Слайд 1. Формирование УУД на уроках русского языка и литературы.
Слайд 2 Своё выступление мне хотелось бы начать словами философа и педагога Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра.» Почему эти слова мне показались актуальными? В настоящее время нам приходится переосмысливать свой педагогический опыт, искать ответ на вопрос: как обучать в новых условиях?
Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть
профессионально к этому готов.
Что же является главным результатом современного
образования?
- метапредметные результаты;
- умение учиться;
- владеть современной информацией.
Слайд №3
- Умение учиться, т. е полноценное освоение школьниками компоненетов
учебной деятельности.
Что же такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)
Формирование УУД на уроках русского языка литературы обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, готовность учащихся к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности, учит действовать, чувствовать, принимать решения, формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Слайд №4.
При формировании УУД в новых стандартах выдвигается в центр одно из понятий ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. Это особый тип учебных задач, построенных на основе текстовых материалов, нацеленный на понимание, преобразование и создание текста. Отсюда вытекает требование к организации учебного материала – постоянная работа с целостным текстом.
Кроме того понимание текста, умение его преобразовывать и умение создавать текст – это одно из основных УУД. Без этих умений не обойтись школьникам и на выпускных экзаменах.
Таким образом, осуществляя системно-деятельностный подход в обучении, учитель должен:
Слайд 5.
научить своих учеников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы.
- С этой целью в своей работе я использую технологию РКМ.
Главный принцип РКМ заключается в том, что основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Критическое мышление – это точка опоры для человека, это естественный способ взаимодействия с информацией.
Технология РКМ позволяет не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить.
Учитель должен осознавать, что, формируя УУД в процессе работы с художественным текстом, он способствует развитию метапредметных навыков, таких как: 1. Анализ, сравнение, обобщение 2. Аргументация 3. Самостоятельное создание алгоритма деятельности.
Итак, я предлагаю присутствующим «прожить» в качестве учеников фрагменты уроков русского языка и литературы.
Сегодня вы увидите, как на одном художественном тексте можно построить урок русского языка и литературы.
Слайд 5
Работа с участниками конференции
- Мы на уроке русского языка в 6 классе.
- Угадайте, о какой части речи мы будем говорить.
«Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».
- ( Молодцы, это имя существительное)
Слайд 6
- А как вы понимаете выражение «Имя существительное- хлеб языка»?
( На 100 слов в языке приходится 40 существительных, т.е. это самая употребляемая часть речи)
Все, что существует в мире, названо словом. Эти названия придумали наши предки. Имя существительное – самая древняя часть речи. Она исходная: от нее могут образоваться другие части речи. У нее своя жизнь. Существительные, как люди, рождаются, живут, порой очень долго, а потом исчезают. Ведь они - часть нашего языка, а язык - явление развивающееся.
Слайд 7
- Давайте «Откроем тему» Сформулируйте тему урока.
( Имя существительное как часть речи)
Слайд 8
- Какова может быть цель урока.
Слайд 9
- А сейчас прошу обратиться к стихотворению А. Фета.
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы,
|
Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна.
|
- Прочитайте и скажите, в чём необычность стих-я?
( В нём всего1 предложение, ни одного глагола и 36 существительных!)
- С какой целью использовал Фет в стихотворении такое количество существительных? (показал изменчивость природы весной, одна картина сменяется другой, одно впечатление другим).
Все живет в этой поэтической миниатюре, все движется. Сколько красок, сколько звуков! Движение, действие выражается глаголами, а их здесь нет. Что же способствует оживлению картины? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно исследовать текст.
Слайд 10
Делю присутствующих на группы
Зелёные квадраты:
Выпишите из текста примеры сущ., которые обозначают живые и неживые предметы. Сделайте вывод: на какие вопросы отвечают сущ.
Жёлтые прямоугольники:
Выпишите из текста сущ. ж.р, м.р., ср.р. Ответьте на вопрос: можно ли изменить род у сущ.?
Сделайте вывод: род – это постоянный или непостоянный признак существительного.
Красные круги:
Выпишите из текста выделенные слова, определите падеж, число. Ответьте на вопрос: как изменяются имена существительные?
Сделайте вывод: падеж и число – это постоянный или непостоянный признак существительных?
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Синие треугольники. ( Желательно, чтобы в этой группе были учителя русского языка)
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Подчеркните выделенные слова как члены предложения. Сделайте вывод: какими членами предложения могут быть существительные?
Итак, мы сегодня вспомнили всё, что знаем об имени существительном.
Слайды 11-12.
А сейчас обобщим наши знания и составим синквейн.
Работа с текстом на уроке литературы.
Слайд 13
Тема «Имя существительное как часть речи в 6 классе изучается в декабре. И почти одновременно на уроке литературы мы изучаем творчество А.Фета.
И вновь мы обращаемся к стихотворению «Это утро…». Таким образом, осуществляется межпредметная связь уроков.
До знакомства с лирическим произведением.
Звучит музыка. (Времена года. Весна).
- Какие образы возникли у вас ? Это музыка Антонио Вивальди «Времена года». Какое время года изобразил музыкант? ( Правильно, весна).
- А сейчас обратимся к стихотворению. Вы уже знакомы с его содержанием.
- Какое вы выпишите ключевое слово.
Создадим кластер. Итак, в центре слово весна.
- Чтобы создать кластер, который станет итогом нашей работы, мы снова разделимся на группы.
Слайд 14
- Мы уже знаем, в чём заключается необычность стихотворения.
- А какой увидел весну поэт? Что происходит в природе?
- С какой целью использовал Фет в стихотворение такое количество существительных? (показал изменчивость природы весной, одна картина сменяется другой, одно впечатление другим). Все живет в этой поэтической миниатюре, все движется. Сколько красок, сколько звуков!
( Составляем кластер в виде солнца.)
- На что похож наш кластер? На солнце. Что символизирует солнце.
- Сделаем вывод: что же значит весна для поэта?
Одно простое предложение, в котором используются однородные подлежащие, как пазлы, складываются в целостную картину - картину весны. Создаётся впечатление, что стихотворение написано было на одном дыхании, и читается оно тоже на одном дыхании. Может быть, Фета посетило поэтическое вдохновение, которое не отпускало его ни на минуту, поэтому стих получился легким, нежным, прозрачным!
В заключении хочется сказать.
Несмотря на то что по новым стандартам мы работаем уже третий год, ФГОС, мне кажется, пока ещё остаётся тайной, загадкой, которую мы вместе с учениками постигаем на каждом уроке. Ну а каков будет результат, мы узнаем на выпускных экзаменах. Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.