внеклассное мероприятие по химии Химическая шкатулка.docx
“Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие...
куда ни посмотрим, куда ни оглянемся,
везде обращаются перед нами успехи её прилежания”
М.В.Ломоносов.
Внеклассное мероприятие по химии в рамках
«Химическая шкатулка»
для учащихся 9классов
Разработка
учителя химии
первой квалификационной категории
МАОУ СШ № 48 города Липецка
Ефимовой Екатерины Сергеевны Внеклассное мероприятие по химии
«Химическая шкатулка»
Цели данного мероприятия:
Повысить интерес учащихся к химии
Расширить знания учащихся, развить их кругозор
Показать возможности практического использования химических знаний и навыков
Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими
реактивами и лабораторным оборудованием, при решении химических задач.
Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный
проектор, слайдовая презентация.
Подготовка мероприятия.
1. Формируются 4 команды по 6 человек из учащихся 9 классов.
2. Домашнее задание для команд:
представление команды: название, девиз, эмблемы, выбор капитана,
подготовка рекламы
любого химического вещества (форма: стихи, проза,
презентация, инсценировка и др.),
3. Жюри формируется из учеников старших классов.
4. Производится разбаловка конкурсных заданий.
Место проведения: кабинет химии, подготовленный к вечеру: места участников, место
жюри, на демонстрационном столе шкатулки, с вложенными заданиями.
Куратор мероприятия: учитель химии.
Ведущие: учащиеся 11 класса, в ролях: «Экзаменатора», «Практика», «Теоретика»,
«Алхимика», ассистента.
Ход мероприятия
Куратор: Интеллектуальная игра «Химическая шкатулка» для учеников девятых и десятых классов
объявляется открытой! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия
– это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, смекалке, выдумке. И я
приглашаю в зал команды 9 классов!
Вступление
Задание № 1
Домашнее задание.
Представление команд и жюри.
На экране – эпиграф:“Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни
посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”.
М.В.Ломоносов.
Задание № 2
Разминка «Блиц вопрос из шкатулки». «Экзаменатор»: Капитаны команд выбирают последовательно шкатулки
по категориям
вопросов: «Угадайте металлы», «Угадайте газ» и в течение 30 секунд команды дают ответы. В случае
неправильного ответа, вопрос переходит ко второй команде с удвоенным количеством баллов за
правильный ответ. Шкатулки разносит ассистент. Правильные ответы появляются на слайдах.
Варианты вопросов:
«Угадай металлы»
Ему не страшно окисленье,
Пластичностью он превзойдет.
В кислоте без растворенья
Может содержаться он (золото).
Какой тугоплавкий металл входит с состав
брони современных кораблей и танков? Он
пластичен: из куска этого металла массой 200
грамм можно вытянуть проволоку длиной 80
км (вольфрам).
Я металл, меня ты знаешь,
Мощь огромная во мне.
Но если «б» ко мне подставишь,
То землю скрою в темной мгле (уран).
Этот металл был известен человеку еще за 34
тыс. лет до н.э. Одно из «семи чудес света»
висячие сады Семирамиды орошались водой
через
сложную систему колодцев,
трубопроводов, сделанных их этого металла.
Этот металл используется для получения
типографских сплавов, для изготовления
пуль и дроби (свинец).
Этот металл красивого белого цвета. Сплавы
этого металла с медью используют при
чеканке медалей. Этот металл убивает
микроорганизмы в воде, поэтому такая вода
не теряет свежести, даже при длительном
хранении. Что это за металл? (серебро).
Название, какого химического элемента
происходит от названия страны, занимающей
2 место по численности населения в мире?
(индий).
Какой металл входит в состав хлорофилла?
(магний).
Подведение итогов.
«Угадай газ»
Я газ, простое вещество,
Двузначен номер мой.
Слог первый это божество,
Река вот слог второй (радон).
Какой газ в переводе с латинского языка
означает «безжизненный»? Содержание этого
газа в воздухе составляет 78%
Этот газ встречается в вулканических газах,
растворен в водах минеральных источников,
имеет неприятный запах тухлых яиц
(сероводород).
