ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Зухра Эльжаркиева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Внеклассное мероприятие по шахматам

Внеклассное мероприятие по шахматам

Внеклассное мероприятие по шахматам по теме "Путешествие по Шахматной стране" Разделы: Внеклассная работа Цели урока: 1) Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями. 2) Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. 3) Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу. Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный. Форма проведения: игра-путешествие. Оборудование: • шахматная доска • шахматные фигуры • тетрадь с загадками • задания от Загадая • надпись “Шахматная страна” • цветик-семицветик . Ход мероприятия Ведущий: Скучно было детворе Ранним утром во дворе. Знаю я одну игру, – Сказал ребятам Петя. – Где б я ни был – и везде В неё играют дети. В игре той есть Ладья и Ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех Король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры название угадать? Ведущий: – Ребята, а вы догадались о какой игре идёт речь? (шахматы) Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу. “Не люди, не звери, не часы, а ходят?” (Шахматные фигуры) Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, мы предлагаем вам совершить путешествие по Шахматной стране. А очутиться в Шахматной стране нам поможет цветик – семи цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие начинается. (Звучит музыка) Лети, лети лепесток. Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся сделав круг. Лишь коснёшься ты земли - Будь по моему вели. Вели, чтобы мы очутились В Шахматной стране! Клеточка: – Добрый день, ребята! Меня зовут Клеточка. Меня прислал Шахматный король, чтобы я провела вам экскурсию по шахматной стране. Вы готовы? Тогда внимание! Первая наша беседа будет посвящена Истории возникновения шахмат. ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ПРИГОВАРИВАЯ ЗАКЛИНАНИЯ И ОГЛЯДЫВАЯСЬ. Старик Хоттабыч.: О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) – цветы жизни! Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные учителя! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: “ШАХМАТЫ!”. Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Ведущий: – Кто из вас знает, кто изобрёл эту чудесную игру? Старик Хоттабыч: – Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку. Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить. , когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней. Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры. ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться. 1-й РЕБЕНОК: У кого же мне узнать, Кто мне может подсказать, Где могу я научиться Сильно в шахматы играть? Папа мне сказал:– Сынок, Иди в шахматный кружок. Там научишься играть. И возможно, будешь многих Через время побеждать. 2-Й РЕБЕНОК: Эта древняя игра Так коварна и хитра, Что без знания секретов Не придёт побед пора. Чтобы в шахматы играть Нужно всё о них узнать, Как различные фигуры Перед боем расставлять. Помнить, как их называть И куда переставлять. Строго правила игры Соблюдать и уважать. Клеточка: – Путешествуем дальше и следующая наша беседа, будет посвящена главному, без чего не состоится игра. Это шахматная доска. Ведущий: – На ней ведётся шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно рассечена на равные клетки – квадратики. Это – поля. Светлые квадратики – это белые поля, тёмные квадратики – это чёрные поля. (Показ) Клеточка: – Это Клеточки – мои сестрёнки. Всех нас вместе шестьдесят четыре. Мои сестрёнки приготовили для вас песенку. (Исполняется песня) Клеточка: – А вот и мой друг Загадай. Он всегда ходит со своей толстой тетрадкой. А называется она “ Загадки из тетрадки”. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будете понемногу решать их и научитесь играть в шахматы. Загадай: Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная) На каких полях ничего не растёт? (на шахматных) Из каких досок не строят теремок? (из шахматных) В каких клетках не держат зверей? (в шахматных) 1. Если в шахматы играешь, То, конечно, это знаешь – Будет лучший результат, Если ты поставишь… 2. Мы могли на ней бы плыть С русским князем по воде, Но позволено ходить И по клеточкам… 3. Это есть не пораженье, Не фиаско, и не крах, А всего лишь нападенье – Королю объявлен… 4. Быть особо защищённым – У него такая роль, Это правило резонно, Потому что он – … 5. Обитает не в саванне, И не так огромен он, Но такое же названье У фигуры этой – … 6. Он, не цокает, конечно, Но легко перешагнём Через ряд фигур и пешек Этим шахматным… 7. Кто не любит прыг да скок? Кто ходить привык без спешки И берёт наискосок? Ну конечно, это – … 8. Это правило известно, Короля нам есть нельзя, Но свободно можешь есть ты Вместо этого… 9. Вот я выиграл почти, И заранее был рад, Но сопернику зайти Удалось в ничейный… 10. Иногда король с ладьёй Ходят вместе очень ловко, Шахматисты ход такой Называют… Клеточка: – Продолжим беседу о шахматной доске. В шахматы играют два противника. Их ещё называют Партнёры. Жителей страны называют фигурами. Сейчас мы с ними познакомимся. На свете есть много сказочных стран. Некоторые из них называются "королевствами" – в них правят короли. Шахматная страна – тоже королевство. Мы с вами отправляемся в это королевство и поближе познакомимся с его жителями. (Танец) Клеточка: – Ну, а сейчас мы познакомимся с Шахматными фигурами. (Выходят ребята-фигуры) В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в руках держат фигуры королей): На шапке – пика острая, Завидна моя роль: Всех выше, выше ростом я Конечно, я: (Король) Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом. Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать – Задача её – Короля охранять. Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в Шахматном войске важнее вождей. Клеточка: - Жители этой страны тоже делятся на белых и чёрных, смотря по тому, какому королю они служат Ладья Вот внимательно гляди, Башня круглая такая, И бойницы сквозь зубцы. По краям доски – (Ладьи) Мы стоим как башенки. Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди! Слон У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи. Очень трудно ошибиться: Шапка острая на нас Стоим рядом (не садимся!) И с ферзём и королём. Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!) Он другой не хочет доли – знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой. До конца игры слоны – цвету одному верны. Ферзь Мы главные советники королей. Нас называют ферзями. Стоим рядом с королём, Но не путать со Слоном, И с ладьёй сравнить нельзя Суперсильного: Ферзя. Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион, И шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить как Ладья и как Слон И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И, кажется, будто Ферзю тесноват, Доски чёрно-белый простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – Ты больше внимания Ферзю удели. Конь А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и уши, и грива. Мы ушасты и гривасты, Смело скачем сквозь огонь Ну, отгадывай, не хвастай: Да конечно это: (Конь). Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок, Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок. Пешка Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху – кругленький орешек и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из нас отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой. Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок! Загадай – А сейчас посмотрите на экран и догадайтесь, какие буквы спрятались в словах: Коньки, заслонка, спешка, оладьи? – Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры: бадья, печка, корь, пушка. Чтоб играть и побеждать Надо доску знать на "пять"! Доску, положив на столик, Ты представь, что это поле, Только в поле том не грядки- Клетки в шахматном порядке. Этот шахматный порядок Очень прост как ночь и день. Видишь: с белой клеткой рядом Клетка чёрная как тень! Доску правильно клади, На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была! Клеточка: – А сейчас следующая наша страница. Мы поговорим чимпионах мира по шахматам– нашим соотечественниках. Чемпионы мира по шахматам( произносят участники мероприятия) Александр Александрович Алехин — ЧМ с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г. Михаил Моисеевич Ботвинник — ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г. Василий Васильевич Смыслов — ЧМ с 1957 по 1958 г.г. Михаил Нехемьевич Таль — ЧМ с 1960 по 1961 г.г. Борис Васильевич Спасский — ЧМ с 1969 по 1972 г.г. Анатолий Евгеньевич Карпов — ЧМ с 1975 по 1985 г.г Гарри Кимович Каспаров — ЧМ с 1985 по 1993 г.г. Стремительное развитие электроники и компьютеров, интернета отразилось на шахматах. С помощью компьютеров стало легче готовиться к турнирам, компьютеры представляют реальную угрозу даже чемпионам мира. Клеточка: – На этом, я должна закончить свой рассказ. Меня ждут мои друзья и сестрёнки. Им без меня никак нельзя. До свидания, ребята, до встречи на шахматной доске! Ведущий: – Ребята, давайте поблагодарим Клеточку за интересный рассказ и попрощаемся с ней. Но своё путешествие на этом мы не заканчиваем. У каждого из вас будет проводиться урок, который так и называется – шахматы. На уроках вы будете продолжать начатое сегодня путешествие по Шахматной стране. А сейчас, слово предоставляется преподавателю шахмат. (Преподаватель знакомиться с ребятами) – Среди вас есть ребята, которые принимали участие в шахматном турнире и добились победы. Мы хотим поздравить их и пожелать удачи в освоении более сложной игры. (Награждение победителей) Решать готовы любые задачи, Идти готовы вперед и вперед, Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет, Тот никогда и нигде не пропадет. Мы все добудем, поймем и откроем. Нам незнакомы усталость и лень. Лишь тот становится в жизни героем, Кто сам себя побеждает каждый день. Старик Хоттабыч: – Ну, а в конце года, самых внимательных юных шахматистов ждёт новый турнир. Он и определит, кто же из вас является Королём шахмат. Желаем вам удачи в обучении. До новых встреч. До свидания! (Звучит музыка)

  • Мероприятия
  • Администрации
  • 3 кл.

Все файлы материала: