ВРЕМЕНА ГОДА
Автор: Зубаирова Алия Нажиповна
Место работы: МОБУ СОШ с. Рощинский
муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Должность: учитель начальных классов Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Выяснять, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались
месяцы в Древней Руси.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование, материалы, средства наглядности: О. Д. Ушакова «Этимологический словарик
школьника», загадки, пословицы, поговорки, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Сообщение темы занятия.
О т г а д ы в а н и е з а г а д к и.
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы.)
Сегодня мы узнаем, откуда к нам пришли названия месяцев.
II. Основная часть.
З И М Н И Е М Е С Я Ц Ы.
З а г а д к а.
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима.)
1. Д е к а б р ь.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Зашумела, разгулялось
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету. И. Никитин
б) Оказывается, название «декабрь» родственно слову «дециметр». Что же общего у месяца с
мерой длины? Оба эти слова образованы от латинского слова «децем», что в переводе
означает «десять». Дециметр – десятая часть метра, а декабрь у древних римлян был десятым
месяцем. И хоть сейчас декабрь двенадцатый месяц, название сохранилось.
в) Отгадайте, как назывался этот месяц в древней Руси.
( Студень.) ( Дети называют разные буквы, учитель вписывает их в клетки, если такие буквы в слове есть.
Кто первый назовет правильно слово, тот получает жетон. Кто набрал больше всего жетонов
на занятии – тот победитель. )
Как вы думаете, почему его так назвали?
Подберите родственные слова к слову «студень». ( Стужа, стынуть, застывать.)
г) Объясните смысл пословиц, примет о декабре. ( Работа по группам.)
В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Декабрь сухой – будет сухая весна и сухое лето.
Декабрь теплый и сырой – затяжная зима и поздняя холодная весна.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход дает.
Если в декабре частые ветры, то в марте и апреле на дворе будет слякоть.
Декабрь снежный и холодный – будет и год плодородный.
2. Я н в а р ь.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом. С. Я. Маршак
б) Название месяца январь пришло к нам из Древнего Рима. Римляне назвали этот месяц в
честь Януса – бога солнца и света. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно
лицо старое и обращено в прошлое, а другое – молодое, смотрит в будущее. На пальцах
правой руки Януса было начертано число 300, на пальцах левой – 65.
Как вы думаете, почему? ( 365 – количество дней в году.)
В новогодний праздник никто не должен был ссориться, кричать, драться, чтобы не
разгневать Януса, который мог рассердиться и послать людям плохой год.
в) А вот на Руси этот месяц называли подругому. А как, догадайтесь сами.
( Сечень.)
Как вы думаете, от какого слова происходит слово с е ч е н ь? ( От слова рассекать.)
Что же «рассекал» этот месяц, как вы думаете? ( Рассекал зиму на две половины.)
г) Объясните смысл пословиц, примет о январе. ( Работа по группам.)
Январь – всему году запевка, зиме середина.
Январь на порог – прибыло дня на куриный скок.
Если январь морозный, то июль будет сухим и жарким. Январюбатюшке – морозы, февралю – метели.
3. Ф е в р а л ь.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка. С. Я. Маршак
б) Название месяца февраль латинское по происхождению. В Древнем Риме февраль был
последним месяцем года, поэтому римляне устраивали большой праздник в конце месяца,
приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. В буквальном переводе с латинского
февраль означает месяц очищения, от названия обряда очищения. Отсюда и название месяца
февраль.
в) А вот как называли этот месяц на Руси, вы узнаете, заполнив клеточки буквами. Но учтите,
в феврале, как правило, выпадает много снега и стоят лютые морозы.
( Лютый.)
Как вы думаете, почему этот месяц так называли?
Чем интересен этот месяц? ( В обычном году в феврале 28 суток, а в високосном – 29.)
г) Объясните смысл пословиц, примет о феврале. ( Работа по группам.)
В феврале зима с весной встречается впервой.
Вьюги да метели под февраль налетели.
Февраль зиму ломает, воду подпускает.
Февраль богат снегом, апрель – водой.
Февраль зиму выдувает.
Февраль воду подпустит – март подберет.
Как ты, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.
Коли 1 февраля погода ясная – весна будет ранней.
Если на Ефимия ( 2 февраля) в полдень солнце – к ранней весне, если метель – вся
масленая неделя будет метельной.
Длинные сосульки в конце февраля – к долгой весне.
Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
Если вечером 1 февраля на небе много звезд, то зима еще долго продержится.
д) Отгадайте, какой месяц.( Дети читают загадки. Надо отгадать, о каком месяце идет речь.)
1. По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну так что за месяц это? ( Февраль.)
2. Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет,
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? ( Январь.)
3. Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем Новый год. ( Декабрь.)
В Е С Е Н Н И Е М Е С Я Ц Ы.
