Внеклассное мероприятие "Темперамент"
Оценка 4.8

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
биология +2
Взрослым
22.06.2017
Внеклассное мероприятие "Темперамент"
Данное внеклассное мероприятие подготовлено совместно преподавателем истории и преподавателем химии и биологии. Это позволило раскрыть тему мероприятия с разных сторон. Мероприятие грамотно структурировано, все его части логически взаимосвязаны. В конце мероприятия обучающимся предлагаются отрывки мультипликационных, художественных, документальных фильмов, где представлены герои с различными темпераментами. Необходимо определить тип темперамента.
Внеклассное мероприятие Темперамент.docx
Внеклассное мероприятие по теме « Темперамент и личность» Цель:      изучение межличностных отношений через особенности темперамента каждого  учащегося Задачи: познакомить ребят с типами темперамента и их характеристиками; выработать умение определять свой тип темперамента и одногруппников; выявить поведенческие характеристики и подходы к представителям разных типов  темперамента показать взаимосвязь темперамента и поведения человека на примере исторических  личностей; Материал и оборудование:  мультимедийная презентация по теме “Темперамент и личность” (приложение 2);   компьютер, мультимедийный проектор; видеоролик с фрагментами художественных, мультипликационных фильмов,  документальной хроники;  фрагменты музыкальных произведений Л.Бетховена, Ф.Шопена, В.Моцарта,  А.Хачатуряна Оформление:   написана тема мероприятия, наклеены характеристики типов темперамента,  рисунки с изображением  типов темперамента; Проведенная работа:  заранее был проведен тест­опросник (приложение 1), который позволил  преподавателям выявить тип темперамента каждого из учащихся и составить  диаграммы. I. Вступительное слово преподавателей Ход мероприятия Мы с вами живём среди людей. Их много, все они разные. Одни ­ веселые, другие ­ серьезные,   задумчивые,  удивленные...   Все  –  разные   по  характеру.  С  одними   нам  легко общаться, с другими ­ нет.  Мы знаем, что характер человека зависит от его темперамента и от воспитания. Сегодня   мы   вспомним,   какие   существуют   типы   темперамента,   проследим,   что свойственно тому или иному типу темперамента, попробуем найти свое место и место одногруппников   в   обществе,   постараемся   выработать   умение   правильно   вести   себя   с каждым   членом   ученического   коллектива   в   соответствии   с   особенностями   его темперамента.   Для   этого   познакомимся   с   историческими   личностями   разных темпераментов, проследим, как совсем представители совсем разных психотипов могут найти своё место в обществе. II. Изучение теоретического материала.  Слайд №  Преподаватель химии и биологии Слайд № 1 Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны, т.е. на их основе могут быть сформированы различные качества  личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа определяет основные качества нервной  системы,  динамику нервных процессов. Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенного типа в конкретных жизненных ситуациях.  В истории учения о личности можно несколько основных систем взглядов на этот вопрос.  Гиппократ Слайд №2 Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении древнегреческого врача Гиппократа (5­4 век до нашей эры). Слайд № 3 Он считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме: кровью,  желчью,  черной желчью  слизью (лимфой, флегмой).  Эти соки организма (humores) обусловливают здоровье и болезнь; от качественных и количественных их изменений зависят заболевание и выздоровление Каждый из этих соков обладает определенными свойствами: крови присуща влажная теплота, слизи — холодная влажность, желтой желчи — сухое тепло и черной желчи — холодная сухость.  Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по­гречески термином «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperament». Гален Слайд № 4 Следующий этап – Древний Рим, где Гален (2 век нашей эры) выделил девять темпераментов, но в обиход вошли только четыре из них. В каждом главенствовал какой­нибудь из четырех соков.  Слайд № 5 Своим типам темпераментов Гален дал древнеримские имена: "сангвис" ­ кровь, "флегма" ­ лимфа, "холе" ­ желчь и "мехайно холе" ­ черная желчь. Эти корни сохранены и до наших дней. Так что, можно сказать, что названия темпераментов ­ это одни из самых древних психологических понятий. Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулированная Петром И.Кант Слайд № 6 В восемнадцатом веке психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые известным немецким философом И. Кантом («Антропология», 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т. е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий.    Францевичем Лесгафтом ( слайд № 7) идея о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д.  Слайд № 8 При этом малому просвету и толстым стенкам сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам — сангвинический, большому просвету и толстым стенкам — меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам — флегматический. Можно перечислить еще много фамилий известных психологов, биологов, ученых, которые интересовались теорией учения о темпераментах, внесли свою лепту в это учение. Слайд № 9 Это немецкий психолог Эрнст Кречмер, который  разработал  критерии основных конституционных типов телосложения и сделал попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций. Однако основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение Ивана Петровича Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Слайд № 10  И. П. Павлов и его сотрудники,  проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись условно­ рефлекторные процедуры, обнаружили, что животные сильно различаются между собой по  многим параметрам – по скорости и легкости выработки условных связей, по их  устойчивости, по скорости и легкости выработки дифференцировок, по способности  выдерживать смену положительных подкреплений стимулов на отрицательные и др. И вот встал вопрос: а нельзя ли скоррелировать особенности поведения животных с теми  находимыми в лабораторных испытаниях свойствами нервных процессов, которые  оказывались также характерными для каждого индивида? Такая работа по коррелированию двух систем индивидуальных свойств – свойств нервной системы (или высшей нервной  деятельности) и особенностей поведения – была проведена и привела к очень известной  схеме, которую я воспроизведу, чтобы вам ее еще раз напомнить.  