Внеклассное мероприятие "На чистом русском"
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
воспитательная работа +2
5 кл—10 кл
03.11.2018
Внеклассное мероприятие "На чистом русском"
Внеклассное мероприятие подготовлено в рамках недели русского языка и чтения для учащихся 5-10 классов коррекционной школы. Цель данного мероприятия: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность; способствовать сплочению коллектива класса.Внеклассное мероприятие подготовлено в рамках недели русского языка и чтения для учащихся 5-10 классов коррекционной школы. Цель данного мероприятия: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность; способствовать сплочению коллектива класса.
Внеклассное мероприятие На чистом русском языке.doc
Государственное казённое образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя» Внеклассное мероприятие по русскому языку: «На чистом русском» Подготовила: учитель русского языка и чтения Лучкина Наталья Александровна 1 г. Ставрополь, 2018 г. Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и  во внеурочное время;   расширить   кругозор   учащихся;   развивать   их   творческие   способности, смекалку, сообразительность; способствовать сплочению коллектива класса. Оборудование:  плакаты, стенды, высказывания о русском языке известных людей. (К.Г.Паустовский «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»). Выставка книг. Ход мероприятия.   Слайд   1.  Звучит   песня   «Говорим   на   русском   языке»   в   исполнении композитора Григория Васильевича Гладкова.     Ведущий   1:  Слайд   2.  Здравствуйте,   ребята.   Сегодня   мы   проведем внеклассное мероприятие по русскому языку,   которое называется «На чистом русском». Мы все вместе вспомним высказывания русских и советских писателей и поэтов, а также  ребята прочитают стихотворения о русском языке. На празднике мы будем говорить о языке, как о средстве общения. Слайд 3. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Итак, начинаем! Ведущий 2: Слайд 4. 21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного   языка   Генеральный   директор   ЮНЕСКО   К.Мацуура   отметил:   «Почему столько   внимания   уделяется   родному   языку?   Потому   что   языки   составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как  мы видим  мир, и  отражает  связь между  прошлым, настоящим  и  будущим. Языки   несут   следы   случайных   встреч,   различные   источники,   из   которых   они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Родные языки уникальны   в   том   отношении,   какой   отпечаток   они   накладывают   на   каждого человека   с   момента   рождения,   наделяя   его   особым   видением   вещей,   которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает   многими   языками.   Изучение   иностранного   языка   —   это   способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами». А вот когда же отмечают день русского языка? Давайте просмотрим видео ролик.  2 Слайд   5.  Просмотр   видеоролика   «Международный   день   русского языка».     Чтец (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):  Слайд 6. Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Слайд 7. Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.      Ведущий 1: Слайд 8. С раннего детства и до глубокой старости русский язык находится рядом с нами. Слова, которые вы произносите, разговаривая друг с другом   на   переменах,   с   продавцом   в   магазине,   с   родителями   дома,­   все   это русский язык. Ведущий   2:  Слайд   9.  Землю   населяют   разные   живые   существа:   от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает   даром   слова.   И   как   бы   мы   не   определяли   этот   дар   –   священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.   Чтец (читает стихотворение А.Шибаева  «Всему название дано…»): Слайд 10. Всему название дано, К примеру, зверь, предмет. Вещей вокруг полным­полно, А безымянных нет. И все, что может видеть глаз,­ Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас,­ Означено словами. 3 Они слышны и здесь, и там, На улице и дома: Одно – давно привычно нам,  Другое – незнакомо…  Ведущий 1: Слайд 11. Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них. Слайд   12.  Русь.   Короткое   –   в   один   слог   всего!   ­   а   какое   просторное   и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки. Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды. Ведущий 2: Слайд 13. Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитала в книгах, а услышала из первых уст, от живого человека. На  севере, за лесами,   за   болотами   встречаются   деревни,   где   старые   люди   говорят   по   – старинному, почти так же, как тысячу лет назад. Давайте посмотрим инсценировку сказки «Русь». Инсценировка сказки.  Мужичок:  Тихо   –   смирно   я   жил   в   такой   старинной   деревне   и   «ловил» старинные слова. Моя   хозяйка   Анна   Ивановна   как   –   то   внесла   в   избу   горшок   с   красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости. Анна Ивановна:  ­ Цветочек  – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл. Мужичок: ­ На русь? – ахнул я. Анна Ивановна: ­ На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь. Мужичок: Осторожно спрашиваю: ­ Анна Ивановна, а что такое русь? Анна Ивановна: ­ Русью светлое место зовём. Где солнышко.  Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда? Мужичок: Я слова вымолвить не могу. Русь – светлое место! Русь – страна света. Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!  Автор: С. Романовский    Ведущий 1: Слайд 14. Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов,   способных   выражать   эмоции,   чувства,   различные   состояния   человека. 4 Возможно, это и является причиной столь видимых различий между русской и зарубежной   литературой.   Известные   мастера   русского   слова   М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин,   И.С.Тургенев,   М.Горький   высоко   ценили   русский   язык   как   язык великого, талантливого народа. Ведущий 2:  Слайд 15.  Что значат слова природное изобилие, богатейший язык?   Русский   язык   принадлежит   к   числу   наиболее   развитых   и   обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно­письменной традицией. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Словарь В.И.Даля содержит   более   200   тысяч   слов.   Словарный   запас   великих   мастеров художественного слова:  Слайд 16. Демонстрация портретов Пушкин ­ более 21тысяч слов; Есенин ­ 18 890 слов; Сервантес ­ около 17 тысяч слов: Шекспир ­ около 15 тысяч слов; Гоголь ­ около 10 тысяч слов. Ведущий   1:  Слайд   17.  К.Г.Паустовский   отмечал,   что   для   всего существующего в природе ­ воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав ­ в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.  Ведущий 2: Слайд 18. Персидский поэт и мыслитель XII века Саади сказал: Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слово не сказал!    Слайд 19.  Видео.  Давайте, вспомним известные высказывания о русском языке. Ведущий 1:  Слайд 20.  На русском языке можно точно и кратко выразить мысль. Назовите одним словом: ­ храбрый человек – ... ­ сильный человек – ... ­ грубый человек – ... ­ веселый человек – ... ­ богатый человек – ... 1 чтец: Слайд 21. Если ты отстанешь в школе,  5 То, дитя, поверь,  Никогда уже не сможешь  Ты вернуть потерь. Слушай потому поэта, Будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью  Хорошо владеть. 2 чтец: Слайд 22. Эта речь полна величья, Гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, Сила красоты. 3 чтец: Слайд 23. Эту речь, броню литую, Пулей не пробьешь! Полюбив ее по братски, Все приобретешь. Скажем, к странам зарубежным Держишь морем путь, Перед спутниками хочешь Знанием блеснуть,­ В разговорах или спорах С другом иль врагом  Ты воспользуешься смело Русским языком. 4 чтец: Слайд 24. Потому ты, школьник резвый, Будь прилежен впредь! Ты обязан русской речью  Хорошо владеть! Ведущий 2: Слайд 25. (читает на экране): Если мы будем хорошо знать язык, то сможем: Писать без ошибок. Понимать прочитанное. Правильно говорить. Интересно рассказывать. 6 Ведущий   1:  Слайд   26.  В   своем   прекрасном   стихотворении   в   прозе «Русский   язык»   И.С.Тургенев   писал:   «Во   дни   сомнений,   во   дни   тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» в письмах к молодым читателям он   завещает   бережно   относится   к   родному   языку:   «берегите   наш   язык,   наш прекрасный   русский   язык,   этот   клад,   это   достояние,   переданное   нам   нашими предшественниками».     Чтец Слайд 27. (читает стихотворение А.Фета   «Лишь у тебя, поэт, …»): Лишь у тебя, поэт, Крылатый Слова звук. Хватает на лету И закрепляет вдруг  И темный бред души, И трав неясный запах.          Ведущий 2: Слайд 28. Слово – это величайшее проявление русского языка. Слову   дано   бессмертие.   И   сколько   бы   ни   прошло   веков,   и   как   бы   ни преобразовался   русский   язык,   он   все   равно   способен   звучать   как     заново   – непринужденно, свободно и величественно. Слайд   29. «Мужество».   Просмотр   видеоролика  стихотворение   А.   