У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство - его опыт, его фольклор. Радости и печали, надежды и ожидания - все отразилось в творчестве наших предков. Цель мероприятия: развивать творческие способности учащихся, воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.Русские посиделки
Посидим рядком да поговорим ладком
(Русские посиделки)
Подлинную историю трудового
народа
нельзя знать, не зная устного
народного творчества…
М.Горький
Действующие лица: два ведущих, девушка Наталья, Дед, Лесовик, две девочки,
Девочкаберезка
Оформление: интерьер класса напоминает крестьянскую избу: лавки,
расшитые полотенца, прялка, русская печка; стол, на котором стоит самовар и
деревянная посуда
Ведущий 1: Здесь и красные девицы…
Добры молодцы кругом. Все уселись за столом.
Ведущий 2: Будет здесь вам всем приятно
Побывать в гостях у нас,
Песни русские попеть
В русский пляс с душой пуститься,
Пирогов отведать вкусных,
И чайку напиться всласть.
Оба: Все мы рады видеть вас!
Ведущий 1: А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
Ведущий 2: Будут вам и пироги.
А сейчас посидим рядком
Да поговорим ладком.
Дед: Чтото ты, Наталья, всё у печи вертишься, сядь, отдохни, чайком побалуйся,
пока самовар не остыл. А то скучно одному чаёвничать.
Наталья (садится к столу): Дедушка, зато ты у нас молодец, всё чтонибудь да
попиваешь, то бражку, то чаёк.
Дед: Ладно табе, напился, а вы тока и зыркаете нонеча, чаво дедка пье. Лучше бы
песню заиграли, а я бы подтянул.
Дед: Негожа песня ваша. Надо, чтоб ногою топнуть.
Звучит песня «Лучинушка»
Исполняется танец «Калинка» или «Барыня»
После танца девушки и молодцы встают полукругом
и поют частушки. Дед пляшет
Дед: Чуть не рассыпался!
Ведущий 1: Устали девоньки, присели, и снова замелькали руки в работе. И
вдруг… Остановились руки, замерли все. Что же произошло?
Оба: А вот что…
Звучит бытовая сказка Ведущий 2: А кто авторы таких сказок? Да, автора у них нет. Народные сказки не
записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не
знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
Ведущий 1: Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.
Инсценировка сказки о животных
Ведущий 1: А ещё с давних времён народ создавал не только сказки, но и другие
произведения. Какие?
(Присутствующие из зала называют: поговорки, пословицы, прибаутки,
считалки, загадки)
Ведущий 2: А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть
очень разными: то это песни, то стихи, то коротенькие рассказикиразговоры, но
главное – они всегда весёлые.
Ведущий 1: И звучатто они красиво и запоминаются легко.
Звучат прибаутки и небылицы
Ведущий 1: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.
Ведущий 2: Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно,
чтобы её произнесли не только быстро, но и чисто и красиво. Итак, кто первый?
Звучат скороговорки
Ведущий 1: Долог зимний вечер… Разливается тепло от русской печки…
(Стук в дверь)
Наталья: Кто же это? Входите!
Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Хлеба вам да соли, да счастливой доли!
Дед: Хлебушек едим свой, а ты не стой, проходи, нас потешь, а потом и за стол
садись чайком побалуйся. Лесовик: Я пришёл к вам из леса. В моём заповедном лесу каких только подарков
нет!
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Что в нём лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником
после дождя, смотрю:
В лесу под ёлкой крошка
Только шапка да ножка.
(Достает из кузовка маленький грибок)
В моём лесу растёт кустарник, а в нём:
Мальчиккрошка в костяной одёжке
У этого мальчика шапочка зелёная
До ушей надвинута.
Что это за мальчик?
(Дети отгадывают, и он достает лесные орехи)
В моём лесу под деревом
Андрейки – все в тюбетейках.
Что это такое?
(Достает из кузовка желуди)
Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов.
Вот какой мой лес,
Полон загадок и чудес!
(Лесовик присаживается на лавку)
Дед (обращаясь в зал): Удобно ли вам, гости дорогие, всем ли видно, всем ли
слышно, всем ли места хватило?
Зал: В тесноте да не в обиде!
Девочка 1: А мы сейчас для вас песенку споём. Ой, а кто петьто будет?
Девочка 2: А давайте посчитаемся. На ком закончится считалка, тот и петь будет.
Звучит считалка
Исполняется песня «Сапожки русские»
Девочкаберёзка: Ой, а кто взял мой кокошник? Что же мне делать? Зал: Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдём, у кого он. Смотрите, на воре и
шапка горит.
(Мальчик из зала хватается за голову)
Девочкаберёзка: А кто угадает, что мне помогло отыскать кокошник?
Зал: пословица
Начинается игра «Как ты знаешь пословицы»
Ведущий 1: Быстро летит время. Пора по домам расходиться. А на прощание
расскажу вам сказочку. Согласны? Жилбыл царь, у царя был двор. На дворе был
кол, на колу мочало, не начать ли сказку с начала? Что за удивление? Ладно,
расскажу вам другую сказку. Вокруг кольца ходили журавль да овца, съели они
стожок сенца…А не сказать ли с конца?
Дед: Нет уж! Давайте лучше я вам сказку расскажу…Жилбыл один мудрец.
Вздумал он из человеческих костей построить мост через океанморе. Собирал он
кости не год, не два, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мягкими,
мокнуть в воду.
Девочка: Что же ты молчишь? Что же дальше?
Дед: Так ведь кости ещё не размокли.
Ведущие:
1 Жилбыл карась,
2 Вот и сказка началась.
1 Жилибыли два налима,
2 Вот и сказки половина.
1 Жилибыли два гуся,
2 Вот и сказка вся.
Девочка: А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!
(Угощает гостей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.