Слайд № 11 Схема типов высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову)   Эта схема представляет собой «дерево» свойств. Определенные сочетания этих свойств  были зафиксированы как типы нервной системы, или, что то же самое, как типы высшей  нервной деятельности. Так были выделены следующие четыре типа: сильный – уравновешенный – подвижный;  сильный – уравновешенный – инертный; сильный – неуравновешенный; слабый. И. П. Павлов счел возможным приписать каждому из этих типов название  соответствующего темперамента по Гиппократу (см. схему). Эта очень известная схема И. П. Павлова до сих пор приводится в некоторых учебниках  психологии (например, для педвузов) как последнее слово науки о темпераментах, хотя  она уже давно устарела и преодолена дальнейшим развитием исследований как в школе  Павлова, так и в советской дифференциальной психологии Однако далее сам Павлов признал эту схему не совсем верной: основные типы НС не  соответствуют основным типам темперамента (в психологическом смысле). Вскоре после этого был критически пересмотрен вопрос о количестве основных типов НС  (п. 4). Возник вопрос: а почему именно названные типы следует считать основными? Разве  только такие комбинации свойств возможны? Ведь теоретически можно говорить о  сильном – неуравновешенном – подвижном типе, слабом – уравновешенном – подвижном,  слабом – неуравновешенном – инертном и т. п. Да еще можно учитывать особенности  отдельно тормозного и возбудительного процессов. Короче говоря, уже Павлов признавал,  что различные комбинации свойств НС могут дать 24 разных типа. И действительно,  позднее, при исследовании ВНД человека, оказалось, что стойких сочетаний основных  свойств НС гораздо больше, чем четыре. Почему же были выделены именно четыре типа, и именно такие четыре типа?  Один из  отечественных исследователей темперамент Б. М. Теплов считает, что на Павлова, по­ видимому, повлияла гиппократовская классификация темпераментов.  Слайд № 12 Рассмотрев вопрос развития теорий темперамента в истории психологии, биологии можно сказать, что в настоящее время четыре основных вида темперамента  характеризуются следующим образом (слайд  №13). Учитель истории Рассмотрим каждый тип темперамента в отдельности.                                                       Слайд № 14,15 Ученик:               Сангвиник  Сангвиники   отличаются   высокой   работоспособностью,   дисциплинированностью   и эмоциональной сдержанностью. Они легко откликаются на внешние впечатления и быстро переключаются с одной работы на другую. Сангвиник человек уравновешенный в своих чувствах и действиях, живой, подвижный, легко приспосабливающийся к обстоятельствам Сангвиники быстро мыслят и чувствуют, у них живая речь. Плохо выполняют монотонную работу,   хорошо   работают   на   ответственных   местах,   при   загруженности   работой   ­   он чувствует   себя   хорошо.   С   подчиненными   сангвиники   находятся   в   строго   деловых отношениях. Сангвиники наиболее подходят для руководящих должностей или где на них ложится ответственность, где они наиболее могут раскрыть свой собственный потенциал.   Его перепады настроения порой удивляют и раздражают окружающих. Однако, утешает  одно – хорошее расположение духа свойственно ему гораздо больше, чем нервозность или  апатия.     Сангвиник может неожиданно расплакаться или ненадолго загрустить без каких­либо  серьезных причин.    Сангвиник – прирожденный трудоголик, однако, это проявляется только в том случае,  если работа вызывает у него искренний интерес. Тогда он может трудиться сутки напролет, заменяя собой всю команду сразу.     Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и  не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но  лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном  случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет  "реакцию льва", т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию  обстановки. Иногда сангвиник ведет себя суетливо, создается впечатление, что он вечно торопится.  Это объясняется тем, что время летит для него с огромной скоростью, и он хочет успеть  всё в жизни.    Психологи утверждают, что комфортнее всего сангвиник чувствует себя в окружении  желтого цвета, а весна для него – самое благоприятное время года. Именно весной у  сангвиника за спиной «вырастают крылья».       Женщины – сангвиники очень чувствительные натуры, им необходима положительная  оценка.  Мужчины – сангвиники легко переносят замечания.            Слайд № 16      Учитель истории    Среди обладателей этого темперамента особенно много крепко стоящих на ногах и  незаурядных людей.  К знаменитым сангвиникам относились Александр Дюма,  Наполеон, Бомарше, Александр Иванович Герцен, австрийский композитор Вольфганг  Амадей Моцарт, русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. А еще ­ знакомый всем  Винни­Пух.                 Моцарт  Сама его музыка говорит о том, что угрюмым гением Моцарт никогда  не был. И недаром о нем сохранилось столько забавных историй, даже если они придуманы, они неспроста придуманы именно о нем. Рассказывали, например, что однажды некий  высокопоставленный сановник решил побеседовать с маленьким Моцартом, уже  снискавшим мировую славу. Но вот как обратиться к мальчику? Сказать Моцарту ты —  неудобно, слишком велика его слава, а сказать вы — слишком много чести для такого  малыша…   Поразмыслив, важный господин умильно и ласково спросил: Мы были во  Франции и Англии? Мы имели большой успех? Вольфганг ответил: Я­то там бывал,  сударь, но вот вас, признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не видел! После нескольких  успешных лет в Вене Моцарт начинает испытывать финансовые затруднения. Его жене  Констанце требовалась дорогостоящая медицинская помощь, и некоторые знатоки его  творчества утверждают, что, зарабатывая немало денег, он много проигрывал в карты. Ему  не удавалось завершать в срок заказанные работы, его прощения о зачислении на различные  должности не удовлетворялись, а попытки подписаться на концерты (обычный способ  заработать деньги в то время) терпели неудачу. В последние годы своей жизни Моцарт был  вынужден писать письма друзьям с просьбами одолжить денег; когда же он умер, 5 декабря 1791 года, его завернули в тряпки и похоронили в безымянной могиле для нищих.  Вся  жизнь — между восторгом высокого творчества, неподражаемого жизнелюбия и отчаянием безысходности. М.Ю.