Ахматовой Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,­ И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем               Навеки! Ведущий   1:  Слайд   30.  Вы   знаете,   что   настоящий   кладезь   мудрости содержится   в   пословицах   и   поговорках,   которые   хранят   опыт   народный,   дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц  и поговорок   значит   не   только   хорошо   владеть   родным   языком   и  средствами   его выразительности, но и быть человеком мудрым. 7 Ведущий 2: Слайд 31. ­ Следующее задание: закончите пословицы. 1. Друзья познаются (в беде).  2. Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).  3. Как аукнется, (так и откликнется).  Ведущий   1:  Слайд   32.  ­   А   теперь   попробуйте   превратить   поговорку   в пословицу: 4. С глаз долой (из сердца вон). 5. Работа не волк (в лес не убежит). 6. Не спеши языком (торопись делом). 7. Дружба дружбой (а служба службой). 8. Волков бояться (в лес не ходить). Ведущий   2:  Слайд   33.  ­   А   вы   знаете,   почему   русский   язык   называют могучим? Потому что в нем хранится многовековой опыт поколений и народная мудрость.          Ведущий 1:  Слайд 34.  Русский язык – это языковой факел мира, это колокол, зовущий властно и призывно.      Русский язык! В нем, как в море бездонном, черпаю силы для смелых решений!                                        Ведущий 2: Слайд 35. Все вы знаете такие слова, как бутерброд, теннис, футбол, буфет.  А известно ли вам, что они заимствованы из других языков? Они стали привычными в нашей жизни, мы часто употребляем их в повседневной жизни и не задумываемся над тем, что, к примеру,  футбол  – это английское слово, а бутерброд – немецкое. Сценка. Слайд   36.  Отрывок   из   комедии   А.   Островского «Свои   собаки грызутся, чужая не приставай». Бальзаминов. А всё­таки, маменька, видно, что она в меня влюблена. И дом, маменька, у нее каменный. Ах, блаженство! Бальзаминова. Уж и влюблена! Понравился ты ей так, с виду, вот и всё. А ты того не забудь, что ты ещё с ней ни одного слова не говорил. Что­то она тогда скажет, как поговорит с тобой! Умных ты слов не знаешь... Бальзаминов. Это, маменька, нужды нет. В нашем деле всё от счастья; тут умом ничего не возьмешь. Другой и с умом, да лет пять даром проходит; я вот и неумен, да женюсь на богатой! Бальзаминова. Вот что, Миша, есть такие французские слова, очень похожие на русские, я их много знаю; ты бы хоть их заучил когда, на досуге. Послушаешь иногда   на   именинах   или   на   свадьбе,   как   молодые   кавалеры   с   барышнями разговаривают, ­ просто прелесть слушать. 8 Бальзаминов. Какие же это слова, маменька? Ведь как знать, может быть, они мне и на пользу пойдут. Бальзаминова. Разумеется,   на   пользу.   Вот   слушай!   Ты   всё   говоришь:   “Я гулять пойду!” Это, Миша, нехорошо. Лучше скажи: “Я хочу проминаж сделать!” Бальзаминов. Да­с,   маменька,   это   лучше.   Это   вы   правду   говорите! Проминаж лучше. Бальзаминова. Про кого дурно говорят, это – мараль. Бальзаминов. Это я знаю­с. Бальзаминова. Коль   человек   или   вещь   какая­нибудь   не   стоит   внимания, ничтожная какая­нибудь, ­ как про нее сказать? Дрянь? Это как­то неловко. Лучше сказать по­французски: “гольтепа!” Бальзаминов. Гольтепа. Да, это хорошо. Бальзаминова. А вот если кто заважничает, очень возмечтает о себе, и вдруг ему форс­то собьют, ­ это “асаже” называется. Бальзаминов. Я   этого,   маменька,   не   знал,   а   это   слово   хорошее.   Асаже, асаже... Бальзаминова. Дай только припомнить, а то я много знаю. Бальзаминов. Припоминайте,   маменька,   припоминайте!   После   мне скажите...    Ведущий 1: Слайд 37. Говоря о русском языке, очень часто употребляют словосочетание «живое слово». А ведь живое слово, как живая вода в сказках. К.Алтайский писал:  Как наши равнины, широк и велик, Живой, как родник, многоцветный, как радуга, Звучащий, как музыка, Русский Язык !    Ведущий 2: Слайд 38. Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком?» Люди  стали забывать его могущество и величавость. А это грозит  бедой,  катастрофой. Когда  же  коверкают  русский  язык,  его  становится трудно   понять.   Вот,   например,   представьте,   что   выхожу   я   в   начале   этого мероприятия   и   говорю:   «Когда   типа   кумарит,   когда   в   натуре   рвет   башню   от голимых глюков о том, какой, блин, на хазе напряг, ­ ты один мне в кайф, крутой, пацанский, отпадный чисто русский базар!» Слайд 39. Ералаш «Почему мы так говорим?» Ведущий 1:  Ну, и все ли вам понятно?   