Внеклассное мероприятие-викторина «В мире сказок»
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия
Дети рассаживаются под песню «В мире много сказок»
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Василиса Премудрая. Сегодня я пришла к Вам не просто так. Ребята, отправила меня к вам Сказка. Хочет она убедиться и проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Докажем ей, что мы читаем и знаем сказки?
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей) И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
Учитель: Кто из вас знает, какие сказки называются русскими народными (Кто является автором русских народных сказок)
Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. И вот сегодня мы с вами разберемся в этом загадочном мире русских народных сказок.
Ребята, поднимите руки те, кто знает русские народные сказки. А какие сказки вам знакомы?( Русские народные сказки: Колобок; Лисичка-сестричка и волк; Три медведя; Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; Царевна-лягушка; Теремок; Репка; Курочка Ряба; Лиса и заяц; Гуси-лебеди; лиса и журавль; По щучьему велению).
Учитель: Вы готовы показать, насколько хорошо вы знаете сказки?
Очень хорошо. А громко ли вы умеете хлопать в ладоши? (правая сторона, левая сторона, а теперь все вместе). А еще нам понадобиться смеяться? Давайте попробуем: все мальчики в классе смеются. Ха-ха-ха. Мальчики. Все девочки в классе смеются. Хи-хи-хи. Девочки. Молодцы. Готовы.
Музыка. Голос.
(И) -Василиса-а-а. Василиса. (Появляется Иванушка).
(И) -А вот ты где?
(В) - Что случилось Иванушка? Почему ты так рано из школы пришел? Иль выгнали тебя?
(И) - Ой, Василисушка, уж лучше бы я из копытца водицы попил и превратился в козленочка. Представляешь, задали нам к уроку «Русские народные сказки» прочитать. Ну, я картинки посмотрел, ничего интересного нет, а раз нет ничего интересного, то зачем читать?! Как назло, учитель к доске вызывает, расскажи ей сказку да расскажи… А что я рассказывать буду, если ничего не читал. Вот она и говорит: «Пока сказки не прочитаешь, в школу не приходи». Так что у меня, теперь, каникулы.
(В) - Какие каникулы, Иванушка? Стыдно ничего не знать. Говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ты не хочешь добрым молодцем стать?
(И) – Хочу.
(В) – Тогда оставайся у нас. Мы как раз сегодня про русские народные сказки будем говорить. Ребята мы поможем Иванушке разобраться в сказках? Не дадим ему пропасть?
Тогда давайте начнем нашу викторину по сказкам!
Задание 1: Разминка.
Сказки просят:
– А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Отворили дверь козлята
И… пропали все куда-то!
(«Волк и семеро козлят»)
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня.
(«Гуси-лебеди»)
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
(«По щучьему велению»)
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок…
(«Маша и медведь»)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(«Снегурочка»)
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок»)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…
(«Колобок»)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя»)
Вот она какая,
Большая-пребольшая.
Вытащить ее решили.
Вшестером одну тащили.
Но уселась крепко.
Кто же это?
(«Репка»)
Учитель: Вот вам следующее испытание.
Задание 2. Кроссворд: (слайд 14)
1. Куда дед из сказки “Сестричка-лисичка и волк” положил “мёртвую” лису? Сани.
2. Из какой посуды ела лиса в сказке «Лиса и журавль». Кувшин
3. Какие Емелины вещи из сказки “По щучьему велению” сами домой пошли? Вёдра.
4. В кого превратился братец Иванушка из сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”? Козлёнок.
5. Куда положила старуха колобок, чтобы он остудился из сказки “Колобок”? Окно.
6. Кто последним тянул репку из сказки “Репка”? Мышка.
- Какое слово получилось: Сказка.
Задание 3. Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Пети, Саши, Тани,
Леши, Кати, Вани.
И другие ребятишки,
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще “посещайте”,
Ежедневно их читайте.
