Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Оценка 4.8
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
02.04.2017
Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"
Мероприятие "Осенний народный календарь"познакомит учащихся с русскими обрядами и традиционными осенними праздниками, историей их возникновения и особенностями празднования. Направлен на развитие творческих способности детей ,приобщение к народной культуре и воспитанию чувство патриотизма. Мероприятие адресовано для учащихся среднего и старшего звена.
Осенний календарь.doc
В.М.Пиневич,  учитель русского языка и литературы  МКОУ Шипицинская СОШ   «Осенний народный календарь». Сценарий праздника       Цель:   приобщать к народной культуре и воспитывать чувство патриотизма.       Задачи: Познакомить учащихся с традиционными осенними праздниками, историей их возникновения и особенностями празднования. Развивать творческие способности детей. Оформление: В зале расставлены столики, за которыми сидят все гости праздника. В центре–стол,   за   которым   находятся   ведущие   праздника.   Все   ведущие   в русских   народных   костюмах.   Гостям   накануне   предлагается   внести   в   свой праздничный наряд элементы национального костюма. Выставка   предметов   народного   быта   (полотенца,   кувшины,   предметы прикладного творчества, прялки, корзины и т.п.) Большой календарь с указанием тех праздников, о которых пойдёт речь. Музыкальное оформление.                                                  Ход праздника ( На фоне музыки читаются стихотворения) 1. Хозяйкой весёлой           2.  Пришла на рассвете        3.  Калину с рябиной     Пришла к новосёлам           На миг не присела                Раскрасила густо.     Погожая осень                     Вокруг оглянулась               На крепких зубах     В деревни и сёла.                 И сразу за дело.                   Захрустела капустой. 4.  На мельницах                                 5.     Курчавую озимь      Свежей мукой забелела,                        Ковром расстелила,      Оранжевым шёлком                               В далёкий полёт 1 Берёзы одела.                                         Журавлей проводила. 6.      Осень   позаботилась,   чтобы   нам   зимой   жилось   светло   и   радостно.   В благодарность за это наши предки с радостью встречали это время года и называли ласково: Матушка – осень, Красавица – осень. 7.      Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осень – прекрасное время года, воспетое   поэтами   в   стихах,   воплощённое   композиторами   в   музыке,   об   осени сложено много песен. Послушайте одну из них.                             (Звучит песня «Отговорила роща золотая») 8.       Итак, закончилось лето, отгремели летние спасы, которые отмечаются   в августе:   медовый,   яблочный,   ореховый,   олицетворяющие   сбор   летних   даров природы. 9.      А осенью – сбор нового урожая, всего того, что вырастили люди в полях и на огородах, и, конечно же, праздники, связанные с этим. 10.     Наши предки, жившие трудно и сурово, умели отводить душу в празднествах. Праздничные   дни   были   днями   необходимого   и   осмысленного   отдыха,   часами взрывной радости, встречей с уникальной русской природой. 11.   Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем вечере отдыха. Мы хотим, чтобы вы на мгновение окунулись в историю, перенеслись в мир наших предков. 12.    А также мы хотим, чтобы вы, как и наши предки, отвели душу в сегодняшнем празднестве и «предались взрывной радости». 13.      Итак, первый осенний месяц – сентябрь. В народе у него название вересень, так его называли из­за того, что в это время цвёл вереск, а ещё – рябинник, так как созревает рябина.             Из­под дуба, из­под вяза, Из­под вязова коренья. Вот и калина, вот и рябина. Вырастали наши хлебы, Поспевало наше жито. Вот и калина, вот и рябина. 15.   А ещё сентябрь называли в народе хмурень, ревун, зоревник. 2 16.         8 сентября – день рождества Пресвятой Богородицы, в народе его ещё называют «Наталья­ овсяница». К этому дню крестьяне старались закончить уборку овса.   Овёс   –   одна   из   основных   крестьянских   культур.   В   народе   говорили: «Запасёшься овсом – будут сыты мать с отцом»,  «Насыплешь овса в закрома – будут сыты кони и коровы». Праздник Натальи – овсяницы проводили очень весело. Косари подносили хозяину пучок овса, а он угощал их овсяной кашей да киселём.          