Лермонтов  По­разному описывают друзья характер Лермонтова. Одних он удивлял  «своей живостью и веселостью», другие отмечали, что «в обществе   Лермонтов     злоречив, но душу имел добрую», третьи упоминали о Лермонтове как «преприятном  собеседнике», который «неподражаемо рассказывал анекдоты». Вспоминали и о веселом,  «несколько разгульном» времяпрепровождении на водах, некоторые только и видели эту  сторону жизни поэта. А вот посторонний человек, профессор Дядьковский, приехавший на  лечение в Пятигорск и всего несколько часов проведший в обществе поэта, сумел сразу  разглядеть в нем серьезного, умного и образованного человека. Мало кто из лиц,  окружавших Лермонтова, догадывался о глубокой внутренней работе, которая постоянно  происходила в нем. Правда, как уже упоминалось, замечали некоторые странности: то  тяжелый, пристальный взгляд поэта, который не мог вынести собеседник, то его шумное    был очень буйство и ребячество в кругу друзей и сослуживцев. Но эти странности тоже относили к  особенностям характера. И не предполагали, что, быть может, Лермонтов в тот момент  думал о своем, что занимало его воображение, или же после творческой работы,  требующей полной отдачи сил, искал разрядку в кругу своих товарищей Двум чувствам ­  дружбе и   любви       ­ Лермонтов был предан беспредельноИ тут самое время остановиться на  загадке внешности поэта. Внешность его многих отталкивала... Почему? Вот свидетельство И.С.Тургенева: "В наружности Лермонтова было что­то зловещее и трагическое, какой­то  сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его  смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз".Тема смерти одна из ведущих в поэзии М. Ю. Лермонтова. Эта самобытная сильная личность была движима неповторимым  переплетением безошибочно подобранных противоположностей, центром которого было  одинаково беспощадное отношение к другим людям и к самому себе. Поэтому мы никак не можем ее поймать, остановить и понять до конца. Поэт всегда закрыт, прячется, неуловим,  смеется над попытками его разгадать.        Слайд № 17 А.Дюма (отец)  Александру Дюма в полной мере передался отцовский темперамент. Он  мечтал о славе и прекрасных женщинах: при Бонапарте Дюма надел бы мундир, но в его  времена Франция не воевала. У него было бурное воображение, и историческая мишура  безмерно его завораживала ­ ах, эти парики, камзолы, широкополые шляпы и звонкие  реплики после удачного удара шпагой! Любовник множества дам, которых он решительно,  но необидно бросал ­ Дюма не умел обижать... У него хватало времени на все, и он не  боялся хватить через край: разбогатев, Дюма решил построить замок ­ купил участок  земли, заказал проект, и рабочие принялись за дело. Когда выяснилось, что стройка идет на болоте, Дюма не растерялся ­ он велел рабочим копать глубже, пока они не доберутся до  туфа. В результате замок Монте­Кристо ушел под землю чуть ли не на всю свою высоту:  таких великолепных, многоэтажных сводчатых подвалов не было ни у кого. Любой другой  на месте Дюма был бы нелеп, но, глядя на него, люди понимали, что он писал с самого себя  не только д'Артаньяна, но и Портоса ­ от насмешек писателя спасали великанский размах,  доброжелательность и проявлявшаяся во всем одаренность. В конце концов произошло то,  что должно было случиться: создатель "Монте­Кристо" разорился, на Монте­Кристо  наложили лапу кредиторы. Наполеон  Характер у Наполеона с раннего детства оказался нетерпеливым и  неспокойным. «Ничто мне не импонировало, ­ вспоминал он впоследствии, ­ я был склонен  к ссорам и дракам, я никого не боялся. Одного я бил, другого царапал, и все меня боялись.  Наполеон рос ребенком угрюмым и раздражительным. Мать любила его, но воспитание и  ему и другим своим детям дала довольно суровое. Жили экономно, но нужды семья не  испытывала. Любовь к труду и к строгому порядку в делах Наполеон унаследовал именно  от матери. В Бриеннском военном училище Наполеон оставался угрюмым, замкнутым  мальчиком; он быстро и надолго раздражался, не искал ни с кем сближения, смотрел на  всех без почтения, без приязни и без сочувствия, очень в себе уверенный, несмотря на свой  малый рост и малый возраст. Его пробовали обижать, дразнить, придираться к его  корсиканскому выговору. Но несколько драк, яростно и не без успеха (хотя и не без  повреждений) проведенных маленьким Бонапартом, убедили товарищей в небезопасности  подобных столкновений. Учился он превосходно, прекрасно изучил историю Греции и  Рима. Он увлекался также математикой и географией. Он безгранично любил свою родину  и готов был для нее жертвовать всем, служение родине превращается в создание карьеры, Франция для Наполеона была ареной его деятельности, карьеры, славы, успеха и т. д.  Мало­помалу вся жизнь Наполеона была отдана Франции, потому что эта Франция стала  его собственностью.  Наполеон искренно и нелицемерно любил свою семью и помогал ей всеми силами в течение всей жизни. От членов семьи, которых Наполеон вывел в люди и посадил на престолы, он  требовал одного — безусловного послушания и исполнения его требований; о  благодарности не было и речи.. Отношения к женщинам у Наполеона не были особенно  любезны и изысканны. Наполеон очень любил детей; часто играл с ними и выслушивал от  них самые резкие замечания. В детстве, находясь в школе, Наполеон отличался  склонностью к уединению, скрытности, замкнутости, некоторыми своеобразными  проявлениями характера и резкой нервностью. В состоянии раздражения у Наполеона  развивался тик правого плеча и конвульсивные движения в губах.    В характере Наполеона резко выделялась крайняя строгость по отношению к  окружающим и к самому себе. Он всегда был образцом для других, но, к сожалению,  недосягаемым. Его отношения к окружающим, в случаях взыскания, отличались грубостью  и резкостью.  Наполеон спал очень мало, 4—6 часов, причем ложился спать в 10 часов, но,  кроме того, в свободные минуты он обладал способностью спать когда угодно и где угодно в течение нескольких минут. Просыпаясь, он моментально приходил в сознание. В этот  момент он любил выслушивать сплетни обо всех и обо всем, чтобы знать, что делают и что  делается.  Наполеон был неутомим. Он мог целые дни просиживать на лошади, как и в кресле  кабинета. Его ум был всеобъемлющ. Если у Наполеона отделить то, что принадлежит ему,  как полководцу, главнокомандующему, воину и государственному реорганизатору. Самая  главная его черта, это тщеславие. Личность многогранная и неординарная.  Маленький  корсиканец, достигший небывалых высот. Слайд № 18 Ученик     Меланхолик  Человека меланхолического темперамента можно  охарактеризовать как легко  ранимого, склонного глубоко переживать даже  незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Имеет  наклонность к печали. Часто пассивен и заторможен. У меланхолика нередко отмечается  боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость.  Незначительный повод может вызвать у него обиду, слёзы. Он очень склонен отдаваться  переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки.  