Занятие проводится в виде конкурса между четырьмя командами, каждая из команд, в качестве домашнего задания готовит творческий конкурс: пишет сказку с использованием пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Цели.
Обобщить знания по теме "Лексика", "Фразеология";
Систематизировать материал по этимологии, образованию, строению фразеологических оборотов;
Формировать навык правильной речи и правильного произношения;
Развивать желание читать и изучать русскую классическую литературу;
Обогащать словарный запас, показать богатство русской лексики, формировать лексикографическую компетентность студентов.
Оборудование: словари, компьютерная техника для презентации, высказывания о русском языке.
Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, английский язык, культура речи.
Русскую речь надо хранить и беречь,
как русскую природу. Она столь же
прекрасна и беззащитна.
Р. Зелёная
Учитель. Сегодня мы повторяем и обобщаем материал по теме "Лексика и фразеология" в форме игры-конкурса между 4-мя командами. Вы помните, что лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук. Словаря, в котором были бы записаны все слова, конечно, нет и быть не может. Слова заимствованные и их значение можно найти в Словаре иностранных слов; слова, которые вступают в синонимические и антонимические ряды – в словаре "Синонимов и антонимов"; происхождение – в этимологическом словаре и т.д. А сейчас сравним интересные числа: 17-томный Словарь современного русского литературного языка – 120 480 слов; Словарь произведений А.С. Пушкина – 21 000 слов; Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование – 12 000 слов; Словарь школьника старших классов, студента – 5 000 слов; Словарь младшего школьника – 3 600 слов. Сегодня на занятии мы и посмотрим, как обогатился ваш словарный запас, как вы усвоили понятия лексики, какие вы знаете фразеологизмы и ваши творческие способности.
Закончите фразеологизм или крылатое выражение (каждой команде по 3 фразеологизма, по 1 баллу за правильный ответ):
1.От горшка …
2.Дамоклов …
3.Кричать во …
4.Бить …
5.За семь верст …
6. Кисейная …
7. Метать бисер …
8. Вернемся к нашим …
9. Два сапога …
10. Сесть в …
11. Курам на …
12. Гусь …
Дать определение По 2 балла за правильный ответ
I команда – синонимы
II команда – антонимы
III команда – омонимы
IV команда – устаревшие слова.
Ответить на вопрос I команда – Чем словарная статья многозначных слов отличается от словарной статьи омонимов? II команда – На чем основано явление образности русского языка? III команда – Что такое лексика? IV команда – Что такое контекстуальные антонимы?
Из истории русского языка. I команда – Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен. Кто такие волхвы? У древних славян волхв – кудесник, чародей, прорицатель.
II команда – Что общего между оружием Ивана-царевича, пустившим стрелу в болото и лукавым? (лук и лукавый – общий корень лук).
III команда – Что означает название города Вязьмы? (вязь = болото; вязнуть где-нибудь).
IV команда – Каково значение и происхождение слова "прозрение"? (от глагола "зреть" – увидеть, "прозреть" – избавиться от духовной слепоты, созревать знанием).
Задание: узнать, какое языковое явление используется в тексте.
I команда И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Жизнь человеческая подразделяется на будни, которых в ней много, и праздники, которых в ней мало.
Дома новы, да предрассудки стары. (антонимы)
II команда.
Странные вещи в природе
бывают. |
Ключ – тот, что жажду в
лесу утоляет. |
(омонимы)
III команда
Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Подъехали к колодцу. А колодец завыл, завопил дурным голосом. (синонимы)
Твой конь не боится опасных
трудов; |
Уста, что никого не
целовали |
IV команда
(устаревшие слова)
Есть языки, обслуживающие одну нацию и даже народность, и языки, принадлежащие двум и более нациям: португальский – в Португалии и в Бразилии, испанский – в Испании и двадцати государствах Центральной и Южной Америки. Бывает и так, что одна нация говорит на нескольких языках. Так швейцарцы пользуются французским и немецким, канадцы – французским и английским.
Русский язык, хотя и принадлежит, как родной, только русской нации, обслуживал в качестве языка межнационального общения все нации и народности бывшего СССР. Сегодня русский язык является национальным, в основном, только для русской нации.
Можно ли выучить все языки, если невозможно сократить их число?
