Функциональная грамотность
Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО).
В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
ФГОС (с 1 сентября 2022 г.) ФООП (с 1 сентября 2023 г.)
Введение ФГОС направлено на:
реализацию педагогических практик развивающего обучения;
внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности;
повышение квалификации учителей.
Учебно-методическими средствами обучения являются:
технологии развивающего обучения;
эффективные педагогические практики;
учебные задания и учебные ситуации.
Ключевым учебно-методическим документом является ФООП , который определяет единые стандарты и содержание образования. Введение ФООП направлено на обеспечение единых школьных программ и создание равных возможностей для всех учащихся.
Основные направления функциональной грамотности:
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Математическая грамотность – это способность учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах.
Составляющие:
Умение находить и отбирать информацию;
Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
Интерпретировать, анализировать, оценивать данные.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов
Для развития компетенций в области естественных наук, необходимо уметь правильно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять природные явления и находить соответствующие доказательства.
Глобальные компетенции подразумевают способность ученика использовать свои знания самостоятельно или в команде для решения масштабных проблем.
Креативное мышление. Этот аспект охватывает все аспекты творчества в самом широком смысле: способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение.
Финансовая грамотность включает в себя ознакомление школьников с основными понятиями в области финансовых инструментов и развитие способности принимать решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия
Компьютерная грамотность означает умение работать с информацией в интернете, осуществлять поиск и анализ данных, а также оценивать их надежность; использовать электронные сервисы, такие как электронная почта, облачные хранилища и базовые программы; знать правила безопасности и методы защиты личной информации, уметь управлять личными аккаунтами в социальных сетях.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Базовый навык функциональной грамотности
способность человека понимать и использовать письменные тексты;
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
расширять свои знания и возможности;
участвовать в социальной жизни.
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности
Групповая форма работ
ы;
Игровая форма работы;
Творческие задания;
Тестовые задания;
Практическая работа;
Ролевые и деловые игры;
Исследовательская деятельность.
1. «Чтение с остановками» 2. «Синквейн» 3. «Работа с вопросником»«Знаю, узнал, хочу узнать»5. «Мозговой штурм»6. Кластер7. «Написание творческих работ»8. «Создание викторины»9. «Логическая цепочка»10. «Тонкие и толстые вопросы»
ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы
Тонкие вопросы
На развитие функциональной грамотности влияют следующие факторы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.