Внеклассное мероприятие для учащихся 9- 11 классов «заседание литературной гостиной «У седьмой излуки Дона»

  • Мероприятия
  • docx
  • 07.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие по литературе дает представление о творчестве поэтов-семилукцев (в рамках реализация краеведческого сегмента обучения). Мероприятие помогает прививать любовь к родным местам, «малой родине», формировать понятие «патриотизм» через приобщение к литературному творчеству земляков-семилукцев, прививать навыки культурного общения с представителями творческой интеллигенции.
Иконка файла материала file2.doc.docx

                                             

 Казенное общеобразовательное учреждение «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Внеклассное мероприятие для учащихся  9- 11  классов «заседание литературной гостиной «У седьмой  излуки Дона»

Подготовила: Елена Петровна Шедогубова - учитель русского языка и литературы

 

Цель: дать представление о творчестве поэтов-семилукцев (в рамках реализация краеведческого сегмента обучения)

Задачи: прививать любовь к  родным местам, «малой родине», формировать  понятие «патриотизм»  через  приобщение к  литературному творчеству земляков-семилукцев, прививать навыки  культурного общения  с представителями  творческой интеллигенции.

 

ОФОРМЛЕНИЕ: заседание литературной гостиной проходит в школьном музее, где собрано много материалов, посвященных творчеству наших земляков.

Предварительная работа:

Силами учащихся 11  и 9 классов под руководством учителя русского языка и литературы мы планируем провести  встречу в Литературной гостиной нашей школы. Заседание ее  будет посвящено творчеству  поэтов, наших земляков. Наша задача – обновить  имеющуюся информацию о поэтах-семилукцах (В. Сидорове, В. Гомонюке, Михайлюк Е.), создать видеоклип и презентацию по имеющимся материалам.

Необходимо провести организационное заседание для обсуждения  и утверждения плана работы, распределения обязанностей между учащимися.

«Здесь жил и писал…». Экскурсия по Семилукам по адресам, где установлены мемориальные доски. История установок мемориальных досок. Сбор информации для мини-докладов и сообщений. - 9 класс.

  

 

 «Кабинет у семи излучин Дона…». Экскурсия к мемориальному камню, посвященному Валентину Сидорову. 11 класс.

   

 

«Я поведу тебя в музей…». Работа в школьном музее с материалами, посвященными творчеству В. Сидорова. – 11 класс.

      

 «Золотая полка». Занятие в школьной библиотеке,  подготовка докладов  о творчестве поэтов-семилукцев. Сбор фотоматериалов для презентации и видеоклипа.- 9, 11 классы.

 Итоговое заседание Круглого стола. Обобщение итогов проделанной работы, подготовка общего доклада учащихся.

1)  Выставка используемой на уроках литературы (Гомонюк В.Ф. «Стихи и сказки», Светлана Авдеева «Я люблю», В.М. Сидоров «Утешитель», Полное собрание сочинений в 5-ти томах, сборник «У семи лук», Н. Колтаков «Века над Доном»).

2) Презентация «Город юности моей»

3) Показ видеоклипа «У седьмой излуки Дона»

4) Встреча с С.Б. Авдеевой, врачом Семилукской ЦРБ,  автором стихов, музыки и исполнителем песен собственного сочинения.

В начале мероприятия ученики-ведущие под звуки вальса «На сопках Маньчжурии» рассказывает об истории создания этой грустной и задушевной мелодии, о его авторе - капельмейстере Илье Шатрове, уроженце г. Землянска  (Н.Колтаков «Века над Доном», стр. 99).

Родился будущий композитор в 1885 г.  в бедной семье   в  Воронежской губернии в уездном городе  Землянске Семилукского района.  Любовь к музыке передалась   ему   от   отца, он   рано   выучился  играть   на балалайке и гармошке. И.А. Шатров успешно окончил  Варшавский музыкальный институт и получил звание военного капельмейстера.

        Службу свою он начал  в Мокшанском пехотном полку, имея  под  началом   музыкальную команду. С началом  русско-японской    войны  1905 года  полк  был направлен  в   Маньчжурию.

