Выступление на конференции на тему "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы".
Оценка 4.8

Выступление на конференции на тему "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы".

Оценка 4.8
Семинары
docx
русская литература +1
6 кл—9 кл
28.01.2017
Выступление на конференции на тему "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы".
В выступлении представлен практический материал, который используется на уроках русского языка и литературы. Одно из требований к организации учебного материала – постоянная работа с целостным текстом. Понимание текста, умение его преобразовывать и умение создавать текст – это одно из основных УУД. Без этих умений не обойтись школьникам и на выпускных экзаменах.
научно-практич. конференция.docx

 

Слайд 1.         Формирование УУД на уроках русского языка и литературы.

Слайд 2 Своё выступление мне хотелось бы начать словами философа и педагога Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра.» Почему эти слова мне показались актуальными? В настоящее время нам приходится переосмысливать свой педагогический опыт, искать ответ на вопрос: как обучать в новых условиях?

Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть

профессионально к этому готов.

Что же является главным результатом современного

образования?

- метапредметные результаты;

- умение учиться;

- владеть современной информацией.

Слайд №3

- Умение учиться, т. е полноценное освоение школьниками компоненетов

учебной деятельности.

Что же такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)

Формирование УУД на уроках русского языка  литературы обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, готовность учащихся  к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности, учит действовать, чувствовать, принимать решения, формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Слайд №4.

 При формировании УУД  в новых стандартах выдвигается в центр одно из  понятий ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.  Это особый тип учебных задач, построенных на основе текстовых материалов, нацеленный на понимание, преобразование и создание текста. Отсюда вытекает требование к организации учебного материала – постоянная работа с целостным текстом.

       Кроме того понимание текста, умение его преобразовывать и умение создавать текст – это одно из основных УУД. Без этих умений не обойтись  школьникам и на выпускных экзаменах.

Таким образом, осуществляя системно-деятельностный подход в обучении, учитель должен:

Слайд 5.

научить своих учеников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.  

- С этой целью в своей работе я использую технологию РКМ.

Главный принцип РКМ заключается в том, что  основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Критическое мышление – это точка опоры для человека, это естественный способ взаимодействия с информацией.

Технология   РКМ позволяет не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить.

   Учитель должен осознавать, что, формируя УУД в процессе работы с художественным текстом, он способствует развитию метапредметных навыков, таких как: 1. Анализ, сравнение, обобщение  2. Аргументация    3. Самостоятельное создание алгоритма деятельности.

Итак, я  предлагаю присутствующим «прожить» в качестве учеников фрагменты уроков русского языка и литературы.

       Сегодня вы увидите, как на одном художественном тексте можно построить урок русского языка и литературы.

 

Слайд 5

Работа с участниками  конференции

 

 - Мы на уроке русского языка в 6 классе.

- Угадайте, о какой части речи мы будем говорить.

«Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».    

- ( Молодцы, это имя существительное)     

Слайд 6

 - А как вы понимаете выражение «Имя существительное- хлеб языка»?

(  На 100 слов в языке приходится 40 существительных, т.е. это самая употребляемая часть речи)

Все, что существует в мире, названо словом. Эти названия придумали наши предки. Имя существительное – самая древняя часть речи.  Она исходная: от нее могут образоваться другие части речи. У нее своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, а потом исчезают. Ведь  они - часть нашего языка, а язык - явление развивающееся.

Слайд 7

-    Давайте «Откроем тему» Сформулируйте тему урока.

( Имя существительное как часть речи)

Слайд 8

- Какова может быть цель урока.

Слайд 9

- А сейчас прошу обратиться к стихотворению А. Фета.

 

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

 

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

 

 

 

 

- Прочитайте и скажите, в чём необычность стих-я?

( В нём всего1 предложение, ни одного глагола и 36 существительных!)

- С какой целью использовал Фет в стихотворении такое количество существительных? (показал изменчивость природы весной, одна картина сменяется другой, одно впечатление другим).

Все живет в этой поэтической миниатюре, все движется. Сколько красок, сколько звуков! Движение, действие выражается глаголами, а их здесь нет. Что же способствует оживлению картины? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать текст.

 

Слайд 10

Делю присутствующих на группы

Зелёные квадраты:

Выпишите из текста примеры сущ., которые обозначают живые и неживые предметы. Сделайте вывод: на какие вопросы отвечают сущ.

Жёлтые  прямоугольники:

Выпишите из текста сущ.  ж.р, м.р., ср.р. Ответьте на вопрос: можно ли изменить род у сущ.?

Сделайте вывод: род – это постоянный или непостоянный признак существительного.

 Красные круги:

Выпишите из текста выделенные слова, определите падеж, число. Ответьте на вопрос: как изменяются имена существительные?

Сделайте вывод: падеж и число – это постоянный или непостоянный признак существительных?

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

Синие треугольники. ( Желательно, чтобы в этой группе были учителя русского языка)

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

Подчеркните выделенные слова как члены предложения. Сделайте вывод: какими членами предложения могут быть существительные?

Итак, мы сегодня вспомнили всё, что знаем об имени существительном.

 

Слайды 11-12.

А сейчас обобщим наши знания и составим синквейн.

 

Работа с текстом на уроке литературы.

Слайд 13

Тема «Имя существительное как часть речи в 6 классе изучается в декабре. И почти одновременно на уроке литературы мы изучаем творчество А.Фета.

И вновь мы обращаемся к стихотворению «Это утро…». Таким образом, осуществляется межпредметная связь уроков.

До знакомства с лирическим произведением.

Звучит музыка. (Времена года. Весна).

- Какие образы возникли у вас ?  Это музыка Антонио Вивальди «Времена года». Какое время года изобразил музыкант? ( Правильно, весна).

- А сейчас обратимся к стихотворению. Вы уже знакомы с его содержанием.

- Какое вы выпишите ключевое слово.  

Создадим кластер. Итак, в центре слово весна.

- Чтобы создать кластер, который станет итогом нашей работы, мы снова разделимся на группы.

Слайд 14

- Мы уже знаем, в чём заключается необычность стихотворения.

- А какой увидел весну поэт? Что происходит в природе?

- С какой целью использовал Фет в стихотворение такое количество существительных? (показал изменчивость природы весной, одна картина сменяется другой, одно впечатление другим). Все живет в этой поэтической миниатюре, все движется. Сколько красок, сколько звуков!

   ( Составляем кластер в виде солнца.)

- На что похож наш кластер?  На солнце. Что символизирует солнце.

- Сделаем вывод: что же значит весна для поэта?

Одно простое предложение, в котором используются однородные подлежащие, как пазлы, складываются в целостную картину - картину весны.  Создаётся впечатление, что стихотворение написано было на одном дыхании, и читается оно тоже на одном дыхании. Может быть, Фета посетило поэтическое вдохновение, которое не отпускало его ни на минуту, поэтому стих получился легким, нежным, прозрачным!

В заключении хочется сказать.

 Несмотря на то что по новым стандартам мы работаем уже третий год, ФГОС, мне кажется, пока ещё остаётся тайной, загадкой, которую мы вместе с учениками постигаем на каждом уроке. Ну а каков будет результат, мы узнаем на выпускных экзаменах. Спасибо за внимание.

 

 

 


 

Слайд 1 . Формирование

Слайд 1 . Формирование

На 100 слов в языке приходится 40 существительных, т

На 100 слов в языке приходится 40 существительных, т

Эта мгла и жар постели ,

Эта мгла и жар постели ,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017