Внеурочное мероприятие «Небопашцы»
Цель: дать представление о необходимости работы над собой в духовной жизни человека.
Задачи:
• Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Формирование потребности в приобретении и развитии в себе таких качеств как любовь, милосердие, смирение, терпение и целостного православного взгляда на мир.
Формирование адекватной самооценки, нравственного выбора.
Развитие мотивов учебной деятельности.
Желание приобретать новые знания.
Участие в творческом созидательном процессе.
• Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Умение поставить, принять и сохранять учебную задачу.
Осознание возникающих трудностей и поиск путей их преодоления.
Освоение начальных форм личностной и познавательной рефлексии.
Осознание познавательной задачи.
Выстраивание логической цепи размышлений.
Слушание, наблюдение, извлечение нужной информации.
Устанавливание причинно-следственных связей.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, установление причинно-следственных связей; способами решения проблемы.
Использование знаково-символичных, схематичных, средств для решения задач.
Структурирование найденной, полученной информации в нужной форме.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками в рабочих гетерогенных группах.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль.
Ведение учебного диалога с учителем, одноклассниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Участие в беседе с соблюдением правил речевого поведения.
• Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Овладение знаниями о событиях из земной жизни Господа.
Становление внутренней потребности участия в таинствах Церкви, как необходимом условии воссоединения с Отцом Небесным.
Ход занятия:
- Прочитайте слово («землепашцы») слайд1
- Кто такие землепашцы? (возделывают землю)
- Что значит возделывать? (делать лучше)
- Для чего делать лучше? (чтобы давала богатые плоды)
- Приставка воз- обозначает движение вверх. Значит, возделывая землю, мы поднимаемся вверх, к небу? Почему происходит такое движение? (работа над собой)
- Что ещё можно возделывать? (себя, почву своей души)
- А какой проект проходит в нашей гимназии в этом учебном году? (Ангел смотрит с высоты)
- Как понимаете название этого проекта?
- Люди часто смотрят в небеса. Почему? (Согласитесь ли вы с тем, что люди смотрят в небеса, чтобы не сбиться с пути на земле?)
- Кого мы каждый день наблюдаем в небе? (птиц) Совершая свой полёт, они как будто напоминают нам о пути на небеса. Недаром у А. С. Пушкина есть строки:
Солнце красное взойдет,
Птичка гласу Бога внемлет,
Встрепенется и поет.
- Более того, есть птицы, стая которых похожа на плуг, орудие труда, которым люди раньше возделывали землю. Вы знаете, что это за птицы? (журавли) слайд 2
В те времена, про которые я вам рассказать хочу, как и всегда у них повелось это, прилетели ранней весной в наши русские края журавли. Тут надо обязательно сказать, что наша Русь всегда родиною серых журавушек была. А на зимовку они улетали не куда-нибудь просто в тёплые края, а в Святую Землю. Это туда, где родился от Святого Духа и Девы Марии Господь наш Иисус Христос.
- Что же о Рождестве Христове могли рассказать журавли? слайд 3
Христос родился как Человек, как один из нас, то есть — во плоти. Деве Марии и Иосифу не досталось мест в гостинице. Поэтому им пришлось заночевать в пещере — её пастухи использовали как хлев для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира.
- Господь стал человеком, чтобы дать возможность нам, людям, вернуться на небо.
- Каким качествам души учит нас Господь? (Милосердие, любовь к людям.)
- А сделают ли эти качества нас, людей лучше?
- Сможем ли мы приблизиться к небесам, если будем поступать подобно Господу?
- А журавлики, про которых я рассказ начала, эти из сказки Ивана Рутенина «Журавушка». Зовут их Жур и Жура.
Когда князь Владимир Русь нашу крестил - всем Божьим творениям о том возвестил. Нашли наши журавли себе местечко для гнездовья самое лучшее. С тех пор нарекли Родину нашу с вами - журавлиная.
- Предлагаю вам отправиться вслед за журавлями в эту сказку (приклеить журавликов), пройти земной путь, который избрал Господь, и постараться увидеть, какие добродетели позволят нам приблизиться к небесам.
- Посмотрите на экран и вспомните основные моменты из земной жизни Господа. слайд 4, 5, 6,
- К какому событию из жизни Господа относится эта икона?
- Давайте поработаем в группах. Возьмите конверт, откройте и прочитайте задание. Время подготовки 7 мин. слайд 7
Крещение Господне
1. Прочитайте. Соедините части так, чтобы получился рассказ.
2. Проверьте себя: переверните текст, если соединили части правильно, то получится изображение.
3. Ответьте на вопрос: какие качества приближают нас к небесам?
Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, Он пришел на Иордан – креститься от Иоанна.
Бог открыл Иоанну, что Это не простой человек, а Сын Божий. Поэтому Иоанн отказывался крестить Иисуса Христа и говорил Ему: «Мне следует креститься от Тебя; а Ты хочешь, чтобы я крестил Тебя».
Иисус отвечал: «Мы должны исполнить всё, что велит Бог». Иоанн положил свои руки на главу Спасителя. Иисус вошел в реку и окунулся в воду.
Над Ним раскрылось небо и спустился в виде белого голубя Дух Святой. Затем раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение».
- Какое задание у вас было? Встаньте в том порядке, в котором расположили части. О каком событии вы вспоминали? слайд 8
- Чему учит нас Господь? (смирению, послушанию и любови)
- Приклеивайте своих журавликов, а я расскажу сказку дальше:
У журавлей-то, поди, не так как у людей, а своё журавлиное житье-бытьё. Всё то они вместе. И такая у них журавлиная нежность была. Но не знали они, бедняжки, что их впереди ждёт… И что их на пути подстерегает…
Сценка:
В тех местах, в самой тёмной чаще леса, на болоте жила Чёрная туча. Была она древняя и сварливая, как Баба Яга.