Сын одного плотника из Болоньи Джузеппе Гаспар Меццофанти (1774-1849) знал 30 европейских, 5 африканских, 7 азиатских, а всего, видимо, около 100 языков. В XVII веке в Финляндии был приговорен к смертной казни "заколдованный дьяволом" студент за то, что "с быстротой неимоверной изучал иностранные языки, что считалось немыслимым "без содействия нечистой силы". Г. Шлиман, известный исследователь Трои, знал несколько десятков языков; русским, по его словам, он овладел за шесть недель. Среди юношеских бумаг Ф. Энгельса внимание привлекает письмо, написанное им на девяти иностранных языках. В дальнейшем знание языков становится отточенным оружием этого ученого и борца. В 68 лет Ф. Энгельс изучил румынский язык, а в 70 – норвежский, чтобы в подлиннике прочесть Ибсена. Профессор Гестерман из Германии владел123 языками. Л. Толстой в совершенстве владел французским, английским, латинским, испанским, итальянским, чешским, польским, болгарским языками. В его библиотеке в Ясной Поляне хранится до 22 тысяч книг и журналов на 35 языках мира.
Знание чужого языка позволяет лучше познать и
свою, и иную культуру.
Знаете ли вы, …
Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибётесь! Есть! Некоторые из таких книг находятся в Монголии. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске. Сколько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита!
Многие заимствованные русские и казахские слова содержат в себе слово "гресс", обозначающее по-латыни "движение". Например, прогресс – движение вперёд, переход на более высокую ступень развития, "регресс" – движение назад, изменение к худшему; конгресс – съезд, преимущественно международный (Всемирный конгресс женщин, Всемирный конгресс за всеобщее разоружение и мир); агрессия – вооруженное нападение, вторжение с целью захвата чужой территории.
1. Если очень много людей в помещении, тесно
так, что не пройдешь, говорят – "как сельдей в бочке" или
"яблоку негде упасть".
2. Если очень тихо – "муха пролетит – слышно".
3. Если на человека сваливают постоянно чужую вину, возлагают ответственность
за чужой проступок, такого человека называют "козлом отпущения".
4. Если человек быстро забывает все, о таком говорят, что у него "голова
как решето".
5. Если человек сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает, говорят –
"собака на сене".
6. Если человек потерпел неудачу, оказался в смешном положении, говорят –
"он сел в калошу".
На земном шаре, по подсчётам ученых-языковедов, свыше 2500 различных языков. Однако большинство населения нашей планеты говорит только на 13 языках.
***
Самая маленькая книга издана в 1896 году в Падуе (Италия). Размер её 16х11 миллиметров, что равняется, примерно, величине ногтя на большом пальце руки. В этой книге-малютке напечатано письмо Галилея.
***
На Руси до XVI века все слова писались слитно. Впервые в истории русского письма промежутки между словами появляются на страницах первой печатной книги в 1564 году. Эта книга "Апостол" издана русскими первопечатниками Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.
***
Первый русский букварь был составлен Василием Бурцевым и издан в 1634 году. На титульной стороне букваря был нарисован учитель, секущий розгами ученика.
Во время занятий вы создавали, используя иллюстрации, странички фразеологического словаря. Сегодня у вас задание обратное: по рисункам узнать фразеологизм и назвать его. (По 2 фразеологизма каждой команде, за правильный ответ – 1 балл). См. приложение.
Задание: узнать 1) автора произведения; 2) название произведения; 3) героя произведения.
I команда: А вот тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель. Мне тебя жаль, просись скорей у господ в монастырь – они тебя пустят. Я отвечаю: "Это с какой стати?"…
II команда: Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое: "Тамошние ученые дельный народ"…
III команда:"Я не тебе поклонился, я всему страдающему человечеству поклонился", – как-то дико произнес он и отошел к окну. – "Слушай, я давеча сказал одному обидчику, что он не стоит одного твоего мизинца и … что я моей сестре сделал сегодня честь, посадив ее рядом с тобою…"
IV команда: Она была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не уступала и никуда не шла. Её ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время. Не будь она богата и независима, она, может быть, бросилась бы в битву, узнала бы страсть… Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас. "Странный человек этот лекарь!" – думала она.
I команда: Отгадать загадку "Красный петушок по жердочке бежит" и объяснить, с чем связано её происхождение.
II команда: По словарной статье фразеологического словаря определить фразеологизм:
Выражение зародилось в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами; будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было закатать. Народ приметил это и стал говорить об умелом работнике, что он работает …
III команда: Заметать за собой следы подобно тому, как делают рыбы, когда, спасаясь от преследования, поднимают ударами плавников и хвоста облако песка или ила, которые ослепляют врага. Это выражение означает то же, что и "хитрить", сбивать с толку окружающих. Назвать этот фразеологизм.
