Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"
Оценка 4.7

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
русский язык
1 кл—4 кл
06.12.2017
Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"
На занятии по русскому языку хочу показать связь предметов (русского языка и окружающего мира), научить пользоваться справочной литературой для пополнения своих знаний. Учить пользоваться телефоном не только играя, но с помощью телефона (смартфона) можно получать нужную информацию, пополнять словарный запас обучающихся.на внеклассном занятии по русскому языку происходит знакомство с такими науками как этимология и фразеология
Внеклассное занятие по русскому языку.doc
Внеклассное     занятие      по      русскому      языку                                       «В     гостях     у      слова» Цель: учить пользоваться справочной литературой для пополнения  словарного  запаса; Задачи:  1. познакомить со словарным словом «медведь»»;        ­ дать этимологическое значение;   ­ учить подбирать загадки к данному слову;   ­ учить работать с устойчивыми сочетаниями слов, близкими по  лексическому значению одному слову – фразеологизмами; 2.  показать межпредметную связь русского языка и окружающего мира; 3. прививать интерес к слову.                                             Ход занятия ­ Задумывались ли вы когда­нибудь над тем, почему всё вокруг так называется, а  не по­другому? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к  нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь  словечко другое, не исказив смысла? ­ Поиском ответов на эти вопросы занимается наука ЭТИМОЛОГИЯ (наука о  значении и происхождении слов) и ФРАЗЕОЛОГИЯ (наука о значении и  происхождении устойчивых выражений). ­ Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое  слово употреблено к месту, ко времени, ­ «ХРОМОЕ СЛОВО – ХРОМАЯ РЕЧЬ», гласит русская пословица. Чтобы  хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а  красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно  расширять словарный запас. ­ Что значит расширять словарный запас? ­ Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его  тайну. А помогут вам в этом науки ЭТИМОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ – две  волшебницы, владеющие сокровищами и щедро одаривающие ими каждого, кто  захочет посетить их царства. Надеюсь, что сегодняшнее занятие пробудит в вас  интерес к слову, вызовет желание  не только заглядывать, но и читать книги,  работать со словарём.   ­ Герои нашего занятия не смогли прийти к нам, а прислали телеграмму:                                                «Пряздрявляем  Иа с днём рождения!»                                          (Сова и медвежонок Пух) ­ Кто такой Винни­Пух? ­ Вот сегодня мы и поговорим с вами о МЕДВЕДЕ. А что вы знаете о медведе? (на доске появляются слова:                                     АРКТОС                         УРСУС                                                     МЕДВЕДЬ) ­ Казалось бы, что об этом слове говорить, и так всё ясно! МЕДВЕДЬ – ведающий мёд. НО на самом деле не всё так просто, как кажется на первый взгляд! Думаю,  что это будет оправдано вашим интересом, а главное чуть­чуть большим  проникновением в интересную и загадочную науку – ЭТИМОЛОГИЮ. ­ Греческое и латинское название медведя – АРКТОС и УРСУС – прижились в  языках многих народов. Почему же наших предков не удовлетворило общее с  другими языками старое медвежье имя? ­ Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его  опасались больше, чем другого зверя. ­ Древним людям представлялось, что имя любого существа связано с ним самим  таинственной и чудесной нитью. Имя – не одежда, которую можно накинуть и  снова снять.  ­ Имя часть человека, зверя, предмета: притом может быть самая важная их часть. Отзвуки этих верований дошли и до наших дней, например, в поговорках. Не называй, не произноси всуе имени опасного (или даже безопасного – убежит)  существа – ты призовёшь его  самого. Надо вместо настоящего имени создать условное. Древним людям эта выдумка  представлялась верхом остроумия: страшное имя АРКТОС они заменили очень  удачным на их взгляд, МЕДОЕД (мед – у – едь, медведь). Теперь произноси сколько угодно это условное имя – никакой опасности не  будет. Игра «Зажги огоньки»  Поставьте в слове красную точку  под безударной гласной в корне слова, синюю – под парной согласной.  Отгадайте загадки. Летом ходит без дороги                         Зверь мохнатый, неуклюжий Возле сосен и берёз,                               Не боится зимней стужи А зимой он спит в берлоге,                   Под корягою лесной От мороза прячет нос.                           Спит под снежной пеленой. ­ Кто же это? ­ Правильно это медведь. А какие загадки про медведя знаете вы? (Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь Этот зверь – лесной … (медведь) ­ В загадке прозвучало, что медведь лапу бурую сосал? А зачем медведь это  делает? Почему? ­ Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах ­ на подушечках.  Она чешется, зудит, вот он в полудрёме и слизывает старую подошву. ­ Медведь очень известное животное. Как в народе называют медведя? (большой, косолапый, неуклюжий) ­ Вспомните сказки с этим большим, косолапым, неуклюжим героем. ……………………………………………………………………………… Настало время волшебницы ФРАЗЕОЛОГИЯ, а что обозначает имя  ФРАЗЕОЛОГИЯ? ­ Про кого так говорят: «Медведь на ухо наступил»? Почему? (слушаются высказывания обучающихся) ­ Сделал другу медвежью услугу. Когда так говорят? (слушаются высказывания обучающихся) ­ И последнее задание. Как вы думаете, что такое медвежье ухо? (слушаются высказывания обучающихся) ­ Когда пойдёте в лес, наверняка увидите у самой земли распластавшееся  медвежье ухо. Не настоящее, конечно, а цветок. Потрогайте его толстые  серые листья. Они покрыты шелковистыми волосками. Погладишь их – и  покажется, что у тебя в руке мягкое, тёплое ухо медведя. Домашнее задание: найдите иллюстрацию медвежьего уха (РАСТЕНИЯ)

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"

Внеклассное занятие по русскому языку "В гостях у слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017