Васильева Елена Митрофановна, учитель Закутчанской СОШ
Внеклассное мероприятие по басням И.А.Крылова в 6 классе ФГОС
Тема: «Его басни переживут века…»
Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
* воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
* проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
* проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
* развитие речи и творческого мышления обучающихся;
* формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Форма : игра.
Методы: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 6 класс
Средства наглядности:
- раздаточный материал: карточки для конкурса капитанов;
- зрительная наглядность «Презентация к уроку»
Оборудование: карточка с зашифрованными словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Эпиграф:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
(И.А.Крылов)
Организационная структура урока:
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Вхождение в тему мероприятия. (Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель, форма работы, правила игры)
- Ребята вы уже знакомы с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. Басни дедушки Крылова сейчас как никогда актуальны. Он создавал свои басни для того, чтобы каждый человек посмотрел на себя со стороны, увидел свои недостатки и постарался избавиться от них. В историю русской литературы И. А. Крылов вошёл как великий баснописец. На протяжении уже многих поколений читатели знакомятся с его баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход, а крылатые фразы из них – в нашу обыденную жизнь. Ушли в прошлое события, непосредственным откликом на которые служили басни, но остались неизменными взаимоотношения людей и типы человеческих характеров. Поэтому большинство басен остаются понятными и злободневными и в наши дни. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
- Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?
Личностные:
воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся
Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации
Для
проведения игры классы делится на команды. Представление своих команд: Учащиеся делятся на
две команды, придумывают название и девиз (по тематики басен И.А.Крылова
1-я команда:
2-я команда:
Личностные:
умение быстро и слаженно работать в группе.
Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся.
2 Повторение законов работы в парах. (Слайд 2)
3. Повторение литературоведческих терминов.
(Слайды 3,4,5 – термины и их определения басня, мораль, аллегория)
Личностные:
воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
Метапредметные:
развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности.
3. Викторина.
1)Продолжите крылатые слова. (Слайд 6)
Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)
А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)
Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)
Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)
Физкультминутка.
Вспоминаем устное народное творчество. Называются фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).
Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван — царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.
2) «Конкурс Капитанов».
Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.
Для команды № 1
«Квартет»
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
__________________сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под _____________,-
Пленять своим искусством свет.
____________________ в смычки,
Дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-
Погодите!
Как музыке идти! Ведь вы не так __________.
Ты с басом, Мишенька, садись против__________,
Я, прима, сяду против вторы.
Для команды № 2
«Волк на псарне»
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь _______________ двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ________________ на запор;
В минуту _____________ стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ______________.
3) Еще в Древнем Риме поклонники таланта какого-нибудь поэта, желая выразить восхищение его стихам, составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Такое стихотворение называлось центон, что по латыни означало «одеяло из цветных лоскутов». Составление центона со временем стало литературной игрой.
Центон – это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой.
Перед вами готовый центон, составленный по басням Крылова. Определите, из каких басен взяты эти строки, выпишите строки и запишите название басен. 1 центон для обеих команд.
Центон.
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой,
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище?
Спой, светик, не стыдись!
Недаром говорится, что дело мастера боится»
Медведь взревел – и подлинно запел;
Да только лишь совсем особым складом:
То он пищал, то он хрипел,
То верещал козленком,
То не путем мяукал он котенком.
По счастью, близко тут Журавль случился
Он костью чуть не подавился.
Название басни. «Зеркало и обезьяна»
«Ворона и Лисица».
«Осел и Соловей».
«Щука и Кот».
«Крестьянин и работник».
«Волк и Журавль».
«Скворец».
4) Загадочные животные (на столах лежит шифр) Составьте и запишите названия животных, героев басен И.А.Крылова (Слайд 7)
аслиоранворайвеумакрмаркатышсретзаокведьмедковлснол
Называют животных, героев басен Крылова, зашифрованных в надписи
Личностные:
* умение быстро и слаженно работать в группе;
* воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
* проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
* проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
* развитие речи и творческого мышления обучающихся;
* формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
5) Разгадать кроссворд
По вертикали:
1. Писатель, сочиняющий басни (баснописец).
2. Город, с которым связано детство Крылова (Тверь)
3. Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность (подканцелярист)
4. Французский поэт-баснописец, его басни Крылов переводил на русский язык (Лафонтен)
5. Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка)
6. Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль)
7. Произведения для театра, которые писал Крылов (пьесы)
8. Профессия, в которой Крылов проработал 30 лет (библиотекарь)
9. и 10. Герои одной из самых известных басен Крылова (Стрекоза и Муравей)
2 Кроссворд
По вертикали:
1. «На ту беду … близёхонько бежала»
(лиса).
2. «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да
косолапый Мишка затеяли сыграть ...» (квартет).
3. «Знать она сильна» что лает на слона».
Кто это? (Моська).
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка,
что за глазки!» Кто это? (Ворона).
5. «Вороне где-то Бог послал
кусочек...» (сыру).
6. «По улицам ... водили, как видно,
напоказ» (Слона).
7. «Мартышка тут с досады и с печали о
камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки).
8. «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал ...» Кто?
(Волк).
Личностные:
умение быстро и слаженно работать в группе.
Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся
6) «Алло, мы ищем таланты» (Слайд 8 ) Прочитать выразительно басню вслух. Соперники слушают и отвечают на вопросы. 1 команда «Щука и Кот» (когда написана басня, о чем говорится, что высмеивает, найди и прочитай мораль)
Из басни «Щука и Кот» (1813), в которой говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и «и крысы хвост у ней отъели». Мораль басни: Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит. Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать совета. Иносказательно о непрофессионализме — каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать
Для 2-й команды «Кукушка и Петух»
Иронически о недоброжелательной, непрофессиональной, необъективной критике; о ложном авторитете.
За что же, не боясь греха, / Кукушка хвалит петуха?
Из басни «Кукушка и Петух» (1834) В ней изображены два современных Крылову литератора — соиздатели «Северной пчелы» и «Сына Отечества» Фаддей Булгарин и Николай Греч. Их взаимное славословие служило предметом насмешек многих писателей того времени, в том числе и А. С. Пушкина (памфлет «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов», 1831).. Иронически о лицемерах, восхваляющих друг друга из корыстных побуждений.
Личностные:
* умение быстро и слаженно работать в группе;
* воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
* проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
* проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
* развитие речи и творческого мышления обучающихся;
* формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
4. Рефлексия деятельности.
Объявление результатов соревнования между командами.
Оценивание актеров.
Заключительное слово учителя. (Слайды 9,10)
В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!
Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?
Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.
Стихотворение П.Вяземского (слайд 11)
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.
Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?
Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему
Слушают, отвечают на вопросы
Личностные:
* самоконтроль;
* воспитание интереса к классической литературе.
Личностные:
самоконтроль.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Закутчанская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
«Его басни переживут века»
Внеурочное мероприятие
Подготовила учитель русского языка и литературы
Васильева Елена Митрофановна
2017
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.