Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"
Оценка 5

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Оценка 5
Работа в классе
docx
классное руководство
3 кл
03.03.2017
Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"
Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков" проведено в 3 классе. Оно знакомит учащихся с историей донского казачества, бытом казаков, занятиями. Дети разучили песни, стихи, принимали участие в викторине на знание слов, характерных для донского казачества. Много нового узнали не только дети, но и их родители.
21.11 В ГОСТЯХ У КАЗАКОВ.docx
В гостях у казаков Ведущий.    Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами праздник. Ведущий:   Представьте себе, что мы оказались на станичных посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.  (Под музыку выходит с шарами петух) Петух: Кукареку! Кукареку!  Ну,  вот все в сборе  Можно праздник начинать,  В круг друзей всех собирать. Эй,  ребята, детвора!  Петь, плясать пришла пора  Давайте знакомиться.  Гребень красный, Рубаха алая Я ребята — петух­зазывала! Подходи по одному  Расскажу вам, что к чему.  Никакого тут секрета,  Хоть кого я расспрошу: Ведь праздника, как этот,  Не бывало на Дону! (Звучит плясовая музыка, петух пляшет) А сейчас настало время  К творчеству народ будить;  Все  традиции забыты —  Нужно срочно возродить. Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки» Эх, донские казаки,  Эх, донские казаки,  Казаки, Казаки,  Казаки, Казаки,  По станицам гуляли,  По станицам гуляли,  Гуляли, гуляли,  Гуляли, гуляли.  Молодушек любили,  Молодушек любили,  Любили, любили,  Любили, любили.  К одной двое ходили,  К одной двое ходили,  Ходили, ходили,  Ходили, ходили.  Одну двое любили,  Одну двое любили,  Любили, любили, Любили, любили.  Подарочки носили,  Подарочки носили.  Носили, носили,  Носили, носили.  Подарочек не простой,  Подарочек не простой,  Не простой, не простой,  Не простой, не простой,  С ручки перстень золотой,  С ручки перстень золотой,  Золотой, золотой,  Золотой, золотой.  Серябряна калечка,  Серябряна калечка, Калечка, калечка,  Калечка, калечка.  Балить мая сердечка,  Балить мая сердечка,  Сердечка, сердечка,  Сердечка, сердечка.  Балить сердце и живот,  Балить сердце и живот,  И живот, и живот,  И живот, и живот.  Далеко милай живет,  Далеко милай живет,  Он живёт, он живёт,  Он живёт, он живёт.  Часто вести подаёт,  Часто вести подаёт,  Подаёт, подаёт,  Подаёт, подаёт.  А я ево не боюсь,  А я ево не боюсь,  Не боюсь, не боюсь,  Не боюсь, не боюсь,  На улицу покажусь,  На улицу покажусь,  Покажусь, покажусь,  Покажусь, покажусь.   Чубатые ребяты,  Чубатые ребяты,  Ребяты, ребяты,  Ребяты, ребяты,  Прелестнаи казаки,  Прелестнаи казаки,  Казаки, казаки,  Казаки, казаки! Ведущий.    Такие праздники на Дону проводились  после того,   как   с   полей   был   убран   урожай   до   последнего зернышка.   И   только   тогда   пекли   караваи   из   нового урожая,   играли   свадьбы,   устраивали   посиделки.   Одним словом, всем можно было отдохнуть. У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка. (Выходят хозяин и хозяйка) Хозяин  : Добрый день, гости званые и желанные. Хозяйка:   Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета! Хозяин:   Милости просим к нашему куреню! Хозяйка:    Ждет   вас   здесь   угощение   знатное   и   время­ провождение приятное. И по старому донскому обычаю, дорогих гостей встречаем хлебом­солью. А главный хлеб на Дону — это, конечно, каравай. (Выходит каравайщица с хлебом­солью) Каравайщица:    Здорово   ночевали,   казаки   и   казачки. Милости просим к нашему куреню.  Ведущий.    