Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русская литература
9 кл—11 кл
11.05.2019
Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»
Сегодня мы будем говорить сами и учиться слушать других, высказывать своё мнение. Поэтому я выбрала в качестве формы проведения воспитательного часа устный журнал. Как в любом печатном издании, в нашем журнале будет несколько страниц, каждая из которых, я надеюсь, вызовет ваш интерес. Тема нашего мероприятия – это цитата из знаменитого стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Мужество», которое она написала в первые дни Великой отечественной войны. Как вы уже поняли, в нашем устном журнале мы поговорим о том, как появился русский язык, как он развивается, о функциях и статусе русского языка в мире и в нашей республике, о его богатстве, не забудем сказать и о культуре речи. А в качестве эпиграфа я взяла слова известного вам по курсу литературы 10 класса русского писателя А.И.Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
мы сохраним тебя рууская речь.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Унцукульского района  Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!» Предмет: русский язык  Классы: 9­11  Подготовила : учитель русского языка и литературы           Заргалаева Мадина Гитинавасовна 2015 1 Ход внеклассного мероприятия: I.Вступительное слово учителя. Спросят меня: что похоже на море? ­ Русский язык,­ не замедлю с ответом. Он, словно море, согреет землю, Свежесть подарит засушливым летом. Воды его, разливаясь без края, Блещут немеркнущим солнечным светом, К людям хорошим в дальние страны Катятся волны с тёплым приветом. Русский язык – безграничное море! В глуби морской я дождался улова, Выловил ключ, открывающий радость, ­ Этим ключом было русское слово. Сегодня мы будем говорить сами и учиться слушать других, высказывать своё мнение. Поэтому я выбрала  в качестве формы проведения воспитательного часа устный журнал. Как в любом печатном издании, в  нашем журнале будет несколько страниц, каждая из которых, я надеюсь, вызовет ваш интерес. Тема  нашего мероприятия – это цитата из знаменитого стихотворения Анны Андреевны Ахматовой  «Мужество», которое она написала в первые дни Великой отечественной войны. Как вы уже поняли, в  нашем устном журнале мы поговорим о том, как появился русский язык, как он развивается, о функциях и статусе русского языка в мире и в нашей республике, о его богатстве, не забудем сказать и о культуре  речи. А в качестве эпиграфа я взяла слова известного вам по курсу литературы 10 класса русского писателя А.И.Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Потому­то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». II. Страницы журнала. Выступление первого студента. Итак, наша первая страница – «Историческая хроника». Русский язык – это, в первую очередь, язык русского народа. Он принадлежит к славянским языкам.  Родство славянских языков связано с тем, что они возникли из единого, в далёком прошлом, языка –  общеславянского, который распался в V­VI веках нашей эры. Все современные славянские языки делятся  на 3 группы: южнославянскую, западнославянскую и восточнославянскую. К восточнославянской группе,  образованной в XIV­ XV веках, вместе с украинским и белорусским относится и русский язык. Русский  национальный язык сложился на основе говоров Москвы и её окрестностей. Создателем современного  русского литературного языка является А.С.Пушкин, который осуществил соединение литературного  русского языка предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Великий русский поэт  завершил то, что утверждали в своём творчестве М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов,  А.С.Грибоедов. На открытии памятника Пушкину в Москве Иван Сергеевич Тургенев сказал: «Нет  сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся  только идти по пути, проложенному его гением…». А Н.В.