Цели мероприятия : расширять и углублять природоведческие знания учащихся, привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам, пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях природных богатств; воспитывать ответственность и бережное отношение к природе. Мероприятие спланировано в виде игры, в которой участвуют несколько команд. Команды проходят несколько этапов, побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.
Природа - наш дом.doc
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ
«ПРИРОДА – НАШ ДОМ»
Подготовила и провела Белоногова И.А., учитель биологии МБОУ
«РусскоАкташская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан
Счастье – это быть с природой ,
видеть её, говорить с ней…
( Л. Н. Толстой )
Цели: расширять и углублять природоведческие знания учащихся,
привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам,
пересмотреть потребительскую позицию человека в отношениях
природных богатств; воспитывать ответственность и бережное
отношение к природе.
Ведущий: Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время,
думаю , объяснять никому не надо. Все мы обязаны жизнью нашей уникальной
планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи
и , увы , остающейся подетски беззащитной перед… нами. Экологические
проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они
глобальны. С такими проблемами, как «парниковый эффект», «озоновые дыры»,
«кислотные дожди» столкнулись во всем мире. Экологическая ситуация на
Урале оказывает воздействие на состояние окружающей среды во Флориде,
дыхание Чернобыля ощутили в некоторых странах Европы. Замечательный
французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери как – то заметил: “ Все мы
пассажиры одного корабля по имени Земля “, и пересесть из него просто некуда.
Сегодня мы побываем в гостях у природы, ответим на её вопросы,
примем участие в различных конкурсах. Команды юных экологов набраны,
члены жюри уже заняли свои рабочие места, можно приступать к делу.
Итак, мы приглашаем команды помериться своими интеллектуальными
силами и поделиться экологическими знаниями! А девизом нашей
совместной игры будут слова: «Сохранить природу — сохранить жизнь».
Команды выходят на сцену.
Ведущий: Для начала мы предлагаем придумать название и девиз своим
командам. Поэтому я объявляю первый конкурс «Визитная карточка».
У вас, уважаемые игроки, всего 30 секунд на обдумывание. Время пошло!
Команды представляют свою «визитную карточку». Ведущий: Переходим к основным конкурсам нашей программы и начнём,
пожалуй, с интеллектуального. Уважаемые игроки, вам предстоит ответить на
вопросы викторины.
Конкурс «Интеллектуалы».
Вопросы 1 команде:
1) С какого года начала издаваться « Красная книг»? ( C 1966 г.)
2) Когда начинают желтеть листья берёзы и липы ? ( В конце августа.)
3) Самый крупный представитель фауны Татарстана? ( Лось.)
4) Почему весной не бьют пушных зверей ? ( Линяют + рождают детей.)
5) Можно ли вырубать в лесу все дуплистые деревья? ( Нет, т. к. в них
гнездятся насекомоядные птицы и летучие мыши. )
Вопросы для 2 команды:
1) Когда начинаются и заканчиваются Общероссийские Дни защиты от
экологической опасности? ( С 15 апреля по 5 июня.)
2) Какая древесная порода занимает наибольшую площадь в лесах нашей
страны? ( Хвойные породы 78% от всей площади лесов.)
3) Почему прежде чем развести костёр, необходимо снять с почвы дёрн?
( Чтобы огонь не повредил корни травы.)
4) У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? (У
березы.)
5) Независимая международная организация по охране окружающей среды.
( Гринпис.)
Ведущий: А сейчас поиграем в « Эколото».
Народные пословицы и поговорки экологического содержания разбиваются на
2 части. «Половинки» записываются на карточках разного цвета. Карточки
перемешиваются и игрокам предлагается составить пословицы и поговорки.
Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее наберёт большее
количество пословиц и поговорок.
1) Враг природы тот, / кто лес не бережёт.
2) Лес и вода / родные брат и сестра.
3) Много леса не губи, мало леса / береги, нет леса –посади.
4) Без корня и / трава не растё).
5) Без хозяина земля / круглая сирота.
6) Одно дерево погубил / посади 40.
7) Подкорми птиц зимой , / они отплатят тебе добром летом.
8) Рощи да леса / родного края краса.
9) Где один грибок / там целый венок.
10) Посадившего дерево поблагодарят и внуки, / погубившего проклянут и
дети. Ведущий: Следующий конкурс называется «Живое слово».
Первая команда за 10 секунд должна вспомнить представителей флоры, а
вторая команда представителей фауны.
Примерные ответы:
1 команда: 2 команда:
Ф фиалка Ф филин
Л ландыш А аист
О ольха У уж
Р рябина Н налим
А акация А антилопа
Ведущий: Каждый человек должен за свою жизнь посадить хотя бы одно
дерево. Наша школа в этом году также принимала активное участие в посадке
деревьев и кустарников. Можете ли вы правильно сажать деревья? Сейчас мы
это выясним. Я объявляю конкурс «Посади дерево».
