Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)
Оценка 4.9

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
5 кл
02.04.2017
Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)
Классный час посвящен очень серьезному и важному нравственному личностному качеству человека, как СОВЕСТЬ. Обращение к этой теме актуально во все времена, так как необходимо в ребенке воспитывать положительное отношение к ценностям человека, чтобы ребенок осознавал , что именно совесть помогает различать добро и зло, умел анализировать и делать правильный выбор в жизни.
внеклассное мероприятие.docx
Классный час по теме "Совесть" Цели: Обучающая: формирование ценности «нравственность»; Развивающая: умение осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; умение анализировать и делать выбор; Воспитывающая:   воспитание   положительное   отношение   к   ценностям   человека,   к изучению внутреннего мира человека; понять, что значит вести диалог со своей совестью Ключевые понятия: добро, совесть, стыд, позор, покаяние, быть в ладу со своей совестью. Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа в группах, творческая работа. Оборудование: мультимедиа­проектор,   презентация   «Совесть»;   цветные   карточки: желтые, зеленые, голубые; рисунки: облако­тучка­солнышко; карточки со словами: «Жить в ладу со своей совестью», произведение А.П. Гайдара «Совесть»; словари: БСЭ, В.Даля, Ушакова; пословицы; сердечки; кроссворд; альбомные листы и фломастеры. Ход классного часа 1.Организационный момент Учитель. Добрый день, ребята. Выберите себе цветную карточку. Дети с желтой карточкой сядут за 1 ряд, вы – 1 группа,  с зеленой карточкой – за 2 ряд (2 группа),  с голубой карточкой – за 3 ряд (3 группа). Сегодня мы с вами будем общаться группами. 2. Мотивационная установка на успех Учитель. Повторяйте за мной: Я хороший добрый человек, Всем детям в классе я желаю здоровья, радости. Учитель. У   меня   есть   еще   одно   пожелание,   оно   напечатано   на   отдельных   карточках. Соберите   слова   по   смыслу.   Прочитает   дружно   та   команда,   которая   быстрее   всех соберет. (Жить в ладу со своей совестью.) Учитель. Молодцы! 3. Сообщение темы и цели занятия Учитель. Кто из вас догадался, какая тема нашего занятия? Учащиеся отвечают, что мы будем говорить сегодня о совести Учитель. Молодцы,   вы   правильно   определили.   Сегодня   мы   будем   говорить   об   очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как СОВЕСТЬ и узнаем, какие правила помогут детям жить в ладу со своей совестью. 4.Проблемная ситуация. Рассказ «Совесть» Учитель. Давайте послушаем рассказ известного детского писателя. (Читает рассказ). Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.  Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.  Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.  — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?  — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.  Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.  А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.  Вышмыгнула из­за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.  Вернулась  Нина,  села  и заплакала.  Нет!  Не жалко  ей  было  украденного  завтрака.  Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.  3. Интерактивная беседа Учитель. Назовите автора этого рассказа. (А.Гайдар) ­ В какое время происходили события этого рассказа? (Рассказ написан приблизительно в 1940 году). ­ Почему Нина не захотела пойти в школу? ­ Почему Нина отвела малыша в школу? ­ Отчего Нина плакала в роще? ­ Что значат слова «грызла беспощадная совесть»? ­ Как бы вы озаглавили рассказ? («Муки совести», «Бессовестная Нина», «Нина и малыш» и т.п.). 5. Информационный блок. Работа с афоризмами. Учитель. Что такое СОВЕСТЬ? Учитель. Продолжите мою фразу: «Совесть – это…» (Дети передают друг другу мягкую игрушку) Работа с дополнительным источником Учитель. А как толкуют значение этого слова авторы словарей. Предлагаю группам поискать это определение в разных словарях и прочитать. 1   группа. БСЭ.   Совесть,   категория   этики,   характеризующая   способность   личности осуществлять   нравственный   самоконтроль,   самостоятельно   формулировать   для   себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. 2 группа. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая. 3 группа. Совесть (по Ушакову) Внутренняя   оценка,   внутреннее   сознание   моральности   своих   поступков,   чувство нравственной ответственности за свое поведение. Учитель. Подберите слова­синонимы к слову СОВЕСТЬ (стыд, честь) Учитель. Подберите   слова­антонимы   к   слову   СОВЕСТЬ   (наглость,   безбожность, бесстыдство) Учитель.Как отзывались о совести известные люди? Я даю слово (Пастуховой Полине и Румыниной Татьяне).  Они поработали с информацией из разных источников и выбрали афоризмы известных писателей, философов. К доске выходят ученики, зачитывают афоризмы. Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце. А.С. Пушкин Часто   люди   гордятся   чистой   совестью   только   потому,   что   они   обладают   короткой памятью. Л.Н. Толстой Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. М.Т. Цицерон Самое главное украшение ­ чистая совесть. М.