Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)
Оценка 4.6

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
1 кл—5 кл
08.05.2017
Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)
Цель работы: воспитывать любовь к культуре нашей Родины,знакомить со старинными русскими обычаями, традициями, бытом и народным творчеством. В проведении мероприятия мне помог музей Этнографии. Этот музей был создан мною и моей коллегой в 2003 году.Украсили мероприятие ансамбль народных инструментов класса и хор "Музыкальная капель"
Я поверю.docx
Паспорт конкурсной работы ( объём до 3­х страниц) Название конкурсной работы Субъект Российской Федерации, муниципальное образование ФИО автора( указывается краткое и  полное  название), должность Контактные данные Цели и задачи конкурсной работы Внеклассное занятие «Как одевались и обувались наши предки» Город Пятигорск Ставропольского края, МБОУСОШ №1 имени  М.Лермонтова Захарченко Галина Ивановна МБОУСОШ №1 имени М.Лермонтова, учитель начальных классов 8(928) 651 24 48, e­mail   [email protected] 1 Воспитать у ребёнка любви к истории и культуре России. 2 Познакомить   со   старинными   русскими   традициями,   бытом   и народным творчеством. 3 Познакомить   учащихся   с   видами   одежды,   обуви,   головных уборов, существовавших на территории Древней Руси. 4 Проследить   историю   развития   предметов   старины   до   наших дней 5 Развивать   у   детей   внимание,   наблюдательность,   логическое мышление, память, интерес к быту людей 6 Пробудить интерес к русскому народному творчеству.   Краткое содержание конкурсной работы     "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов ­ авторитета, достойно завоеванного русским искусством,   литературой.   Мы   не   должны   забывать   о   своем культурном   прошлом,   о   наших   памятниках,   литературе,   языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем  озабочены  воспитанием  душ,  а  не  только передачей  знаний" (Д.С. Лихачев).  Ход урока: 1. Знакомство с женским сарафаном, рубахой, душегреей. 2. Знакомство с мужской рубахой, портами, зипуном, кафтаном. 3. Исполнение  учащимися песни «Во кузнице» 4. Игра «Одень куклу». Дети одевают кукол в мужскую и женскую одежду и раскрашивают её в стиле русского национального  костюма. 5. Знакомство с некоторыми видами обуви: лапти, валенки,  сапоги. 6. Учащиеся первого класса исполняют русскую народную  песню  «Лапти».    . 7. Разговор о женских и мужских головных уборах. 8. Исполнение  русской народной песни «Коробейники»  ансамблем народных инструментов 5 класса «А». Предполагаемые конечные результаты,  перспективы развития, долгосрочный  эффект Порядок контроля и оценки результатов Необходимые ресурсы для реализации  конкурсной работы 9. Разговор о детской одежде. 10.Просмотр видеоролика «Как жили на Руси. Одежда» 11.Решение кроссворда. 12.Отгадывание ребусов. 13.Фото на память в народных костюмах с выставлением в  «Instagram». 1. Воспитание патриотических чувств к своему Отечеству.   2. Привести  ребёнка   к   пониманию   смысла   слова  Родина,  которое   климат, включает   территорию, общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.       Пробуждение   интереса   к   народному   творчеству,   устному народному творчеству, народным промыслам.   природу, 3. 4. Привитие любви к национальной культуре. 5. Привитие интереса к музейной и поисковой работе,  экскурсионному делу. 1. Интернет – ресурсы. 2.  Наличие музея народного быта. В своей работе мне помогает музей народного творчества.  Это музей Этнографии нашей школы, который был создан в 2003 году мною и моей коллегой. В музее около сотни экспонатов,   которые   разделены   на   следующие   разделы:   старинная посуда и одежда,  народные промыслы и детские игрушки. 3. Хор и ансамбль народных инструментов. Тема: «Как одевались и обувались наши предки». Ход:                Учитель. Мы находимся в музее Этнографии нашей школы. Это родной класс для 5­ников и станет родным для наших первоклассников. На занятиях мы познакомились в каких домах жили славяне, что находилось в этих   домах,   как   велось   хозяйство.   Продолжаем   знакомиться   с   жизнью людей того времени. Сегодня мы будем говорить о гардеробе.         « По одежке встречают…» Эта поговорка пришла к нам из глубины веков. Нашим предкам было достаточно посмотреть на человека, чтобы определить его место жительства,     положение в обществе, гражданское состояние   (совершеннолетний   или   нет;   сочетался   ли   браком   и   т.   д.). Одежда   была   своеобразной   визитной   карточкой   человека.   Позволяла определить   правила   общения   с   человеком.   В   старину   осуждалось переодевание в одежду не соответствующую происхождению и полу. По сей день, существуют виды одежды и её отдельные элементы, характерные только   представителям   определённых   профессий,   служащим   крупных фирм,   учащимся       учебных   заведений,     представителям     различных национальностей т. д.   (показать куклы в народных костюмах)   Сегодня постараемся разобраться, понять; как выглядели наши прабабушки, что мы сохранили и потеряли. «Анкетные данные» одежды, её история интересна и поучительна. Она помогает нам понять нравы и обычаи людей древности и нашего  времени,  дает  представление  об  уровне культуры и  вкусах,  о духовной жизни различных народов.           Если мы посмотрим на эту страницу, то мы видим много названий одежды,   а   познакомимся   сегодня   с   несколькими   видами   мужской   и женской одежды, что обували и  какими были головные уборы. В этом нам помогут ребята 5 класса. А вы внимательно слушайте и запоминайте. ОДЕЖДА мужская женская ОБУВЬ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ мужские женские Рубашка   Пояс Безрукавка Рукавицы      Шуба Ремень       Порты Зипун          Кафтан Однорядка Охабень Ферязь      Азям Опашень Рубашка Пояс     Шуба Безрукавка Рукавицы Ремень Сорочка Сарафан Душегрея Телогрея Летник Шапка Колпак Столбунец Лапти Онучи Поршни Сапоги Шапка Венец Волосник Каптур Кика Сорока Кичка Сборник Повязка Кокошник Сермяга Муфта                    Учитель.  Итак, сначала мы поговорим о женской одежде.       Знакомство с новым материалом.                Одежда древних славян не поразила бы нас сказочной красотой и обилием красок. Основной цвет был белый. Ткань делали изо льна. Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали лён, обрабатывали его и ткали   из   полученных   волокон   полотно.   Поэтому   одежда   называлась домотканой. На уроке чтения недавно вы узнали про лён и как из него получали   ткань.   В   нашем   музее   есть   домотканая   рубаха,   украшенная вышивкой. Попробуйте, какая грубая ткань и обратите внимание, что она сшита   вручную.   Льняная   ткань   летом   приносила   прохладу,   а   зимой согревала.  Для тела одежда была приятной. А ещё изо льна одежду носили долго. Она не изнашивалась.           Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон  и шить из   них   одежду   умели   на   Руси   почти   все   женщины.   Они   украшали, раскрашивали   свои   одежды.   Даже   княгини   и   боярыни   любили рукодельничать.   Красили   ткани   отварами   из   коры,   корней,   листьев различных   растений,   настоями   из   растёртого   в   порошок   камня.   Была одежда зимняя и летняя, праздничная и повседневная. (показать  кукол в народных   костюмах   Вот   что   можно   прочитать   об   одежде   у   Натальи Кончаловской:      Ой,  вы, гости – молодцы,                     Пыль по улице мели.      Длиннополые купцы, И бояре, и дворяне, Горожане и крестьяне! Кто в сорочках и штанах, Кто в коротких зипунах. И такие франты были: А зимой, в мороз, в Москве Надевали шубу­ две. А боярыня бывало, По три шубы надевала. Любят в праздники рядиться Наши русские девицы: Длинный охабень носили, Рукавами до земли                               Ленты в косах до земли. Ожерелья, серьги, бусы,         Основой женской одежды была женская сорочка из прямых полотнищ. «Бабьи рубашки – те же мешки: рукава завяжи да что хочешь положи».     На талии завязывали пояс.   Верхнюю рубаху шили из более нарядного материала и отделывали её  вышивкой. Вечерами   зажигала   женщина   лучину   или   лампу,   брала   в   руки иголку,   разноцветные   клубки   ниток,   которые   сама   напряла   и покрасила.   И   начинала   вышивать:   покрывала   узором   ворот, разрезы,  манжеты   и   подол   рубахи.  Вышитый   орнамент   должен защищать   хозяйку   от   злых   сил   и   призывать   на   помощь   силы добрые.   Рубаху обязательно подпоясывали.    У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу или шнурок  и длинные рукава.           В верхней рубахе женщина не могла появиться на людях. Поэтому поверх рубахи  одевали сарафан. Что такое сарафан? Это  длинная одежда без рукавов, с пуговицами сверху донизу. Богатые шили из дорогих тканей,   простые   –   из   домотканого   полотна.   Сверху   на   сарафан одевали  душегрею  – короткую, чуть ниже талии, и очень широкую сборчатую одежду на лямках. В холодные дни она согревала не только душу, но и тело. Богатые люди носили дорогую соболью душегрейку. Меха – одно из основных богатств Руси на протяжении многих веков. Кроме   соболя,   одежду   богатых   людей   шили   из   меха   куницы, горностая, лисы, белки.                Поверх рубахи     надевался  передник.     Он предохранял одежду   от   загрязнения,   служил   дополнительным   украшением, придавал   костюму   законченный   вид.  Изготавливались   передники, как   правило,   из   белой   льняной   или   хлопчатобумажной   ткани домашнего   производства,   иногда   из   белой   или   цветной   ткани фабричного   производства.   По   покрою   выделялись   два   типа передников: повязывающиеся по талии и прикрывающие нижнюю часть костюма, и надевающиеся через голову.                   Учитель:  Ученики 1 класса разучили   русскую народную песню «Во кузнице». В ней упоминается о сарафане.  (Звучит песня)         Учитель. А теперь поговорим о мужской одежде.           Мужская одежда состояла из широкой рубахи из простого холста или шёлка, доходившей до колен и портков. Ворот рубахи вырезали   по   шее   и   имел   спереди   прямой   разрез,   который завязывали   на   шнурки   или   застёгивали   на   пуговицу.   Рубахи   не заправляли в штаны, а носили на выпуск. Нарядные рубахи, обычно красного цвета, вышивали золотом и шёлком.            Штаны  кроились из прямых полотнищ не по талии, а по бёдрам (совсем как   современные).      Они   заправлялись   в   сапоги,   либо   поверх   штанин навёртывались   онучи ­  род  портянок.  Верхние   портки  шили  из  домашнего сукна. Разрезы штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка – гашника. Выражение «держать в загашнике» означает спрятать за шнурком для штанов.                 Пояс подвязывали под левую руку, что мужчины, что женщины. Пояс играл ещё и роль оберега­амулета. Посему обычно носили два, а то и три пояса. Один под одеждой, на голое тело и никогда не снимали. Пояса были вязаные или тканые на дощечках. Девушка к свадьбе должна была выткать до ста поясов, которыми потом одаривала на свадьбе родственников и гостей.           В холодное время на нижние рубашки надевали шерстяные или меховые одежды: различные безрукавки, шубы. Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего,  волчьего  иди медвежьего  меха.  Богатые  и знатные  шили  шубы  из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Шубы были длинные и короткие, но всегда широкие.                  Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки   на   запястьях.   Когда   рукава   были   спущены,   работать   было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава».         Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами.                     КАФТАН  –   верхняя   одежда   с   длинными   рукавами застёгивалась   впереди   посреди   груди.   Кафтаны   носили   все, только   у   богатых   людей   они   были   из   шёлка   или   бархата,   у среднего сословия из сукна, у бедных – из холста или грубого некрашеного   сукна.   К   нарядным   кафтанам   пришивали   или пристёгивали нарядный воротник. Кафтан с короткими петлицами назывался   зипун.   Кафтаны   были   разные:   столовые,   ездовые, дождевые   и   прочие.   Были   кафтаны   тёплые     и   холодные,   без подкладки.   Сам   Петр   1   носил   кафтан   и   шапку.   К   кафтану пришивались пуговицы, служившие украшением одежды. Делали их   из   золота,   серебра   с   позолотой.   Пуговицы   могли   быть   бирюзовые, хрустальные,   медные.       