Гоголь сказал о Пушкине: «В нём, как будто в  2 лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул  ему границы и более показал всё его пространство». Выступление  Страница 2 – «Русский язык в современном мире». Ещё в 1934 году русский писатель Алексей Толстой говорил: «Настанет время (и оно не за горами), ­  русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». И это время наступило. Русский язык  используется народами СНГ как средство межнационального общения. Во всех сферах общественной  жизни: политической (совещания, саммиты, конференции), экономической (деловые контакты, совместные предприятия, договоры), культурной (наука, СМИ, художественная литература) – используется русский  язык. В наше время известно более 2000 языков, и только 6 языков являются мировыми языками:  французский, английский, китайский, испанский, арабский и русский. Любой официальный документ ООН распространяется на этих шести языках. Считается, что на русском языке говорят более 250 миллионов  человек. В наше время русский язык очень популярен в мире, он изучается более чем в девяноста странах  мира. Для организации и руководства этой работой ещё в 1967 году была создана Международная  ассоциация преподавателей русского языка и литературы, с этого же года начал издаваться журнал  «Русский язык за рубежом». Известный во всём мире общественный деятель Индии Джавахарлал Неру  отмечал: «Русский язык – один из величайших языков мира. Сегодня он играет важнейшую роль не только  в политической, но и культурной, научной жизни народов». Выступление с докладом «Интересные факты о русском языке» Интересные факты о русском языке Великий и могучий русский язык считается одним из самых сложных для изучения. Помимо всего прочего  есть и интересные факты, которые знают далеко не все носители языка. 1. Русский язык занимает восьмое место в мире по числу владеющих им как родным языком, входит в  четвёрку самых переводимых языков мира, а также является одним из шести официальных языков ООН. 2. Помимо 7 падежей, которые мы все учили в школе по фразе – Иван Родил Девчонку Велел Тащить  Пелёнку, существует также звательный падеж. Он используется при обращении к кому­либо, когда имя  человека искажается – например, Вась (вместо привычного Вася), Оль (вместо Оля). Падеж сохранился и в архаических образованиях – Господи, Боже. 3. В древнерусском языке существовала буква «Хер» (писалась как современная буква Х). 4. Буква «ё» стала использоваться с подачи писателя Карамзина. 5. Многие сейчас широко используемые слова ввели в речь писатели. Слово «бездарь» ввёл в русский язык  поэт Игорь Северянин. 6. Некоторые слова русского языка не имеют аналогов в английском. Например, слово «тоска» и  «похмелье» невозможно перевести дословно, есть некоторые синонимы, но они не передают всю полноту  слова. 7. В русском языке есть слова с тремя буквами «е» — змееед, короткошеее (а также длино­, криво­). 8. По правилу русского языка правильно одевать одежду на себя, а надевать одежду на кого­то. Однако в  самом новогоднем фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром!» учительница русского языка Надя  произносит: «Я забыла одеть праздничное платье». 9. В нашем языке есть термин «спунеризм». Им обозначают фразы­перевёртыши типа «вагоноуважаемый  глубокоуважатый», «шампан стаканского», «стёклый в трезвышко». 3 10. Выражение «зарыть талант в землю» сегодня означает «погубить свои способности». Однако слово  талант произошло от греческого слова, обозначающее монету. И дословно это выражение — значит  «зарыть в землю деньги». 11. Англичане для запоминания фразы «Я люблю вас» используют мнемоническую фразу «Yellow­blue  bus». 12. Исконно русских слов на букву «а» и «ф» в языке почти нет, кроме некоторых исключений — азбука,  авось. 13. Есть слова, начинающие на букву Ы, правда это обозначение рек и населённых пунктов в России  — Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык­кюёль. 14. Единственное слово без корня — вынуть. 15. На Руси неприличные слова и выражения называли «нелепыми глаголами». 16. Русский язык обязательно изучают все космонавты, так как многое оборудование и инструкции к нему  на МКС сделано на русском. 17. Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы  слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков  из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения  «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык,  то становится ясным, каково же было общее значение этих слов. 18. Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица. 19. В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка  названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003  года — превысокомногорассмотрительствующий. 20. В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная  (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это  прилагательное частнопредпринимательский. Состоит из 25 букв. Выступление 3­го студента. Страница 3 – «Живой как жизнь» (Н.В.