З а г а д к а.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? ( Весной.)
1. М а р т.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Третий месяц у ворот –
Это к солнцу поворот.
Зимний сторож Снеговик
Ёжится, мрачнеет:
Старый к холоду привык,
Он в тепле худеет. Ю. Корниец.
Март хоть чуть и плакса,
Но хитрец большой:
Глаз один в слезинках,
А в лучах другой.
Первые подснежники
Март в дубраве рвет,
И венок весенний
Март искусно вьет. М. Мревлишвили.
б) В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался Марсу, богу войны.
В честь него так и назвали месяц.
А вот одно из названий этого месяца на Руси.
( Капельник.)
Как этот месяц получил своё название? Почему, от какого слова? ( Капель.) А вот как ещё называли этот месяц: протальник, весновей, грачевник, березень.
г) Объясните смысл пословиц, примет о марте. ( Работа по группам.)
Март месяц любит куролесит.
В марте день с ночью равняется.
Мартовский мороз не выдавит слез.
Март февралю–бокогрею – младший брат.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
С мартапролетья весна начинается.
С крыш хоть и капает, а мороз за нос цапает.
Март и снегом сеет, и солнцем греет.
Мартовский гром – признак плодородия.
В марте облака плывут высоко и быстро – к хорошей погоде.
Частые мартовские туманы – признак дождливого лета.
Кукушка часто и сильно кукует по весне – верный указатель приближающего тепла.
2. А п р е л ь.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Ах, как все быстро тает,
И голуби летают,
Лохматые собаки
На солнышке лежат.
И можно наконецто
Понежиться, погреться
И долгодолго слушать,
Как ручейки звенят. Г. В. Лебедева
б) Очередной весенний месяц – апрель, получивший свое название еще в Византии. Название
это переводится как «теплый, солнечный».
в) Снегогон, солнечник, цветень, водолей так ласково звали наши предки славяне этот
месяц.
Подумайте, почему апрель получил такие названия в Древней Руси?
г) Объясните смысл пословиц, примет об апреле. ( Работа по группам.)
Апрель, апрель – на дворе звенит капель.
Апрельский скворец – весны гонец.
Апрельский цветок ломает снежок.
В апреле сено в стогах преет.
Апрель с водою, а май с травою.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Апрель водою славен, почками красен.
Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывает апрель.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
Апрельские ручьи землю будят. 3. М а й.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Хорошо весной,
Поле чистое,
Муравой – травой
Ты украшено
Да цветочками
Все душистыми
В утро майское
Принаряжено.
От сырой земли
Рожь – красавица
К небу синему
Поднимается,
Там поет – звенит
Пташка вольная,
Заливается. С. Дрожжин
Колокольчиком
б) Май – последний месяц весны и пятый месяц года. Вероятно, название произошло от
древнеиталийского собственного имени Майя – богини земли и плодородия.
в) Как называли май наши предки, древние русичи?
( Травень.)
Почему месяц получил такое название?
г) Объясните смысл пословиц, примет о мае. ( Работа по группам.)
Май холодный – год хлебородный.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Много майских жуков – к засухе.
Май мокрый делает хлеб добрый.
Май – под кустиком рай.
Ай – ай, месяц май: тепел и холоден.
Май обманет да в лес уйдет.
Одна майская роса коням лучше овса.
Дождь в мае хлеба подымает.
Как в мае дождь, так и будет рожь.
Бывает май – под кустиком рай, а то май – коню сено дай, а сам на печь полезай. д) Отгадайте, какой месяц.
1. В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ( Май.)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грая горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? ( Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? ( Апрель.)
Л Е Т Н И Е М Е С Я Ц Ы.
З а г а д к а.
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? ( Летом.)
1. И ю н ь.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Если в небе ходят грозы,
Если травы зацвели,
Если ранним утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна! Е. Трутнева
б) Июнь – первый летний месяц. В июне самый продолжительный день и самая короткая ночь.
Свое название этот месяц получил по имени римской богини Юноны. Римляне верили, что
Юнона дарует людям дождь и урожай, успех и победу. Ёе считали богиней плодородия.
в) Как называли июнь наши предки? ( Червень.)
Почему этот месяц получил такое название? (В этом месяце в природе появляется много
кузнечиков и червей. В лесах поют соловьи и зяблики, свистят иволги, барабанят дятлы.
Отцветает сирень, значит, начинается лето. С одним из этих явлений природы связано и
народное название июня.)
г) Объясните смысл пословиц, примет об июне. ( Работа по группам.)
В июне солнце поворачивает на зиму, а лето – на жару.
Пришел июнь разноцвет – отбою от работы нет.
Июнь – хлеборост.
В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко.
Июнь – румянец года.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам пробежал.
Июнь – скопидом копит урожай на весь год.
