Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Юбилейный каравай дедушки Корнея" направлено на формирование функционального грамотного чтения учащихся первых классов. В мероприятии используются инсценирования по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Мероприятие способствует привитию интереса к чтению, учит работать в команде, формирует нравственные качества школьников.Внеклассное мероприятие по литературному чтению
Юбилейный каравай дедушки Корнея.docx
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №14» акимата г.УстьКаменогорск
Внеклассное мероприятие
1 4 классы
Разработали: Сысоева И.В.
учитель начальных классов,
Аксютина Н.Е.
библиотекарь СШ № 14
УстьКаменогорск, 2015 «Юбилейный каравай дедушки Корнея»
Форма: Книжкины именины
14 классы
Цель: формирование интереса младших школьников к личности и
творчеству К. И. Чуковского, приобщение детей к чтению художественной
литературы
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И.Чуковского,
прививать интерес к его творчеству.
2. Воспитывать у школьников чувство сострадания к слабым и
беззащитным, на произведениях К.И. Чуковского показать, что добро
побеждает зло; формировать умение анализировать произведения, выявлять
в них поучительные моменты и применять их в своей жизни; прививать
интерес к детской литературе.
3. Формировать у школьников устойчивый интерес к чтению,
вырабатывать навыки грамотного читателя; способствовать литературному
и творческому развитию учащихся, развитию их фантазии, воображения,
ассоциативного мышления путём создания игровых ситуаций и заданий,
развитию творческих способностей школьников.
4. Пробуждать у учащихся желание самостоятельно обращаться к
книге, как источнику содержательного и занимательного проведения
досуга.
Оформление: чудодерево, книжная выставка «В мире сказок
Чуковского», Презентация «Корней Иванович Чуковский», музыкальные
фрагменты к инсценированию, музыкальное сопровождение для конкурсов,
атрибуты для инсценирования: домик, самовар, дерево с бананами
(джунгли); выставка рисунков детей по сказкам К.И.Чуковского, шары,
юбилейный каравай, раздаточные картинки для деления на группы, слайды
диафильмов к сказкам «Бармалей», «Муха Цокотуха», «Айболит»,
ламинированные листы, фломастеры, раздаточный материал к конкурсу
«Героический поступок», ответы для самопроверки, листы самооценки,
смайлики, свечи для украшения каравая, ромашки вопросов, ромашковое
поле «Любители сказок дедушки Корнея, листочки с загадками, корзины с
шоколадом. Результат воспитания и обучения:
Воспитанники получат информацию о творчестве К.И. Чуковского, научатся
анализировать и оценивать поступки литературных героев произведений К.И.
Чуковского.
Воспринимают одноклассников как членов своей команды; вносят свой вклад
в работу для достижения общих результатов; толерантны к другому мнению;
не боятся собственных ошибок и проявляют готовность к их обсуждению.
Активно участвуют в обсуждениях, возникающих в ходе мероприятия; ясно
формулируют ответы на вопросы; слушают и понимают речь других; умеют
работать в паре, в группе.
Основные идеи:
Воспитание и обучение в соответствии с возрастными особенностями через
разнообразную, значимую для учащихся практическую деятельность.
Применение групповой и парной работы способствует: формированию навыка
совместного приобретения знаний, умения выражать свое понимание
проблемы, умения аргументировать суждения, вовлеченности в процесс
обмена идеями.
Групповая работа будет способствовать развитию лидерских качеств
школьников.
Использование стратегий критического мышления стимулирует учащихся к
доказательствам на основе собственного опыта, посредством наблюдения и
слушания.
Формативное оценивание создает условия для повышения мотивации и
качества воспитания и обучения.
Инсценирование отрывков из произведений К.И. Чуковского будет
способствовать развитию творческих способностей школьников.
Использование ИКТ для организации более яркой работы с информационным
материалом. Ход праздника:
Звучит музыка «Читайте вместе с нами», гости, актеры рассматривают
поделки, рисунки ребят, знакомятся с книжной выставкой.
1 слайд
Дети заходят в зал под музыку «Приходи сказка», заранее получили карточки
для деления на группы, рассаживаются по группам за столы, на столах предметы из
сказок Чуковского: «Муха Цокотуха», «Айболит», «Бармалей».
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые.