Косари подают хозяину пучок овса, а он им кашу и кисель со словами:                                Хозяин:  Чёрна мала крошка,                                          Соберут немножко,                                          В воде её поварят,                                          Всяк, кто ест, хвалит.                         Косари:   Хороша каша!                         Хозяин   ( подаёт кисель)                                         Дяденька смеётся,                                         На нём шубка трясётся.                         Косари:   Хорош кисель! 17.         На Наталью – овсяницу веселились, пели песни и частушки. Давайте с вами попробуем   представить,   как   это   было.   Я   попрошу   наших   гостей   помочь   нам исполнить частушки. 18.    14 сентября в простом народе известен под именем Семёна – Летопроводца. С этого дня начинается Бабье лето. 19.        Всё в плодах большого лета,              Пёстрой радугой одето,              Позолочено насквозь –              Бабье лето началось. 20.     У немцев это время называется  «Старушечье лето»  или  «Марьина пряжа», потому что в это время на лугах, пажнях и деревьях в хорошую погоду носятся тонкие нити паутины, поэтому все в это время ждут тёплой солнечной погоды, как бы в продолжение лета. 21.    А ещё это время называют Бабьим летом из­за того, что в некоторых местностях России   начинались   женские   работы:   мяли   и   стелили   лён,   брались   за   веретено, рукоделие. 22.                       Подходите ближе, пряхи,                             Пряжу тките на рубахи.                             Тот, кто нить длинней спрядёт,                             Вот того удача ждёт. 3 Девушки подходят и начинают прясть 23.    1­я:   Уж ты прялица, ты прялица моя,                     Пойду, вынесу на улицу тебя.                     Буду прясть и попрядывать.                     На подруженек поглядывать.          2­я:     Позолоченная прялица,                     Мы прядём, а нитка тянется,                     Мы прядём, а нитка тянется,                     Нам работа эта нравится.         3­я:     Это время природы особого света,                     Неяркого солнца, нежнейшего зноя.                     Оно называется Бабье лето,                     И в прелести спорит с самою весною.          4­я:     Уже на лицо осторожно садится                      Летучая мягкая паутина…                      Как звонко поют запоздалые птицы,                      Как звонко и нежно пылают картины. 24.   И такое вот лирическое настроение, связанное с этим бременем года, передала в стихах   поэтесса   Ольга   Бергольц.   Нежное   солнце,   прощание   с   летом   обостряют чувства: радостнее кажутся встречи, горше расставания.                            Звучит стихотворение «Бабье лето» 4 Отшумело, отгремело бабье лето, В паутинках перепутав листья веток. Отчего же журавли собрались в стаю И прощаются, над нами пролетая. Опустился над рекою вечер тихий,  Сколько раз с тобой ругались без причины, Изменял с другой девчонкой то и дело, На глазах тая слезинку, я терпела. А сегодня ветер гонит злые тучи,  Ты ушёл, ушёл к другой, она ведь лучше. И теперь её встречая у рябины, Ты грустишь при виде стаи журавлиной. Знаю я, что ты меня не любишь, Знаю я, что ты меня не позабудешь. Так зачем, её лаская у рябины, Ты грустишь при виде стаи журавлиной. Отшумело, отгремело бабье лето, В паутинках перепутав листья веток. Отчего же журавли собрались в стаю И прощаются, над нами пролетая. Звучит песня «Бабье лето» 25.         В   этих   стихах   и   песнях    ­   нежность,  грусть   и   печаль.   Но   были   и   другие развлечения – весёлые и забавные.  В некоторых губерниях( например в Тамбовской) существовал   «потешный»   обычай   хоронить   мух,   тараканов   и   прочих   насекомых, чтобы они не водились в доме. Давайте воспроизведём этот обряд.                   Ребята по описанию обыгрывают этот «потешный» обряд.                            (Пока готвятся – викторина для зрителей) Описание обряда:  «Похороны устраивают девушки, для чего вырезают из репы, брюквы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажают горсть пойманных мух, закрывают их и с шутливой торжественностью ( а иногда с причитаниями и плачем) выносят их из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто­нибудь должен гнать мух «рукотерником» (полотенцем) и приговаривать» муха по мухе, летите мух хоронить»; или: «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать». 26.     