Газ, о котором идет речь, бесцветен, в 1,5 раза
тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его
можно превратить в сухой лед.
Он
используется в огнетушителях (углекислый
газ).
Вблизи г.
22 апреля 1915 г. мир узнал о новом оружии
химическом.
Ипр немцы
предприняли газовую атаку в направлении
окопов,
занимаемых французскими и
английскими войсками. Было выпущено 180 т
этого газа. Армия Атланты за несколько
минут потеряла 5000 солдат. О каком газе
идет речь? (хлор).
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы как без рук:
Нет меня огонь потух (кислород).
Бесцветный газ с резким запахом,
применяемый при производстве азотной
кислоты и удобрений (аммиак).
Вопрос от алхимика, который показывает опыт (опыт готовят перед началом опыта в лаборатории и
выносят сосуды с готовыми растворами в шкатулке).
Задание № 3
Чудеса в шкатулке. Музыкальная шкатулка
(музыкальная пауза).
Учащиеся 11 класса показывают инсценированную музыкальную зарисовку на тему: «В мире
полиэтилена». На экране видеоряд на тему «Применение полиэтилена».
Три ученицы 5го класса показывают модели юбок и шляп, изготовленные на уроках труда из
полиэтилена (использованы мешки, пакеты, перчатки и др.)
(музыка из песни «Гадалка», к/ф «Ах, водевиль, водевиль!):
1й куплет.
Ежедневно меняется мода,
Но покуда стоит белый свет.
От людей много мусора, хлама,
А желающих в дворники нет.
В ожиданье чудес невозможных.
Постучится вдруг ктонибудь в дверь
И возьмет этот мусор и сложит,
И оденет, быть может, модель.
Припев. Давайте шить (2 раза)
Прекрасные наряды
И будет в них страна ходить,
И будет в ней порядок.
2й куплет. Вот пакет было выбросить жалко,
Вот резинка от старых трико.
Я сошью много модных моделей.
В них меня не узнает никто.
А из ярких конфетных оберток
Я придумаю новый наряд,
«Что за умница и фантазерка!»
Про меня все вокруг говорят.
Припев тот же.
3й куплет. Все на мне сидит ладно и ловко!
Не от Зайцева этот жакет.
По душе мне такая обновка,
В мире лучше фасончика нет,
Чтобы был у вас каждый день праздник,
Вы учитесь у нас мастерству,
А мы дарим вам эту подсказку,
Как из семечек сделать халву.
Припев тот же.
Во время выступления команды участников готовятся к конкурсу рекламы.
Задание № 5
Реклама из шкатулки.
Команды участников предлагают проект рекламы химического вещества, продукта.
Возможные варианты представлений: презентация, музыкальное исполнение, стихотворение, стенгазета и
др.
Задание № 6
Экспериментальная шкатулка. На экране афоризм: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики
и не принимаясь за химические операции» М.В.Ломоносов.
Задание № 7
Расчетная шкатулка.
«Практик»: В этой шкатулке лежит калькулятор, а значит, вам придется решить химические задачи.
Капитаны команд выбирают шкатулки с задачами. Если команда не может решить выбранную задачу, то
может заменить шкатулку, но при этом теряет половину очков.
Варианты задач:
1. Мельчайшая капелька воды имеет 1 105 г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке
воды?
2. Вычислите какую часть лимона необходимо съедать, для того чтобы восполнить потребность
организма в витамине С. В расчетах следует принять, что масса лимона 100 г, содержание
витамина С лимоне составляет 0,5 %. Суточная потребность взрослого человека в витамине С
100мг.
3. Какой объем (н.у.) углекислого газа заполнит помещение кухни, если Петя в отсутствие
родителей решил прокалить на газе 700 г толченого мела, в котором 2% примесей? (Так он решил
проверить правдивость утверждения своего учителя химии о необходимости постоянного
проветривания помещения, где проводится такой опыт.) Что произойдет, если Петя не откроет
форточку?
4. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700 г раствора гидроксида натрия с массовой
долей NaОН 10%.Cколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового
такого же раствора?
Подведение итогов.
1.
Возможные варианты вопросов:
Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал?
(философский).