Сегодня у нас с Вами праздник и называется он «Юбилейный каравай
дедушке Корнею». Почему юбилейный каравай? Потому что у нас сегодня
книжкины именины! Вы любите свой день рождение?
Дети: Да!
Библиотекарь: Оказывается, у книжек есть тоже день рождение! А
дедушка Корней, это…(обращаясь к детям)
Дети отвечают…
Правильно, это наш любимый Корней Иванович Чуковский!
Учащиеся 3 «А» класса
Мы с детства верим в чудеса,
И сказки мы читаем.
Сегодня с вами мы, друзья,
День Рождения cказок Чуковского отмечаем!
Давайте любимые книжки откроем,
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем,
Опять повстречаться, сильней подружиться!
Мы к сказке в гости постучимся,
Чудес немало встретим в ней,
Гуляют в сказке небылицы,
И волшебства немало в ней!
Учитель: Мы разделили вас на группы. Как вы думаете, по какому
принципу? Вы разделились на группы по иллюстрациям книжек К.И.Чуковского
2 Слайд
Библиотекарь: (обращает внимание на чудодерево)
Ребята, а это что у нас? Что за чудодерево?
Демонстрация отрывка из мультфильма «Чудодерево».
А что на нашем чудодереве растет? Книжки!!!
Анечка, посмотри, пожалуйста, название книжек.
Вместе с библиотекарем смотрят, читают:
Книжке «Бармалей» 85 лет,
Книжке «Айболит» 85лет,
А книжке «МухаЦокотуха» 90 лет!
А знаете, ребята, что сделала дочь К.И.Чуковского Мура, когда ей
прочли сказку "Чудодерево"?
Правильно, посадила свою туфельку, чтобы вырастить такое же
чудесное дерево.
3 Слайд
Учитель: А кто автор всех этих произведений? (К.И.Чуковский)
Какие ассоциации вызывают у вас это имя. Давайте составим
ассоциативную карту. (Работа с ламинированными листами, фломастерами)
Выступление групп.
Библиотекарь: Подходит к чудодереву, разглядывает, берет галстук.
Ребята, как вы думаете, чей это может быть галстук?
Дети отвечают: К.И. Чуковского.
Правильно, Корней Иванович любил галстуки.
Кто же он К.И.Чуковский?
У Корнея Ивановича было четверо детей: два мальчика и две девочки.
Всё свободное время он проводил с ними и их товарищами, изобретая
бесконечные игры. Надо ли говорить, что все дети его просто обожали. Последние годы свой жизни Чуковский провёл в подмосковном посёлке
Переделкино. Дожив до 80 лет, он не изменял своим привычкам: вставал
очень рано и работал в саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь
снега, весной и летом копался в огороде или цветнике. Поработав несколько
часов, Корней Иванович отправлялся гулять. Он попрежнему не терпел скуки
и, встречаясь с детьми, приветствовал их не словами: «Добрый день, детки», а
чемнибудь вроде: «Здорово, старики и старухи!» И начинал с ними веселую
игру: показывал совершенно необыкновенный способ ходьбы, учил лазать по
деревьям. Дети звали его дедушка Корней или ласково Чукоша.
Ребята, вы молодцы, назвали почти все произведения Корнея
Ивановича, я только добавлю, что самой первой его сказкой была сказка
«Крокодил» (1916), положившая начало его работе в детской литературе. С
ранних лет произведения К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не
только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют
своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Телефона».
Стук в дверь, появляется Чуковский. Удивление детей.
Чуковский: Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришел к вам сегодня в
гости, чтобы вместе с вами отпраздновать именины моих книжек, и рассказать
вам истории моих сказок. А начну, пожалуй, с самой любимой сказки,
которую вам читали мамы и папы еще когда вы были совсем маленькими. Это
сказка «Айболит». Я давно хотел написать сказку о добром докторе, и вот
однажды когда отдыхал на Чёрном море, ко мне неожиданно пришло
вдохновение. Както раз он заплыл я очень далеко, и вдруг у меня сами собой
сложились слова:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну…
Поскорее выбравшись на берег, нашёл сырую папиросную коробку и
мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Ни начала, ни конца у сказки
не было.
