Путешест
вие
«Марафо н
ЗНАНИЙ»
Стерлитамак
Содержание.
1. Аннотация……………………………………………………………..3 стр.
2. Введение ………………………………………………………………5 стр.
3. Мероприятие………………………………… ………………………7 стр.
4. Заключение…………………………………………………………...15 стр.
5. Литература……………………………………………………………16 стр.
6. Приложение…………………………………………………………..17 стр. Аннотация.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебновоспитательного
процесса. Она способствует улучшению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная
работа по математике имеет большое воспитательное значение.
С точки зрения Л.М.Фридмана “…элементы истории математики вводятся в
обучение очень робко в совершенно недостаточном объеме, в отрыве от
изучаемого материала, в качестве какогото приложения. Только лишь поэтому у
многих обучающихся отсутствуют правильные представления о математике как
науке, они не знают основных фактов истории ее возникновения и развития, ее
современного состояния и проблем. Все это болезненно сказывается на отношении
обучающихся к математике как к учебному предмету, на мотивации их учебной
деятельности”.
Ознакомившись с работами современных ученых, педагогов и психологов,
используя свой опыт преподавания, хочу заострить внимание на одном из
основных условий, при котором возникает и развивается интерес к учению!
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.
Многие годы я работала над разработкой и подбором материала под
рубрикой "Как сделать урок интересным?". Предлагаю вашему вниманию
некоторые игровые моменты при повторении, обобщении некоторых вопросов,
отдельных тем по математике. Соревновательный характер игры увлекает,
групповая форма способствует сплочению при обсуждении вопросов.
Мною было проведено внеклассное мероприятие по математике и физике
среди обучающихся под названием «Марафон знаний». Предлагались следующие
задания:
«Приветствие» каждая команда должна придумать название и девиз,
выбрать капитана.
«Физическая» ответить на физические задачи
«Графическая» даны 14 функций, которые изображены на рисунке, найти 3
ошибки и исправить их.
«Шуточная» ответ на шуточные физические задачи
«Четвертый лишний» из предложенных четырех слов выбрать лишнее: «Ремонт колёс» необходимо произвести ремонт колес, т.е. записать
тригонометрическое неравенство, решения которого показаны на числовой
окружности розовой дугой.
Конкурс капитанов. «Расскажи». «Покажи».
В этом конкурсе капитан команды получает карточку со словом на
математическую тему. Капитан объясняет это понятие без применения
самого слова. Также капитан команды, получив карточку со словом,
должен изобразить это понятие без слов используя жесты и мимику, а
команда угадывает.
«Печальная» решить математическую задачу.
Пока жюри оценивает конкурсы, разыгрывается черный ящик: «Что лежит в
чёрном ящике?»
также отгадывание кроссворда, пословиц, ребусов. Введение.
Современное общество требует подготовки подрастающего поколения,
способного самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы, проявлять
социальную активность, осмысливать события, критически мыслить, использовать
знания для решения реальных проблем. Активнодеятельное развитие становится
ключевым словом и внутренней сущностью современного воспитательного
процесса. Студент, который живет, трудиться в 21 веке, должен обладать
многими качествами, в частности: уметь адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания и
применять их на практике для решения различных проблем; видеть возникающие в
реальном мире трудности и искать рациональные пути их преодоления;
осознавать, где и каким образом приобретенные знания могут быть применены в
окружающей деятельности; критически и творчески мыслить, быть способным
генерировать новые идеи, грамотно работать с информацией, уметь ее собирать,
обрабатывать, формулировать гипотезы и аргументированно их обосновывать,
быть коммуникабельным в различных социальных группах, уметь работать в
коллективе, предотвращать конфликтные ситуации и умело выходить из них,
работать над развитием собственной личности.
Основным фактором, обеспечивающим эффективность учебного и
воспитательного процесса, является личностная включенность каждого студента.
Используя информационные технологии, проектную деятельность, можно
добиться этой включенности. Участвуя в проектной деятельности, студенты
становятся независимыми, могут самостоятельно принимать решения, судить о
своей деятельности. Преподаватель должен строить свою работу, на мой взгляд,
таким образом, чтобы поддерживать познавательный интерес к математике на
каждом уроке, но эта задача достаточно сложная, особенно в старших классах.
Чтобы ее успешно решать, необходимо, прежде всего, знать психологическую
основу интереса. Современная педагогическая наука связывает интерес со сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.
