Внеклассное занятие "Театр есть искусство отражать"
Оценка 4.7

Внеклассное занятие "Театр есть искусство отражать"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
6 кл
10.09.2019
Внеклассное занятие "Театр есть искусство отражать"
Публикация является частью публикации:
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ О ТЕАТРЕ.docx

ДЕПАРТАМЕНТ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

«КОМПЛЕКСНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ  –

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

 

 

 

 

 

 

Сценарий воспитательского занятия:

«Театр есть искусство отражать»

 

 

 

 

 

 

 

Работа воспитателей:

Волкодав Н.М.

Самильянова А.Р.

 

Москва

2019

 

«Театр есть искусство отражать. Средневековый театр - жизнь и развлечения. Театральные профессии»

Цель: познакомить с театром средневековья, театральными профессиями.

Задачи:

*      активизировать познавательный интерес к истории театра, театральным профессиям;

*      расширить кругозор детей, повысить их культурный уровень;

*      развить интерес к театру, театрализованной деятельности, развить коммуникативные навыки.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

 

Ход занятия.

1.            Вступительное слово: (слайд № 1 - 2) Театр – самый древний вид искусства. Практически невозможно установить конкретный временной период его возникновения. Копнув вглубь веков – понимаешь, что театр в той или иной форме существовал всегда и сопровождал человека на всех этапах развития общества и социальной культуры. Вообще, невозможно не согласиться с древним утверждением, что весь мир – это театр, а люди в нем актёры, которые, отыграв свою роль, исчезают за кулисами.

Сегодня мы предлагаем совершить вам увлекательное путешествие в волшебный мир театра Средневековья. В Средневековье театр,  так же как и в древнем мире,  пользовался большой популярностью и востребованностью.

2.  Основная часть: (слайд № 3) История средневекового театра — это культурный срез целой эпохи (средневековье — эпоха феодаль­ного строя, V—XVII вв.), по которому можно изучать сознание средневекового человека. С чего всё начиналось?

2.1. (слайд № 4) В 476 г. пал великий Рим. Его многоколонные беломраморные храмы и театры лежали в развалинах. В огне погибли рукописи античных трагедий и комедий. Высокообразованные актёры остались без дела...

Сокровища античного театра не сразу открылись средневековым людям: настоящее театральное искусство было так прочно забыто, оставило о себе столь неясные представления, что трагедией, например, стали называть стихотворение с хорошим началом и плохим концом, а комедией — с грустным началом и с хорошим концом. В раннее средневековье люди полагали, что найденные ими древние пьесы исполнялись одним человеком.

(слайд № 5) Жизнь средневекового человека была нелегкой. Войны, чума, холера, оспа, саранча, град, голод косили людей.

Люди хотели радоваться и веселиться, сколько бы церковь ни запрещала «греховные, языческие» зрелища, которые отвлекали верующих от молитвы и подневольного труда.

(слайд № 6) Какие же зрелища были доступны людям в раннее средневековье? Театра как особого искусства драматического и музыкального представления и специального здания, предназначенного для зрелищ,  не существовало. Однако в немногих сохранившихся цирках вплоть до VIII в. продолжали выступать мимы, акробаты, дрессировщики зверей.

(слайд № 7) На городских площадях раздавалось пение вагантов — странствующих студентов, недоучившихся школяров, веселых бродяг, извечных противников церкви и феодальных порядков. Собираясь компаниями, ваганты затевали игры и песни. Часто они расплачивались за хлеб и ночлег своими стихами.

(слайд № 8) В XI веке  появились новые странствующие актёры — «Гистрионы», «деревенские затейники», ставшие «профессиональными забавниками».  Во Франции их называли «жонглёры», в Германии – «шпильманы», в Польше – «франты»,  в Болгарии – «кукеры», в России – «скоморохи».

(слайд № 9) Они окончательно порвали с деревней, взяв за основу своего творчества жизнь средневекового города, шумные ярмарки, карнавалы, сценки на городских улицах. Поначалу они и пели, и танцевали, и рассказывали сказки, и играли на разных музыкальных инструментах, и проделывали еще много всяких трюков. Но позднее искусство гистрионов расслоилось по творческим отраслям. (слайд № 10) Появились комики-буффоны, рассказчики, певцы, музыканты-жонглёры и трубадуры, которые сочиняли и исполняли стихи, баллады и танцевальные песни.

(слайд № 11) Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов.