Он неэнергичен, ненастойчив, необщителен. Меланхолика пугает новая обстановка, новые  люди — он теряется, смущается и потому боится контактов с другими людьми, уходит в  себя, замыкается, уединяется. Подобно улитке, он постоянно прячется в свою «раковину».      Они застенчивы и нерешительны. Однако в спокойной, привычной для них обстановке,  меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами. Благодаря такому типу темперамента, как меланхолик человечество познало литературу, поэзию,   музыку   и   философию.   Они   мыслящие,   целенаправленные,   организованные, интеллигентные, любящие порядок и красоту. Именно они привнесли в мир такую часть жизни,   ставшую   уже   привычной   для   всех,   как   культура,   талант,   утонченность   и изысканность.   Без   них   в   мире   намного   меньше   было   бы   инженеров,   изобретателей, архитекторов и естествоиспытателей.         В работе у меланхолика всегда порядок. И для него нет значения, сколько необходимо времени для выполнения этой работы, для него имеет значение только то, чтобы она была выполнена хорошо. Меланхолик взвешенный, способный ставить для себя цель на будущую перспективу.   Работоспособность   меланхолика   зависит   от   настроения,   поэтому   ему необходимо   эмоциональная   поддержка   и   регулярный   отдых.     Меланхолик,   человек которого   «ведут»   (руководителем   он   не   может   быть).   Люди   меланхолики   могут поддержать идею, они творческие люди, у них высоко развито воображение. При разговоре с   меланхоликом   нельзя   использовать   резких   слов.   На   ответственные   опасные   участки нельзя их ставить.  Меланхолики и сангвиники не уживаются друг с другом.  Слайд № 19 Учитель истории И среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности как французский  философ Рене Декарт, англичанин Чарльз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич  Гоголь, польский композитор Фредерик Шопен, русский композитор Пётр Ильич  Чайковский. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески  использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию  на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся  большой устойчивостью. П.И.Чайковский.  Тонкий психологизм, глубокое постижение внутреннего мира человека, искренность художественного выражения самых сокровенных человеческих чувств  являются той содержательной основой, которая определяет весь комплекс выразительных  средств, который на слух безошибочно воспринимается как индивидуальный  композиторский стиль Чайковского. Одной из главнейших особенностей его музыки  является ее редкой красоты   мелодичность     и городского романса. Он избегал людей, был нелюдим, близко общался лишь с  ограниченным кругом близких людей. При этом ­ из биографии Чайковского известно, что  он вел очень активную переписку со 600 респондентами и был достаточно талантлив в  эпистолярном жанре. Несомненно, будучи непростым человеком, и, несмотря на  проблематику внутренних конфликтов и межличностных отношений, он испытывал  острейшую необходимость утолять интеллектуальные потребности, дискустировать,  спорить, высказывать свое собственное мнение или категорическое несогласие. Уход в  себя, с одной стороны, уводил его очень далеко от повседневной реальности, но природа  требовала каким­то образом проявлять себя во внешнем взаимодействии.   , тесно связанная с интонациями народной песни  Н.В.Гоголь    Изначально Гоголь не был наделен ни силою, ни здоровьем. Новорожденным, как пишет один из ранних биографов писателя он «был необыкновенно  худ и слаб». Небольшого роста, тщедушный, узкогрудый, с вытянутым лицом и длинным  носом Недаром Гоголь долго болел «золотухой» – заболеванием, проявления которого  современная медицина связывает с хронической туберкулезной инфекцией., он был  угрюмым, упрямым, малообщительным, очень скрытным. И вместе с тем, склонным к  неожиданным и подчас опасным проделкам. Ему было легче любить «всех вообще», чем каждого в отдельности. Типичная черта  шизоидной личности. Недаром люди, с которыми Гоголь близко общался, сетовали на его капризность,  неискренность, холодность, невнимание к хозяевам и трудно объяснимые странности.  Настроение Гоголя было неустойчивым. Приступы уныния и необъяснимой тоски  чередовались с веселостью.  – Вообще­то я был характера скорее меланхолического, – писал Гоголь В.А. Жуковскому, указывая одновременно на «расположение к веселости». Наблюдательный Пушкин назвал Гоголя «веселым меланхоликом». Гоголь был невысокого мнения о своем характере. Более того, он рассматривал своё  творчество, как одну из возможностей избавления от наиболее неприятных ему черт.  Гоголь любил поговорить о своем желудке. Он полагал, общее заблуждение всех  ипохондриков, что эта тема интересна не только им самим, но и окружающим, писатель  постоянно мерз, у него опухали руки и ноги, ещё были состояния, которые Гоголь  именовал то припадками, то обмороками, то переворотами. Это состояния сопровождались выраженным чувством страха Гоголь очень боялся, что во время этих приступов его сочтут мертвым и похоронят заживо. Он сильно зяб, худел, отекал и «терял обычный цвет лица и  тела». Слайд № 20 Ч.Дарвин  Из семьи врача и дочери богатого землевладельца.Мягкосердечная натура его  возмущалась страданиями раненых животных; он даже пытался бросить стрельбу, но  страсть к охоте пересиливала сострадание. Вообще, мягкость, добродушие, почти  болезненная чувствительность к чужим страданиям проявились у него очень рано.  Жестокость, вернее бесчувственность, свойственная детям, была ему чужда. Отыскав  гнездо, он никогда не брал из него всю кладку, а ограничивался одним яйцом, чтобы не  слишком огорчать родителей. Ударив какую­нибудь собачонку, он долго не мог  успокоиться и мучился угрызениями совести. Червей, служивших для ловли рыбы, убивал  соленой водой, чтобы не мучились долго на удочке.    Но никто и не думал говорить этого;  никто не видел в добродушном студенте, любителе и охотнике, отлынивавшем от занятий,  что­нибудь многообещающее в научном отношении. Тем не менее, знакомство с  натуралистами и посещение ученых обществ имели для него значение, так как служили  шпорами в его естественноисторических занятиях, вообще встречавших мало одобрения со стороны родных и знакомых. В 1828 году Дарвин переселился в Кембридж. Занятия его и здесь сохранили прежний  характер: весьма посредственные успехи в школьных предметах и усердное собирание  коллекций — насекомых, птиц, минералов, — охота, рыбная ловля, экскурсии, наблюдения над жизнью животных. Кроме охоты, экскурсий и корпения над учебниками, он уделял часть времени  эстетическим удовольствиям. Он интересовался в это время живописью, посещал  картинные галереи; но особенно увлекался музыкой. Что всего удивительнее — он не имел  слуха до такой степени, что не замечал диссонансов и не мог запомнить простейшей  мелодии. “ Впоследствии эти эстетические наклонности исчезли. По выражению самого  Дарвина, он превратился в “машину для извлечения общих выводов из массы фактов”. Эта  умственная деятельность заглушила остальные стремления тем легче, что они никогда не  отличались особенной силой.   