Исследователи познавательного интереса отмечают его положительное влияние на
все психические процессы и функции восприятие, внимание, память, мышление,
волю. Особенно велика связь интереса со вниманием. "Кто интересуется
предметом, у того открыты глаза и уши" – так считал известный педагог К.Д.
Ушинский. Использование исторических сведений в обучении математике
способствует достижению основных целей школьного математического
образования:
формирование конкретных математических знаний;
пробуждение и развитие
устойчивого интереса к математике и ее
приложениям;
воспитание высокой культуры математического мышления;
побуждению учащихся к самостоятельной творческой работе в области
математики;
формирование представления об основных периодах развития
математической науки, как части общечеловеческой культуры;
раскрытию роли математики в развитии человеческой культуры;
формированию научного мировоззрения;
в формировании духовного мира человечества. МАРАФОН ЗНАНИЙ
Цель мероприятия: прививать интерес к физике и математике, расширять
кругозор, способствовать улучшению знаний, развивать логическое мышление
обучающихся.
Задачи внеклассного мероприятия:
Образовательные: обобщить знания, приобретенные во время изучения
физики и математики; создать наиболее эффективные способы деятельности при
изучении физических явлений в природе, в окружающем нас мире; закрепить
умение решать простейшие задачи на применение формул из всего пройденного
курса физики и математики, научить использовать приобретённый на уроках
материал в процессе игры.
Воспитательные: создать эмоциональные условия для самоутверждения
личности; укрепить веру в свои знания и силы; воспитать у студентов интерес к
изучению физики и математики посредством различных конкурсов, а не в рамках
традиционного урока.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность; логическое мышление,
правильную лаконичную речь, память, сообразительность, внимательность,
коллективизм и товарищество.
Методы: метод разъяснения, практическое решение задач, беседа, опрос,
объяснение, разъяснение, инструктаж; иллюстрация; познавательная игра,
соревнование; поощрение, поручение.
Оборудование:
презентация,
проектор,
компьютер,
карточки с
математическими и физическими понятиями, ребусы, кроссворды на листочках. Структура мероприятия:
I. Организационный момент (5 мин)
II. Проведение мероприятия (70 мин)
1. «Приветствие команд» (слайд 1)
2. Станции «Физическая» (слайд 2)
3. Станция «Графическая» (слайд 3)
4. Станция «Шуточная» (слайд 5)
5. Станция «Четвертый лишний» (слайд 6)
6. Станция «Ребусы» (слайд 7)
Чёрный ящик №1
7. Станция «Печальная» (слайд 8)
8. Станция «Ремонт колёс» (слайд 9)
9. Конкурс капитанов: «Расскажи, «Покажи».
10. Станция «Кроссворд» (слайд 10)
Чёрный ящик №2
11. Станция «Пословицы» (слайд 11)
12. Конечная станция «Город знаний» (слайд 12)
III. Подведение итогов. (5 мин) Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Проведение мероприятия.
Ведущие:
1. Наверняка каждый из вас задавал такие вопросы учителям: «А зачем мне
математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!» А ведь слово
«математика» пришло к нам из древнего языка, где «мантейн» означает «учиться и
приобретать знания»; «фюзис» в переводе «природа». И если есть упражнения
для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое
мышление, внимание, память, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром
их называют «гимнастикой ума».
2. Мы надеемся, что сегодня вы убедитесь, что математика и физика — это
не «сухие» науки и что заниматься ими также увлекательно, как и играть.
Итак, мы сегодня отправимся в путешествие «Марафон знаний» (слайд 1)
(Представляет жюри.)
1. Игроки выигравшей команды заряжаются положительно.
2. Проигравшей отрицательно
1. Жюри электоронейтрально.
2. Наш главный закон сохранения успеха!
1. Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению,
но не равны по величине.
2. Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей
команды. 1. «Приветствие команд».
Задание. Каждая команда должна придумать название и девиз, выбрать капитана.
2.Станция «Физическая» (слайд 2)
1. В две одинаковые кастрюли налито по равному количеству воды при
одинаковой температуре, но в одну из них налита сырая вода, а в другую
кипяченая. Если обе кастрюли поставить на одинаковый огонь, в одинаковых
условиях, в какой кастрюле вода закипит быстрее? (3 балла)
Ответ. Сырая вода закипит быстрее, так как в кипяченой воде меньше
растворенного воздуха.
2. Известно, что песок в 3 раза тяжелее воды. Почему же тогда сравнительно
слабый ветер в пустыне поднимает тучи песка, в то время как сильный ураган на
море вздымает гораздо меньше водяных брызг? (3 балла)
Ответ. Брызги с трудом отрываются от поверхности воды, так как этому
препятствует притяжение между макулами воды.