IV команда: Это перевод латинского выражения, которое принадлежит поэту Горацию. Оно означает образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений. Определить фразеологизм.
I команда:
II команда:
III команда:
IV команда:
Задание: подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение. Если выражения будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбца вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните автора.
Прокруст |
узел |
Избиение |
изобилие |
Лукулл |
конюшня |
Елисейский |
футляр |
Тришкин |
шпат |
Авгий |
ложе |
Лебедь |
Пенелопа |
Именованный |
Младенец |
Рог |
Пир |
Гордий |
поле |
человек |
кафтан |
Исландия |
натрий |
работа |
песня |
едкий |
число |
Выразительное чтение или чтение по ролям сказки, составленной с использованием фразеологизмов, пословиц и поговорок. ( до 5 баллов).
Команда, набравшая большее количество баллов, побеждает, и члены команды получают по оценке "отлично" и импровизированные медали "Знатоку русского языка". ( До 24 баллов)
20 -19 баллов – "хорошо"; 18 – 16 баллов – "удовлетворительно".
Жили-были два брата. Жили не тужили, небо коптили. Давно они пустили корни в своей деревне. Братья были все один краше другого – кровь с молоком. Но работать не очень любили, всё делали через пень колоду и спустя рукава.
И дошло до того, что им нечего стало есть. А голод, как известно, не тетка. Вот и решили они пойти по свету, попытать счастья. Собрали они котомку в дорогу, а в котомке как кот наплакал – всего три сухаря. Отправились они в путь – дорогу.
Долго они бродили по свету, учились уму разуму. Бывало, что едва сводили концы с концами. Но спустя три года вернулись братья в свою деревню, испив чашу до дна. За это время они поняли, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. Они стали трудиться не покладая рук и прожили долго и счастливо. Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
Жили-были в лесной глуши Леший, Кикимора и Баба-Яга костяная нога.
Баба-Яга поднималась ни свет ни заря и ждала, кто же к её избушке забредёт. Ежели придет к ней гость нежданный, она и начинает ему зубы заговаривать.
Приходит как-то к избушке Иван-Царевич:
– Подскажи, бабушка, дорогу в Кощеево царство!
– А ты сначала отнеси подарок моей подруге Кикиморе, я, так и быть, помогу тебе, – отвечает Баба Яга.
Поверил ей Иван и пошёл на болото, где Кикимора обитала. Приходит, а она сидит, плачет. Крокодиловы слёзы льёт.
– Здравствуй, Кикимора болотная, о чём плачешь?
– Как же мне не плакать, Иван-Царевич, никто моему горю помочь не хочет!
– А что у тебя за горе?
– Друг мой сердешный, Леший, три дня не показывается, ни слуху ни духу от него.
– Хорошо, Кикимора, помогу я тебе Лешего сыскать.
Залез Иван-Царевич на высокое дерево, и с высоты птичьего полёта оглядел вокруг лес. "Не видать Лешего, сквозь землю он, что ли, провалился", – подумал Иван-Царевич. Крикнул он громким голосом во всю Ивановскую:
– Покажись, дух леса!
Тут Леший решил: "Хватит прятаться, пора и на свет божий появиться". Вылез он из дупла, где отдыхал.
Обрадовалась Кикимора:
– Так и быть, Иван-Царевич, покажу тебе дорогу к Кощею.
Поблагодарил Иван-Царевич лесных жителей и отправился за тридевять земель, в Кощеево царство.
Жил был мальчик. Звали его Фёдор. Всё своё детство он играл в бирюльки. В один прекрасный день захотел он стать фотографом. Одноклассники всё время над ним смеялись и вставляли палки в колёса.
Выучившись на фотографа, он получил работу, но он относился к ней недобросовестно и работал спустя рукава. Из-за своей лени он раз за разом садился в калошу.
Но вскоре он решил взять быка за рога. Чтобы доказать, что он хороший фотограф, он работал целыми днями напролет и доказал, что он на вес золота!
…Гаснет умная словесность, |
В быт обыденный верни, *** |
Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве три сестры. И жили они душа в душу. И были они не разлей вода. Как две капли воды походили они друг на друга. У одной из них были золотые руки, а у второй была светлая голова. А если кому-нибудь помощь нужна была, подставляли они свое плечо, помогали добрым советом. Жили они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не вставляли, никого не сбивали с истинного пути, не совали свой нос в чужие дела. И поэтому даже фортуна им улыбнулась. И смотреть на них, и слушать их любо-дорого. И глядя на них, сердце радуется.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.