выдумывать сенсационные истории исчезла бесследно вместе с детством, — он привлекал к себе сердца всех знавших его и имел много друзей среди студентов и профессоров. (По  материалам биографического очерка М. А. Энгельгардта) Ф.Шопен  При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил  открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он  говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой­нибудь шуткой. психологические черты, как: мечтательность, утонченность, музыкальность и одухотворенность, потребность раскрытия личностных качеств. проявлению силы воли, и пробуждавший в мальчике неудержимое стремление добиваться поставленных целей, проявление ранней популярности музыканта в высших слоях общества. В годы     Добродушный, наивный, правдивый,— наклонность учения проявляются разносторонние способности музыканта. Юноша свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши. Он писал стихи, рисовал и набрасывал карикатуры. Будущий гений отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью, а также проявлял незаурядные актерские способности, которые с возрастом развивались еще больше. « О н б ы л н е б о л ь ш о г о р о с т а , х р у п к о г о , т о н к о г о с л о ж е н и я . М а н е р ы е г о б ы л и и з ы с к а н н ы , р а з н о о б р а з н ы ; г о л о с н е м н о г о у т о м л е н н ы й , ч а с т о г л у х о й . Е г о м а н е р ы б ы л и п о л н ы т а к о й п о р я д о ч н о с т и , в н и х б ы л т а к о й н а л е т к р о в н о г о а р и с т о к р а т и з м а , ч т о e г о н е в о л ь н о в с т р е ч а л и и п р и н и м а л и к а к к н я з я . . . » . Безусловно, высшие аристократические круги Варшавы не только воспитали ум и душу юного гения, но и привили ему тонкий вкус в манере одеваться, добавили элегантности и снобизма, научили хорошим манерам Слайд № 21,22 Ученик    Холерик  Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как  быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать  значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным  эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Данный темперамент  характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике. Энергичность действий, резкость, стремительность, сила движений,.  Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает  агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная  уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в  трудных жизненных   обстоятельствах.   Холерики все схватывают на лету, быстрая смена  чувств, высокая работоспособность, инициативны, работу доводят до конца. Это люди  творчества, стремятся к самостоятельной работе, общительны, легко входят в контакт. С  холериком нужно наладить хорошие отношения. В споре высоко возбуждаются. Холерика  можно заинтересовать деньгами, пустой работы его не завлечешь. Он ставит цель своей  работы, социальное положение для него очень важно. Легко сходится с сангвиником и  меланхоликом. Соединение двух холериков не возможно!  Слайд № 21 Учитель истории  Среди выдающихся деятелей культуры и искусства прошлого, видных  общественных и политических деятелей к холерикам можно отнести Петра I, Пушкина,  Суворова.    А.В.Суворов  Характер Суворова можно было бы определитькак единство в многоголосии.  Выразительную картину этой сложной структуры личности мы видим в зеркале его  семейных отношений. Суворов от рождения был слаб здоровьем, невысок и тщедушен. А когда Екатерина подарила ему роскошную шубу, он возил ее с собой в карете, но никогда не надевал. Все действия Суворова подразумевали не  стихийное следование темпераменту и характеру, а постоянное их преодоление,  доказывается разительным противоречием между неколебимой решительностью Суворова­ полководца и прямо противоположными его свойствами в личной жизни. Здесь прежде  всего бросается в глаза инфантильность. Суворов любил игры­ жмурки, горелки и  пятнашки, качание на качелях и всяческие проказы и шалости. Например, уже всемирно  известным полководцем, после перехода через Альпы, на балах в его честь в Праге, Суворов участвовал в танцах вместе с молодыми офицерами и дамами, но при этом  постоянно нарочно сбивал направление движения пар, так что все сталкивались и валились  кучами.   Предусмотрительность, точность, умение быстро сориентироваться в незнакомой    среде .Александр Васильевич Суворов прожил жизнь удивительную – деятельную,  героическую, легендарную. И такие суворовские черты, как склонность к самовоспитанию,  упорство, могучая внутренняя дисциплина, соседствовали с природным талантом  полководца. Суворов никогда не был расхристанным, неорганизованным гением. Из  мемуаров Дениса Давыдова мы узнаём, что все суворовские победы начинались с чистой  сорочки! Слайд  № 23 А.С.Пушкин Маленький мальчик с большими живыми глазами, смотрит испытующе,  удивленно, словно с какой­то затаенной мыслью. Живой мальчик, курчавый, быстроглазый, с резкими переходами настроения, замкнутый с одними, общительный с другими, легко  ранимый, остро переживавший обиды и несправедливости, по­своему гордый и вместе с  тем постоянно смущавшийся, он в семилетнем возрасте неожиданно превратился из  робкого, неповоротливого, молчаливого «необузданного», темпераментного, насмешливо­ остроумного. Этот мальчик при   порицания, нервные вспышки родителей и гувернеров. Он отличался «в ребячестве»  необыкновенной памятью и в особенности«наблюдательным не по годам умом»…  водил в недоумение, постоянно вызывал упреки,        давал волю гневу,  Петр Первый  Простым человеком, которого можно понять с первого взгляда, Петра назвать никак уж нельзя. Он страшно вспыхивал, иногда от пустяков, и причем иногда бывал жесток. Его современники оставили нам свидетельства, что Петр многих пугал одним своим видом, огнем своих глаз. Примеры его жестокости увидим на судьбе стрельцов".Часто на пиру чьи­нибудь  неосторожные слова вызывали со стороны Петра вспышку дикой ярости. Куда девался  радушный хозяин или веселый гость?! Лицо Петра искажалось судорогой, глаза  становились бешеными, плечо     подергивалось и горе тому, кто вызвал его гнев!"   