З. В стакан с сахаром и в стакан без сахара налили горячий чай. В каком стакане
чай холоднее?
Ответ. В стакане с сахаром. т.к. там часть внутренней энергии частично идёт на
растворение сахара. (1 балл).
4. В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А
одинаковы ли показания термометра на ветру и “за углом”?
Ответ. Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы.
3. Станция «Графическая» (слайд З) (см. приложение)
Задание: даны 14 функций, которые изображены на рисунке. Найти З ошибки и
исправить их.
Ведущий: Просим жюри подвести первые итоги.
4. Станция «Шуточная» (слайд 5)
Ведущий. Прибываем на станцию «Шуточная»
1. Однажды физики хотели поручить Джоулю коекакую работу. «Да за кого вы
меня принимаете ?!» закричал он. Что ответили физики? (2 балла) Ответ. В данном случае, — мы принимаем тебя за единицу работы.
2. Что мешает десятикласснику Пете, пойманному директором на месте курения,
распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (2 балла).
Ответ. Взаимное притяжение между молекулами.
З. Старик Хоттабыч, то, вылезая из бутылки, то, влезая обратно, всё время меняет
свою форму и объём. В каком состоянии находится Старик Хоттабыч? (2 балла).
Ответ. В газообразном.
4. В каких детях быстрее движутся молекулы в здоровых или простуженных? (2
балла).
Ответ. В простуженных, так как ,температура тела выше.
Ведущий 1. Слово предоставляется жюри для подведения итогов за конкурсы на
«Графической» и «Шуточной» станции.
Ведущий 2. Молодцы, и это испытание вы выдержали. Передвигаемся на
следующую станцию
5. Станция «Четвертый лишний» (слайд 6)
Ведущий 2: Из предложенных четырех слов выбрать лишнее:
1) пересекающиеся параллельные, скрещивающиеся, совпадающие;
2) ромб, треугольник, квадрат, параллелограмм;
3) прямая, тангенсоида, синусоида, асимптота.
6. Станция «Ребусы» (слайд 7) Отгадать ребусы: Ответ: 1)равновесие, 2) сила З) плечо, 4) рычаг
Напишите формулу, показывающую связь между этими словами.
Ответ:
1
F
l
2
F
2
l
1
Пока жюри оценивает этот конкурс разыграем черный ящик
Чёрный ящик №1
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который
придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили
много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было
обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение
пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение
решать задачи с его помощью признаком высокого положения в обществе и
большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие
сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет
пользоваться любой старшеклассник.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (Циркуль)
Ведущий. Слово предоставляется жюри для подведения итогов.
7.Станция «Печальная» (слайд 8)
Получая очередную двойку, Любочка тяжело вздыхает, и каждый раз в её лёгкие
входит около 4 дм3 воздуха. Определить, сколько двоек получила Любочка за год,
если известно, что, тяжело вздыхая по этому поводу, она в общей ложности
вдохнула в себя массу воздуха величиной в 0,2838 кг. Плотность воздуха 1,29
кг/м3.
Ответ: 55 двоек. (Каждый раз Любочка вдыхала по 0,00516 кг воздуха, т.к.
4дм3 = 4*103 м3 , то
m
*
V
29,1
кг
3
м
,0*
004
3
м
,0
00516
кг
,
тогдаN
M
m
,0
2838
00516
,0
кг
кг
55
двоек
Листки с решёнными заданиями передаются жюри.
Пока решали задачу, произошла поломка колёс нашего паровоза. Чтобы отремонтировать и отправиться дальше в путь, необходимо выполнить задание
(см. приложение).
8. Станция «Ремонт колёс» (слайд 9)
9. Конкурс капитанов.
«Расскажи». В этом конкурсе капитан команды получает карточку со словом на
математическую тему. Капитан объясняет это понятие без применения самого
слова. Команда должна отгадать. Если ответ правильный, то команда получает
высший балл. Следует очерёдность. На подготовку даётся 15 секунд.
На карточках: октаэдр, призма, параллелепипед
«Покажи». В этом конкуре капитан команды, получив карточку со словом,
должен изобразить это понятие без слов используя жесты и мимику, а команда
угадывает.