Ребята, вам нужно прочитать отрывки из разных сказок и догадаться из каких сказок эти слова.
«Не садись на пенек, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!» (Маша и медведь)
«Дед бил – бил, не разбил, баба била – била не разбила
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось…»
(Курочка Ряба)
«На столе стояли три миски с кашей. Большая миска была Михайлы Потапыча, средняя – Настасьи Петровны, а самая маленькая – Мишуткина….» (Три медведя)
«Прибежала лисичка к теремку, постучала и спрашивает, кто, кто в теремочке живет?» (Теремок)
“Наловил дед рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мёртвая”.Сказка “Лисичка-сестричка и волк”
“Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят”.Сказка “Волк и семеро козлят”
Задание 4. «Пазл»
Перед вами на столах лежат конверты, чистые листы, клей.
В конвертах разрезаны картинки сказок.
Посмотрите их.
Соберите из частей три большие картинки.
Наклейте части на чистый лист.
Физминутка. (слайд 15)
Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился. (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)
Задание 5. «Инсценировка»
Попробуйте показать сказку «Теремок».
Можете выбрать себе нужные наголовники. (Около доски на столе разложены маски героев, Дети могут использовать их для инсценирования сказок.)
(Дается время на подготовку, после чего ребята показывают свою работу.)
Задание 6. А сейчас ребята вам предстоит помочь героям наших сказок. Посмотрите на доску, все они перемешались и не могут понять какая сказка их. Поможем им?
Задание 7. «Веришь не веришь»
Отвечать «да» или «нет»
1. Волк съел колобка.
2. Яичко золотое разбилось
3. Гуси лебеди поймали девочку с братцем.
4. Старуха нашла в санях лису.
5. Братец Иванушка превратился в телёночка.
6. У козы было семеро козлят.
7. Емеля поймал щуку.
8. Вместо девочки лисичке со скалочкой в мешок положили кабанчика.
Задание 8.
Ребята, а какого страшного героя сказок вы знаете? (Баба-Яга) (слайд 16)
А знаете ли вы, как из
страшного можно сделать нестрашное? (Страхи ненавидят, когда люди смеются над
ними.)
– Я вам открою один секрет: «Чтобы сделать нашу Бабу Ягу нестрашной – надо
дорисовать ей какие-то смешные детали – бантики, косички, шляпку и прочее».
Давайте попробуем. Подумайте, что могло бы обрадовать Бабу Ягу. Дорисуйте ей
торт, воздушные шары или прилепите бантик.
Вот и закончилось наше путешествие по Сказкам. Но зато теперь вы можете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
В. Ну, что Иванушка!!! Понял, для чего книги надо читать?
А сейчас ребята хотели бы сказать несколько слов:
1.Нас встречает в жизни сказка,
Вместе с материнской лаской,
С добрым бабушкиным взглядом,
Чтоб идти по жизни рядом.
2.Никогда нам не наскучит.
Быть отважными научит.
В беде научит помогать.
Никогда не унывать!
3. И пусть зло пока хитрее,
Все равно добро мудрее!
Сказка нам поможет жить
И все невзгоды победить!
Учитель. А сейчас мы с вами покидаем “Страну сказок ”, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых героев и познакомитесь с новыми сказками.
Сегодня у нас в гостях героиня одной РН сказки, яблонька.
Почему героиня, потому, что яблонька в сказке разговаривает.
Она грустит без яблочек и ждет их от вас.
Давайте порадуем яблоньку плодами.
У вас на столах три цвета яблок.
Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, подарите яблоньке жёлтое яблоко.
-Кому было интересно на уроке, но были трудности, подарите яблоньке зелёное яблоко.
-Кому было не интересно на уроке, подарите яблоньке красное яблоко.
Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам. Что самое главное в русских народных сказках? (Добро побеждает зло.)
А какими словами заканчиваются сказки? (Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.)
Пора и мне прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч в Стране Сказок, Чудес и Волшебства!
Песня «Добрые сказки»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.