В присутствии иностранцев Петр кричал: "Я изрублю в котлеты весь твой полк, а с тебя  самого сдеру кожу, начиная с ушей". У Ромодановского и Зотова, пытавшихся унять  Петра, оказались тяжелые раны: у одного оказались перерубленными пальцы, у другого  раны на голове".Случаев, доказывающих, что Петр совершенно не умел владеть собой, современники приводят бесчисленное количество. Петр охотно принимал участие в  розыске, пытках, казнях. В нем причудливо сочетались веселый нрав и мрачная жестокость. Мстительность Петра не знала пределов. Когда адмирал Головкин сказал, что ему не  нравится уксус, Петр схватил большой пузырек с уксусом и влил его содержимое в рот  своему любимцу. Петр I в моральном отношении стоит несравненно ниже Иоанна Грозного. Набезобразничал без всякого политического смысла он больше. Погубил людей без всякого смысла тоже больше. Иоанн Грозный грешил, но потом каялся. Убив в состоянии запальчивости непреднамеренно своего сына, Иоанн Грозный несколько дней в отчаянии просидел у гроба Царевича Ивана. Петр предательски нарушил данную Царевичу Алексею клятву, что он его не тронет. Слайд  № 24,25 Ученик  Флегматик  Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать  как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и  приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное  настроение; его чувства и настроения обычно отличаются постоянством. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень.  При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций  и склонность к выполнению однообразных привычных действий.    Флегматики достаточно работоспособны, хотя и менее активны сангвиника, а в  эмоциональном отношении просто невозмутимые. Поэтому они редко гневаются и  печалятся, правда, и радуются мало. Флегматики трудно приспосабливаются к новой  обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Они обычно замкнуты и  медлительны.    Флегматикам необходимо давать задание в письменной форме. В коллективе флегматики  уживаются со всеми типами темперамента. Лидерами в коллективе бывают редко, но  медленно могут повышать свою карьеру. Для флегматиков не важна материальная  поддержка, а похвала инициативой.  Слайд  № 26 Учитель истории  Флегматическим темпераментом обладали полководец Михаил  Илларионович Кутузов и баснописец Иван Андреевич Крылов М.И.Кутузов  Спокоен и невозмутим. Его уверенность основана на знаниях и расчете.  Неудачи и проблемы ­ не повод для паники, а стимул для активных действий. Его трудно  обидеть и вывести из себя. Способен работать долго и эффективно. Стратег. Он рос  здоровым красивым мальчиком, веселым, казалось, несколько флегматичным, умел  подмечать характерные черты своих сверстников и комически незлобиво им подражать.  Товарищи любили Кутузова за веселый нрав, преподаватели ценили его за способности и  прилежание. Учился будущий полководец успешно. Он хорошо освоил инженерное дело и  артиллерию, любил военную историю, знал языки: французский, немецкий,  латынь..Широкий кругозор, тонкий ум, редкий такт, умение находить общий язык с  разными людьми и прирожденная хитрость. Кутузов подвергся резкой критике со стороны  ряда высших военачальников.     Армейские критики упрекали главнокомандующего в  пассивности и в стремлении построить Наполеону «золотой мост» для выхода из России.  И.А.Крылов В отроческие годы будущий писатель окружен был условиями  неблагоприятными для образования и что только счастливым случайностям да  необыкновенной природной его даровитости следует приписать то развитие и некоторые  познания, например, в том же французском языке, которые он вскоре обнаружил. Уже  молодым человеком Крылов хорошо играл на скрипке  восхищается умом и  разносторонней даровитостью Крылова, говорит о его музыкальном таланте, о  математических способностях;   духовные интересы в значительной мере заглохли «под  тяжестью тела, приковавшего его к земле и самым пошлым ее удовольствиям. Все характеризовали старика Крылова, с его невозмутимостью и безразличием, с его  уравновешенностью, доходившей до апатии, они относились к нему положительно, а не отрицательно. видели в нем воплощение той житейской мудрости, которую высказывали  его басни. Про этого знаменитого толстяка и удивительного флегматика рассказывала  анекдоты вся Россия. Например, такой: «Представляете, господа, – признался он как­то своим приятелям за игрой в карты, – возвращаюсь вчера вечером домой. Иду себе  спокойно по знакомой улочке, цигарку курю. Вокруг – ни души. Вдруг слышу: сзади кого­ то бьют. Оборачиваюсь – меня…» Крайне неуклюж. Во избежание ущерба, Крылов со  временем стал придерживаться такой тактики: выискивал самое большое и удобное кресло, садился в него и мирно полудремал в ожидании обеда; после обеда снова возвращался в  кресло и, скрестив руки на своем объемном животе и почмокав губами, сладко засыпал… Главной радостью дедушки Крылова была еда. Говоря прямо, Иван Андреевич был  отменный обжора. …ему легче было пережить смерть близкого человека, чем пропустить  обед. По окончании обеда он вставал и, помолившись на образ, постоянно произносил:–  Много ли надо человеку?!Писатель не любил ни лишних слов, ни лишних жестов. Даже на  службе – около 30 лет Крылов проработал в Публичной библиотеке – он умудрялся пару  часиков поспать. Начальство смотрело на вольности Крылова сквозь Крылов не только  курил, нюхал и жевал табак, он еще и… как бы это выразиться помягче… не  перетруждался по части соблюдения личной гигиены. Он редко и неохотно менял нижнее  белье и вообще одежду, мылся «только по большим праздникам», никогда не  причесывался. При этом, даже в прохладную пору года, сильно потел. Запах, исходивший  от него, производил на особо чутких к запахам дам совершенно неотразимое впечатление…     Интересно, что темперамент и характер принятия пищи тоже взаимосвязан   Слайд №27 Яркие описания темпераментов  принадлежат Стендалю. Стендаль обращается к изображению темпераментов в своей работе «История живописи в  Италии», считая, что каждый художник должен быть психологически образован, чтобы не  делать ошибок в изображении персонажей – их общего облика, действий, настроений. Вот  его «портреты» темпераментов (в сильно сокращенном виде) (104, т. 8, с. 209—226). Давайте послушаем их, сравним с более  научными описаниями темпераментов, а затем  вспомним некоторых исторических героев ,известных людей – литераторов, композиторов   прошлых веков и настоящего времени и сопоставим тип темпераментов этих людей их  подвигам, успехам в своей профессиональной  деятельности.     Сангвинический темперамент . Сангвиник – человек с ослепительным цветом лица,  довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные  легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и  высокой температуре. Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли,  благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что­то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы.  Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль  любезного царедворца. Подавляющая масса французов – сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.   Холерический темперамент . Желчь – один из самых своеобразных элементов в  человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое,  пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно  возбуждающая и действующая подобно дрожжам. Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения  самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги.  Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно  незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек  холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией.  Холериками, по мнению Стендаля, были Юлий II, Карл V, Кромвель.   Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например  голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый,  рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него  сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие  сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое  количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и  подвижный гасконец побивает огромного гренадера­голландца. Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние – спокойное, тихое благополучие. Ему  свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования. Стендаль был участником войны 1812 г. и попал в Москву с армией Наполеона. Он  выражает удивление по поводу того, что русские, живущие в стране с суровым климатом,  обладают отнюдь не флегматичным темпераментом. В этом его убедила лихость  московских извозчиков, а главное, тот факт, что Москва оказалась пустой. «Исход  жителей из Смоленска, Гжатска и Москвы, которую в течение двух суток покинуло все  население, представляет собой самое удивительное моральное явление в нашем столетии;  я лично испытываю одно лишь чувство уважения ­ ___­; Исчезновение жителей Москвы до  такой степени не соответствует флегматическому темпераменту, что подобное событие  мне кажется невозможным даже во Франции», – заключает Стендаль (104, т. 8, с. 218).   И, наконец, меланхолический темперамент . Меланхолика отличают стесненность в  движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены  непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую  простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью.  Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша­меланхолик пустил себе пулю в лоб  из­за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил  признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это  объяснение. Описания Стендаля содержат все признаки общежитейского представления о  темпераментах, которое мало изменилось и по настоящий день.  Готовясь к этому мероприятию, мы провели  тестирование учащихся I  и II курсов по  определению типов их темпераментов. Результаты этого тестирования показаны на  слайдах. Слайды № 28, № 29, 30, 31  Наверное, многих интересует вопрос о влиянии типа темперамента на счастье человека в  семейной жизни. Американские ученые, среди которых известнейший антрополог с 30­ летним стажем Хелен Фишер, на протяжении многих десятилетий изучали эту зависимость  и пришли к следующим заключениям. По  мнению американской исследовательницы, на личность человека больше всего влияет  уровень его гормонов. Над кем­то превалирует влияние допамина, над другим –  серотонина, над третьей группой людей – тестостерона, а над другими – эстрогенов. Слайды № 32, № 33 Характер, темперамент, брак, счастье, с точки зрения Посольства американской   медицины, взаимосвязаны.  ),   тестостерона Хелен Фишер разделила всех людей на руководителей   ( с высоким уровнем       ( с преобладанием  исследователей   серотонина    )     ( с высоким уровнем     допамина), строителей     ( с преобладанием   эстрогена   и    участников переговоров­дипломатов    ).        Слайд № 34 Интересным и новым в работе американских ученых является исследование степени  удачливости человека в любви в зависимости от уровня преобладающего у него гормона.  Уравновешенные люди обычно любят себе подобных и строят прочные браки. Их Хелен  Фишер назвала строителями, зрения экспертов Посольства медицины, это ­   флегматики.    и эти люди имеют высокий уровень серотонина. С точки    Решительные и доминирующие люди, или руководители (это ­ павловские холерики) имеют высокий уровень тестостерона и более счастливы в браке, если их партнер является  дипломатом, которым «руководит» эстроген терпеливый меланхолик.   . Скорее всего таким партнером окажется    Счастливо сочетаются между собой дипломаты, любящие поговорить и проанализировать.  Как ни странно, но сложнее всего найти себе пару людям «ищущим» ­ исследователям,  находящимся во власти допамина   и, пожалуй, излишне ценящим новизну отношений. Это – живые и подвижные сангвиники счастья.     . Им и то и приходится труднее всего в поисках своего  Слайд № 35 Далее рассказ А.Чехова о темпераментах читают учащиеся Слайд № 36 ТЕМПЕРАМЕНТЫ  (ПО ПОСЛЕДНИМ ВЫВОДАМ НАУКИ)  Сангвиник. Все впечатления действуют на него легко и быстро: отсюда, говорит Гуфеланд, происходит   легкомыслие. . .   В   молодости   он   bébé1  и   Spitzbube2.   Грубит   учителям,   не стрижется, не бреется, носит очки и пачкает стены. Учится скверно, но курсы оканчивает. Родителей не почитает. Когда богат, франтит; будучи же убогим, живет по­свински. Спит до двенадцати часов, ложится в неопределенное время. Пишет с ошибками.  Для любви одной природа его на свет произвела: только тем и занимается, что любит. Всегда не прочь нализаться до положения риз; напившись вечером до зеленых чёртиков, утром встает как встрепанный, с чуть заметной тяжестью в голове, не нуждаясь в «similia similibus curantur»3. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей. С родней в ссоре. Врет напропалую. Ужасно любит скандалы и любительские спектакли. В оркестре он — первая скрипка. Будучи легкомысленен, либерален. Или вовсе никогда ничего не читает, или же читает запоем. Газеты любит и сам не прочь погазетничать. Почтовый ящик юмористических журналов выдуман исключительно для одних только сангвиников. Постоянен в своем непостоянстве. На службе он чиновник особых поручений или что­либо подобное. В гимназии преподает словесность. Редко дослуживается до действительного статского советника; дослужившись же, делается флегматиком и иногда холериком. Шалопаи, прохвосты и брандахлысты — сангвиники. Спать в одной комнате с сангвиником не рекомендуется: всю ночь анекдоты рассказывает, а за неимением анекдотов, ближних осуждает или врет. Умирает от болезней органов пищеварения и преждевременного истощения.  