На карточках: температура, давление, работа
Ведущий. Слово предоставляется жюри для подведения итогов
10. Станция «Кроссворд» (слайд 10)
1. Газ, без которого невозможна жизнь человека. 2. Химически неделимая часть молекулы. З. Оптический прибор для получения изображений неразличимых
невооруженным глазом предметов. 4. Древнегреческий ученый. 5. Наименьшая
частица вещества, обладающая его химическими свойствами. 6. Великий русский
ученый, один из основателей учения о молекулярном строении вещества.
7. Явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между
молекулами другого вещества. 8. Шведский ученый, в честь которого названа
температурная шкала. 9. Общее название физических явлений нагревания,
охлаждения, таяния, плавления…10. Явление взаимного тяготения тел.
11. — это то из чего состоит однородное физическое тело. 12. Чем больше
средняя скорость молекул тела, тем выше его... 13. Одно из агрегатных состояний
вещества. 14. Научное предположение. 15. Физическое явление на границе
соприкосновения твердого тела, жидкости и газа. 16. Морская птица, способная
глубоко нырять.
Ведущий. Пока жюри оценивает этот конкурс, разыграем черный ящик.
Черный ящик №2.
В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого
слова, означаемого в переводе “игральная кость”. Термин ввели пифагорейцы, а
используется этот предмет в играх маленькими детьми.
Вопрос: Что в черном ящике? (Куб)
Ведущий. Слово предоставляется жюри для подведения итогов.
11. Станция «Пословицы» (слайд 11)
Ведущий: Вам предлагается ряд пословиц. Необходимо обосновать эту
пословицу с физической точки зрения, сказав о каком явлении, идёт речь.
1) Не подмажешь, не поедешь (трение)
2) Ложка дёгтя бочку мёда портит (диффузия)
З) Шило в мешке не утаишь (давление)
4) Куй железо пока горячо (агрегатные состояния)
12. Конечная станция «Город званий» (слайд 12)
Ведущий 1. Итак, мы прибыли на конечную станцию. Ведущий 2. Слово предоставляется жюри для подведения итогов
Подведение итогов.
1. Праздник выдался чудесный
Вы шутили интересно
Чувство юмора у вас
Было просто высший класс.
2. И ждала вас там победа,
И ещё вас ждал успех.
Сегодня на протяжении игры мы повторили материалы физики и математики, а
именно:
1) Функции синуса, косинуса, тангенса и котангенса и их графики.
2) Арккосинус и арксинус угла.
3) Октаэдр, призма и параллелепипед.
4) Основы МКТ.
5) Основы статики.
6) и даже Механику.
Каждый для себя определил, в каких вопросах он силён, а какие нужно ещё
повторить.
Спасибо за игру!
Заключение.
Внеклассное мероприятие «Путешествие «Марафон знаний» было проведено
с обучающимися старших классов. Целью мероприятия было привитие интереса к
физике и математике, расширение общего кругозора, развитие логического
мышления, что способствовало улучшению знаний. Поставленная цель была
выполнена полностью. Все поставленные задачи мероприятия были выполнены: обобщены знания,
приобретенные во время изучения физики и математики; созданы наиболее
эффективные способы деятельности при изучении физических явлений в природе,
в окружающем нас мире; закреплены умения решать простейшие задачи на
применение формул из пройденного курса физики и математики. Для студентов
были созданы эмоциональные условия для самоутверждения личности.
Мероприятие было проведено в рамках месячника математики и физики, по
мнению жюри, оно прошло на хорошем уровне, и обучающимся мероприятие очень
понравилось.
Литература.
1. Жданов Л.С., Жданова Г.Л.ФИЗИКА. Учебник для средних специальных
учебных заведений – М. высшая школа.1990г. 2. Сборник задач по физике. Учебное пособие для средних специальных
учебных заведений./Под ред. Р.А.Гладковой – М,Наука,1996г.\
3. Методика преподавания физики средних специальных учебных заведений \
Под редакцией А.А. Пинского 1991г.
4. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса/
5. Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Щварцбурд. – 4е изд. – М.: Просвещение,
6. Контроль знаний по математике с применением ЭВМ: Метод. пособие.
7. М.М. Мирошникова В.Б. Ожегов, Л.А. Черкасс; / под редакцией
М.М. Мирошниковой. – М.: Высш. Шк., 1990. – 192 с.
8. Математика для техникумов. Алгебра и начала анализа: Учеб.Ч.2 /
Каченовский М.И., Колягин Ю.М., Кутасов А.Д., Луканкин Г.Л. и др.; под
ред. Г.Н. Яковлева. –3е изд.,перераб. – М.: Наука. Гл.ред. физ.мат.
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Внеклассное мероприятие "Марафон знаний".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.