(слайд № 12) Карнавал, ярмарки — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию.

«Действа» становились все многолюднее и богаче.

Таким образом, со временем, театральное средневековое действо разделилось на две отрасли. Первая – площадной театр, который своим существованиям был обязан бродячим актёрским труппам, колесившим по городам и собиравшим толпы народа на городских рынках и площадях. Спектакли на площадях высмеивали феодалов, церковных представителей и других знатных недобросовестных персон. Неудивительно, что этот вид средневекового театрального искусства не пришелся по вкусу «сильным мира сего». Поэтому данное занятие считалось позорным и греховным. Искусство гистрионов преследовалось и подвергалось запретам, как со стороны властей, так и со стороны церковников. Но, ни епископы, ни короли не могли устоять от соблазна увидеть их жизнерадостные и зажигательные выступления.

(слайд № 13) Что касается второй отрасли разновидности театра, то представители церкви и знатные особы к ней были более благосклонны. Церковники быстро поняли силу воздействия театральных зрелищ на массы, и стали создавать свои представления — «действа», наполненные религиозным содержанием, этот вид «действа» получил название «мистерии». Мистерии – это своеобразная трактовка евангельских сюжетов на сцене. 

(слайд № 14) В них наглядно, в лицах, на положительных и отрицательных примерах верующим внушалась необходимость соблюдать заповеди, подчиняться своему господину, церкви и королю. Перед глазами завороженных зрителей проходили, оживая, персонажи «Священного писания». Одежды для «артистов» подбирались тут же, в церковной ризнице. Пришло время, и герои этих представлений заговорили на родном языке зрителей. В таких представлениях, кроме священнослужителей, обычно исполнявших роли Бога, Богородицы, Ангелов, Апостолов, участвовали и горожане и гистрионы: они играли отрицательных персонажей — сатану, чертей, царя Ирода, Иуду-предателя и др.

(слайд № 15) Такие представления требовали большого «сценического» пространства. Их пришлось вынести за пределы церковного здания, на рыночную площадь. Тогда средневековый театр и стал поистине массовым! Весь город сбегался смотреть представления. Приезжали жители из соседних деревень, и дальних городов. Правители городов, стремясь показать друг перед другом свое богатство и могущество, не жалели средств, устраивая пышное представление, которое длилось зачастую по нескольку дней.

(слайд № 16) Самой главной формой средневекового театра еще долго оставались мистерии — огромные пьесы, игравшиеся от 2 до 25 дней подряд. Случалось, в них было занято более 500 человек. Сохранив сюжеты священного писания, мистерия перешла на жизненное, бытовое их истолкование, в ней уже были штрихи будущей светской драмы. Для создания мистерий требовался особый автор — драматург, а для ее постановки— режиссёр.

(слайд № 17) Задолго до представления глашатаи на перекрестках выкликали объявления о предстоящем представлении. А за несколько дней до спектакля по улицам города проходило театрализованное шествие в костюмах, везли на телегах и колесницах части декораций.

Такой показ часто повторяли и перед самим спектаклем: исполнители проходили по городу, прежде чем занять места на площадке. Представления обычно начинались в 7—9 ч утра. В 11 —12 ч делали перерыв на обед и потом играли до 6 ч вечера. Все население города сходилось на площадь.

(слайд № 18) В дни спектакля прекращалась всякая работа. Торговали только съестными припасами. Дворы домов, а в некоторых местах и городские ворота запирали, выставляли дополнительные караулы во избежание грабежей и пожаров. Даже часы церковных служб изменяли, чтобы церковь и театр не мешали друг другу.

За посещение спектакля на площади взималась небольшая плата. «Сидячие» места стоили дорого и доставались богачам.

(слайд № 19) Площадка для игры воздвигалась на корзинах с землей или на бочках. Она была круглой, как цирковая арена, и зрители могли сидеть вокруг. Но обычно за спиной артистов помещались ложи, а простая публика стояла полукругом. Средневековый зритель не роптал: он не привык к удобствам, было бы только увлекательное зрелище...

Позднее, в конце средних веков театр стал профессиональным: над пьесами начали работать писатели, а ставить профессиональные актёры и режиссёры, получавшие за свой труд плату, которой уже было достаточно, чтобы прокормить их семьи.

(слайд № 20) Средневековый театр вырос из народных зрелищ. Он был массовый, доступный, увлекательный и заставлял зрителей думать о главных вопросах своего времени.

