Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Цель занятия: познакомить учащихся с уникальным объектом природы и культуры Каповой пещерой.
Задачи: сформировать представление о причинах формирования пещер, об особенностях Каповой пещеры как памятника
природы и культуры;
развивать познавательный интерес, навыки самостоятельной работы,
воспитывать чувство любви к Родине, развивать интерес к изучению природы родного края.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление ; отбирать
занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией. Выполнять логические операции самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение
аргументировать своё предложение.
Регулятивные УУД: формирование умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать
и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,
развивать сопереживания, эмоциональнонравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств
других людей.
Основные понятия : пещера, спелеология, археология.
Оборудование: карта Республики Башкортостан, компьютер, проектор, презентация, лабораторное оборудование, образцы
горных пород. Ход занятия.
Мотивирование на учебную
деятельность
Целеполагание, постановка
проблемы
Деятельность учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я
рада приветствовать вас
на нашем занятии по
краеведению. Все мы
любим свою Родину-
великую Россию, любим
нашу Республику
Башкортостан, свою
малую Родину-город
Межгорье. Но мало просто
любить, нужно знать
природу и историю
родного края.
Сегодня мы отправимся с
вами в самую настоящую
научно-
исследовательскую
экспедицию. Но перед
любой экспедицией
должна быть проведена
очень тщательная
подготовка.
Наши научные
сотрудники провели опыт,
результаты которого
Слайд 2
Двое учащихся в
импровизированной
лаборатории проводят
опыты по растворению
горных пород: песок,
руда, соль, мел.
Выступление учеников
–«лаборантов».
- Установлено, что одни
горные растворяются в
воде, а другие не
растворяются.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 Поиск путей решения
проблемы
Решение проблемы
сейчас огласят. Ребята,
вам слово.
Что произойдет, если
подземная река в течение
длительного времени
растворяет горные породы
и уносит их с собой?
(Вывешивает на доску
табличку «пещера»).
- Вы уже можете назвать
тему занятия.
Что бы вы хотели узнать о
Каповой пещере в ходе
занятия?
- Капову пещеру изучают
спелеологи (Вывешивает
на доску табличку
«спелеология») и
археологи (Вывешивает
на доску табличку
«археология»).
- Отправляемся в
путешествие. Перенестись
в удивительный мир
Шульган-Таш нам
поможет видео ролик.
Смотрите внимательно, и
на несколько вопросов вы
получите ответ.
Вопросы:
-Под землей образуется
пустота – пещера.
Слайд 6
- Капова пещера
(Шульган-Таш)
- Дети предлагают
вопросы.
- Говорят, чем
занимаются
представители этих
профессий.
Просмотр видео
ролика.
Слайд 6
Слайды 7,
8
Видео
«Культурн
ый сезон»
«Шульган-
Таш»
Учащиеся отвечают на
поставленные вопросы.
Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11.
Вопросы:
- Какую роль играла
Капова пещера в жизни
первобытных людей?
- Каково историческое
значение Шульган-Таш
для наших
современников?
Учащиеся высказывают
свои предположения.
Учащийся читает
отрывок из
стихотворения М.
Гафурова «Шульган
-Таш».
-Откуда произошло
название пещеры?
- Кто впервые открыл
рисунки в Каповой
пещере?
- В каком году это было?
- Сколько лет наскальной
живописи?
На занятие я пригласила
эксперта –учителя истории
Галиуллину Раису
Ильиничну. Раиса
Ильинична ребята
подготовили для вас
вопросы, пожалуйста,
ответьте на них.
(Интервью с
Галиуллиной Р.И.)
- Ребята, а как вы думаете,
почему первобытные
люди, жизнь которых была
очень сурова, рисовали на
стенах пещер?
- Этот вопрос интересовал
многих людей. Вот, что по
этому поводу сказал
башкирский поэт Марсель
Гафуров. Учащиеся
самостоятельно
выполняют
предложенные задания.
Слайд 12
Отчет
Слайд 13
Самостоятельная работа с
использованием
полученных знаний.
Коррекция
Рефлексия
Ребята, давайте
представим, что мы
можем воспользоваться
машиной времени и
отправить послание-
рисунок своему далекому
предку. Задание группе
«художники» - нарисовать
достопримечательности
нашего края.
Задание группе
«археологи» -
расшифровка послания.
Задание группе
«спелеологи» - продумать,
какое оборудование
необходимо спелеологу и
правила поведения в
пещере.
Направляет,
контролирует.
Словарная работа.
- поставьте себе оценку за
работу на уроке.
- Ребята, 23 марта 2019 мы
будем праздновать
великую дату: 100-летие
Республики Башкортостан.
Я верю, любовь к родному
краю навеки будет жить в
ваших сердцах. И вы преумножите славу и
богатства родной
республики.
Приложение.
Задание для группы «археологи».
Капова пещера располагается в … районе Республики … .
У нее есть второе название - … . Образовалась она в
результате … . этот процесс называется … . Эта пещера всемирно известна тем, что здесь обнаружены …, которым
… лет. Впервые обнаружил их … в … году.
Задание для группы «спелеологи».
Продумайте, какое нужно взять оборудование спелеологу.
Каковы правила поведения при посещении пещеры? ПЕЩЕ
РА АРХЕОЛОГИЯ СПЕЛЕОЛОГИЯ Инструкция.
Перед вами образцы горных пород (песок,
гранит, мел, известняк). Залейте их водой.
Проследите, что произойдет с каждым
образцом. Какие горные породы
растворились в воде? Какие не растворились?
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Внеклассное занятие по краеведению в 5 классе «Капова пещера – уникальный уголок Башкортостана».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.