Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов
Оценка 4.7

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
русская литература
6 кл—9 кл
30.03.2017
Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов
Мероприятие посвящено юбилею Сергея Тимофеевича Аксакова. Разговор о его жизненном и творческом пути, его замечательных произведениях, викторина по сказке «Аленький цветочек». Цель: вызвать интерес у учащихся к жизни и творчеству писателя; расширение кругозора; развитие творческого воображения; содействие воспитанию нравственных качеств обучающихся; выработка организованности, доброжелательности, общительности, самостоятельности, взаимопомощи; создание ситуации успеха, повышение мотивации обучения. Разговор о его жизненном и творческом пути, и, конечно же, мы не оставим без внимания его замечательные произведения, его сказку «Аленький цветочек».
Аксаков.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Кадряковская основная общеобразовательная школа Агрызского района Республики Татарстан» Внеклассное мероприятие, посвященное 225­летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5­9 классов               Учитель русского языка и литературы:  Федорова Алевтина Григорьевна с. Кадряково Цель:  вызвать   интерес   у   учащихся   к   жизни   и   творчеству   писателя;  содействие расширение   кругозора;   развитие   творческого   воображения; выработка воспитанию   нравственных   качеств организованности,  доброжелательности,  общительности,  самостоятельности,   обучающихся;   взаимопомощи; создание ситуации успеха, повышение мотивации обучения.          Задачи:  образовательные  –  формирование   умения   и   навыков   выступления   перед аудиторией   и   демонстрации   результатов   своей   работы   обучающимися   5­9 классов; воспитательные  –  воспитание   положительного   отношения   к   честным, благородным,   добрым   поступкам;   формирование   ответственности   за качественное выполнение; развивающие  –  формирование   познавательного   интереса,   творческой активности обучающихся. Оборудование:  портрет  С.Т.  Аксакова, выставка  книг  С.Т. Аксакова, жетоны. Ход мероприятия. Учитель.  Добрый   день,   ребята.   Наше   сегодняшнее   мероприятие посвящается   замечательному   писателю   Сергею   Тимофеевичу   Аксакову   не просто так. В этом году исполнилось 225 лет со дня рождения С.Т. Аксакова. Нам предстоит разговор о его жизненном и творческом пути, и, конечно же, мы   не   оставим   без   внимания   его   замечательные   произведения,   его   сказку «Аленький цветочек». 1 ученик.  С.Т. Аксаков родился 1 октября 1791 года в далекой Уфе у служащего  уфимского   суда     Тимофея   Степановича   Аксакова.  Из   Уфы,  за сотню верст, поскакал верхом нарочный, чтобы оповестить дедушку, Степана Михайловича   Аксакова,   о   радостном   событии.   Старик,   гордившийся древностью своего дворянского рода, с волнением ждал известий от сына, и на его   столе     лежала   родословная,   в   которую   он   должен   был   занести   имя новорожденного.   Властный,   своенравный   Степан   Михайлович   Аксаков, владелец   села   Ново­Аксакова,   обширных   земель   и   многочисленных крепостных,   желал   иметь   внука,   будущего   продолжателя   рода.   И   вот   его ожидания сбылись – нарочный привез ему известие о появлении на свет внука, которому дали, как это и было заранее условлено, имя Сергей. Правда,   внук   С.М.   Аксакова,   став   писателем   на   склоне   своих   лет, действительно прославил имя дотоле не известных Аксаковых, но сделал это совсем не в традициях своего рода. Не богатством, не чинами и орденами прославился он, а своими сочинениями. 2   ученик.  В   детские   годы   на   формирование   будущего   писателя исключительное   влияние   оказала   его   мать   Мария   Николаевна. принадлежавшая   к   чиновной   аристократии.   