Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
воспитательная работа
1 кл
09.05.2018
Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"
Цель данного мероприятия: познакомить детей с народным декоративным искусством – неиссякаемым источником мудрости и красоты.Данное внеклассное мероприятие проводится в 1 классе и знакомит детей с народными промыслами России и родного края, развивает познавательный коммуникативный, нравственный, эстетический потенциал учащихся. В практической деятельности дети изготавливают оберег.
внеклассное мероприятие Ярмарка народных промыслов.doc
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Новочеркасска Овчелупова Юлия Александровна Внеклассное  мероприятие «Народные промыслы» 1 класс Цели: познакомить детей с народным  декоративным искусством –  неиссякаемым источником мудрости и красоты. Задачи: ­воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире; ­развивать нравственные и эстетические чувства; ­ знакомить учащихся с русскими народными ремеслами, древними корнями  народного искусства; ­ воспитывать потребности в овладении русскими народными  ремеслами; ­ развивать художественно­творческих способностей учащихся в области  декоративно­прикладного искусства ; ­  развитие  познавательного, коммуникативного,  нравственного,  эстетического потенциала учащихся; ­   воспитание личности ребенка, знающей, уважающей историю и традиции  своего народа; ­  сплочение коллектива класса; Оборудование:  изделия народных промыслов; репродукции, изображающие изделия народных промыслов;  материал для изготовления куклы­ оберега, игры. Ход мероприятия. Сегодня у нас много гостей, а гости­ это всегда радость, это хорошее  настроение. Поприветствуем улыбкой гостей  и пригласим на Ярмарку  народных промыслов. Ведущий: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть  застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и  героическую историю русского народа, послушаешь прекрасную музыку,  прикоснешься к истинным творениям народа.  Земля наша Русская испокон  веков славилась добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают  1 своими руками сказочную красоту. Для того, чтобы любить, нужно все видеть  и знать.  В России народных художественных промыслов великое множество, вот и  сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Входит коробейник.  Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товары: продаются самовары, Покупают люди сушки и отличные игрушки! Ведущий: ­ Вы знаете, кто к нам пришёл? Правильно, Коробейник. Ходит он  по ярмаркам, продаёт товары. Давайте­ка, заглянем к нему в короб.  (вынимает предметы и показывает) ­ Здесь и хохлома, и гжель.  А поднос­то хорош – жостовский! Коробейник: ­ Видите сколько у меня в коробе товара! Хочу пригласить вас  на ярмарку – помочь мне товар продать. Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы  мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары? Дети: Знаем, знаем! И не только как они называются, но и как, и где они  делаются. Коробейник: ­ А вот мы сейчас и проверим.  Удивительному чуду мы поклонимся не раз. О промыслах народных пойдёт сейчас рассказ. А  какая же ярмарка без песен!   (Песня «Выходили красны девицы…») Знакомство с народными промыслами мы с вами начнем с русской красавицы. А с какой именно? Отгадайте! Алый шелковый платок, Яркий сарафан в цветок, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может­ три, а может­ шесть. Разрумянилась немножко Наша русская…(матрешка) 2 Частушки  «Матрешки»  Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к вам пришли матрешки! Ложки деревянные, Матрешечки румяные. Ходят куры в стороне, Позабыли обо мне. Принесла горошку – Вспомнили матрешку. Сели мы на карусели, На качели пересели, Сто знакомых встретили, На поклон ответили. Очень любим мы, матрешки, Разноцветные одежки. Сами ткем и прядем, Сами в гости к вам придем. Я девчонка ничего! Не боюсь я ничего. Если я и упаду, Все равно не пропаду! Матрешка­ настоящая русская красавица. Но, главное, эта куколка­ с  секретом! Внутри ее прячутся веселые сестрички, мал­мала меньше. Про матрешку придумали потешку: Шли матрешки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрены, три Матрешки, И еще Матрешечка! Ведущий: Впервые матрёшка появилась в 90­х гг. XIX в. в Москве. Матрешка ­ уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской  березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России.  Она ­ добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия . Придумал её художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии пустотелую куклу из  дерева, в которую вкладывались маленькие куколки. Но эта кукла была с  сердитым лицом старика­японца. Местный токарь Звездочкин выточил  3 первую деревянную куколку.А.С.