В некоторых районах России, особенно в северных, до 15 сентября старались убрать все овощи: картофель, свёклу, морковь, репу. А день 15 сентября называют Никитой – Репорезом. О каждом овоще можно много говорить, о них сложены загадки, пословицы и поговорки, но особый почёт, конечно же, картофелю. В народе говорят: «Картошка – второй хлеб». Пока   читается   следующее   стихотворение,   ученики   подают   на   столы картофельные блюда, приготовленные заранее родителями учащихся 27. Русская картошка – Каждому по плошке, В воде промочённая,  Толчёная, перчёная, Тушёная, пареная, На масле поджаренная, С лучком да с кваском,  5 Всем по плошке,  Нет лучше картошки 28.     На Руси она появилась более двухсот лет назад. Сначала её считали ядовитой, потому что вместо клубней люди собирали и ели зелёные ягоды после цветения. Но прошло   время,  и   люди   разобрались   во   вкусе   картошки  –  она   стала   незаменимым блюдом на их столе. 29.     А много ли вы знаете об овощах? Давайте проверим. Предлагаю вам игру  «Что находится в чёрном ящике?» В О П Р О С Ы: 1. Русское название этого известного овоща произошло от итальянского названия подземного гриба. Что это за овощ?    (картофель) 2. Вы могли носить такие брюки или такую же сумку или заколку. А может, вам по вкусу эти тропические плоды? Что это за плоды?    ( бананы ) 3. Этот овощ имеет общий корень с «капюшоном», «капиталом», «капитаном». Назовите этот овощ.    (капуста; все эти слова произошли от латинского слова «капут» ­ голова). 4.  Это растение, завезённое в Северную Америку колонистами, называли «след белого человека».    (подорожник) 5.   Специальное   постановление   ЕЭС   от   1   января   1991   года   предписывает именовать этот овощ фруктом, чтобы можно было варить из него конфитюр. Что это за плод?   (морковь) 6. На древних Олимпиадах запрещалось использование этого природного допинга. Оказывается, что его регулярное использование вдвое снижает риск заболевания раком желудка и кишечника.   ( чеснок) 30. Отгадайте­ка загадку: «Круглая, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши». Да, это репа. Особый ей почёт был и уважение в старину, поэтому и праздник в честь неё назвали Никита – Репорез. Репу можно назвать прабабушкой картошки, так как до   её   появления   репу   ели   каждый   день:   пекли   с   ней   пироги,   варили   кашу,   ели нарезанную с мёдом. А русская народная сказка, которую знает каждый ребёнок, как она начинается? Правильно: «Посадил дед репку…».            Давайте устроим маленький спектакль под названием «Репка ХХ! века»                                               (объясняется игра) 31.      27 сентября в народе отмечается большой праздник – Воздвиженье. С этого дня крестьяне считали, что осень к зиме повернулась. Считалось, что с этого дня, каждый лесной житель готовится к зиме: медведь укладывается в берлогу на всю 6 зиму; муравьи закупоривают входы и выходы своего муравейника и собираются в самой глубине, где теплее. А крестьяне с этого дня начинали рубить капусту и солить её на зиму. В деревнях и сёлах был обычай рубить капусту сообща – это служило поводом к народным вечеринкам, на которые приглашали соседок. Те, приходя в дом, поздравляли   хозяев   с   капустой,   с   праздником,   а   хозяева   угощали   их   пирогом   с капустой. Такие вечера назывались «капустниками».            (Читается отрывок из рассказа В.Астафьева «Осенние горести и радости») 32.        Шумными, весёлыми, интересными были капустники в старину. Уважал свой труд народ: умел работать, умел и отдыхать.    33.        В октябре, в октябре частый дождик на дворе. Октябрь – второй осенний месяц. У нег свои приметы. В народе его называли листопадник, грязник, позимник, свадебник. Начинается этот месяц с того, что  2 октября  в народе отмечают день Зосима – заступника пчёл. Хозяева старались укрепить да утеплить к этому дню улья,   собрать   последний   медок.   В   народе   говорили   так:   «Ульи   в   погреб   ставь   – праздник   мёда   славь».   А   ещё   в   это   время   молодёжь   устраивала   Трофимовские вечорки, где девушки выбирали себе женихов.    34.                     