Между   матерью   и   сыном установились   дружеские,   редкие   по   исповедальной   доверительности отношения. Мать разделяет и горести и радости своего сына, рассеивает его сомнения и недоумения, выступает его советчиком, укрепляя в решениях и предостерегая   от   опрометчивых   поступков.   Аксаков   родился   болезненным ребенком, и мать,  заметив, как хорошо действует на него дорога, постоянно ездила с ним из Уфы в ближайшие деревни, на берега красивой реки Демы. Так уже первыми впечатлениями маленького Аксакова была природа.  3   ученик.  Когда   он   окреп,   мать   выбрала   ему   в   дядьки   крепостного крестьянина   Евсеича.   Тот   оказался   большим   любителем   природы,   и   мать разрешила Сереже проводить с ним время  то на пруду, то на мельнице, то в лесу, то в полях. Будучи горожанкой, мать Аксакова не любила деревни, была равнодушна к деревенским народным песням, неодобрительно относилась к сближению мальчика   с   дворовыми,   прививая   ему   любовь   к   чтению   и   театральным представлениям. Наоборот,   отец,   страстно   любивший   охоту,   простой   в   обращении   со своими крестьянами, ценивший песни, хороводы, увеселительные поездки в лес   по   грибы   и   по   ягоды,   развивал   в   мальчике   привязанность   к   охоте, склонность к общению с природой и простыми крестьянами.  Это двойное влияние, эта любовь, с одной стороны, к природе и охоте, а с другой   –   влечение   литературой,   помогли   Аксакову   впоследствии   стать замечательным изобразителем родной природы. 4 ученик.  В 1800 году девятилетнего Сережу помещают в Казанскую гимназию, в которой учился когда­то Державин. А с осени 1804 года   он – студент Казанского университета. В университете он увлекается естественной историей. Побывав в театре и увидев игру актера, увлекается декламацией, театром, разучивает роли   героев из различных пьес, разыгрывает их среди друзей. Увлекается литературным творчеством. Принимает участие в издании рукописных журналов. Не окончив университет, Аксаков в 1808 году уехал в Петербург.   Служил,   увлекался   литературой   и   театром,   общался   с замечательными   людьми.  В  Петербурге   он   женился.   Вскоре   он   уезжает   на свою родину и занимается хозяйством.  Через   десять   лет   он   переезжает   в   Москву.   Сергей   Тимофеевич сближается   с   писателями.   Они   одобряют   его   труд,   и   Аксаков   полностью отдается литературному творчеству. 5 ученик.  Семья   у   него   была   большой   и  дружной.  У  Аксакова   было десять детей. Их воспитанию писатель уделял много внимания. Когда у него появилась   внучка   Оленька,   дедушка   уделял   ей   очень   много   внимания, посвящал  ей стихи, брал на охоту, рыбалку. В писательской деятельности открылось у него второе дыхание. Шестилетней Оле  Рано дед проснулся,  Крякнул, потянулся,  Давши мыслям волю,  Вспомнил внучку Олю.  Семь часов пробило;  Затопили печку,  Темно очень было,  И зажег он свечку.  И дедушка хилый  К внучке своей милой  Пишет поздравленье  С днем ее рожденья.  Пишет понемногу,  Часто отдыхая,  Сам молится богу,  Олю вспоминая:  "Дай бог, чтобы снова  Оленька была  Весела, здорова ­ Как всегда мила;  Чтоб была забавой  Матери с отцом –  Кротким, тихим нравом,  Сердцем и умом!" Если бог даст силы,  Ровно через год  Оле, внучке милой,  Дедушка пришлет  Книжку небольшую  И расскажет в ней:  Про весну младую,  Про цветы полей,  Про малюток птичек,  Про гнездо яичек,  Бабочек красивых,  Мотыльков игривых,  Про лесного Мишку,  Про грибочек белый ­  И читать день целый  Станет Оля книжку.  Дедушка  Сергей Аксаков. 21 декабря 1854 года. 6   ученик.  Последние   годы   жизни   отмечены   удивительной   творческой деятельностью.   Основные   свои   произведения   написал,   превозмогая   боль, усталость   и слепоту. Но он продолжал писать. На 68­м году жизни в 1859 году он скончался в Москве. С.