Слово «каравай» происходит от слова «кара» —  круг; потому,  что каравай  —  круглый  хлеб. А  наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл — круглое   красное   солнышко,   круглый   годовой   цикл. Вселенная   нашими   предками   представлялась   тоже замкнутой   в   виде   круга,   да   и   вся   жизнь,   так   считали, развивается по кругу... Ведущий.    Поэтому,   после   уборки   девушки   водили   хо­ роводы. (Хороводный танец «Заплетайся плетень») Ведущий.    В   давние   времена   собирались   люди   на праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли осо­ бый   хлеб   —   он   получил   название   «пирог»,   от   слова «пир». (Звучит лирическая музыка) Ведущий:    Наиболее   древние   пироги   —   пироги   из пресного теста. Ведущий:   Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное — только по большим праздникам. Ведущий.    Слоеное тесто появилось значительно позже. В старину   начинки   пирогов   отличались   большим разнообразием. Ведущий:    Готовили   пироги   с   мясом,  грибами,  яблоками, маком, рыбой и даже с кислицей.    Овощная   начинка   тоже   была   самая Ведущий: разнообразная, были даже огуречники — пироги с солеными огурцами. Ведущий.   Были и хлебальные пироги. С них срезали корку и начинку ели ложками. Ведущий:    Готовили такие пироги­тарелки с начинками из лука, капусты и моркови. (Музыка затихает) Ведущий.    По   форме   пироги   различались   на   долгие, круглые   и   треухи.   В   круглый   пирог,   как   уже   говорилось раньше, вкладывался большой смысл. Ведущий.    В   нашей   области   кроме   пасхальных   куличей, Вознесенских   рогулек,   модников,   картофельников,   пекли уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой, топтаники из гороховой муки и многое другое.   Ведущий.    Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами. Давайте лучше споем. Ведущий.   Собирайся, народ, Я бы вольная казачка была.    Скакала, плясала б по лугам,  По зеленым по дубравушкам,  По зеленым по дубравушкам.   С донским, с молодым казаком,  С удалым добрым молодцем,  С удалым добрым молодцем.  Девочка. Ой, ребята, а я что видела! Все. Что!? В наш веселый хоровод.  Песни петь, да плясать,  Всех вокруг забавлять. Песня «Посею лебеду…» Посею лебеду на берегу,  Мою крупную рассадушку,  Мою крупную зеленую.    Погорела лебеда без дождя,  Моя крупная рассадушка,  Моя крупная зеленая.    Пошлю казака по воду,  Ни воды нет, ни казаченька,  Ни воды нет, ни казаченька.     Кабы мне да, младой, ворона коня,  Я бы вольная казачка была,  Девочка.   Ехала станица мимо казака,  Вдруг из подворотни  Лают ворота! Мальчик.   Лошадь ела кашу,  А казак – овёс.  Лошадь села в сани,  А казак ­ повёз! Девочка.   Стучит – бренчит по улице,  Фома едет на курице.  А Тимошка – на кошке  По кривой дорожке! Мальчик.   Катя­Катюха Оседлала петуха.  Петух заржал,  На базар побежал! Девочка.   Синее море огнём горит,  Белая рыба по небу летит,  По чистому полю корабль плывёт,  На корабле серый волк стоит. Мальчик.   А проворная лисица потявкивает:  Хоть вправо держи, хоть влево держи,  А потом куда хочешь, сворачивай! Девочка.  Ну, ребята, вы загнули,  Чуть не до смерти пугнули.  Да и где же это видано?  Да и где же это слыхано? Мальчик.  Ты играй, гармонист,  Играй, не стесняйся,  Ты сегодня, гармонист,  Для нас постарайся. Частушки Говорят, частушки вроде  В наши дни уже не в моде.  Только как они не в моде  Если любят их в народе. Эй, девчонки­хохотушки,  Запевайте­ка частушки.  Запевайте поскорей,  Чтобы было веселей! Веселей играй, гармошка,  Будем петь вам от души.  Мы, девчоночки­ дончанки,  До чего же хороши! Эх, сторонушка родная,  Дорогая сторона!  Здесь повсюду нас встречает  Эх, донская­ то земля. Старину мы уважаем,  Старину мы бережём.  