Малютин переодел куклу, нарисовал  улыбающееся лицо, с голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел  её в пёстрый платочек и русский сарафан.. По преданию, кто­то увидел куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!» С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Игра. Назовите старинные женские имена, которыми можно назвать куколок­ сестёр. (Дуняша, Матрена, Маняша, Фёкла…)  Многие любовались матрёшкой, но купить могли только богачи.  Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки.  Появились матрёшки запорожцы, витязи, но любимой игрушкой оставалась  весёлая крестьянская девочка. Матрёшку стали вывозить за границу. И там она всем полюбилась, всех  удивила. Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из  выдержанной берёзовой или липовой древесины вытачивают первую, самую  маленькую, фигурку, по ней – нижнюю часть фигурки побольше, затем её  верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки. Формы у матрёшки мягкие, округлые, очертания головы плавно  переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое. После того как мастер сделает деревянную заготовку матрёшки, к  работе приступает художник. В каждой местности матрёшку расписывают по­разному. Я вам  расскажу о росписи матрёшки из Сергиева Посада. Рисуем матрёшке  расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щёчки. Из­под  платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки.  Затем наряжаем матрёшку в расшитую рубашку и сарафан. Краски яркие,  сочные, используем позолоту, лак. Вот такая она наша русская матрёшка. Самая многоместная матрешка,  попавшая в Книгу рекордов. (25­местная, 48­местная, 77­местная. Самая  большая ­ ростом с меня, самая маленькая ­ с горошину) Хохлома. ­Откуда посуда? ­ Из Горьковской области. Из чудесного села Хохлома. Живет и радует людей замечательное искусство. Хохломская роспись – алых ягод россыпь,  Отголоски лета в зелени травы, Рощи­перелески, шёлковые всплески  Солнечной медовой золотой листвы. 4 Роспись хохломская, словно колдовская,  В сказочную песню просится сама,  И нигде на свете нет таких соцветий.  Всех чудес чудесней наша Хохлома Нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на  веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это необыкновенные  деревянные миски да ложки, а золотые! Такую посуду и на царский стол  поставить не зазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с  хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы.  Хозяйка выставит ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощенье, но от  всей души… Ведущий. Как же появилось это диво дивное­ «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда­то в нижегородских лесах, на  берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо.Вырезал  тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось,  сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у  меня во дворце нет такого мастера?!Ко мне его! Немедленно!» Стукнул  посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец.  Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти чудо­ мастера не  смогли.Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать  золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и  родилось название­ «золотая хохлома» Вытачивается она на токарном станке (на стенде рисунок токарного  станка), или вырезается ножом из липы и берёзы. Затем вещь покрывают  тончайшим слоем глины, тщательно просушивают, покрывают олифой.  Особое место занимала деревянная ложка. Взяв определённой величины кусок дерева – баклушу, мастер – ложкарь разрубал её на несколько частей. Затем  шла окончательная отделка. Крючком­ножом убиралась внутренняя часть, а  поверхность обстругивалась, заглаживалась, и изделие готово. На выделке  ложек трудились всей семьёй. Самые ответственные операции входили в  обязанность мужчин, а поверхность ложек отделывали женщины и дети. Затем их отдавали мастеру в окраску. Теперь за дело принимается художник. Сначала всё изделие надо  покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись  масляными красками. Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего  серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё ярче пламенеют на  золотом и чёрном фоне. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. 5 Вот элементы хохломской росписи (показ образцов со стенда): “травка”, “яблочко”, “ягодка”, “виноград” и другие. Самые главные виды  росписи: “травка” и “Кудрина”. Ложки, ложки, расписные ложки! Ложки золочёные, узоры кручёные! Хоть щи ими хлебай, а хочешь – музыку играй! “Жостово”. До чего же он хорош – этот жостовский поднос! Все цветы горят на нём, словно писаны огнём. На жостовском подносе в зеркальной глади лака Ржаная медь колосьев, степной румянец мака.  