Т. Аксаков умер на шестьдесят восьмом году в Москве. “Мир праху честного и полезного гражданина” – и рядом с этими   появившемся   в торжественно­печальными   словами   в   некрологе, “Современнике”,   стояли   и   слова   пророческие:   “Имя   Сергея   Тимофеевича Аксакова займет почетную страницу в истории русской литературы”. Личность и творчество автора “Детских годов Багрова­внука” – одно из уникальнейших явлений духовной культуры 1 половины 19 века. В Уфе, на родине писателя, ежегодно отмечают дни памяти С.Т. Аксакова. 7 ученик. Аксаков родился и вырос  В дворянской крепостной семье  Он узнал с детства радость, горе,  И был правдив всегда, везде.  Любил природу и рыбалку  Напевы русские любил  И слышал много он от няньки  Рассказов, сказок и былин.  В то время в сердце загорелась  Искринка пламени его  Литература и театр  Пленили мальчика всего.  Работать начал он в журнале  Писал в издательства всегда  «Записки об уженье рыбы»,  «Буран» и «Детские года».  И все, казалось, шло прекрасно  Имел супругу и детей  Но вот постигла смерть поэта  И он ушел из этих дней.  И за свои лишь 68  Успел он много совершить  Таких людей, как наш Аксаков  Не суждено никем забыть 8 ученик.  Самое известное  произведение Аксакова (показать книгу)­ это сказка   «Аленький   цветочек».     Это   приложение   к   повести   "Детские   годы Багрова­внука", но и совершенно самостоятельное произведение. "Аленький цветочек"   ­   одна   из   самых   добрых   и   мудрых   сказок.   "Сказка   ключницы Пелагеи"   ­   значится   в   подзаголовке.   Как   же   появилась   на   свет   сказка "Аленький цветочек"? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку?      Известна история создания сказки. Аксаков писал: «По совету тетушки, для нашего усыпления позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая   мастерица   сказывать   сказки,   и   которую   даже   покойный   дедушка любил   слушать...   Пришла   Пелагея,   немолодая,   но   еще   белая,   румяная   и дородная женщина, помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз,   по   своей   привычке   всякий   раз   приговаривая:   "Господи;   помилуй   нас грешных",   села   у   печки,   подгорюнилась   одною   рукой   и   начала   говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве жил­был богатый купец,   именитый   человек.   Много   у   него   было   всякого   богатства,   дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех..."».   9 ученик.   Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина­ помещика  Алакаева  из Оренбурга  в  Астрахань.  В  родные места  вернулась только через двадцать лет после смерти барина. Ключница Пелагея ­ прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки   перед   сном   для   маленького   Сережи.   Она   была   великая   мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку про аленький цветочек. Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.    Эту   сказку   Сергей   Тимофеевич   посвятил   своей   внучке   Оле,   которой обещал написать книжку. Работая над книгой "Детские годы Багрова ­ внука", Аксаков   вновь   вспомнил   ключницу   Пелагею   и   включил   ее   замечательную сказку в собственном пересказе в произведение. Аксаков воспроизвел манеру рассказывания   сказочницы   и   указал   в   подзаголовке:   «Сказка   ключницы Палагеи». Книжка вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой». Учитель.  А сейчас, ребята, мы пройдемся по страницам произведений С.Т.   Аксакова.   Ответьте   на   вопросы   викторины.   По   сказке   «Аленький цветочек».   (За   правильный   ответ     ученики   получают   жетоны   в   форме цветочка.  У кого окажется больше цветочков, тот и победитель) 1. Как звали старшую дочь купца?    (Прасковея) 2. Как звали среднюю дочь?   (Марфа)  3. Как звали отца из сказки « Аленький цветочек»?   (Степан)  4. Как узнала младшая дочь о существовании аленького цветочка?    (Она увидела его во сне, и была поражена его красотой)  5.   Кем   по   роду   занятий   был   отец   трех   сестер   из   сказки   «   Аленький цветочек»?  (Купец, торговый человек)   6. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка. (Зверь лесной, чудо морское)  7.   Скажите,   кем   на   самом   деле   был   зверь   лесной,   чудо   морское. (Королевичем)  8. Кто из дочерей согласился спасти отца? (Младшая)  9.   Что   стало   с   цветочком,   когда   младшая   дочь   оказалась   у   «зверя лесного»?  (Он сам вылетел из рук ее и прирос к стеблю) 10. Показался ли девушке хозяин дворца ­ зверь лесной? Как он с ней сначала   разговаривал?   (Сначала   не   показывался,   его   слова   появлялись   на мраморной стене огненными буквами.)   11. Что случилось, когда купецкая дочь впервые увидела зверя лесного? (Упала без памяти)  12.   Довелось   ли   купецкой   дочери   повидаться   с   отцом   и   сестрами? Сколько дней она у них гостила?  (Три дня и три ночи)  13. Когда наказал Настеньке вернуться к нему во дворец чудо лесное? (На вечерней заре) 14. Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок? (Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад)          15. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не вернулась к назначенному   сроку?   (Все   погибло   там,   замерло,   затихло,   свет   небесный погас)  16. Где нашла Настенька своего друга милого, господина любимого?  (На пригорке, в саду, обнимающем аленький цветочек)     17.   Какие   слова   купеческой   дочери   избавили   зверя   от   чар   злой волшебницы? («Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного».)   18. Сколько лет принц был заколдован? (Тринадцать)  19.   Сколько   девушек   жило   у   зверя   лесного   до   купеческой   дочери? (Одиннадцать, но ни одна из них не полюбила его за добрую душу, за ласку и угождения)  20.   Какими   положительными   качествами   обладало   чудище,   которые могли   привлечь   к   нему   людей?   (Доброе   сердце,   гостеприимство,   речи ласковые)       Обобщение.         ­ О чем же эта сказка?  (О волшебной силе любви и добра. ) ­ Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей? Почему?   ­ Чему учит эта сказка? (Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив.)   А теперь ответьте на вопросы по повести «Детские годы Багрова­внука». 1)   От   чьего   имени   ведётся   повествование?   (От   лица   Багрова   внука.)         2)Почему было решено увезти детей из родного дома в деревню Багрово? (Детей было решено оставить у родственников в Багрове на время, пока мать ищет доктора в Оренбурге.)              3)Какие две любимые книги Серёжа, взял собираясь в Багрово? (Две единственные   книжки:   "Детское   чтение"   и   "Зеркало   добродетели".)        4)Что поразило в селе Парашино Серёжу? (Крестный ход водоосвящения на иордани.)          5)Серёжа больше всего любил...  рыбачить                                              рисовать      читать  играть  6)Замечательных событий в жизни Серёжи было много. Какие из них тебе запомнились более всего? (Рассказы учащихся). Учитель:  Вот и подошла к концу наша встреча. Жизнь С.Т. Аксакова связана не только с Башкирией, но и с Татарстаном. Желаю всем удачи  Литература 1. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова­внука / С.Т. Аксаков, М.: Детская литература, 1990. – 318 с.  2. Аксаков С.Т. Рассказы о родной природе / С.Т. Аксаков, М.: Детская литература, 1985. – 143с. 3. Аксаков С.Т. Аленький цветочек / С.Т. Аксаков, М., Л.: Детиздат, 1940. 4. Войтоловская Э.Л.  С.Т. Аксаков в кругу писателей­классиков / Э.Л. Войтоловская, Л.: Детская литература, 1982. ­ 220с.   5. Сорокина И.В.  Литературный салон «Аксаковские мотивы» МБУК / Районная детская библиотека имени С.Т. Аксакова, Борское, 2013 (интернет­ ресурсы)

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова для учащихся 5-9 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное 225-летию С.Т. Аксакова  для учащихся 5-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.