81  Женщина­сангвиник — самая сносная женщина, если она не глупа.  Холерик.  Желчен   и   лицом   желто­сер.   Нос   несколько   крив,   и   глаза   ворочаются   в орбитах, как голодные волки в тесной клетке. Раздражителен. За укушение блохи или укол булавкой готов разорвать на клочки весь свет. Когда говорит, брызжет и показывает свои коричневые или очень белые зубы. Глубоко убежден, что зимой «чёрт знает как холодно», а летом «чёрт знает как жарко. . . ». Еженедельно меняет кухарок. Обедая, чувствует себя очень   скверно,   потому   что   всё   бывает   пережарено,   пересолено. . .   Большею   частью холостяк,   а   если   женат,   то   запирает   жену   на   замок.   Ревнив   до   чёртиков.   Шуток   не понимает. Всё терпеть не может. Газеты читает только для того, чтобы ругнуть газетчиков. Еще во чреве матери был убежден в том, что все газеты врут. Как муж и приятель — невозможен; как подчиненный — едва ли мыслим; как начальник — невыносим и весьма нежелателен. Нередко, к несчастью, он педагог: преподает математику и греческий язык. В одной комнате спать с ним не советую: всю ночь кашляет, харкает и громко бранит блох. Услышав ночью пение котов или петухов, кашляет и дребезжащим голосом посылает лакея на крышу поймать и, во что бы то ни стало, задушить певца. Умирает от чахотки или болезней печени.  Женщина­холерик — чёрт в юбке, крокодил.  Флегматик.  Милый   человек   (я   говорю,   разумеется,   не   про   англичанина,   а   про российского   флегматика).   Наружность   самая   обыкновенная,   топорная.   Вечно   серьезен, потому что лень смеяться. Ест когда и что угодно; не пьет, потому что боится кондрашки, спит 20 часов в сутки. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний,   на   которых   ничего   не   понимает,   дремлет   без   зазрения   совести   и   терпеливо ожидает конца. Женится в 30 лет при помощи дядюшек и тетушек. Самый удобный для женитьбы человек: на всё согласен, не ропщет и покладист. Жену величает душенькой. Любит поросеночка с хреном, певчих, всё кисленькое и холодок. Фраза «Vanitas vanitatum et omnie vanitas»1 (Чепуха чепух и  всяческая чепуха) выдумана флегматиком. Бывает болен только тогда, когда его избирают в присяжные заседатели. Завидев толстую бабу, кряхтит, шевелит пальцами и старается улыбнуться. Выписывает «Ниву» и сердится, что в ней не раскрашивают картинок и не пишут смешного. Пишущих считает людьми умнейшими и в то же время вреднейшими. Жалеет, что его детей не секут в гимназии, и сам иногда не прочь посечь. На службе счастлив. В оркестре он — контрабас, фагот, тромбон. В театре — кассир, лакей, суфлер и иногда pour manger1 актер. Умирает от паралича или водянки.  Женщина­флегматик — это слезливая, пучеглазая, толстая, крупичатая, сдобная немка. Похожа на куль с мукою. Родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей — ее идеал.  Меланхолик.  Глаза   серо­голубые,   готовые   прослезиться.   На   лбу   и   около   носа морщинки. Рот несколько крив. Зубы черные. Склонен к ипохондрии. Вечно жалуется на боль под ложечкой, колотье в боку и плохое пищеварение. Любимое занятие — стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык. Думает, что слаб грудью и нервен, а потому   ежедневно   пьет   вместо   чая   декокт   и   вместо   водки   —   жизненный   эликсир.   С прискорбием   и   со   слезами   в   голосе   уведомляет   своих   ближних,   что   лавровишневые   и валериановые капли ему уже не помогают. . .   Полагает, что раз в неделю не мешало бы принимать   слабительное.   Давно   уже   порешил,   что   его   не   понимают   доктора.   Знахари, знахарки,   шептуны,   пьяные   фельдшера,   иногда   повивальные   бабки   —   первые   его благодетели.   Шубу  надевает   в  сентябре,   снимает   в   мае.   В  каждой   собаке   подозревает водобоязнь, а с тех пор, как его приятель сообщил ему, что кошка в состоянии задушить спящего   человека,   видит   в   кошках   непримиримых   врагов   человечества.   Духовное завещание у него давно уже готово. Божится и клянется, что ничего не пьет. Изредка пьет теплое пиво. Женится на сиротке. Тещу, если она у него есть, величает прекраснейшей и мудрейшей особой; наставления ее выслушивает молча, склонив голову набок; целовать ее пухлые, потные, пахнущие огуречным рассолом  83  руки   считает   своей   священнейшей   обязанностью.   Ведет   деятельную   переписку   с дяденьками, тетеньками, крестной мамашей и друзьями детства. Газет не читает. Читал когда­то   «Московские   ведомости»,   но,   чувствуя   при   чтении   этой   газеты   тяжесть   под ложечкой, сердцебиение и муть в глазах, он бросил ее. Втихомолку читает Дебе и Жозана. Во   время   ветлянской   чумы  пять   раз   говел.   Страдает   слезотечением   и   кошмарами.   На службе   не   особенно   счастлив:   далее   помощника   столоначальника   не   дотянет.   Любит «Лучинушку». В оркестре он — флейта и виолончель. Вздыхает день и ночь, а потому спать с ним в одной комнате не советую. Предчувствует потопы, землетрясение, войну, конечное падение нравственности и собственную смерть от какой­нибудь ужасной болезни. Умирает от пороков сердца, лечения знахарей и зачастую от ипохондрии.  Женщина­меланхолик   —   невыносимейшее,   беспокойнейшее   существо.   Как   жена   — доводит   до   отупения,   до   отчаяния   и   самоубийства.   Тем   только   и   хороша,   что   от   нее избавиться нетрудно: дайте ей денег и спровадьте ее на богомолье.  Холерико­меланхолик.  Во   дни   юности   был   сангвиником.   Черная   кошка   перебежала дорогу,   чёрт   ударил   по   затылку,   и   сделался   он   холерико­меланхоликом.   Я   говорю   о известнейшем, бессмертнейшем соседе редакции «Зрителя». Девяносто девять процентов славянофилов — холерико­меланхолики. Непризнанный поэт, непризнанный pater patriae1, непризнанный Юпитер и Демосфен. . .   и т. д. Рогатый муж. Вообще всякий крикливый, но не сильный.  Преподаватель В заключении мероприятия – игра. Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты  художественных, мультипликационных фильмов, документальной хроники. Необходимо по увиденным действиям героев, их речи, поведению определить темперамент. ИТОГ В каждом темпераменте есть что­то хорошее… Всегда можно найти хорошее в человеке с любым типом темперамента… Нет плохих темпераментов, как и нет плохих людей…

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"

Внеклассное мероприятие "Темперамент"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017