Современный театр – искусство, которое можно называть коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами, находящимися на ней. На самом же деле «закулисье» скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии. Какие это профессии мы сегодня с вами узнаем.

2.2. (слайд № 21) Мы отправимся за кулисы, чтобы узнать тайну рождения спектакля, и стать активными участниками этого творческого процесса. Согласны? Но для этого мы должны узнать, кто же в театре делает так, чтобы зрители увидели прекрасное представление.  Ребята, как вы думаете, кто работает в театре? Кто участвует в создании спектакля? Кто помогает актерам вжиться в образ? Кто руководит постановкой? Ответы детей.

Чтоб состоялась в театре премьера:

Долго готовят её костюмеры

И осветители, и декораторы,

И драматурги, и звукооператоры,

Главный художник, бутафор и гримёр.

На сцене – актёры, внизу – дирижёр.

А отвечает за всё режиссёр!

Сегодня вы познакомитесь с основными театральными профессиями.

Есть в оркестре дирижер,

А в театре - … (Режиссёр)

(слайд № 22) Режиссёр – главное лицо в театре, который собственно руководит ходом спектакля; он же «ставит» пьесу, он подбирает артистов, на репетициях дает тон актёрам, показывает, где кому стоять на сцене, объясняет жесты артистам; это — хозяин спектакля, всем указаниям которого артисты должны следовать, безусловно.

Что напишет сценарист,

То покажет нам …(Артист) (слайд № 23)

Воспитатель: Давайте проведем театральную разминку и побудем актёрами. Групповой актерский этюд: (вызываются на сцену три – четыре человека)

*    Представьте, что вы встретили человека, который не выспался, изобразите его;

*    Внезапно загремел гром, сверкнула молния, пошёл дождь. Ваши действия;

*    Но вот снова выглянуло солнце, оглянитесь – сколько луж! А нам надо пройти, да так, чтобы не замочить ноги и не обрызгать своих товарищей (осторожно);

*    Но вот очень большая лужа, ее никак не обойти. Поищем дощечку, брёвнышко, ах, какое оно узкое, идём по нему осторожно, чтобы не упасть в лужу;

*    Но раздался бой часов, сверим часы – мы, же, опаздываем! Нужно поторопиться, скорее бежим!

*    Успели, можно выдохнуть. (Все садятся на свои места)

Был человек, а стал актёр:

Его преобразил …(Гримёр)

(слайд № 24) Гримёр помогает артисту почувствовать характер, образ того героя, которого задумал для него режиссёр. У каждого настоящего артиста есть своя гримёрная комната, где он наносит грим на лицо, сидя перед зеркалом, специальными красками. С помощью грима можно превратить лицо человека в мордочку животного, молодого человека в старика, из веселого человека сделать печального, и наоборот. Гримёр рисует актерам «нужные лица», одевает им парики и приклеивает бороды, то есть создает тот или иной облик актёра, необходимый в определённой роли.

Портрет запечатлеет Ваш фотограф,

Движенья нам подскажет …(хореограф)

(слайд № 25) Хореограф становится тем волшебником, который делает музыку, написанную композитором, видимой. Язык хореографа состоит не из слов, а из движений. Своей фантазией хореограф помогает родиться образу.

У костюмов есть размер

Это знает …(Костюмер)

(слайд № 26) Костюмер создает костюмы для спектакля. Для него важно, во время какой эпохи происходит действие, в какой стране, фантастика или реальность описываются в пьесе. В соответствии с этим костюмеры-дизайнеры разрабатывают эскизы костюмов, а костюмеры-портные шьют по этим эскизам костюмы для определенных актёров.

Но в театре есть множество других профессий, без которых не может состояться представление. Некоторые настоящие предметы на сцене, например, дерево, камень, дом, можно заменить нарисованными, вырезанными из картона, ткани. Этим занимается специальный человек:

Из картона помидор

Ловко сделал …(Бутафор)

(слайд № 27) Бутафор-художник —  создает предметы и вещи, необходимые для спектакля. Например, клеит из картона дерево, а из фольги — корону.

Декоратор-художник рисует или мастерит декорации, служащие фоном для спектакля.

Суфлёр ведь в пьесе не играет,  (слайд № 28)

Он за актёром наблюдает.

Забудет кто-то роль едва -

Подскажет нужные слова.