На первых страницах нужно было рассказать о зверях, приходивших к
доброму доктору, и о болезнях, от которых он их вылечил. И тут уже по
возвращению домой, в Ленинград, начались долгие поиски нужных строк.
Нужны были всего четыре строки:
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
4 слайд Алина подхватывает:
И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту Барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
Инсценирование , 4 «А» класс
Ученица 1 класса: Корней Иванович! Мы знаем и любим ваши сказки, и
сегодня мы покажем вам, насколько хорошо мы знаем их.
Учитель: Раз мы празднуем именины книжек К.И. Чуковского мы с
вами попробуем приготовить юбилейный каравай для дедушки Корнея. У вас
на партах разложены кусочки сектора нашего пирога, за каждое выполненное
задание, каждая группа будет собирать кусочки пирога в один общий, и в
конце мероприятия мы смастерим пирог для нашего дорогого гостя. Ребята,
начнем собирать наш пирог!
Вам предстоит одну из сказок собрать у себя в группах по слайдам в
виде диафильма, представить собранную сказку нашим гостям.
Выполняют задание, составляют диафильм из картинок (во время составления
звучит музыка)
Учитель: Айболита посмотрели, спасибо нашим актерам из 4 «а»
класса, какой же у нас получился диафильм по этой сказке? (показ диафильма
«Айболит»)
2 группа покажет нам диафильм по сказке… Дети хором: «Бармалей»!
(показывают диафильм «Бармалей»)
3 группа покажет нам диафильм по сказке… «МухаЦокотуха»
(показывают диафильм «МухаЦокотуха»)
Учитель: Мы посмотрели диафильм «МухаЦокотуха», молодцы,
ребята! А давайте узнаем историю создания этой сказки, попросим об этом
нашего дорого гостя!
5 слайд
Чуковский: «Мухуцокотуху» я сочинил для внучки Марины. Это была
единственная сказка, которую я написал за один день, сгоряча. Я очень люблю
вспоминать, как эта вещь писалась. У меня бывали такие внезапные приливы
счастья, совершенно ни на чем не основанные… Такое настроение было у меня 29 августа 1923 года, когда я…вдруг почувствовал, что на меня
нахлынуло, что называется, вдохновение: «Чувствуя себя человеком, который
может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу
квартиру. Схватив какойто запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав
карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал
себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и
свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
Муха, МухаЦокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Звучит музыка, подхватывает учитель 2 «А» класса:
Муха, МухаЦокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Инсценирование, 2 «А» класс
Первоклассники собирают первые три куска (сектора) пирога
Библиотекарь: Ребята, давайте посмотрим, может быть на нашем чудо
дереве есть вещи из сказок, о которых мы с вами говорили…(градусник,
денежка, сабля, таблетки, очки, пистолеты и т.д.)
Находят саблю в последнюю очередь, говорят, что принадлежит комарику.
Учитель: Какой герой, наш маленький комарик! Совершил настоящий
героический поступок. Давайте вспомним, какие еще героические поступки
совершали персонажи сказок К.И Чуковского.
Конкурс «Героический поступок»
Вам необходимо соединить героя сказки с поступком, который он
совершил.
Работа в группах:
1.Айболит
2. Воробей
3. Крокодил
4. Комар
А. Зажгли море.
Б. Проглотил солнце.
В. Помыла свою посуду.
Г. Вернул солнце в небо. 5. Федора
6. Медведь
7. Бабочка
8. Лисички
Д. Потушила море.
Е. Спас Муху – Цокотуху.
Ж. Съел таракана.
З.Вылечил зверей.
Самопроверка на листах с иллюстрациями:
1З, 2 Ж, 3 Б, 4 –Е, 5 В, 6Г, 7 Д, 8А.
Самооценивание с помощью смайликов. На картинках для самооценки.
Первоклассники собирают 4, 5, 6 куски пирога.
Библиотекарь: На нашем чудодереве вы нашли много вещей, а есть ли
на нем предметы кровожадного, беспощадного, злого разбойника, которому
не надо не шоколада, не мармелада, а только маленьких да очень маленьких
детей. О ком это я?
Демонстрация отрывка из худ.фильма «Айболит 66»
Песня «Ты лети моя акула..»
