За многовековую историю
марийское народное искусство
выработало свой яркий и
самобытный стиль. Эстетические
идеалы мари, их отношение к
природе и жизни общества, обычаи
и традиции нашли своё
неповторимое отражение в
искусстве и культуре этого народа.
Внеклассное мероприятие « Язык, верования, традиции и культура тоншаевских мари».
В презентации использован материал:
В презентации использован материал:
* А.П. Жуков «Страницы истории Тоншаевского края»;
* А.П. Жуков «Страницы истории Тоншаевского края»;
* Сборник стихов и песен «Наш район Тоншаевский, милый
* Сборник стихов и песен «Наш район Тоншаевский, милый
сердцу край»
сердцу край»
* сайт Тоншаево.ру
* сайт Тоншаево.ру
http://www.perunica.ru/tradicii/8949-tonshaevskie-mariycy-kultura-mari-foto-
http://www.perunica.ru/tradicii/8949-tonshaevskie-mariycy-kultura-mari-foto-
mihaila-burlackogo.html
mihaila-burlackogo.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.