Суфлёр сидит в будочке и следит за пьесой и артистами на тот случай, что если кто-нибудь случайно, от волнения или от рассеянности забыл свою роль, то есть он «подсказывает» слова пьесы артисту.

(слайд № 29) Осветитель находится в специальной комнате, расположенной вверху за сценой и оттуда управляет светом, при помощи которого создает определенное настроение и атмосферу на сцене.

Звукооператоры и шумовики — управляют музыкой, шумами и прочими звуками, которые мы слышим во время спектакля.

А еще в театре существуют театральные музыканты во главе с дирижером, театральный портной, рабочие сцены, пожарники и много других разных профессий.

(слайд № 30) Давайте отдохнем и проведем театральную физкультминутку. (Дети повторяют движения за педагогом)

Я пришел в театр с утра — (дети «шагают» на месте)

Закружилась голова —  (круговые движения головой)

Здесь актёры —  там и тут (наклон головы вперёд, назад, вправо, влево)

Все меня к себе зовут — (рукой «зовёт» к себе)

Одному я подмигнул, —  (подмигивают)

Он мне – головой мотнул —  (наклон головы вперёд)

Посмотрел другому вслед, —  (руку держать на уровне бровей, глядя вдаль)

Тот актёр мне шлёт привет — (помахать левой рукой)

Встретил тут же режиссёра, — (повороты туловища вправо, влево, вперёд)

Костюмера и гримёра.

На меня они глядят, дать автограф все хотят —  (плавные волнообразные движения правой, левой рукой)

Вдруг меня толкнула мама, —  (покачаться туловищем вправо, влево)

Ну, вставай дружок с дивана!

Это был всего лишь сон, (развести руками по сторонам)

Сильно я в театр влюблен!

Давайте проверим, как вы запомнили театральные профессии.

Игра «Подскажи словечко»

Театральный он работник –

Постановок «дирижёр»,

Управляющий спектаклем –

Это, верно, … (Режиссёр)

Если хочешь стать другим, —

Призови на помощь ... (грим)

Он работает, играя

(Есть профессия такая).

Он на сцене с давних пор.

Та профессия … (Актёр)

То царём, а то шутом,   (слайд № 31)

Нищим или королём

Стать поможет, например,

Театральный… (костюмер)

Рисую всегда, то мордашки, то лица.

Палитра моя – это разные лица

Я им помогаю быстрей превратиться

В злодея, в красавицу, в синюю птицу,

Клиент мой – актёр.

Я классный … (Гримёр)  (слайд № 32)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет – ресурсы

http://www.letopis.info/themes/theatre/teatralnoe_iskusstvo_vo_vremena_srednevekovja.html

http://svr-lit.ru/svr-lit/populyarnaya-istoriya-teatra/teatr-srednevekovya.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ

Театр есть искусство отражать

Театр есть искусство отражать

В 476 г. пал великий Рим. Его многоколонные беломраморные храмы и театры лежали в развалинах

В 476 г. пал великий Рим. Его многоколонные беломраморные храмы и театры лежали в развалинах

Поначалу они и пели, и танцевали, и рассказывали сказки, и играли на разных музыкальных инструментах, и проделывали еще много всяких трюков

Поначалу они и пели, и танцевали, и рассказывали сказки, и играли на разных музыкальных инструментах, и проделывали еще много всяких трюков

Мистерии – это своеобразная трактовка евангельских сюжетов на сцене

Мистерии – это своеобразная трактовка евангельских сюжетов на сцене

Такой показ часто повторяли и перед самим спектаклем: исполнители проходили по городу, прежде чем занять места на площадке

Такой показ часто повторяли и перед самим спектаклем: исполнители проходили по городу, прежде чем занять места на площадке

Согласны? Но для этого мы должны узнать, кто же в театре делает так, чтобы зрители увидели прекрасное представление

Согласны? Но для этого мы должны узнать, кто же в театре делает так, чтобы зрители увидели прекрасное представление

Но вот очень большая лужа, ее никак не обойти

Но вот очень большая лужа, ее никак не обойти

Этим занимается специальный человек:

Этим занимается специальный человек:

Он мне – головой мотнул — (наклон головы вперёд)

Он мне – головой мотнул — (наклон головы вперёд)

В злодея, в красавицу, в синюю птицу,

В злодея, в красавицу, в синюю птицу,

Интернет – ресурсы http://www

Интернет – ресурсы http://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.09.2019