Дети отгадывают сюжет из сказки о Бармалее
6 слайд
Чуковский: Ребята, у вас есть друзья? У меня тоже много друзей и вот с
одним из них, художником, мы часто встречались и иногда вместе гуляли по
городу.
Однажды мы очутились на Петроградской стороне, на улице с забавным
названием – «Бармалеева». Мы стали думать, почему так названа улица,
посыпались шутки, и вскоре мы сошлись на том, что улица получила имя
Бармалея, который был, несомненно, разбойником и жил в Африке. Тут же на
улице мой друг нарисовал воображаемого разбойничка с большими грозными
усами, с красным платком на голове и с громадным ножом за поясом. Так и
возникла эта сказочка, где крокодилы добрые, а дети бегают гулять в
Африку.
Звучит звук выстрелов, шума лесного…
Инсценирование сказки «Бармалей», 3 «А» класс.
Учитель: Мы с вами готовились к нашему празднику, у вас было
опережающее задание, подготовить вопросы по сказкам К.И. Чуковского. Сейчас вы в группах выберете 3 наиболее интересных вопроса и зададите их
своим товарищам из других групп, а ребята попробуют на них ответить.
Домашнее задание: Задай вопросы любителям сказок дедушки Корнея.
«Ромашка вопросов» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит
определенный тип вопроса.
Первоклассники собирают 7, 8, 9 куски пирога.
Учитель: Корней Иванович писал не только сказки, но и стихи. Сейчас
давайте посмотрим, как можно всем вместе инсценировать стихотворение
Корнея Чуковского «Жил на свете человек». Я буду читать это
стихотворение, а вы будете выполнять движения и разные жесты.
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она.
Сидя у окошка.
А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.
И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.
Учитель добавляет один сектор пирога
Учитель: Ребята, на нашем чудодереве выросли плоды с названиями
произведений Чуковского, но названия этих книг частично стёрлись, остались
только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия. (Ребята снимают
плоды и отгадывают названия сказок)
Барм…
Кро…
Мой…
Пут…
цо…
Тара…
Му…
Теле…
Чу…
го…
со…
де…
Фе…
Кра…
Первоклассники собирают 10, 11, 12 куски пирога. Учитель: Вот и готов наш юбилейный пирогкаравай! Давайте украсим
его свечами, но свечи вы получите, только после выполненного задания.
Библиотекарь: Корней Иванович писал для детей не только
стихотворения и сказки. Он очень любил загадывать детям загадки,
придумывать каверзные задания, вопросы. Отгадаем загадки, которые растут
на нашем чудодереве!
Учитель: За каждый правильный ответ свеча для украшения нашего
пирога
Чуковский снимает с дерева листы с загадками и загадывает их
первоклассникам.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И чтото застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и
цыпленок.)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня! (Крапива.)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки и лед.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Хожуброжу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа.)
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на нихто голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными. (Салют.)
Вот иголки и булавки
Выползают изпод лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж.)
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
(Автомобили.)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы и зубы.)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю
Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало.)
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались
бы,
И больше со мной никогда не
встречались бы,
Потому что – скажу вам, не
хвастая, –
Я стальная, и злая, и очень
зубастая. (Пила.)
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(Ковер.) Учитель: Вот и готов наш юбилейный каравай для дедушки Корнея!
7 слайд
Звучит минусовка «Каравай»
Выходят герои инсценировок, читают:
МухаЦокотуха: Вы сказки Чуковского любите, знаете.
Айболит: С удовольствием сказки эти читаете.
Бармалей: Мы рады, ребята, очень за вас.
Комарик: За то, что в гостях побывали у нас.
Лиса: Чтоб жить вам было веселей,
Крокодил: Придумал нас всех дедушка …
Все: КОРНЕЙ.
Библиотекарь: Как на книжкины именины испекли мы каравай…
Дети в костюмах вручают каравай Чуковскому.
Дети в кругу с Чуковским исполняют «Каравай»
Чуковский, обращаясь к ребятам: А какие же именины без шоколада?
На нашем чудодереве и шоколад растет! Угощайтесь, дорогие мои ребята!
(берет корзинку под чудодеревом, угощает ребят). А для вас, товарищи взрослые,
МухаЦокотуха, вскипятила самовар, приглашает на чай с молоком и
крендельком!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.