Даны комплекты карточек, нужно разложить их в правильной
последовательности, согласно этапам посадки дерева.
Карточки:
1) Выкапывают яму такого размера, чтобы корни дерева или кустарника могли
разместиться в ней свободно.
2) Дерево подвязывают к колу шпагатом. Предварительно под шпагат на ствол
дерева подкладывают мягкую тряпочку.
3) Для подвязывания дерева в дно ямы забивают кол длиной 1,5 2 м.
4) На дно ямы насыпают холмик земли. На нём расправляют корни дерева или
кустарника. Место на растении, где корни переходят в стебель, засыпают землёй.
Почву уплотняют.
5) Посаженное дерево или кустарник сразу же обильно поливают водой.
6) Выбирают место для посадки.
( Правильный ответ: 6, 1, 3, 4, 2, 5.)
Ведущий: Конкурс капитанов «Спор деревьев».
Капитаны каждой команды подходят к ведущему и выбирают по одной карточке
с названием дерева. В конкурсе нужно постараться доказать, что именно это
дерево важнее и нужней других.
1 команда:
Дуб
Листья – источник кислорода, очищение воздуха;
Листья – в кулинарии, для консервирования; Жёлуди пища животных: птиц, кабанов, бурундуков, белок, мышей;
Дубовая кора в медицине;
Паркет;
Изготовление мебели, бочек;
Дубильные вещества для выделки кожи;
Хорошие дрова;
Символ могущества и богатырства в народном творчестве;
2 команда:
Берёза
Листья – источник кислорода, очищение воздуха;
Листья, почки, березовый деготь лекарственные средства;
Берёзовый сок;
Берёзовые веники для бани, метла;
Береста писчая бумага на Руси, поделки народных промыслов;
Древесина на лыжи, мебель, разные изделия;
Хорошие дрова;
Березовый уголь используется для приготовления шашлыков;
Символ России в народном творчестве;
Дерево пионер.
Ведущий: Ребята, любите ли вы разгадывать тайны, загадки? Я тоже. Наш
новый конкурс называется «Таинственная шкатулка».
Перед вами таинственная шкатулка (демонстрирует шкатулку), в которой
находится объект, который как мне кажется, лучше всего передает суть
отношений живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Как
вы думаете, что это такое?
Учащиеся выдвигают свои предположения.
Ведущий: Это цепь – символ взаимосвязи, единства природы. (Достает из
шкатулки цепочку) Уберем из цепи одно звено – нарушится целостность
природы. И человеку, который тоже является звеном в цепи природы, нужно
помнить об этом.
Ведущий: Следующий конкурс называется « Экологический круговорот»,
он как раз отражает взаимосвязь организмов между собой.
Командам раздаётся список животных и растений, они должны, как можно
быстрее, построить круговорот жизни и поставить стрелки, в каком
направлении движется это колесо жизни.
Примеры карточек:
1 команда: Клевер, перегной, шмель, дождевой червь, навозник, щурка,
ястреб.
Верный ответ: ястреб (4)
щурка (3) навозник (5)
шмель (2) дождевой червь (6)
клевер (1) перегной (7)
2 команда: Тимофеевка луговая, кузнечик, заяц, ящерица, орёл, перегной,
дождевой червь.
Верный ответ:
орёл(4)
ящерица (3) дождевой червь (5)
кузнечик (2) перегной (6)
тимофеевка луговая(1)
Ведущий: Конкурс: «Головоломка» заключается в следующем: читая
каждую вторую букву, можно восстановить пословицу о взаимоотношениях
человека и природы:
ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК,
ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК.
Правильный ответ: Кто землю лелеет, того земля жалеет.
Ведущий: Мы переходим к завершающему, более этапу нашей конкурсной
программы.
Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после
себя самые различные кучи мусора, бумажек и т. д. Это бывает даже тогда,
когда урны находятся рядом. Иногда мы даже в них попасть не можем. Вот
и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо бросить в урну с
некоторого расстояния клочок бумаги. Какая команда точнее это сделает,
та и будет победителем этого конкурса. Итак, игра в “Мусорбол”
начинается!
Ведущий: А сейчас послушаем членов жюри и узнаем итоги сегодняшней
игры.
Объявление итогов игры, церемония награждения. Ведущий: Спасибо вам за участие! Ещё раз напоминаем всем, что природа
это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто и уютно. Завершить
сегодняшнюю встречу мне хотелось бы стихами В. Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей :
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
Внеклассное мероприятие "Природа - наш дом".
Внеклассное мероприятие "Природа - наш дом".
Внеклассное мероприятие "Природа - наш дом".
Внеклассное мероприятие "Природа - наш дом".
Внеклассное мероприятие "Природа - наш дом".
Внеклассное мероприятие "Природа - наш дом".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.