Число   пуговиц   на   одежде   было   не одинаково: на кафтане могло быть по 3, 8, 9, 11, 13, на шубе – от 8 до 16. ЗИПУН  – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Это вид традиционной русской одежды. На протяжении многих веков одежда на Руси не имела больших изменений, потому что русский народ в этом отношении очень постоянен. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом. Учитель  Ребята, для вас задание:  вы должны будете одеть куклу в  народный костюм и раскрасить его.     (Дети  одевают куклу и раскрашивают одежду.) Учитель. Во что же обувались?          САПОГИ – не были в общем употреблении у русских людей даже   в   десятом   веке.   Простые   люди   носили  лапти.   Весной деревенские мужики отправлялись в лес за лыком липы, вяза, ивы. Чтобы   сплести   пару   лаптей,   обдирали   три   молодых   деревца. Снашивались они быстро. Летом за 4 дня, зимой дней за 10. Лапти носили   и зимой, и летом. Зимние ничем не отличались от летних. Просто в холода брали пару на 2 размера больше, чтобы намотать тёплые онучи.   Лапоть   нашёл   своё   применение   во   многих   обрядах.   Бросив   его уезжающему   начальству,   выражали   пожелание:   «Скатертью   дорога!»   В курятнике лапоть величали «Куриным богом», он защищал домашнюю птицу от   дурного  глаза.  Около  15  столетий   прослужили   лапти   верой  и  правдой. Более удобной обуви просто не изобрели, они идеально приспособлены для ходьбы по любой поверхности, в любое время года. Только к концу 19 века лапоть сделался символом нищеты.           А вот  ВАЛЕНКИ, которые также были древнейшей, исконно русской обувью. Они до сих пор не ушли с обувного рынка. Удивительно удобная и тёплая обувь,   придуманная нашими предками. Она до сих пор незаменима для людей тех профессий, чей труд связан с долгим пребыванием на улице в холодное время года.  САПОГИ  наших   предков   имели   мягкую   подошву:   жёсткая   появилась примерно в 14 веке. Скошенное сзади голенище, тупой или заострённый носок и полное отсутствие каблука – вот примерное описание сапог того времени.         Учитель.  Первоклассники исполнят русскую народную песню «Лапти». Музыкальный руководитель Сумская М.И.               Учитель.   Поговорим  о головных уборах:                             Какие бывают, с чем надевают, как носят. Раньше и мужчины, и женщины носили головные уборы. Показаться на людях с непокрытой головой считалось неприличным.  Учитель. И в настоящее время женщины и девушки не могут войти в храм с непокрытой   головой.  Покрытая   голова   означает   смирение   женщины   и   не просто   смирение,   а смирение   перед   Богом. Более   того,   платок   на   голове делает женщину более скромной и менее вызывающей. Женские головные уборы на Руси были для женщин и для девушек. Девушки могли   оставлять   распущенными   волосы   или   заплетать   их   в   косы.   Косы украшали лентами, к концам кос подвешивали косник­ треугольник из кожи или   бересты.   Вокруг   головы   повязывали   ленту,   иногда   венец.   Замужние женщины   заплетали   волосы   в   две   косы   и   обязательно   должны   были   их закрывать   от   людских   глаз.  А   ещё   женщины   носили   кокошники   и  платки. Народ   на   Древней   Руси   отдавал   предпочтение   шапкам:  меховые,   валяные, плетеные фасонов. Обычно   это   были   круглые   шапки   с   меховым   ободком.   Мех   использовали любой: овечий, лисий, песцовый. Помимо шапок носили ободки, повязки и войлочные колпаки.                Мужчины зимой носили шапки­колпаки. В остальное время надевали картуз. разных                    Учитель.   Съезжался народ на базар. И там можно было увидеть коробейников.  Коробейниками   называли   русских   крестьян,   основной источник дохода которых заключался в прибыли, полученной в результате торговли.   Продавали   они   самые   разные   товары:   дешевую   бижутерию, гребешки,   зеркальца,   предметы   одежды,   различные   материалы,   косметику, книги.   Ансамбль   народных   инструментов     5   класса  исполнит   русскую   народную песню  «Коробейники». Руководитель ансамбля Ерёмина Н.Г.                    Учитель.   Мы познакомились сейчас с некоторыми видами взрослой одежды. А в чём же ходили ваши сверстники? При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь ­ пояс. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки ­ на голое тело. Символически это понималось   как   защита   от   сглаза   и   злых   духов,      Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки ­   из   рубахи   матери,   а   для   мальчика   ­   из   рубахи   отца.   Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху ­ конечно же, подпоясанную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 6­7. Никакой другой одежды   у   детей   не   было:   ни   штанов   у   мальчиков,   ни   юбок­сарафанов   у девочек.   Детские   рубахи   шились   или   перешивались   из   старой   одежды родителей или старших сестер­братьев. По достижении ребенком 7­8 лет он переходил в другую возрастную и социальную категорию ­ из младенцев в отроки.   Отроками   считались   дети   до   14­15   лет.   Одежда   в   этом   возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали порты (штаны) и картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи.   Кроме   того,   они   получали   первые   бусы,   которые   тоже   являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс. Также в этом возрасте девочкам прокалывали уши и дарили первые серьги.          Учитель. Посмотрите видеоролик « Как жили на Руси. Одежда».            Учитель.   Решите кроссворд. П О Я С А Р У Б А Х А Ш Т А Н Ы К А Ф Т А Н   Л А П Т И О Н У Ч И *Днём обручем, а ночью змеёй (пояс) *Собой не одинакова, а нужна каждому: и младенцу,  и девушке, и доброму молодцу (рубаха) *По дороге я шёл, две дороги нашёл и по обеим пошёл (штаны)*Мужская одежда (кафтан) *Липовый кузовик ночью открыт, днём закрыт (лапти) *По верх чего одевали лапти? (онучи)  Учитель.   Отгадайте ребусы. ́ ́ ́ ́ха                                                                     Рубаха             Порты              Душегрея                    Сарафан                           ́́        А                             ́ ́ ́ ́ы                         ея                                           О ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́ ́      ́ ́ ́ Кафтан    К        ́ ́ ́ ́ ́ ́                    Учитель. ́ ́ ́          Прошли столетия, многое изменилось, но слова, называющие предметы обуви   и   одежды,   дошли   до   нас.   Мы   употребляем   их   в   речи,   даже   не подозревая о том, какая у них история. Конечно, не надо выучивать наизусть все   эти   старинные   названия.   Просто   мы   должны   иметь   некоторое представление не только об истории страны, но и об истории одежды, обуви, головных уборов наших предков.         На развитие моды, пришедшей в Россию из Европы, преимущественно из Парижа,   накладывает   свой   отпечаток   и   специфика   русского   народного костюма (сарафаны, душегреи, кафтаны, кокошники). Сарафан стал широко известен на Западе уже в начале 20 века.             В моду стремительно вошёл стиль "рюсс" ­ рукава­ "фонарики", вышивка и аппликации, женские шляпки, напоминающие кокошники, сарафаны, рубахи­"толстовки", пальто, сшитые по типу черкесок, шапки­кубанки, папахи. Кстати, элегантное вечернее платье с открытыми   плечами   на   лямочках­"спагетти"   ведёт   своё   происхождение   от сарафана! Вечерний комплект­ платье на лямочках и жакет­"болеро" ­ это ведь   именно   сарафан   с   душегреей!   Не   похоже?   А   придётся   поверить!   А парижанки, носящие платок концами вокруг шеи?! И в Париже такая манера ношения платка на голове называется "рюсс" ­ "русская". Русские сапожки « носит Лондон и Париж». Нам есть чем гордиться. Все знаменитые русские модельеры используют, если не крой, то узоры, сочную цветовую гамму наших предков. По красоте сложности, колоритности наш крестьянский костюм не уступает   любому   европейскому.   Щедрая   русская   душа   отражается   в многообразии, пышности, яркости одежды простолюдинов 19 века. Учитель  А сейчас, ребята, кто хочет, может переодеться в народный костюм и сфотографироваться. Фотографии выставим в «Instagram»

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)

Внеклассное мероприятие  "Как одевались и обувались наши предки" ( 1 класс и 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017