Инсценировка: «Катя выбирает жениха» Сидела Катюшенька в новой горенке одна,  Шила моя Катенька тонки белы рукава. Вышивши рукавчики, в терем к батюшке пошла: «Родимый мой батюшка, ты подумай обо мне». «Думаю, подумаю – в монастырь, Катя, поди». «Родимый мой батюшка, в монастырь я не гожусь, На старой игуменье я всю рясу изорву, Молоду священнику я в щёку запалю, Молодых монашенек я всех их оскверню». Сватался к Катеньке из Сан – Питера купец, Хвалил он, похваливал он своё житьё – бытьё: «У меня, у молодца, полтораста кораблей!» «Думаю, подумаю: я за этого нейду». Сватался к Катеньке из Москвы генерал, Хвалил он, похваливал он своё житьё – бытьё: «У меня, у молодца, полтораста душ крестьян!» «Думаю, подумаю: я за этого нейду». Сватался к Катеньке из трактира музыкант, Хвалил он похваливал он своё житьё – бытьё: «У меня, у молодца, лишь скрипка да гудок!» 7 «Думаю, подумаю: я за этого пойду. Сыта ли, не сыта, всегда буду весела. Выйду я на улочку, будет честь мне, похвала, Честь мне будет, похвала – музыкантова жена!»    35.     А  с  14 октября  – великий  православный  праздник –  Покров Пресвятой Богородицы. Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима. 36.       Как на день Покров ткали множество ковров.             Первый травяной – лета жаркий зной.             А ковёр второй из листвы сухой,              Третий ковёр – снег, и он не на век. 37.          До   Покрова   крестьяне   убирали   весь   урожай,   загоняли   скот,   заканчивали приготовления   к   зиме.   Покров   Пресвятой   Богородицы   –   покровитель   брачных союзов.   В   этот   праздник   и   после   него   засылались   сваты   к   девушкам,   игрались свадьбы.    38.       Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, спозаранку бежали в церковь и ставили свечу к празднику. Существовало поверье; кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет    «Покров – конец хороводам, начало посиделкам». «Весело Покров проведёшь – дружка найдёшь» ­ говорили в старину. Давайте и мы повеселимся.                                            Конкурс со свечой 39.       Ноябрь – последний осенний месяц. Полузимник – так называли его в народе. Всё   чаще   идёт   снег,   застилает   землю.   С   каждым   днём   всё   чаще   напоминает   о приближении зимы. А ещё ноябрь называли листогной и грудень. 40.           14 ноября – праздник Козьмы и Домиана. В народе этот день называли просто  Кузьминки.   Да   ещё   приговаривали:   «Козьминки   –   по   осени   поминки». Кузьминки – встреча зимы. В избах запасались работой на долгие зимние вечера. Женщины   готовились   прясть,   ткать,   рукодельничать,   чтобы   весну   да   зимние праздники встречать в обновах. 41.          Что ты, милочка, не робишь,                  На кого надеешься?                 Придёт зимонька холодна,                 Ты во что оденешься? Девушки садятся за работу 8 42.      А   ещё   Кузьминки   называли   девичьим   праздником.   Девушки   устраивали посиделки за рукоделием, готовили угощение, гадали да поджидали молодцев.                  На посиделки, вечёрки, беседы молодёжь собиралась поочерёдно в тех домах,   где   имелись   молодые   парни   и   девушки,   либо   на   весь   «беседный   период» нанимали специальную избу.                              «Прясть   собирались все девки вместе по понедельникам, средам и пятницам. Девки собираются и прядут при лучине до полночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следят, потому как они работают».  Парни нередко тоже приходили с работой – лапти плели или верёвки, «а кто просто сидел рядом с девушкой и крутил ногой самопряху».                «Которая девушка веретено напрядёт, ей делать нечего. Тогда она прялкой прикроется и с кавалером любезничает. А которая не успевает, та схитрит – из дома полное веретено принесёт и поставит. Парни любили тех, что попроворнее.                                     Девушки пряхи по очереди: 43. 1.  Моя прялка не прядё,                                 3.  Люблю Васеньку я летом, Колесо не вертится.                                         Когда бегает с конфетам,      Не дождаться, когда сядя,                              А Ванюшеньку зимой,      Он, наверно, сердится.                                    Садится к прялочке моёй. 2.  Не стой, миленький в порожке –             4.   Не стой, милый у порога, Не большая тебе честь!                                   Проходи на лавочку, Иди, сядь ко мне на лавку –                            Не спесивься, отодвинь Для тебя местечко есть.                                   Мою точёну прялочку. (  Парни уходят, остаются одни девушки) Девушки убирают прялки в сторону и  садятся за рукоделие 44. 1­я:  В первый раз вышивали светел месяц со лунами, со чистыми звёздами. 