Задание № 8
Подарки для друзей
Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)
Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (много соли).
Что называют «черным золотом»? (нефть).
Какой галоген добывают из морских водорослей? (йод).
2.
3.
4.
5.
6. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром,
хром).
7. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного
или человека? (серебро).
8. Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)
9. Какие химические элементы состоят из троек? (натрий, иттрий).
Задание № 9
Шкатулка с интересом.
Последний конкурс тайна «черных шкатулок». Команды должны определить вещества в черных
шкатулках по подсказкам.
1. Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При
Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов китовый жир и
кожу, в некоторых областях Восточной Африки ладан, в Китае корень женьшеня, в середине 19 в. свечной воск, в 20е гг. прошлого столетия асфальт. Основа современной
продукции млечный сок некоторых южных деревьев, остальное добавки. Статистика
утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африка
мускуса, Востока хризантемы, розы и сирени, Европы мяты. В одной только Японии
существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает
большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция? Из чего изготавливается
сейчас
(Ответ: В черной шкатулке жевательная резинка, каучук).
2. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение
это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство
осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец
эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества
практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние
животные.
Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой шкатулке.
(Ответ:В черной шкатулке вещество поваренная соль, или хлорид натрия).
В честь этого вещества звучит песня.
Подведение итогов,
определение победителей и номинантов.
По сумме баллов определяется команда победитель, а также победители в личном зачете:
лучший теоретик (номинация «Золотой элемент»), лучший практик (номинация «Серебряная
пробирка»), самый активный участник (номинация «Платиновый катализатор»), самый активный
болельщик.
Желаем Удачи!
Используемая литература
1. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. Волгоград:
Учитель, 2003
2. Мастеркласс учителя химии. Методическое пособие. М.: Планета, 2010
3. Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами. М.:
АСТ:Астрель, 2007
4. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 89 классы. Ростов н/Д: издво
5. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978
6. Химия. VIII,X,XI: Нестандартные уроки/Авт.сост. Л.М. Брейгер. Волгоград: Учитель,
«Феникс», 2002
2004
7. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий/авт.сост.
Л.Г.Волынова и др. Волгоград: Учитель, 2005
8. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры в процессе изучения темы:
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»:
Учебное пособие. Издво Саратовского педагогического института, 2000 1. Мельчайшая капелька воды имеет 1 105 г. Сколько
молекул воды содержится в одной капельке воды?
2. Вычислите какую часть лимона необходимо съедать, для
того чтобы восполнить потребность организма в витамине
С. В расчетах следует принять, что масса лимона 100 г,
содержание витамина С лимоне составляет 0,5 %.
Суточная потребность взрослого человека в витамине С
100мг.
3. Какой объем (н.у.) углекислого газа заполнит помещение
кухни, если Петя в отсутствие родителей решил прокалить
на газе 700 г толченого мела, в котором 2% примесей?
4. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700 г
раствора гидроксида натрия с массовой долей NaОН
10%.Cколько граммов воды и щелочи взял лаборант для
приготовления нового такого же раствора? Турнирная таблица
Команда 1
Команда 2
Команда 3 Команда 4
Название конкурса
Разминка
Чудеса в шкатулке.
Реклама из
шкатулки.
Экспериментальная
шкатулка.
Расчетная
шкатулка.
Шкатулка с
интересом.
Блицтурнир
Итого
Внеклассное мероприятие по химии "Химическая шкатулка" (9 класс, химия)
Внеклассное мероприятие по химии "Химическая шкатулка" (9 класс, химия)
Внеклассное мероприятие по химии "Химическая шкатулка" (9 класс, химия)
Внеклассное мероприятие по химии "Химическая шкатулка" (9 класс, химия)
Внеклассное мероприятие по химии "Химическая шкатулка" (9 класс, химия)
Внеклассное мероприятие по химии "Химическая шкатулка" (9 класс, химия)
Внеклассное мероприятие по химии "Химическая шкатулка" (9 класс, химия)
Внеклассное мероприятие по химии "Химическая шкатулка" (9 класс, химия)
Внеклассное мероприятие по химии "Химическая шкатулка" (9 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.