ЧТ: Ни с кем уж я давно не общаюсь и журавлей уж тем более отвращаюсь.
1журавль: Ой, такие чёрные тучищи, уже глубокой осенью бывают!
2журавль: И дождь холодный проливает!
ЧТ: Что вы так встревожились, птички? Это я вышла немножечко погулять, старые косточки размять и домой опять! А погода ещё долго хорошая будет!
Поверили ей журавушки и ещё несколько дней оставались на месте.
1журавль: На Святой Руси хоть и случись беда…
2журавль: Не пропадём никогда!
Но вскорости Чёрная Туча снова выползла из своей чащи-болота: хохочет-смеётся. Протянула свои чёрные ручищи, ухватилась за журавлиный клин.
ЧТ: Ну теперь я на вас буду землю пахать, а вы будете мне помогать. Вспомню своё старое ремесло: делать зло, чтоб на русской земле ничего не росло! И на такой работе вы все теперь помрёте!
1журавль: На Святой Руси хоть и случись беда…
2журавль: Не пропадём никогда!
А чёрная туча так разозлилась, так вскипятилась, да ещё пуще расчернилась!
ЧТ: Где она, ваша Святая Русь! Здесь моё царство! И нет никакой Святой Руси – у кого ни спроси!
Не поверили ей, на сей раз журавли. Не может такого быть! И тут церковь вдали заметили, а в ней детей православных.
1журавль: скажите нам, дети православные…
2 журавль: Есть ли Святая Русь?
Дети: Есть! Есть!
Как только у детей православных спросили, сразу правдивый ответ получили! Там, где Церковь Божия…
Дети: Там и Русь Святая!
- Почему Жур и Журочка поверили туче? (добренькой да ласковой притворилась)
- Чему учит нас эта история? ( отличать добро и зло, уметь преодолевать трудности, не отчаиваться, вере и упованию на Бога)
Приклеивайте своих журавликов.
- Ребята, а все ли тучи злые? (нет) Какое облако возвестило благую весть?
Преображение Господне
1. Прочитайте.
2. Вставьте подходящие по смыслу слова.
3. Ответьте на вопрос: какие качества души приближают нас к небесам?
Иисус Христос был не только человеком, но и Богом. Однажды взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору Фавор и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Когда он говорил, их покрыло светлое облако, из которого был голос Бога: "Это есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".
(слова для справок: преобразился, Богом, белыми, слушайте, облако, Сын Мой)
- Какое было задание? Прочитайте текст. слайд 9
- О каком событии из жизни Господа узнали? слайд 10
- Каким качествам учит нас Господь, чтобы сделать нас ближе к небесам?
Преображение - цель жизни каждого человека. Только для этого нужно победить в себе зависть, гордость, гнев, непослушание и другие плохие качества и стараться жить так, чтобы наша душа и наши добрые дела были подобны свету, который так обрадовал учеников Иисуса Христа.
- Приклеивайте журавликов, а я расскажу сказку дальше: слайд 11
Напрягли свои последние силы журавли и к храму Божьему! Сами собой двери храма перед ними открылись! Журавли быстрёхонько в них влетели. А чёрная туча на всём лету как ударилась в эти самые двери, через неё молния прошла и она сама себя сожгла. Как будто и не было вовсе. И запомните навсегда: там, где хоть маленький храм православный стоит или православный человек живёт – там и Святая Русь!
- Давайте послушаем следующую группу.
Воскресение Христово
1. Прочитайте историю праздника.
2. О каком самом главном православном празднике вы прочитали? Запишите название праздника.
3. Ответьте на вопрос: почему людей охватила радость?
_________________________
В ночь с субботы на воскресенье Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых. Ангел явился и отвалил камень от гроба Господня.
Утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Ангел известил их о Воскресении Господнем: Иисус Христос умер на кресте, но был сильнее смерти, Он воскрес. Идите и расскажите, что Он воскрес из мертвых. Великая радость охватила людей.
- Какое задание выполняли вы? Зачитайте текст.
- О каком самом главном празднике вы прочитали? слайд 12
- Почему великая радость охватила людей?
- Воскресение Христово - самый большой праздник. Мы знаем, что Бог сильнее смерти. Своей Крестной смертью он для всех нас открыл путь на небеса. Он стал светом вокруг нас, Жизнью и вместе Путем, к этой Жизни.
Вот и подошло наше путешествие к концу.
А журавушки наши вылетели из церквушки и, радостно курлыкая, устремились в теплое синее небо, чтобы весною, на Пасху, возвратиться на Святую Русь! И в полёте чудесном своём врезались они клином, будто плугом, в самое небо. И там, где журавушки-небопашцы пролетают – там везде мир и гладь, да Божья Благодать!
- Посмотрите, куда указывает нам путь наш журавлиный клин? слайд 13
- В начале занятия мы говорили, что можно возделывать почву своей души. Чем же мы засеем её, какими качествами? (смирение, терпение, покаяние, любовь)
- Отчего зависит, вырастут ли наши посевы или нет? (как будем трудиться над собой)
- Автор сказки Иван Рутенин назвал журавушек-небопашцы, а на какую букву похожа стая журавлей? (л)
- О какой самой главной добродетели напоминают нам журавли? (любовь) Потому что Бог есть любовь.
Открыв душу Любви, возникает непреодолимое желание делиться, наполняя радостью других. Научившись этому, мы научимся делать наш чудесный и удивительный мир счастливее, чтобы и самим принять эту радость, жить ей и приблизиться к небесам.
- Возьмите каждый своего журавлика. Если вы готовы работать над собой, над приобретением качеств души, о которых мы говорили на занятии, приклейте своего журавлики в журавлиную стаю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.