О любимом нашем крае  Песни звонкие поём. Мы с весёлой песней дружим,  Мы вам честно говорим,  Хорошо живём, не тужим,  Хлеб с икоркою едим. Мы вам пели и плясали,  Каблучками топали,  А теперь мы вас попросим,  Чтобы нам похлопали Ведущий.   Любо казаки и казачки, любо. Каравайщица:   А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите­ка мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»? Казачка:   Это женщина, которая торгует пирожками. Казак:   Да нет, это доска, на которой стряпают пироги. Каравайщица:    Хорошо,   хорошо.   Не   нужно   спорить.   Оба ответа верны, так как это слово имеет два значения. А   скажите,   люди   добрые,   почему   говорят:   «Покамест пироги в печи — не садись на печь»? Казак:   Да потому что испортятся  ­ тесто сядет. Каравайщица:    Верно.   А   еще,   чтобы   пирог   и   хлеб   не испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб, пока все хлебы не испеклись. А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать? Казак:   А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет. Каравайщица:    А   как   же   тогда   каравай   хлеба   правильно начинать нужно? Казак:   Резать надо с головы, с краю, который повыдался. Каравайщица:   Ну, молодцы, казаки и казачки. Уважаемые казаки  и казачки, я предлагаю  отправиться сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей посмотреть. Хозяин:   Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны. Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет? Каравайщица:   А специально для этого я испекла колобок, чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок». Ведущий.    Замечательно.   Только   перед   путешествием   я предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко. Все  .  Любо, любо! Песня   «По полю, полю» По полю­полю, по полю­полю,  По широкому полю,  По широкому полю  Летал­вылетал, летал­вылетал  Сизголубчик молодой,  Сизголубчик молодой. Кликал­выкликал, кликал­выкликал  Сизголубицу свою,  Сизголубицу свою.  Ты ходи сюда, ты ходи сюда,  Сизголубушка моя,  Сизголубушка моя. Я тебя люблю, я тебя люблю  За походочку твою,  За походочку твою.  По двору идёшь,  По двору идёшь,  Словно павушка плывёшь,  Словно павушка плывёшь. По полю­полю, по полю­полю,  По широкому полю,  По широкому полю Летал­вылетал, летал­вылетал  Сизголубчик молодой,  Сизголубчик молодой. По полю­полю, по полю­полю,  По широкому полю,  По полю­полю, по полю­полю,  По широкому полю.  Полю. Ведущий. путешествие   отправляться. колобок, покажи нам заветный уголок.    Ну   вот,   казаки   и   казачки,   можно   и   в   Катись   по   блюдечку, (Звучит песенка колобка) Ведущий.    Катился,   катился   колобок   и   прикатился   в замечательную   страну   под   названием   «Детство».   Да   и как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом раннем   возрасте   знакомится   с   понятием   «пирог»,   а круглый   пирог   служил   еще   и   оберегом,   поэтому   так часто   это   слово   встречается   в   детских   потешках, прибаутках и колыбельных песнях. Ведущий.        А хотите  посмотреть   и  послушать, как  ка­ зачки своих малышей спать укладывали, как их качали, что им пели? (На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбель­ ную) Хозяйка:          Котя, котенька, коток, Котя — серенький хвосток.  Приди, Котя, ночевать.  Нашу девочку качать.  Уж как я тебе, коту,  За работу заплачу,  Дам кусочек пирога  Да кувшинчик молока,  Кушай, Котя, не проси. (Выходит дочка с куклой) Дочка:          О, качи­качи­покачать,  Испеку тебе калач,  Спи­ко, Танечка, не плачь. Дочка.    А   мою   Танечку   надо   под   квашню   посадить   да перепекчи. Хозяйка:   А ты разве знаешь, как это делается? Дочка:    Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни­ то тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с маленьким   Ванюшкой.   