Гоголь). Русский язык, так же, как и другие языки, постоянно развивается, совершенствуется, изменяется, ведь он – хранилище человеческой мысли. Хорошо сказал об этом великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Язык  есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие  поколения народа в одно великое, историческое живое целое…». Наиболее устойчивым является  синтаксический строй языка, а наиболее изменчивым – лексический состав. Именно лексика особенно  быстро откликается на всё новое, что появляется в общественной жизни, науке, технике, искусстве, быту.  В 20­oм веке появились такие слова, как космонавт, атомоход, телевизор, фломастер, кроссовки,  джинсы, дизайн, менеджер, принтер, факс и многие другие. У многих слов появляются новые значения.  Например, слово нива раньше имело значение – поле, возделанное для посева или засеянное хлебом.  Сейчас мы смело употребляем в речи такие выражения: нива просвещения, таёжная нива, голубая нива.  Вернулись в наш лексикон и такие забытые слова, каклицей, гимназия, милосердие,  благотворительность. А знаете ли вы, что во времена Пушкина нормой считалось произносить слова:  музыка, паспорт, климат, английский? Даже род некоторых существительных может измениться на  противоположный, например: слово рояль было женского рода, сейчас же мы говорим: «концертный  рояль», раньше говорили «зала», а сейчас – «зал», это слово мужского рода. Морфемы, т.е. части слова,  тоже могут меняться со временем: вместо ответствовать мы говорим отвечать, вместо рыбарь – рыбак. 4 Выступление  Страница 4: «Великие люди о богатстве русского языка». Константин Георгиевич Паустовский, писатель 20­го века, говорил: «Нам дан во владение самый богатый,  меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И ведь действительно, богатство русского языка  позволяет нам не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки и действия, но и выразить  самые разнообразные оттенки значения, показать свою оценку тому, о чём или о ком мы говорим. Знатока  своего дела мы можем назвать словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист. О верном  друге можно сказать: надёжный, преданный, неизменный, готов в огонь и в воду. А сколько слов есть для  обозначения действия засмеяться: негромко, исподтишка – хихикнул, внезапно – прыснул, громко –  захохотал, расхохотался, залился смехом, закатился смехом и даже загоготал. Очень выразительны и метки русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости.  Практически на каждую жизненную ситуацию в русском языке найдётся образное, меткое выражение,  фразеологизм. «Терпение и труд всё перетрут», «Ученье –свет, а неученье – тьма», «Корень учения горек,  да плод его сладок» ­ эти пословицы помогают нам в нелёгкой жизни. Великий критик Виссарион Григорьевич Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и  живописен для выражения простых естественных понятий». Классик французской литературы Проспер Мериме, живший в 19­ом веке и выучивший русский язык,  писал: «Богатый, звучный, живой… способный к передаче тончайших оттенков, наделённый почти  безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии». А русский писатель того же 19­го века Иван Сергеевич Тургенев, назвавший русский язык «великим,  могучим, правдивым и свободным», призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот  клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим  могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Учитель:  Умеем ли мы беречь язык, умеем ли обращаться с ним почтительно? Всегда ли соблюдаем культуру речи?  Об этом наша следующая рубрика. Выступление  Страница 5 – «Культура речи и речевой этикет». В народе говорят: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Ум человека, его культура проявляются в  его поведении, отношении к другим людям, окружающим предметам, в манерах, но, прежде всего, в его  речи. Речевая культура включает в себя такие понятия, как правильность, точность, выразительность,  ясность и чистота речи. Правильная речь – та, в которой соблюдаются нормы современного русского  языка, т.е. нормы произношения, ударения, словоупотребления, построения словосочетаний и  предложений. Точность речи – одно из главных её достоинств, она отражает умение говорящего точно  сформулировать свои мысли. Ведь только имея чёткое представление о чём­либо, мы сможем точно и ясно его описать. Выразительность речи поддерживает внимание и интерес у слушающих или читающих. Она  обнаруживается в умении использовать образно­выразительные средства языка. И, наконец, чистота  речи характеризуется отсутствием в ней нелитературных элементов: просторечных слов, диалектизмов,  жаргонизмов, слов­ «паразитов». Речевой этикет – это правила речевого поведения, система речевых формул, принятых в обществе.  