Разработка очень актуальна в Год экологии в России. В ходе мероприятия ребята учатся правилам поведения в лесу, знакомятся с "Жалобной книгой природы", разыгрывают мини- сценки, отгадывают загадки, читают стихи. Мероприятие будет интересно учащимся 3-4 классов. Его можно провести на классном часу.
Сценарий «Экологический утренник» для 3-4 класса
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы пригласили вас на
экологический утренник. Что такое экология? Это наука об охране природы, о
бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Само слово «экология»
образовалось из двух греческих слов: «экое», что значит «дом», и «логос» -
наука. Поэтому можно сказать, что экология - это наука о доме. Для
человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая
маленькая планета Земля.
Ведущий 2. Экологией занимаются сейчас ученые во всем мире. Это слово
часто звучит по радио, телевидению, появляется в газетах. Почему? Потому
что наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый
человек должен стать хотя бы немного экологом.
Ученик 1.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,Не оскверняй ее святынь.
Ведущий 1. С каждым годом скудеют краски лугов и лесов. Цветы исчезают. И
мы теряем красоту. Хозяйственная деятельность человека изменяет условия
жизни растений.
Ученик 2.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Остается там каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой».
Нам казалось все мало, все мало,
А потом, в толчее городскойМы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Ведущий 2. Запомните правило! Находясь в природе, нельзя срывать растения
для букетов. Букеты можно составлять только из цветов, которые выращены
человеком.
Ученик 3.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Ученик 4.С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Ведущий 1. Запомните правило! В природе, особенно в лесу, нужно стараться
ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. Идет
человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются,
втаптываются хрупкие травы.
Ученик 5. Но не только красоту теряют люди. Ведь во многих травах и цветах
скрыты великие силы исцеления.
Сценка
Девочка-ромашка.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой!
Травяная ведьма.
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
Девочка-ромашка.
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего.
Забирай назад его!
Ведущий 2. Ох, уж эта травяная ведьма... Так и норовит сделать гадость. То
корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
Травяная ведьма.
Я одумалась, ребята,Лучше вместе в лес пойдем.
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду.
Девочка-ромашка.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царстваЛюди делают лекарства.
Ведущий 1. Запомните правило! Собирать лекарственные растения можно
только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно
оставлять в природе.
Девочка-ромашка. Ребята! А кто знает, что такое Красная книга природы?
(Это книга, в которую заносятся редкие виды животных и растений.
Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять надо особенно
бережно!)
Жалобная книга природы. Я - «Жалобная книга природы». Я - тревожный
рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам,
животным. Мой автор - сама природа. Мои читатели - люди с добрым,
честным, отзывчивым сердцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня
внимательно, научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее Другом
и Помощником.
Игра «Узнай это растение»
Ведущий 2. Очень многие растения, которые нас окружают, мы называем
сорными, или сорняками. А ведь многие из них являются лекарственными.
Ведущий 1. Название этого растения - сложное слово. На высоком стебле
белые шапки соцветий с мелкими цветочками. Каждый лист рассечен на
множество долек. Поэтому кажется, что листьев этих очень много. Растет эта
трава везде: на лугу, у дороги, на лесной поляне. В народе ее уважают. С
древних времен это растение использовали для остановки кровотечения,
заживления ран, при зубной боли. Оно улучшает аппетит. Догадались, о каком
растении речь? (О тысячелистнике.)
Ведущий 2. Это растение - великан. У него огромные добродушные листья и
корзинки плодов с семенами. Плоды имеют шипы-крючочки, с помощью
которых цепляются за одежду людей и шерсть животных. Так и расселяются
по всей Земле. По подобию таких шипов люди придумали застежку-липучку. А
корни этого растения используют в парфюмерии и в медицине. Что это за
растение? (Репейник, он же - лопух.) А какие выражения вы знаете, в которых
используется название этого растения? («Пристал, как репейник», «Вот
лопух!»)Ведущий 1. Это растение растет вдоль дорог. Отсюда и его название. Оно не
боится вытаптывания, потому что надежно укрепилось своим густым пучком
корней, прижало к земле свои упругие листья. Цветки у него невзрачные и
крошечные, но каждое растение дает 60 тыс. семян, которые приклеиваются
к ступням и разносятся по всему свету. Так оказалось оно вместе с
европейцами и в Америке. Индейцы дали ему название «след бледнолицых».
Назовите это растение. (Подорожник.) Как его используют люди? (Для
обработки ран, порезов.)