А   еще   надо   куколку   на   лопатку посадить да в печку засунуть.  А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали? Ведущий.   Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под   квашню.   Руки   смачивали   водой,   которой   смазывали поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты ходи. Ведущий.    А   когда   ребенок   был   хилым   и   болезненным, совершали   обряд   перепечения   —   сажали   на   лопатку   и   в печку, как пирог совали. Хозяин:    Прекрасная   страна   —   Детство,   но   нам   нужно отправляться дальше в путешествие. Хозяйка:    Катись   по   блюдечку,   колобок,   Покажи   нам заветный уголок. Мы   с   вами   попали   в   страну   под   названием   «Загадка». Очень загадочная страна. Каравайщица:          Не сиди на печи, Налетай на калачи,  Пироги получит тот,  Кто отгадку назовет. 1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают?  (Блины) 2. Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям  плачу. (Хлеб) 3. Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет  как камень. (Пирог) Хозяин:   Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе. —   А   давайте   мы   устроим   состязание   в   смекалке,   на­ ходчивости, уме? Тогда внимательно слушайте. Викторина Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем викторину по словарю донского говора. Горище – чердак Гутарить – говорить Гумно – место для хранения зерна Курень – дом Вечерить – ужинать Шлях – дорога Атаман – вожак Казаки – вольные люди Майдан – площадь Станица – село большое Хутор – село маленькое Кочет – петух Чувяки – тапки Хворать – болеть Цибарка – ведро Завеска – фартук Баз – сарай Нехай – пусть Ноне – сегодня Ведущий:  Казаки   –   вольные   люди,   но   всегда   соблюдали кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было нельзя. А какие? Знаете? (дети в зале перечисляют) Заповеди казаков: ­ Честь и доброе имя для казака дороже жизни. ­ По тебе судят обо всем казачестве. ­ Служи верно своему народу, а не его вождям. ­ Держи слово! Слово казака дорого. ­ Чти старших, уважай старость. ­ Сам погибай, а товарища – выручай. ­ Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость! ­ Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные! ­ Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий! Каравайщица:    Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора бы и честь знать. Хозяйка:   На Дону гуляют волны, Гребешочки пенятся, Мы умеем веселиться, И в труде не ленимся. Хозяин:   Из­за Дону песню выведу, По России поведу, Голосистую, задорную, С подголосками в ладу. Давайте и мы споем песню  Звучит «Песня о России» 1. Посмотри, как всё красиво,   Посмотри ­ простор какой.   Точно мать, склонилась ива   Над заснувшею рекой.   Ветерок метнулся разом,   Облаков прорвав кольцо.   И ромашка жёлтым глазом   Смотрит солнышку в лицо.   Припев:   Над Россией солнце светит,   И дожди шумят над ней.   /В целом свете, в целом свете   Нет страны её родней,   Нет страны её родней.­2р./  2. Посмотри, леса какие   И сады шумят кругом.   Наша Родина ­ Россия   Хорошеет с каждым днём.   Видишь ­ яблони и сливы   Вдоль дороги стали в ряд. О житье­бытье счастливом   В русских сёлах говорят.   Припев.  3.  И берёзку молодую,   И кустарник, и траву, ­   Беззаветно всё люблю я,   Всё я родиной зову.   Хорошо костер походный   На поляне разжигать,   Хорошо в стране свободной   Мне с друзьями подрастать.  Петух:    Ну   вот,   дорогие   гости,   мы   с   вами   еще   раз услышали   о   донском   каравае,   о   казачьих   обычаях, традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже, чем, то место, где ты родился и вырос.

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017