Внеклассное мероприятие на тему "Опять над полем Куликовым..." (7 класс)
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
история
7 кл
28.12.2018
Познакомить учащихся с тяжёлым периодом для всей Руси. Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны. Воспитывать патриотизм, бережное отношение к событиям далёкого прошлого. Повторить и закрепить знания о Куликовской битве, определить героев сражения. Развивать навыки работы с текстом произведения "Задонщина"
ОПЯТЬ НАД ПОЛЕМ КУЛИКОВЫМ.docx
ОПЯТЬ НАД ПОЛЕМ КУЛИКОВЫМ...
(к годовщине Куликовской битвы)
Цели: развитие интереса к историческому прошлому страны; воспитание
патриотизма, бережного отношения к событиям далекого прошлого, предкам.
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
Примерное содержание
А. Блок
1й ученик. Прошло более 100 лет после Батыева нашествия. В Москве
княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. При нём Московское
княжество ещё больше укрепилось и возвысилось над другими. Пытались было
соперничать с Дмитрием Ивановичем князья Суздальский и Тверской, но в конце
концов признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним
заодно. При Дмитрии Ивановиче в Москве вместо дубового был возведён
надёжный кремль из белого камня. С тех пор прозвали Москву белокаменною.
2й ученик. Между тем некогда могущественная Золотая Орда приходила в
упадок. Видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и
посылал ему всё меньше и меньше дани. Разгневанный правитель Орды Мамай
решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско. Но
Русь была уже не та, что при Батые. Воины Мамая встретили жестокий отпор и
обратились в бегство. Мамай пришёл в ярость. Стал собирать огромную силу и
грозился вновь разорить всю русскую землю.
3й ученик. Тем временем русские люди, конные и пешие, разными путями
стекались в Москву. Снаряжение и вооружение ратников различалось в зависимости от достатка: более богатые и знатные ехали на добрых конях, были
одеты в кольчуги, с нагрудниками и наручниками, имели шишаки, круглые щиты,
мечи, колчаны со стрелами и луки; бедные гники шли с топорами, копьями,
кистенями или палицами. Люди жертвовали на общее дело деньги, запасы,
посуду; всякий давал, что мог.
4й ученик. Сбор русских военных сил был назначен в Коломне. Получив
сведения об этом и учитывая поражение на реке Вожа, Мамай послал к Дмитрию
своего посла для мирных переговоров. Он потребовал дань, превосходившую ту,
о которой договаривался раньше. Дмитрий предложил дань в размере прежней
договоренности, но Мамай не согласился. 26 августа московское войско
численностью 20–25 тысяч человек достигло Коломны. Из других княжеств
пришло 25–30 тысяч ратников. Таким образом, в поход против золотоордынцев
выступило 50–60 тысяч воинов, первоначально организованных в полки под
командованием 23 князей и воевод.
5й ученик. 30 августа русская рать переправилась через Оку у устья р.
Лопасня и направились затем к верховьям Дона. Конная разведка сообщала о
передвижениях и численности неприятельского войска. Наконец, 5 сентября
русские войска вышли к устью р. Непрядва, где и сосредоточились, пройдя за
семь суток расстояние около 125 км. На военном совете было решено
переправиться на правый берег Дона и вступить в смертельный бой с
неприятелем.
6й ученик. «Братья, – заявил на совете князей и воевод Дмитрий, – лучше
есть честна смерть злого живота; лучше было не идти против безбожных сил,
нежели, пришед и ничтоже сотворив, возвратиться вспять; перейдем ныне в сей
день за Дон все и там положим головы свои все за святые церкви и за
православную веру и за братью нашу, за христианство!». В спешном порядке
началось строительство мостов для каждого из пяти полков; одновременно
разведывались броды: местность была болотистая, неудобная.
7й ученик. Переправа через Дон завершилась в ночь на 7 сентября. После
этого были уничтожены мосты, чтобы никто из воинов не думал об отступлении.
Переправа через Дон имела не только моральное, но и огромное военно
тактическое значение, предопределив дальнейший способ действий русской
рати. На левом берегу реки можно было только обороняться. Переправившись
же и уничтожив за собой мосты, необходимо было действовать наступательно.
Мы, самдруг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат... На пути – горючий белый камень.
За рекой – поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!».
Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8й ученик. Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом
отборная русская рать под командованием князя Владимира Серпуховского и
воеводы Дмитрия БоброкаВолынца засела в лесу, в засаде, а остальные силы
русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на
Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска начали
сближаться и вскоре встали друг против друга.
9й ученик. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух
богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая –
Челубей. Потрясая копьём, он громовым голосом вызывал на поединок любого
русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов
принял богатырь Пересвет. С копьями наперевес мчались всадники друг на друга
и сшибались на всём скаку. Кони их едва устояли, присев на задние ноги, а оба
воина насмерть поразили друг друга.
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы
падали дождём, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.
10й ученик. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк.
Всё меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся
большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди окружат их. Но устоял
большой полк. Тогда Мамай нанёс главный удар на левый фланг. Страшен был
набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из
засады дружины Боброка и Серпуховского. Это произошло столь стремительно и
внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в
бегство и овладели их лагерем. Среди врагов царила такая паника и неразбериха,
что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала
собственную пехоту.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови! Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица несется вскачь!
А. Блок
11й ученик. Когда преследование противника закончилось, Дмитрий
приказал произвести подсчет оставшихся в живых. По свидетельству летописца,
русская рать после битвы насчитывала 40 тысяч воинов, что вполне вероятно.
Следовательно, потери убитыми немногим превышали 20 тысяч, а с умершими от
ран доходили до 25–30 тысяч человек. Восемь дней русские подбирали и
хоронили своих товарищей. Затем русская рать выступила в обратный поход и 21
сентября прибыла в Коломну. В Москву она вступила 28 сентября. Здесь
победителей ожидала торжественная встреча. За победу над татарами
московский князь Дмитрий был прозван «Донским».
8й ученик. С победой у русского народа появилась крепкая надежда
освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия
Донского, но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли
полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на поле Куликовом,
враг был ещё силён и многочисленен.
Внеклассное мероприятие на тему "Опять над полем Куликовым..." (7 класс)
Внеклассное мероприятие на тему "Опять над полем Куликовым..." (7 класс)
Внеклассное мероприятие на тему "Опять над полем Куликовым..." (7 класс)
Внеклассное мероприятие на тему "Опять над полем Куликовым..." (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.