Т. Цицерон Чистая совесть гасит жажду легкомысленных забав. Жан­Жак Руссо Совесть ­ это правильный суд доброго человека. Аристотель Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. М.Аврелий Что такое совесть? Это компас среди неведомого. В.Гюго Высший суд — суд совести. В.Гюго Приятно следовать внушениям совести. О. Бальзак Человеческая   совесть   побуждает   человека   искать   лучшего   и   помогает   ему   порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося ­ в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь. А.А.Блок Совесть не может ошибаться. А.Виньи ...Беспощаднее, чем совесть, нет инквизитора. А. И.Герцен Разум и  совесть  не могут быть  лишены  своих  прав.  Им можно  налгать,  но  их  нельзя обмануть. И.В.Гете Ученики.  В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы. Не смерть страшна ­ стыд страшен. Смерти боятся, а людей не стыдятся. Лучше понести убытку на рубль, чем на грош стыда. Совесть ­ не повесть: в архив не сдашь. Хоть мошна пуста, да совесть чиста. Совесть без зубов, а загрызёт. За совесть да за честь ­ хоть голову снесть. 6. Проблемная ситуация «Продолжи рассказ». Учитель.  Наверняка   вам   не   раз   приходилось   наблюдать,   как   ваши   одноклассники   на перемене дерутся. Казалось бы, что тут особенного? Послушайте такую историю.  Однажды Глеб увидел, как его друг Саша ударил девочку. Девочка не стала ничего говорить учительнице – она испугалась, что все в классе станут называть ее ябедой или еще хуже – предателем. Прошло несколько дней и все давно забыли о случившемся. Саша по­прежнему задирал девчонок, и они, вы не поверите, даже были рады этому ­ ведь Саша был лидером, и многие хотели с ним дружить. Дни в школе бежали очень быстро, но у Глеба этот старый случай все никак не шел из головы. Ему почему­то казалось, что он тоже причастен к тому, что произошло. Как будто это не Саша, а он ударил девочку. Дружба с Сашей больше не приносила ему радости. Когда они играли вместе, Глеб никак не мог избавиться от мысли, что они соучастники, замешанные в чем­то очень нехорошем. Глеб надеялся, что со временем все забудется, но оно никак не забывалось. Глеб понял, что если он и дальше будет молчать, если не объяснится с Сашей, то очень скоро потеряет своего лучшего друга и окончательно престанет себя уважать. И вот однажды… Ребята, продолжите дальше рассказ. Звучат варианты детей. 7. Размышления над стихотворением. Ученица: Я на глаза надела чёрные очки,  Чтобы не видеть лицемерия и лжи.  Чтобы вокруг всё было серо как во сне,  И от всего проснуться можно было мне. Так почему же все такими стали?  Мы стыд и совесть потеряли.  О близких думать перестали.  И от всего, твердим, устали. Стоит старушка у метро.  Кто спросит: нужно ль ей чего?  Поможет, хлеба купит ей,  И даст хотя бы сто рублей. Она ведь тоже чья­то мать,  И не заслуживает стать Бездомной, нищей и больной.  А умирая, быть одной. Не относитесь равнодушно.  Сказав себе: мне всё равно.  Задуматься о совести нам нужно.  Кто знает ­ завтра что нам суждено? Учитель. 1. Как жить, чтобы быть в ладу со своей совестью?  2. Знаете ли вы истории, а также книги и фильмы, повествующие о людях, у которых болела душа? 3. Может ли кто­то рассказать о случае, когда человек (или вы сами) отреагировал на крик души, и именно услышав голос совести, отказался от дурного поступка? 8. Работа в группах. Рисование символа совести Учитель. Ребята, нам дали задание нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.  (Учащиеся рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…) Выставка символов на доске. Выбор лучшего. Учитель читает стихотворение. Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: – Что главное, скажите в человеке? – Что самое главное в человеке? А еще? Ответы   ребят   на   листочках   фломастерами:   добро,   любовь,   терпение,   уважение,   ласка, забота, сострадание, послушание, честность, благодарность, милосердие… – Конечно, разум – первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел.  – Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: – Воля на пути, Которой нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, – заволновался третий. Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец? Да нет, не то, заволновался третий. Дослушайте, что строго он ответил! Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека – совесть! (прикрепляю карточку) 9. Итог классного часа Учитель. Сегодня вы узнали о самом главном качестве человека, вы искали и открывали истины,   над   которыми   размышляют   взрослые   и   не  всегда   находят  ответы.   Пусть   ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь. –   Что   значит,   жить   в   ладу   со   своей   совестью?   Что   в   жизни   вам   даст   такое   качество характера? Ученики пишут на лепестках цветка свои мысли: Я счастлив, я буду уверен, родители меня будут любить, у меня много будет друзей… 10. Рефлексия Я узнал (а)…Было приятно….Меня удивило…. Учитель. Закончить нашу беседу я хочу словами французского учёного Фонтинеля  «Все люди   ошибаются,   но   лишь   сильные   люди   сознаются   в   ошибках   и   проблемах». Прислушайтесь к своей совести, подумайте, решите. Выбор за вами. Спасибо за работу. До свидания. .

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)

Внеклассное мероприятие "Совесть" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017