Речевой этикет необходим нам для поддержания доброжелательных отношений. Знание и соблюдение  правил речевого этикета позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать  неловкости из­за неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих. Мы ежедневно  употребляем в речи слова здравствуйте, спасибо, извините. Таким образом, мы придерживаемся  сложившихся в нашем обществе правил общения. Иногда мы болезненно реагируем на то, что кто­то из  наших знакомых не поздоровался с нами, не поблагодарил за что­то, не поздравил нас, не извинился. В  5 этом случае можно говорить о несоблюдении норм речевого этикета. Обращаясь к человеку, мы порой  используем разные формы обращения, ведь к одному и тому же человеку можно обратиться как к коллеге,  как к сыну, мужу, отцу. Выбор обращения зависит от наших отношений с адресатом, от обстановки  общения. Наизусть стихотворение М. Червинского «Как его зовут?» Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном Его зовут… а, впрочем, лучше Мы здесь его не назовём. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык… Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «Добрый день!» Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуйте» бубнит. А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего, Или заявит на прощанье: «Ну, я пошёл… Пока! Всего!» Не скажет он друзьям по школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя, Своих друзей зовёт он только: Алёшка, Петька, Ванька, Толька. Ребята, мы не можем тут Сказать вам, как его зовут. Но честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем. Но имя что? Ведь суть не в нём – Вам этот школьник не знаком? Страница 6 – «Поэтическая страничка». 2 подготовленных ученика читают наизусть стихотворения «Язык согласия» А.Купчишина и «Два языка»  Танзили Зумакуевой (писательница Кабардино­Балкарии) Язык согласия Пожмём покрепче мы друг другу руки И насладимся радостью бесед. На языке общаемся мы русском, Он, словно воздух, нужен людям всем. Многообразен, уникален, строен, Проблемам вечным мчась наперекор, Объединяет судьбы и народы 6 И создаёт уверенность, покой… С ним легче переносятся невзгоды, Ему навечно другом нашим быть. Он помогает мчаться нам сквозь годы, Мечтать о счастье, верить и любить. В прекрасные мгновенья, в день ненастный В душе и сердце каждого живёт. Надёжность тыла, будущее наше, И гордость, и движение вперёд! Два языка Родной язык! Он с детства мне знаком, На нём впервые я сказала «мама», На нём клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нём. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нём ветра в предгорьях наших свищут, На нём впервые довелось услышать Мне лепет птиц зелёною весной… Но, как родной, люблю язык я русский, Он нужен мне, как небо, каждый миг, На нём живые, трепетные чувства Открылись мне. И мир открылся в них. Я поняла по­русски слово «счастье», Большое счастье жить в большой стране. С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне… Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой… Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – Стану я глухой. III. Заключительное слово учителя. Вот мы и перевернули последнюю страницу нашего журнала. Но то, что мы успели рассказать на уроке, ­  это лишь часть из того, о чём ещё можно и нужно говорить. Я желаю вам не останавливаться в постижении  всех тайн русского языка и после того, как вы закончите свое образование в стенах нашего учебного  заведения. Всегда помните о великой силе слова, которую отметил Л.Н.Толстой, включив в свою книгу  «Путь жизни» афоризм: «Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом, можно  служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое  разъединяет людей или служит вражде и ненависти». Сегодняшнее мероприятие мы начали с поэтических  строк, поэтому и закончить его тоже хочется словами выдающегося поэта Ивана Алексеевича Бунина: Молчат гробницы, мумии и кости, ­ 7 Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. 8

Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»

Внеклассное  мероприятие «И МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РУССКАЯ РЕЧЬ, ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2019