Знойный июнь – на боровики плюнь.
Почти всегда 7 июня гремят грозы.
2. И ю л ь.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес, ни звука,
Лист не шелест,
Только жаворонок
В воздухе звенит. И. Суриков
б) Июль получил свое название в честь выдающегося римского полководца, политического
деятеля и писателя Гая Юлия Цезаря.
в) Какое название носил июль в Древней Руси?
( Сирень.)
г) Объясните смысл пословиц, примет об июле. ( Работа по группам.)
Июль – макушка лета, сенозарник, страдник.
В июле на дворе пусто, да в поле густо. Июль – краснолетье, краса всего сезона.
3. А в г у с т.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторами
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит. С. Маршак
б) Название «август» происходит от древнеримского слова «аугустус», что означает
«величественный». Это было имя одного из императоров Древнего Рима, в честь которого
назвали месяц август.
в) А в г у с т – завершающий месяц лета. Ему присущи яркие холодные зори, сияние зарниц.
А вот старорусское название.
( Зорник.)
А еще наши предки называли восьмой месяц года «серпень».
Как вы думаете, почему август получил такие названия?
г) Объясните смысл пословиц, примет об августе. ( Работа по группам.)
Август – собериха, август – припасиха.
В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.
Дуб в августе желудями богат – к урожаю.
Август – густарь, густоед, разносол: всего вдоволь.
Август – каторга, да после будет мятовка.
В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
В августе серпы греют, а вода холодит.
д) Отгадайте, какой месяц.
1. Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи. (Август.)
Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета. Что, скажи, за месяц это? (Июль.)
Теплый, длинныйдлинный день.
В полдень крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи–ка? (Июнь.)
З а г а д к а.
О С Е Н Н И Е М Е С Я Ц Ы.
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? ( Осенью.)
1. С е н т я б р ь.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… Ф. Т. Тютчев
б) Название первого месяца осени сентябрь произошло от слова «септембер», которое
означает «седьмой».
Как вы думаете, почему? (Новый год начинался у древних римлян 1 марта, поэтому
сентябрь был седьмым месяцем.)
г) Объясните смысл пословиц, примет о сентябре. ( Работа по группам.)
С сентября лист на дереве не держится.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
В сентябре синица просит осень в гости.
Гром в сентябре – теплая осень.
Холоден сентябрь, но сыт.
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
2. О к т я б р ь.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми. Октябрь крадется по дорожкам,
Ступает тихо солнцу вслед.
Грибы и ягоды в лукошке.
И сентябрю он шлет привет!
В багряном бархатном кафтане,
Из листьев шляпа набекрень,
Он целый месяц будет с нами
Встречает рассвет, и ночь, и день.
Он волю осени исполнит –
Раскрасит поле, луг и лес,
И красотою мир наполнит!
И пригласит в страну чудес! Н. Майданик
б) Слово о к т я б р ь состоит в родстве со словами октава, октет. Все они образованы от
латинского слова «окто», что означает «восемь».
Как вы думаете, почему его так назвали? (Потому что у древних римлян это был восьмой
месяц.)
Что означают слова октет, октава?
г) Объясните смысл пословиц, примет об октябре. ( Работа по группам.)
В октябре хвали ясное утро ясным вечером.
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.
Гром в октябре – к бесснежной зиме.
Октябрь то плачет, то смеется.
Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и
снизу метет.
3. Н о я б р ь.
а) Чтение стихотворения подготовленными детьми.
Ноябрь – горбатый старичок.
Глаза – как льдинки, нос – крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.
Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устает – уже не молод!
Но ветер северный поможет:
Сорвет листву, в ковер уложит,
Укроет землю покрывалом,
Чтоб до весны не замерзла! Н. Майданик
б) Ноябрь получил свое название от латинского слова «новем», что означает «девять». Объясните почему одиннадцатый месяц года получил свое название от слова девять.(По
древнеримскому календарю.)
г) Объясните смысл пословиц, примет о ноябре. ( Работа по группам.)
Ноябрь – сумерки года.
Ноябрь без топора мосты наводит.
Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрьские ночи до снега темны.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
4. Древнерусские названия осенних месяцев.
В древней Руси названия осенних месяцев были другие.
Как они назывались, догадайтесь сами: соотнесите древние названия с современными.
Ледень – грудень – ледовый кузнец сентябрь
Летопроводец – верестень октябрь
Грязник – паздерник – листобой ноябрь
Как вы думаете, почему так называли эти месяцы?
От каких слов они образованы?
5. Отгадайте, какой месяц.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? ( Октябрь.)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? ( Сентябрь.)
Поле черно–белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? ( Ноябрь.)
III. Заключительная часть (рефлексия). Что было самым интересным на этом занятии?
Что для вас было новым?
Где пригодятся эти знания?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.