Задумайтесь над тем, стоит ли так издеваться над своим родным, красивым языком! Что самое, такие слова слышатся с   экрана   телевизора.   Каждый   день     нам     предлагают  «оттянуться   со   вкусом», «сникерснуть». Это звучит неправильно, некрасиво, не по­русски. 9 Ведущий  2:  Слайд  40.  Еще   одним   из   нарушений   содержательности   и чистоты речи является засорение ее словами – паразитами: как бы, типа того, в смысле, ну­у, э­э. Ведущий 1:  Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке. Сатирик Кривицкий поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами­паразитами. Что же получилось? Послушайте. «Как говорится, у Лукоморья, типа того, дуб, значит зеленый. Такая  история. Златая,   как   бы   цепь   э­э…   на   дубе   том.   Ну­у   и   днем,   как   бы,   и   ночью   кот, понимаешь, ученый вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа того, кругом».    Все это было бы смешно,    Когда бы ни было так грустно.      Ведущий 2: Слайд 41. А послушайте разговоры молодых людей, которые привыкли   ругаться   матом,   ­   их   речь   лающая,   грубая   и   как   бы   грязная.   К сожалению, сквернословие и нецензурные выражения в последние годы получили настолько   широкое   распространение,   что   бороться   с   этим   пагубным   явлением стало значительнее сложнее, но безусловно нужно.      Ведущий 1: Слайд 42. Русским языком владеет более 288 млн. человек в мире. Именно этим и продиктовано правильное поведение человека в обществе. Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку. Сценка «Загадочный сундук». Слайд 43. Вася  (выходит   на   сцену,   держит   ящик   с   посылкой   и   кричит).   Откройся! Откройся! Маша: Ты чего это, Вася кричишь? Вася: Я не кричу, я слово подбираю. Маша: Какое слово? Вася: Какое, какое… Нужное! Маша: А зачем оно тебе? Вася:  Зачем,   зачем…   Чтобы   сундук   открыть.   Он   без   этого   слова   не откроется! Маша: А почему? Вася:  Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил? Маша: Ничего ты мне не говорил. Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай! 10 Достаёт письмо, читает: «Посылаю тебе, внук, замечательный сундук, В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины. Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог, Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово! В памяти поройся – может быть, припомнится, Только скажешь ты его, и сундук откроется! » Маша:  Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить? Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил. Маша: И не открывается? Вася: ни в какую! Маша: А ты попробуй ещё раз! Вася:  Попробую!   (Сундуку)   Сундук,   сундук   откройся   быстро!   Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам! Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку. Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная! Маша:  А   я,   кажется,   знаю,   какое   слово   нужно   сказать,   чтобы   сундук открылся. Вася:  Что же ты молчишь! Говори! Маша: Я тебе на ушко скажу.  (Шепчет) Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал. Маша: А этого не говорил. Попробуй! Вася:  Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, ­ яблоки, апельсины, мандарины! Маша: Вот видишь, как всё просто! Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся! Маша: Спасибо. Ведущий  2:  Слово   может   быть   волшебным,   слово   может   быть   ласковым, добрым, а может быть злым и холодным. Закончите стихотворение.   Слайд 44.  Растает даже ледяная глыба    От слова теплого спасибо.    Слайд 45. Зазеленеет старый пень,    Когда услышит добрый день! 11 Слайд 46. Когда же нас бранят за шалости,    Произнеси – прости, пожалуйста!    Слайд 47. И во Франции, и в Дании    При расставанье скажут – до свидания!      Ведущий 1:  Слайд 48.  Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово   –   тончайшее   прикосновение   к   сердцу;   оно   может   стать   и   нежным, благоуханным   цветком,  и   острым   ножом,  ковырнувшим   нежную   ткань   души,  и раскаленным   железом,   и   комьями   грязи...   Мудрое   и   доброе   слово   доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить   и   оживить,   ранить   и   излечить,   …   сотворить   улыбку   –   и   вызвать   слезы, породить веру в человека ­ и заронить недоверие». Ведущий 2:  Слайд 49.  Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном   в   цепи   великих   государственных   свершений.   Будьте   на   самом   деле любителями русского языка. 12

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"

Внеклассное мероприятие "На чистом русском"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2018