В феврале 1905 года Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!..» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел музыкантов за знаменем полка. Солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и прорвал окружение. Погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось 700 человек, в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами, а оркестр удостоен почётных серебряных труб.

В мае   1906 г.  Шатров  написал   вальс, который  посвятил   своим  погибшим товарищам.

       Сам    Шатров  настаивал на том, что вальс "На сопках Маньчжурии" - не реквием, а  объяснение   в  любви к Родине.      Тексты    разных   авторов  вальса  "На сопках Маньчжурии" появились после 1910 годах, когда он зазвучал на всех граммофонных  пластинках.

Наибольшее распространение получили слова, написанные поэтом Степаном Скитальцем: ( Читает ученик)

         

                   Спит гаолян,

                   Сопки покрыты мглой...

                   На сопках Маньчжурии воины спят,

                   И русских не слышно слез...

Страшно вокруг,

                  Лишь ветер на сопках рыдает

                  Порой из-за туч выплывает луна,

                  Могилы солдат освещает.

 Белеют кресты

                  Далеких героев прекрасных.

                  И прошлого тени кружатся вокруг,

                 Твердят нам о жертвах напрасных.

 Средь будничной тьмы,

                 Житейской обыденной прозы,

                 Забыть до сих пор мы не можем войны,

                 И льются горючие слезы.

 Героев тела

                 Давно уж в могилах истлели,

                 А мы им последний не отдали долг

                 И вечную память не спели.

Каждый из участников заседания Литературной гостиной готовил для художественного чтения 1-2 стихотворения  разных поэтов по собственному выбору в соответствии со своими вкусами и предпочтениями.

         В.М. Сидоров

    Мне раньше часто говорили

     (Теперь уже не говорят):

     "Тебе из множества фамилий

     Не лучшая досталась, брат.

     Коль разобраться в этом честно,

     Тут постаралась жизнь сама,

     Что так молвою повсеместно

     Она обыграна весьма.

     Не та фамилия, ей-богу.

     Она — находка для врагов.

     С тобой равняться только могут

     Один Петров да Иванов…"

     А я, взращенный русским полем,

     Не мог понять их, хоть убей.

     Я был доволен, был доволен

     Всегда фамилией своей.

     А я, признаться, горд отчасти,

     Поскольку в час рожденья свой

     Я как бы некой высшей властью

     Повенчан с отчею землей

     Фамилией. И потому-то

     Она превыше всех наград.

     А коль не нравится кому-то,

     То, право, я не виноват.

     На месте критика иного

     Я б, может, почитал за честь,

     Что есть Петровы, Ивановы,

     А также Сидоровы есть.

     Фамильи эти непростые.

     Они — гранит и монолит.

     Как бы на трех китах, Россия

     На тех фамилиях стоит.

     Душа от них неотделима.

     И счастлив я, как никогда,

     Что Бог хранил от псевдонима…

     Сейчас бы умер со стыда.

Н.Болотов «Сидорову В.М.»- «На седьмой излучине у Дона, есть бугор, где часто был поэт…», С.Авдеева  «Семилуки, Семилуки, много связано с тобой, Семилуки, Семилуки, ты для нас такой родной…», А. Маковкин «Воронежский край» - «Про Воронежский край, про отчизну свою, про земной этот рай свои песни пою»).

Ученик 8 класса подготовил выразительное чтение фрагмента рассказа С. Масачихина «Дороги! Дороги!»

1-ый ведущий:

Каждый человек - участник истории. История, как мозаика, складывается из отдельных событий и судеб. А литература, как зеркало, отражает исторические события. Можно опрометчиво делить  литературу на большую и малую, но и из малых рек, слившихся воедино, рождаются могучие реки. А произведения наших земляков-литераторов  рисуют нам родные и понятные картины жизни, рассказывают о событиях недавнего прошлого, о судьбах знакомых и  близких людей. Это трогательные, иногда наивные, не всегда литературно «правильные», но такие искренние и теплые стихи, рассказы, повести, волнующие душу читателя.

2-ой ведущий:

Давайте закончим наш сегодняшний разговор словами великого И.С. Тургенева: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто действительно это думает, двойное - тому, кто действительно без нее обходится».