2­я:  Во второй раз вышивали красно солнце со лугами, красно солнце со лугами, с тёплыми облаками. 3­я:   Во третий раз вышивали чисто поле со кустами, чисто поле со кустами, со рыскучими зверями. 4­я:     В четвёртый раз вышивали сине море со волнами, сине море со волнами, с белыми кораблями, середину украшали светло – синими цветами. 5­я:    Полотенце вышивала           Петухами, утками.           Я милёнка поджидала           Часами, минутками.                                       Раздаётся стук в дверь 45.      ­ Дома ли хозяйка? 9 ­ Можно ли войти?      ­ Входите, коль не шутите. Что пришли? ­ А бояре, а бояре, а мы к вам пришли. ­ Молодые, молодые, а мы к вам пришли. ­ А бояре, а бояре, вы зачем пришли? ­ Молодые, молодые, вы зачем пришли? ­ А бояре, а бояре, за невестою. ­ Молодые, молодые, за невестою. ­ А бояре, а бояре, вам которую? ­ Молодые, молодые, вам которую? ­ А бояре, а бояре, нам вон энтую. ­ Молодые, молодые, нам вон энтую. ­ А бояре, а бояре, она дурочка. ­ Молодые, молодые, она дурочка. ­ А бояре, а бояре, а мы выучим. ­ Молодые, молодые, а мы выучим. ­ А бояре, а бояре, чем учить будете? ­ Молодые, молодые, чем учить будете? ­ А бояре, а бояре, а мы плёточкой. ­ Молодые, молодые, а мы плёточкой  ­ А бояре, а бояре, она будет плакати. ­ Молодые, молодые, она будет плакати. ­ А бояре, а бояре, а мы конфеткою ­ Молодые, молодые, а мы конфеткою. ­ А бояре, а бояре, ну возьмите же её. ­ Молодые, молодые, ну возьмите же нё. ­ Присаживайтесь за стол, гости дорогие.        Парни: ­ За дело не мог , за работу не мог, а поесть, поплясать против нас не сыскать. ­ Играть не устать – не ушло бы дело.       Девушки: ­ Звенят бубны хорошо, да плохо кормят. ­ Ай весело поётся, весело прядётся.          46.       Парни: ­ А теперь сядем рядком. Да поговорим ладком. Послушайте историю, которая со мной приключилася. Пошёл я лыко драть. Увидел на утках озеро плавает. Бросил я еловую палку, не добросил. Бросил берёзовую, перебросил.   Бросил   рябиновую   –   угодил.   Озеро   вспорхнуло   и   улетело,   а   утки остались. 47.  ­  Эх, это что, вот со мной случай был… 10 Летит пуля, жужжит,         Я в бок, она за мной,        Я в другой, она за мной,        Я упал в кусты, она хвать меня в лоб.        Я цап рукой! Ан, это жук.  48.              ­ А ты, Федул, что губы надул?                      ­ Да кафтан прожёг.                     ­ А можно ли  зашить?                     ­  Да иглы нет.                     ­ А велика ли дыра?                     ­ Да один воротник остался. 49.    Девушки: ну, повеселили нас ребята от души. Давайте, девушки, и мы споём что – нибудь.                                             Девушки поют песню 50.    27 ноября – день памяти святого апостола Филиппа.  С этого дня начинался в православной церкви сорокадневный пост, заканчивающийся на Рождество – 7 января. 51.   Праздник этот был семейным, душу перед постом радующий. Собирались на него в   родительский   дом   сыновья,   дочери,   снохи,   зятья,   внуки   и   правнуки,   и   вся сопутствующая родня. Пели песни за столом и обменивались новостями.  52.   А дети зиму открывали, катались с ледяной горки на санках и ледышках. После сытного  обеда,  лихого  катанья   с  гор,  собирались  все   жители  деревни  на   шумные игрища, штурм ледяного дома, сооружённого заранее. 53.   С шутками, прибаутками, шли на штурм весёлые парни и разрумяненные девицы –   красавицы.   А   «хозяева»   ледяного   дома   встречали   их   острыми   частушками   – нескладушками да снежными комьями. 54.      Так   гуляли   когда   –   то   наши   предки.   Филипповки   ждали   все.   Это   был обязательный повод встретиться в родном доме, связи семейные укрепить, родителей порадовать.   55.      Филипповки,   к   сожалению,  праздник   подзабытый.  Но   и  в  нём   корни   наши духовные, история народная. 56   .Заключительное слово классного руководителя     Дорогие наши гости, на сегодняшних посиделках мы перевернули лишь некоторые листки народного календаря. Конечно же, мы показали только самую малость из того, как жили, работали и отдыхали наши предки.       Мы с вами живём в интересное и сложное время, но своё прошлое забывать нельзя – ведь в нём наши духовные корни. 11 Благодарим вас за внимание, выражаем благодарность нашим родителям за помощь в подготовке и проведении праздника 12

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"

Внеклассное мероприятие "Осенний народный календарь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017