Багрянец поздних листьев, лесной подснежник первый... А жостовские кисти нежнее лёгкой вербы. В начале XIX в. неподалёку от Москвы в старинных деревнях Жостово,  Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.  Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки  нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают  нужную форму. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют,  просушивают, шлифуют и покрывают чёрной краской, а затем лаком.  Жостовская роспись ­ это цветочная композиция из роз, тюльпанов,  астр, георгинов, маков, колокольчиков, ромашек, незабудок. Эти цветы  собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определённой последовательности. Городец. Наши доски расписные, Посмотрите вот какие. Все хотим вам показать И подробно описать. По розанам и купавкам Городецкий скачет конь, И цветами весь расписан, До чего ж красивый он. Три девицы молодые Под розанами стоят. «Где же хлопцы удалые?» 6 Во все стороны глядят. Вот по улочке Петрушка Едет на коне верхом. Верный пес его послушный Бежит вслед за женихом. “Гжель”. Синие птицы по синему небу, море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых! Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель! Есть под Москвой село, Гжель называется. В этом районе издавна были  обнаружены богатейшие залежи высококачественной глины, что и привело к  развитию здесь гончарных промыслов. Впервые эта маленькая деревенька  была упомянута 650 лет тому назад в послании великого московского князя  Ивана Калиты. Делают гжельскую посуду из белой глины. Эта посуда белая, а на ней  нарисованы сине­голубые цветы.  Гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет,  разные оттенки синего: от голубого, до тёмно­синего и даже фиолетового  цвета. Техника росписи, которую и поныне используют гжельские мастера,  называют майоликой. Фарфор Гжели многообразен, в нём отразились все  стили и смены вкусов прошлых веков. Но неизменно в нём одно – народный  характер, т. к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций. Коробейник: Да, умели русские мастера трудиться. В свою работу они  вкладывали всё своё умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали людей. Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли, Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра. Чтоб сказать, что есть в России чудо­люди – мастера! Мы­ жители Донского края, который тоже славится своими мастерами.    Культура Дона самобытна и многообразна. Значительное место в ней всегда  занимали народные промыслы. С давних времен казаки занимались резьбой по  дереву, лоскутным шитьём, расписывали и художественно обрабатывали  дерево, изготавливали изделия из керамики. В области уделяется особое  внимание декоративно­прикладному творчеству, сохранению традиций. Во  7 многих станицах проводятся праздники мастеров­умельцев, ярмарки и  выставки­продажи изделий народных промыслов.( х Пухляковский, ст.  Раздорская, ст. Вешенская, ст. Каргинская и др.) Возрождаются и развиваются ремёсла, бытовавшие у казаков Верхнего Дона.  Задание для 1 группы. Изготовить куклу­оберег. У нас  в классе тоже есть свои мастера­ умельцы, которым предстоит сейчас  украсить куклу­ оберег  и использованием элементов росписей.  Задание для 2 группы «Городецкие узоры» Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие  узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора,  самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение,  умение использовать полученные знания для составления композиции.  Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета  (разделочные доски, блюда и др., набор элементов городецкой росписи  (бумажные трафареты). Игровые правила: детям предлагается набор  растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на  трафарете узор методом аппликации. (Практическая работа учащихся)   Давайте вспомним их особенности. Золотом и алым цветом Эта чаша расцвела Солнцем, ягодами, летом Вдруг наполнилась она! Угадаешь, что за чудо? Это чудо­ ХОХЛОМА! По розанам и купавам Скачет конь вороной И серебряною сбруей Он звенит над землей. Вот так удаль молодецкая! Это роспись­ ГОРОДЕЦКАЯ! Сине­голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. 8 Это называется Просто роспись… ГЖЕЛЬ. Практическая работа учащихся: украшение куклы –оберега. ВОТ ОНИ­ НАШИ МАСТЕРА­ УМЕЛЬЦЫ! Частушки Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. Я куплю себе свистульку Буду трели выводить Мастеров из славной “Дымки” Никогда нам не забыть. В Твери делают игрушки Сколько радости для глаз Подрастают мастерицы Может быть и среди нас. Наша русская игрушка, Не стареет сотни лет В красоте, в таланте русском Весь находится секрет. Ты играй моя гармошка Ты подруга подпевай Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй. 9

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018