ИГРА
см. играть.
Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная и. (перен.: о рискованном предприятии).
Комплект предметов для такого занятия. Настольные игры. Карточные игры.
мн. Спортивные соревнования. Олимпийские игры.
Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. Деловая и. (моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений). Управленческие игры. Военная и. (решение тактических задач на местности и по топографическим картам). • Игра слов - шутка, основанная на одинаковом звучании разных слов, каламбур. Игра воображения фантазия, плод фантазии, выдумки. Игра не стоит свеч о деле, занятии, которое не оправдывает затраченных усилий [первонач. о малозначительной ночной карточной игре].
Игра
тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.
Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
Дидактические игры
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.
Чаще всего классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики.
1) Фонетические игры: фонемное различение слов.
2) Лексико-фразеологические: на значение слов.
3) Игры по морфемике и словообразованию: игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования.
4) Морфологические: способствуют освоению морфологии.
5) Синтаксические: способствуют освоению синтаксиса и пунктуации.
6) Игры по орфографии: закрепляют правила орфографии.
Фонетические игры
1. Логогриф
Я — цифра, меньше десяти.Меня легко найти.Но если букве «я» прикажешь рядом встать,Я всё: отец, и ты, и дедушка, и мать…
2. Метаграмма
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
3. Вопросы-шутки
В каких словах по 100 согласных?
Прочитайте слова: 100ляр, 7я, ви3на, 3буна, о5.
Какой полуостров жалуется на свою величину?
Какая часть ноги содержит сто элементов танца?
4. Игры-соревнования (Кто больше? или Кто быстрее?)
Записать 10-15 слов, в которых больше букв, чем звуков (конь), и наоборот – больше звуков, чем букв (ёж).
Лексико-фразеологические игры
1. Кроссворды
2. Четвертый лишний Найдите устаревшее слово:
кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
пальто, плащ, шуба, кафтан.
шашки, бирюльки, шахматы, лото.
нос, губы, лоб, очи.
3. Замените исконно русскими слова заимствования:
презентация (представление)
шоу (зрелище)
имидж (облик)
прогресс (развитие)
4. Я начну, а ты продолжи:
На все руки (мастер).
Бить (баклуши).
Держать язык (за зубами).
Прочитал книгу (от корки до корки).
5. Определите слово по его лексическому значению:
Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
Очень большой. (Огромный, гигантский.)
Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалектизмы)
Слова, употребляемые в профессии? (Профессионализмы)
6. Назови антоним:
Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой.
7. Назови синоним:
Артист, верный, аплодировать, тревога, вертеться, смелый.
8. Отгадайте загадки с использованием омонимов:
Первую находим, вычисляем,
Много формул для нее мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады. (Площадь)
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 |
|
1. Кроссворды
Способ словообразования.
Значимая часть слова.
Морфема, стоящая перед корнем.
Морфема, стоящая после корня и образующая новые слова.
Слова, имеющие одинаковый корень.
Главная, значимая часть слова.
Часть слова без окончания.
Слова, состоящие из нескольких частей.
Игры по морфемике и словообразованию
2. Из каждого ряда слов выпишите только однокоренные, родственные. Докажите правильность своего выбора, составив с этими словами словосочетания:Горе, горький, гористый, горчить, пригорюниться, городской, пригорок, горчица, горемыка, пригореть, горбиться.
Морфологические игры
1. Кроссворды
2. Игры-соревнования (Кто больше? или Кто быстрее?)
Выпишите в одну колонку словосочетания с качественными прилагательными, а в другую – с относительными.
Глинистый грунт, глиняный кувшин, бархатный голос, приветливая девочка, приветственная речь, сердечная мышца, сердечная встреча, хвалебный отзыв, лечебный препарат, суточная добыча, наблюдательный пункт, наблюдательный взгляд.
За определенное время запишите пословицы и поговорки с глаголами: а) повелительного наклонения; б) сослагательного наклонения.
Образуйте от указанных глаголов полные причастия. От всех ли полных причастий можно образовать краткие формы? Докажите своё мнение.
Косить, хранить, держать, закрыть, Закрываться, умыть, умываться, потерять, решить, выучить, начать, сказать, написать, решить.
Синтаксические игры
1. Выбери меня. Из приведенных ниже сочетаний слов выберите только словосочетания и отметьте в них главное слово.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен.
2. Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений, добавьте в него вопросительные и повествовательные предложения, чтобы рассказ получился ярким, «ожил».
Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет невидимка-ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой. У них есть помощники – флюгер, показывающий направление ветра, градусник, определяющий температуру воздуха. И влагомер, который устанавливает влажность воздуха. Есть еще барометр, измеряющий атмосферное давление.
Игры по орфографии
1. Верните пропажу. Прочитайте шуточное стихотворение, в котором некоторые слова потеряли частицу не, а жить без нее не могут. Найдите эти слова и верните им пропажу.
Побывал я однажды в стране,Где исчезла частица не.Посмотрел я вокруг с доумением:Что за лепое положение?Но кругом было тихо-тихо,И во всем была разбериха.И на взрачной клумбе у будкиГолубые цвели забудки.И погода стояла настная,И гуляла собака счастнаяИ, виляя хвостом, уклюжеПробегала пролазные лужи.Мне навстречу без всякого страхаШел умытый, причесанный ряха,А за ряхой по травке свежейШли суразный дотепа и вежа.А из школы, взявшись под ручки,Чинным шагом вышли доучки.И навстречу всем утром раноУлыбалась царевна Смеяна.Очень жаль, что только во снеЕсть страна без частицы не.
2. Приставка или нет?
Прекрасный, премия, пригород, прерия, призовой, присказка, приход, принцесса.
3. Наблюдательны ли вы? Прочитайте слова один раз. Закройте их.
а) Облако, бархат, ярмарка, канцтовары, абажур, витрина, жилет, канава, азарт, канонада.
Прочитайте слова под буквой б) и ответьте на вопросы.
б) Бархат, облако, ярморка, абажур, канцтовары, желет, витрина, канава, азарт, кананада.
В каких словах допущены ошибки? 2) Какие слова стоят в другом порядке?
4. Игры-соревнования (Кто больше? или Кто быстрее?)
За определенное время вспомнить и записать правильно как можно больше слов на определенное правило:
Чередующиеся гласные в корне слова.
Слова с приставками на –з(-с).
Глаголы на –тся-(ться) и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.